Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 216

1773 г. ранее марта 10. * — Письмо командующего корпусом войск на Северном Кавказе И. Ф. де Медема кабардинским владельцам с требованием прекратить нападение на ингушей.

(* - Дата установлена на основании док. №  214)

/л. 259об./ С ПИСЬМА КАБАРДИНСКИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ КАСАЮ АТАЖУКИНУ, ХАММУРЗЕ АРСЛАНБЕКОВУ, КАЗИЮ КАЙСИНОВУ, ДЖАНХОТУ ТАТАРХАНОВУ, АЛИЮ ИСЛАМОВУ, ЭЛБУЗДУКЕ КАНАМАТОВУ, МИСОСТУ Б АМАТОВУ, ИНАЛУ КАЙСИНОВУ, КИЛЬЧУКЕ КАЙСИНОВУ, КОРГОКЕ ТАТАРХАНОВУ, МАМАТ-ГИРЕЮ АЛИМУРЗИНУ, БИАРСЛАНУ ХАММУРЗИНУ, АРСЛАН БЕКУ, КАРГОКЕ И МУСЕ КАРАМУРЗИНЫМ, БЕКМУРЗЕ И ГЕТАГОШУ КАСАЕВЫМ, НАВРУЗУ И КАРТУЛУ ИСЛАМОВЫМ, КАЙТУКЕ КАЙСИНОВУ, АДИЛГИРЕЮ, ИСЛАМУ, И ИНАЛУ МАМАТОВЬІМ И БЕКМУРЗЕ МИСОСТОВУ

Вам всем из писем моих довольно известно, что ингушевской народ по самопроизвольному своему желанию, как никому низависимыми и подвластными находились, вступили еще с 770-го году в подданство [307] е. и. в. и в верности своей учинили присягу и начели веру греческаго исповедывания принимать. Для чего по высочайшему е. и. в. матернему своему к подданым человеколюбию и безпримерному милосердию и священники к ним и российской караул определены, но вы, забыв должность е. и. в. подданическую, сперва отхватили у них, ингушевцов, 1200 баранов 42 и с ними двух человек людей, которых не довезя до Кабарды, по неистовству своему к человеколюбию, а по привычке к варварству убили, но не удовольствуясь сим поносным позорищем и знав, что вы отправили ко мне посланников своих и дали им обязательную подписку и присягу, с тем естли из вас поступит ко вреду, то таковых в товарищество к себе не принимать. Вместо того, презря все оное, коснулись паки на них, ингушевцов, подданных всероссийской государыни, зделать безчеловечное нападение и кровопролитие. В числе том были и из вас Бекмурза, Гетагаш Касаевы, Коргока и Муса Карамурзины с протчими и от узденей Кучмежека Кучмежеков и Куденетовой фамилии Салатгирей с протчими же и притом нападении из них, ингушевцов, убили 26, да при баранах бывших 9 человек. А баранов до 700 отогнали, но почему ж сей поступок так зделан, ведая своих посланников здесь отправленных? А к тому ж те самые владельцы и узденья, которые их сюда отправляли и присягу дали о нечинении злодейства, приступили разве за то только, что они, ингушевцы, противу вас малосильны и не имеют противиться и что они единственно прежде сего давали вам за то только подать, когда они выходили для работы своей к хлебопашеству, а ныне не дают, то мне кажется все сие претензие к резону иметь не следственно, ибо я изъяснял вам выше сего, что они никогда вам подвластными не были, так как и посланники ваши мне объявили, то я в последние вам подтверждаю, чтоб вы от таких поступок отстали и не делали подданным е. и. в. обид и раззорения, а в противном сему случии сами себя потеряете, то я на все сие по каким обстоятельствам и причинам сии продерзости чините меня откровенно и безпристрастно уведомить.

Таковое ж послано узденям как Куденетовой так и Танбиевой фамилии протчими.

АВПР, ф. Кабард. дела, 1769-1777 г., он, 115/2, л. 21, л. 259 об. Копия.


Комментарии

42. На зависимость от кабардинских феодалов некоторых более слабых горских народов указывает ряд источников. Кабардинские феодалы, не довольствуясь эксплуатацией собственного крестьянства и пользуясь правом сильного, нередко брали ясак с осетин, ингушей и др. соседних народов Северного Кавказа, или, нападая, захватывали у них скот и людей.

Кабардинские князья нередко вступали в союз с феодальными и феодализирующими социальными верхами этих народов (в частности в Осетии), помогая им в порабощении их национального крестьянского населения.

Притеснениям, выражающимся в захвате людей и скота подвергалось также население Малой Кабарды со стороны более сильных князей и узденей Большой Кабарды (см. примеч. 28).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.