|
№ 220 1775 г. апреля 24 — Представление астраханского губернатора П. Кречетникова о Малой Кабарде, с изложением его мнения о политике, по освоению этого края 43. /л. 1/ Всепрестветлейшая державнейшая великая государыня императрица л самодержица всероссийская государыня всемилостивсйшая, как уже от 2 декабря 1774 го года в. и. в. реляциею моею донесено, что сами Малой Кабарды два владельца Кайтука и Келемет Ахловы и потом все осетинския старшины 20 человек письменно просили осетинское подворье возобновить и в том строени помогать обещались защищением от разных нападений, и сами вышед из гор около оного поселитца, а к тому всего больше желают, чтоб поставить над ними наших начальников, о чем бы нам всеми способами добиватца должно. [311] Посему осмеливаюсь в. и. в. всеподданнейше мое слабое о них описание иоелику мог в малое мое около их пребывание разведать, то о построени того двора и их около онаго выселени слабый мои таланты предуспели в мудрое и прозорливейшее в. и. в. соизволение поднесть. Место, где прежде было и ныне должно быть осетинскому подворью, отстоит от Моздока 90 верст, и принадлежит так, как и все осетинцы, /л. 1об./ вышенаписанным двум владельцам, хотя оне управляютца своими старшинами ни завися ни от ково, однако ж сим владельцам дань дают. Всего сего народа щитаетца мужеска пола до 3000 человек, имеют свой особенной язык, коего никто не знает или очень мало знающих его, но не имеют ни грамоты, ни книг, и никакова почти закона. Однако ж не надобно от них справедливости отнять, что оне весьма склонны к принятию нашего христианскаго закона, которой при всей слабой от нас в Осети проповеди принимают. Народ горской крайняго невежества вообще, в том числе и сеи, не имеют никакова промысла, ни хлебопашества, хотя земля к тому чрезвычайно способна, и жары от часто бываемых дождей не препятствуют к произращению всякого хлеба, но оне сеют просо, пшеницу, и ячмень, но чрезвычайно мало, а по сему как владельцы, так и поселяня их подвластные в несказанной бедности живут, и все их богатство состоит в скоте разного звания. А по скотоводству от крайния бедности и проиходят грабежи, воровства и междуусобная война и раззорение, отчего и называютца храбрыми, но не должно ж умолчать и то, что я не приметил у них принадлежащая брони храбрым людям, а только есть весьма хорошие сабли и луки, а в протчем весь снаряд худой, и так мнитца мне, вся их храбрость происходит от сущия бедности, снискивая себе какого либо прибытка, доставая оной отгоном, и естли догнали, тогда с нахальною дракою один другаго побеждает, а посему безсильству сии народы крайне и притеснены от владельцов Большой Кабарды, как гораздо их сильняя и не в дальном разстояни живут и, набегая на их жительства, разоряют или принуждают себе дань платить и быть под их властью. /л. 2/ От каковаго Большой Кабарды сильнаго и варварского притеснения сии народы необходимо принуждены себе сыскивать защищения, и для сего то самого и нужно им верное и надежное покровительство в. и. в., кое, по слабому моему мнению, и надобно им подать, а и с того произойдет слава в. и. в. по всей той стране, и приманит весьма многия народы, и распространит пределы в. и. в. Государственная ж польза произойдет в приобретени сих руд, в коих горах надлежит ожидать когда разработаютца богатейши с металлов, нежели те, которые уже видимыми есть, так как и народ просветитца верою христианскою и придут в лутчее обращение общежительства, а тем со временем доведены быть могут и в настоящия в. и. в. подданные. Народ валагирцы живут близ грузинских границ, ис коих один и сына своего в науку в Моздок привесть обещал, и имеют оне те ж самые руды, из которых он же на пробу ко мне привез. Сей народ то ж управляетца старшинами, и числом их будет до 6000, но от Большой Кабарды притеснен, а к принятию веры христианския склонен, и многия из них крещены, хотя оне равно первым ни церквей, ни учителей не имеют, однако ж склонность к закону весьма оказывают и желают, яко первые, выселитца и быть под покровительством в. и. в. Затем весь горской народ под именем Малой Кабарды содержут в себе различное по народам название, о коем достаточное сведение есть в-Ыностранной коллеги, для чего и не имею нужды их именовать, но только осмеливаюсь донесть, что все оне по варварскому своему невежеству, один /л. 2об./ против другаго рода в злобе и крайнем несогласи и друг друга грабят, [312] разоряют, и невольниками делают, сами ж они все во особенности безсильны, а потому и большего общества в них народем быть не может, отчего оне все Большою Кабардою и притесняютца, и самыя те набеги, их необходимо понуждают искеть надежнейшия себе защиты. К тому ж некоторый из сих народов так же как и первыя, не имея ни книг, ни грамоты, и будучи ни магометанами или только одним словом и склонностию вледельцов магометанской закон носят, то лехко ожидать должно, что все примут христианскую веру, да и не трудно посредством сообщения нашего народа совсем их язык, яко не имеющей своего основания, то ж и обычаи истребить. Притом за нужное к сему прозорливейшему в. и. в. разсмотрению донесть осмеливаясь, примечательные места в границах Малой Кабарды состоящия, по реке Терику, на противной от нас стороне, а именно урочище Бештамак или Пяти Горловина, город Татартуп, и потом уже на нашей стороне на реке Куме город Маджары. Первое от Моздока 50 [верст] и впадеют из гор пять рек, отчего и сие название получило. Другой 120 верст старинной город с каменными развелинами, и ныне имеет обветшалую христианскую каменную церковь, и сей уже лежит на границе з Большою Кабардою, места около сих мест преизобильныя, как плодородием земли, так лесами, и лугами, вообще всем произрастением, и к поселению наилутчшайшея. Последней же от Моздока назад 240 верст, и сей лежит против степи кубанской, ближе к Астрахани и Царицыну нежели все наши поселени, /л. 3/ да и от Дону недалек, земля ж около оного то ж изобильная, хотя не так, как первая, однако ж всем достаточна и к хлебородию весьма способна, и лесу по Куме довольно находитца, хотя я в сих местах по притчине ближущейся зимы не был, однако ж у всех довольно бывалых людей о том пространно распрашивал и в том уверен. Итак елико слабые мои силы доставали объяснить в. и. в. о народах и местах Малой Кабарды, теперь я всеподданнейши имею приступить к описанию поселени и заведению горнаго дела, естли мудро провидящее в. и. в. соизволение будет, чтоб осетинское подворье по их прозьбе возобновить в прежнем месте, коему на прозорливейшее в. и. в. усмотрение и план при сем подношу, то мнитца мне начасть следующим образом. Во первых объявить им высочайшее в. и. в. монаршее покровительство, и матернее на их прошение снисхождение, что соизволяете то возобновление учинить, и чтоб оне ко оному на выселение шли, наперед в самое то подворье, кое я должно заведено быть с нарочитым укреплением, сходствующим с силою тех народов, но только необходимо надлежит зделать, довольный обширности, ибо в сих местах форштатам быть неприлично, а надобно быть всему внутри. Притом иметь городок примкнутой к тому ж укреплению, где и может завестись горная работа, а имя свое иметь будет для каменданта, коего укрепления план и может сочинен быть с разсмотрения фортификационной команды и высочайший в. и. в. опробации. Ко обузданию сих народов как то и оне сами просят начальников поставить необходимо умножить двумя баталионами или полком в /л. 3об./ моздоцкой гарнизон, да в подворье то ж баталион, и поставить в обеих местах камендантов с лутчим выбором, чтоб люди были попечительные о государственном благе, и обращались бы с народами с крайнею тихостию, ласковостию и приведствуя нашлись бы в состояни вразумлять сих невежд к доброму общежительству, и чтоб трудами а не воровством свое изобилие снискивали, к тому ж как всем известно, что подлой народ ничем больше к власти и во обуздание не подчиняетца, как утверждением в них веры, то необходимо нужно, чтоб Правительствующи синод к тому просвящению веры христовой по долгу своему избрал лутчих проповедников, нежели каковые топерь в Осети есть, единственно [313] ссорющияся между собою, а не неприлично б быть и архимандриту, чрез чтоб большее велелепие церковное произошло, а тем неоспоримо важное к вере почтение и повиновение от них произойдет, да и церкви с пристойным украшением поделать. Затем к сильнейшему воздерживанию и ко опровержению их языка и обычаев нужным почитаю, те гарнизоны зделать поселенными, между сими выходцами из гор, и дать волю как им на салдатских дочерях, так и салдатам у них женитца, и тем нечувствительно язык и обычаи их выводить, а их распределять по сотням в ведомство наших служилых людей, под видом нечаянных набегов ко обороне, к чему оне и обязаны сами защищать свои жительства, и скот, что из них по их склонности кажетца и нетрудно зделать, а тем самым и будут привыкать к повиновению и к нашему военному обряду. Необходимо ж нужно содержать нарочитое число казаков, или гусар при сем заведени, ибо не должно ожидать, чтоб от сих ветренных /л. 4/ народов набегов и разных покушени не было, а паче от Большой Кабарды, за коими по горам уже пешей гарнизон не в состояни гонятца, то и нужны лехкия войски, между коими и сии поселянцы легко употребитца могут, а тем то соединением с нашими союз их и усиливатца будет. Хотя о числе лехкаго войска таперь точно положить невозможно, однако ж нужно, чтоб при первом приступе поставлено было твердое и надежное положение, хотя б и со излишеством оных приведено, то тем обуздание лутчее будет, к чему и можно прибавить комплект казаков, находящихся в поселени по Терку, из их малолетков, правда что должно ожидать от нарочитаго числа войск, чтоб оне в страх не пришли, но ко отвращению сего не иное нужно, как ласковое обхождение и приманка малыми дачами в награждение всяких разных мелочных вещей, коих оне не имеют. К сему нужно позволить рускому купечеству туда для торгу приезжать, и тем приобучать их ко употреблению разных привозимых товаров, а паче к знанию и употреблению денег, коих оне по се время никаких не имеют, а сие познание необходимо понудить их к снисканию работою своею, чем и привоз руд будет свободнея. К заведению сего строения, лесу в сих местах довольно, и оне привозить оной подписками своими так, как руду, обязались, за которой привоз и должно с ними поставить цену по их обычаю рубашками, или как усмотритца, но на первой случай всеми мерами старатца ввесть ее самую нискую, дабы тем не зделать им вдруг прибытка, коего оне по се время еще не знают, а только дать приманку к трудам, и чтоб сия воска была должностию а не иначе. /л. 1об./ А зато ко утверждению их в должности, можно делать владельцам, старшинам, и самым работникам по временам от имяни в. и. в. или по дням высоких вашего величества торжеств, малые награждени, похваляя их в той должности ревность. Ко устроению потребны всякаго звания мастеровые люди, а больше слесари для мелочной железной работы, коим необходимо быть должно из России, ибо оных не только в тех местах, но и в самой Астрахани совсем нет, то и мнитца мне набрать их ис полков или гарнизонов, во избежание дороговизны наймом вольных, каковы, конечно, в такую даль или совсем не пойдут, или же чрезвычайную цену требовать будут. Затем земляная работа должна быть велика, то ко оной необходимо надобно послать каторжных. Им числа ныне верно положить не можно, однако, на первой случай до 800 человек употребить в работу как в сем новом поселени, так в Моздоке, где то ж укрепление еще не делано, а оне зато должны быть кормлены указным правиантом и одежею, да к лутчему содержанию их в силе, давать по два раза в неделю на мясо или сало по нескольку денег, а буде того числа каторжных будет недостаточно, то можно б от правительства более вытребовать в свое время. [314] И потому надлежит там на правиант достаточные магазеины устроить, коих нигде поныне нет, и число правианта завесть со изобилием, что и может правианская канцелярия снабдить. /л. 5/ Когда с помощию божиею мудрым в. и. в. призрением сие поселение свое начало возьмет, то мнитца мне необходимым и важным делом, служащим к славе высокаго в. и. в. имени и к разпространению границ, приносящих знатной государственной доход, чтоб при первом заведени сего двора, как уже обе Кабарды по благополучной окончавшейся руководством в. и. в. войне, мирным трактатом оставлены в нашей стороне, то не замешкавшись начать население в Татаргупе, под претекстом веры и возобновления разореных церквей, кои неоспоримо там есть. Правда, сие предприятие не может не произвесть большаго труда и крайняго прилежания, но напротив того зделает велищиа славу и пользу государственную тем самым, что сии места есть наиизобильнейшия из всех. Сей же город лежит в самом сердце гор, прикрывает Малую Кабарду от Большой, и делает лутчую дорогу в Грузию, то и неоспоримо, что Малая Кабарда будет совсем в наших руках, да и Большая в лутчее по соседству обуздание неминуемо придет. Тогда ближней способ возимеем и о Грузи помыслить как ей быть и от терпимых ею несносных от разных народов разорени охранить, ибо от Татартупа до Меретинских границ только два дни езды. Безпрекословное есть дело, что сие предприятие важного труда и прилежания требует, однако ж, и то неоспоримо, что прилежание или пробу зделать и трудности преодолевать есть дело человеческое, а паче будучи под мудрым в. и. в. наставлением. /л. 5об./ Когда к сему приступить, то уже необходимо оной город зделать знаменитым и устроить надежным укреплением, и тем себя утвердить, и завесть торги, коим удовольствием народ тамошней обольстить разными привозимыми изобилиями, чрез что они и успокоиться могут. За нужное или и за необходимое почитаю к прикрытию от Кубани наших границ, не оставить без занятия бывшей в старину город Маджары, кой лежит за спиною Моздока, в двустах сороки верстах на реке Куме, имея по ней довольно лесу и земля к хлебородию способная, и в протчих потребностях изобилует; то естли сей город обнять, способом условия с кубанцами для торгу с ними, и от них домогаться согласия, каким бы то образом ни удалось получить, то из сего поселения великая польза произойдет, тем самым, что уже от Моджар будет до Дону летнею верховою ездою четыре, до Царицына пять дней, в день же должно полагать 60 верст, чрез что от стороны Кубани будет безопасность, да и самые наши калмыки останутца в безопасности от кубанских набегов, да и от своих лехкомысленных покушени, конечно, удержены будут. Всемилостивейшая монархиня, естли сии преднамерени мудрым в. и. в. провидением в высочайшее благоволение принять соизволите, то я по слабости моего разумения, полагаю по всей сей линии, начав от фельтшанца, коя лежит от Кизляра к морю в 70, а от моря в 20 верстах по Терку зделать до Кизляра /л. 6/ два или три поселения, от Кизляра ж до Моздока жительство предовольное состоит, и могу донесть, что я, быв там сими поселившимися казаками, видя их исправности, как по службе, так и по изобилию земли, весьма утешался, то оное и должно оставить как оно ныне есть. Только старые станицы разпространить от их чрезвычайной тесноты, что и учинить нетрудно, ибо оне и сами без всякия помощи исподволь распро[с]транятца; а затем за Моздоком, по избираемым местам выселивать добровольно выходящих из гор, от осетинсково подворья по реке Терку до Бештамака, и до Татартупа, делая те селени с таким укреплением как наши казацкия станицы уделаны, но необходимым поставляю, чтоб во всяком таком поселени начальник был наш. И в каждом бы месте не меньше третьей части поселенных наших салдат [315] а всего лутче гусар и казаков. X коей последней службе и самой тамошней народ весьма склонен, что и может быть в подобие того как и по Волге реке в новозаведенных станицах калмыки смешенно с казаками поселяются, а тем самым их нравы, обычаи, и язык истребитца, и лехко придут нечувствительным образом в существительные в. и. в. подданные. Равным образом от Моздока к Маджарам надлежит такие ж поселени по усмотрени мест назнача завесть, и сколько таковых найтитца может, и свое время представить можно будет. На сие поселение потребны люди, коих изобресть нетрудно, как обыкновенно из разных полков отставные салдаты посылаютца на поселение в разные места, а большою частию в Казанскую губернию, то сих обратить в сию сторону, с тем только, чтоб избирать на первой случай людей поздоровей, потому что оне в сих местах не могут быть без службы, по необузданной ветренности /л. 6об./ живущих народов, а паче к сему употребить из гусарских полков, и буде возможно сыскать Военной коллеги откудова либо казаков, но всех таковых людей присылать з женами и детьми, и снабжать их всеми оружейными и аммуничными вещьми, и на первые годы определить гарнизонное жалованье, кроме их поселения, потому что вся трудность и служба их должна быть в самые первые времена. По точной притчине необузданных и непривыклых еще народов видеть таковые заведени, то и необходимо заслуживают ту милость те поди, кои все сии трудности преодолевать должны, и надлежит их селить наперед во Осетинском подворье, сообщая с выходцами из гор, потом к Татартупу, а тем самым умножением людей приобрящется большей привоз из гор руд и разработавание оных, да и самые те жители придут во обязанность с нашими, и так сие утвердитца, и дикость тех народов умяхчится, то и нетрудно уже повсеместное и к Маджаром по назначенным местам поселение зделать. А к тому пе неприлично б было зделать высочайшую милость пожалованием позволения служащим штап и обер-афицерам или выехавшим из Грузи в вечное в. и. в. подданство дворяном, кто пожелает в сих местах собственные поселени зделать, своими людьми, или добровольно вышедшими к ним во услужение, и для того давать им земли безденежно, где оне пожелают, однако ж с тем разсмотрением, чтоб ис того не произошло обиды тамошним жителям, для чего те отводы и делать с их неспорнаго ведома, при том же хотя сию милость для лутчаго заведения жительств, хозяйства и служащим в тех местах спомоществования в их содержаци, будет полезною, однако ж во избежание /л. 7/ грабительств, никогда не позволять селить хуторами, или малыми скотскими дворами, но всегда им строитца с такими ж укреплениями как и протчия селени учреждены будут, для чего и могут оне, соглашаясь по нескольку человек, одно селение заводить. Ко обузданию сих варварских народов первым и главнейшим правилом поставляю старатца всеми способами их грубое невежество истребить, а способ приобретаю тот, чтоб с ними иметь на первой случай всевозможные ласки и приветство, и делать им самые малые награждени. Тем, кто склоннее с своими фамилиями преклонятца будут, завесть в Астрахани школу для их владельческих детей с пристойным учением, воспитывать их благородно и потом старатца их вводить в службу регулярную и нерегулярную, в какую чья склонность будет, не касаясь на первой случай ни до веры, ни до платья и дозволить владельцам при детях своих по их нынешнему обычаю посылать дядек и мамок, без коих оне ни под каким видом никуда не отпускают. Также позволить и самим отцам и матерям для свидания с своими детьми приезжать, а кто ис питомцов преуспеет в науке и поведени, тех на некоторое время отпускать в горы, дабы б, видя их, другие упорствующие владельцы к таковой же отдаче [316] поощрены были, то сим способом неоспоримо нравы и невежество их искире нитца, и тем придут в вечное п. и. в. подданство. Да и преобрящете на вечные времена все горы с их сокровищами, к чему мне по бытности моей в Кизляре первой опыт был; там содержутся от разных владельцов дети в аманатах, взрослые и малолетные, ис коих один добровольно выучился по-руски чисто говорить. Я видя ево в том успевающа, приласкал и говоря с ним советывал ему, чтоб он ко мне в Астрахань приехал, где б я его с моим сыном пристойным наукам /л. 7об./ учить стал. Он на сие весьма свое желание изъявил и хотел у отца своего просить позволения. А сие самое и сходствовать будет с указом в. и. в. из государственной Коллеги иностранных дел апреля от 8 го 1763-го года 44, коим повелено содержащихся в Кизляре горских аманатчиков старатца склонять ко обучению российской грамоте и приводить в людкость, а от варварских нравов отводить, о чем кизлярским комендантам и повеление дано; но таковаго не было их в том попечения, кроме, что бывшия в крепости Святаго Креста аманатчики некоторые самоохотно тому обучались. Итак, естли б на первой раз двух или трех из них получить в Астрахань, то надеятца можно, что по небольшом времяни их нарочитое число набралось, да и тогда бив аманатах нужды не было когда б дети их в училище были и могли б современем совсем и к вере христианской притти, и естли высочайшее в, и. в. соизволение на сие будет, тогда план и о сумме на то особо представить можно будет. Подобно сему надлежит иметь в Моздоке для старшинских детей и других желающих также и сирот школу, как то и ныне по осетинской проповеди коммиси оная положена. Однако ж ея совсем не состоит, ни от чего инаго, как от единаго неприлежания находящагося там протопопа и священников; а должно ей быть в лутчем призрени и порядке, где и могут обучатца по-руски говорить и писать, а по возврате употреблятца в службу между казаков или в поселянския чины, а к тому желающия и в церковнослужители, как и по сей коммиси положено. /л. 8/ Протопопу старатца из их детей церковников заводить и на то и сумма от в. и. в. определена. На остаток за нобезнужное признаю приступить к Большой Кабарде, которой дела не довольно мне сведомы, а по древней ее преданности х крымскому хану весьма сумнительною состоит, но по бытности моей в Моздоке, в самое то время возвратился оттуда майор Тоганов, определенной по указу Коллеги иностранных дел к делам Большой Кабарды и был посылан от ген.-порутчика де Медема со объявлением турецкого мира, и что оне оставлены в стороне в. и. в. коего я и распрашивал о их состояни, силе, жительстве, и с каким оне усердием известие о мире приняли. Хотя я толикаго сведения, какого желал, от него не получил, однако ж, сколько его смысл и познание доставало, мне донес, что в Большой Кабарде находитца верных в. и. в. и принявших то известие с охотою владельцов тринатцать с несколькими узденями, и желание имели со мною видитца, но по отдаленности, и не имея о приезде своем от меня приказа, не поехали, а когда де приказано будет, то охотно исполнят. Напротив того противных и откладывающихся от в. и. в., а прилепляющихся х крымскому хану, состоит главной Хаммурза Расланбеков с несколькими сообщниками, коих считаетца до 15 человек. Хотя сей к нему приезжал для выслушания тех пунктов, но объявил что де мы тому не верим, а как возвратитца их посланник ис Крыма и о том мире уведомит, тогда верить и с протчими /л. 8об./ согласны будут, и с тем отъехали. В коем числе есть из сильнейших сих противников Мисост Баматов и всегда иметь может до 2000 человек; протчие ж хотя равные по породам своим с ним, но уж все безсильнея его, а егда б все кабардинцы соединились, то могут иметь до 15 000 человек; следовательно, по сей их общей силе в кое [317] собрание по необузцанию своему им притти неможно, то и оная есть не суть важная. В подкрепление ж нам, в той же Кабарде есть верные, коих старатца утвердить в верности, при первом свидани, поставя их равно с владельцами Малой Кабарды, то тем самым и зломыслящия успокоеватца принуждены будут. А в противном случае необходимо должно всех сурово упорствующих и пребывающих в своих невежествах наказавать. Таким образом сколь скоро никакое увещание преклонить не может, то, взяв под караул, отсылать в Астрахань, где и содержать под присмотром по обстоятельству ево упорства. Но при всем том порядочно, как владельца, а детей его, взяв, приобщить в училище, чрез кое наказание последует очевидно ему и монаршее ваше милосердие, тем что он содержитца по его званию, а дети во обучени, то лехко притти может в признание, а тогда его и отпустит в дом, отчего необходимо и будет в должном повиновени. Сей штраф или, лутче сказать, смирение, употребить па все тамошния народы ни выключая никого, чем со временем до желаемаго успеха и достигнуть можно. А естли б из сих противников дерзнули вооруженною рукою покуситься, то натурально таковых тем же способом отражать и наказывать по военному отряду. По сим тамошним лехкомысленным народам на случай заведения толь важного /л. 9/ необходимо на первой случай пока все народы не приведены будут в желаемое спокойство, должно иметь нарочитой корпус конной, составляющей больше гусар и казаков и несколько драгун, о чем положение с Военною коллегию учинить можно. К тому ж гусары и могут комплектовала вольными людьми, грузинами и армянами, коих людей без недостатка здесь иметь можно и надлежит сему корпусу состоять в точной команде той персоны, кому сие дело от в. и. в. по высочайшей милости вверено будет, как разпоряжающему все сии дела по их обстоятельствам. Итак, поелику слабые мои силы достигли объяснить о всех местах мною примеченных в мудрое и прозорливейшее в. и. в. провидение и естли высокомонаршее в. и. в. соизволение последует, чтоб горное дело самым делом начать и поселени заводить, к чему кажетца таперь и приступ настоит неупорной, то и надобно по высочайшей в. и. в. воли избрать ту персону, коему высокомонаршая доверенность пожалована будет и потребно его снабдить горными мастерами и другими штап и обер-афицерами, избрав людей отличного в тихости и скромности поведения, а крайне старающихся о исполнени государственный пользы и притом необходимо быть по горным делам и по поселениям особой экспедиции и особым приказным служителям. А затем необходимым же мнитца той /л. 9об./ управляющей персоне в разсуждени так великой отдаленности, иметь полную власть на решение всяких встречающихся дел, коих предвидить неможно, и для поощрения к ревностным исполнениям награждать, а в случае разных нерадивостей наказывать, и отрешать собою, чтоб тем по отдаленности как первых ободрять и приохачивать к должному рачению, так и ленивых и нерадивых от того страхом и наказанием отвратить, чтоб таковые не имели случая, надеясь на отдаленность, нерадивостию своею, а, не имея зато наказания, других соблазнять. В. и. в. всемилостивейшей государыни всеподданнейши раб Петр Кречетников Ч[исла] 24-го апреля ЦГАДА, ф. Госархив, разр. XVI, д. 614, лл. 1-9. Подлинник. Комментарии 43. Представления астраханского губернатора П. Кречетникова интересны изысканиями путей колонизаторской политики царского правительства на Северном Кавказе. Внимание его останавливается на землях Кабарды, где места «преизобильные, как плодородием земли, так лесами, лугами, вообще всем произрастанием и к поселению наилучайшая». Его интересуют «горы с их сокровищами» и организация добычи руды, с наибольшими выгодами для государства, для чего использовать местное население, заставляя подвозить руду за самую низкую плату, «дабы тем не зделать вдруг прибытка, коего они по сие время еще не знают». Не исключая вопроса о мерах военного характера для укрепления власти царского правительства на Кавказе (необходимости содержания войск в крае) Кречетников делает упор на иные средства влияния на горцев: ассимиляцию местного населения русскими поселенцами, для чего («ко опровержению их языка и обычаев») поощрять браки между русскими и представителями горских народов, усиление миссионерской деятельности православного духовенства и привлечение горцев мелкими подарками, т. е. типичные средства колонизаторской политики вообще. В проекте Кречетникова уделяется внимание развитию торговли с горскими народами. Он считал необходимым распространять среди владельцев горских народов грамотность и приобщать их к военной службе. 44. Указ Коллегии иностранных дел 1763 г. касался воспитания и обучения русской грамоте кабардинских и кумыкских аманатов (Указ в материалах Коллегии не обнаружен). В 1764 г. в Моздоке была заведена школа для обучения детей крещеных осетин. |
|