Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 177

1764 г. декабря 19. — Ответ, переданный вице-канцлером А. М. Голицыным кабардинскому послу Кайтоке Кайсинову, на прошение кабардинских владельцев Екатерине II в отношении прекращения постройки города Моздока, возвращения крестившихся беглых крепостных, выплаты жалованья и уменьшения таможенных пошлин

/л. 446/ ЗАПИСКА ДЛЯ ИЗВЕСТИЯ НАХОДЯЩЕМУСЯ ЗДЕСЬ КАБАРДИНСКОМУ ВЛАДЕЛЬЦУ КАЙТОКЕ КАЙСИНОВУ О ВОСПОСЛЕДОВАВШИХ ОТ Е. И. В. ПОВЕЛЕНИЯХНА РАЗНЫЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТ КАБАРДИНСКИХ ВЛАДЕЛЬЦОВ, ЧРЕЗ НЕГО УЧИНЕННЫЯ.

Оныя представления состояли в следующем: что урочище Моздок, где по высочайшему е. и. в. соизволению селение заводится, будто к кабардинским местам принадлежит. И для того, чтоб заводимое на оном селение было уничтожено и крещеному Малой Кабарды владельцу Коргоке Кончокину не дозволено там жить, ни подвластных своих людей переводить, чтоб /л. 446об./ бегающия от кабардинцов природныя их люди в здешния границы хотя б и желание к принятию христианскаго закона объявили, назад возвращались; также и калмыки, каковых иногда они за границею покупают, а за армян и грузинцов производилась бы плата с привозимых же ими в Кизляр вещей облегчение в пошлине учинено было б. И аманаты их переменялись бы по очереди; а за поиск кабардинцами против чеченцов в 1758 году учиненной, испрашивали кабардинския владельцы награждения.

Урочище Моздок без всякаго сумнения принадлежит к землям Всероссийской империи, потому начатое при оном селение и оставлено быть не может. /л. 447/

По трактату между Всероссийскою империею и Портою Оттоманскою положено и подданных одной стороны в другую принимать, которыя природной свой закон переменят. Для того кабардинскому владельцу Коргоке Кончокину, которой крестился по собственному своему произволению, толь меньше в том отказано быть долженствовало, как не бывшему ни в чьем подданстве, но свободному человеку; равным образом и протчия из кабардинцов, которыя креститься пожелают, не могут быть отвергаемы.

Поселением сего владельца при Моздоке как на российской земле не делается кабардинскому народу никакого притеснения и им в опасность оттого приходить ни малейшей причины нет, потому что и крепости тут, /л. 447об./ как у них ложно разглашается, не строитца. В сем же месте будучи напротив того дозволено всякому торговать безпошлинно кабардинцам, и такая из того выгода быть имеет, что они потребныя для них вещи тут покупать могут вместо того, что ныне принуждены и за малым ездить в Кизляр.

Хотя крещеной владелец Коргока Кончокин мог бы и своих подвластных, которыя из них и некрещеныя ему последовать похотели б, туда ж в Моздок перевести, но ему давно запрещение зделано не переводить туда кроме таких, которыя креститься пожелают; а сие учинено не для того, будто такое произвольное кабардинцов перехождение /л. 448/ противно было трактату — которыя поелику оным свободными оставлены, [239] потолику свободными быть имеют и в том, в которую сторону некоторый из них перейти не похотят; нужно только, чтоб они на природных своих местах все вообще не были ни в чьем подданстве, и так одно предохранение, чтоб кабардинской народ оттого очень и в самом деле не уменьшился, причиною оному запрещению; не будучи напротив того уже возможно таким, которыя креститься похотят, ни для чего в том отказывать.

Основания христианскаго закона и обыкновение целаго света, а сверх того и сила трактата сих последних из онаго запрещения изъемлют. /л. 448об./

Посему и природныя кабардинских владельцов люди, для крещения выходящия, возвращаемы быть не могут, а притом не меньше справедливо, чтоб находящиеся у них христианския невольники, грузинцы и армяне, в здешнем, как христианском государстве, также убежище находили, не может статься, чтоб и напред сего за оных, как они объявляют, производилась плата. Калмыки же здешния подданный, потому долженствуют равным образом в здешней стороне удерживаны быть.

Порта Отоманская в подобных сему случаях в своих границах не инако поступает.

Между тем е. и. в. всемилостивейше повелеть изволила в платимой /л. 449/ кабардинцами в Кизляре пошлине зделать немалое облегчение, аманатов их переменять поочереди; а за поиск их, против, чеченцов учиненной, отправить к ним в награждение в знак высочайшаго своего благоволения 3000 рублев и отпустить отсюда владельца Кайтоку Кайсинова и всех при нем находящихся, с пристойным награждением.

О всем том посылается к кабардинским владельцам с ним, Кайтокою Кайсиновым, приложенное при сем письмо от вице-канцлера е. и. в. которым обстоятельный им изъяснения на все их представления делаются.

Деньги в награждение назначенный, отправлены будут /л. 449об./ в Кабарду из Астрахани с нарочным человеком, которой с ним, Кайтокою Кайсиновым, из Кизляра поедет вместе.

Такая оказанная от е. и. в. милость к кабардинским владельцам, а особливая к нему, Кайтоке Кайсинову, во всю его бытность здесь, довольным доказательством, что с высочайшей е. и. в. стороны неотменное к кабардинскому народу благонамерение продолжается.

Приписка: Такова записка дана кабардинскому владельцу Кайтоке Кайсинову его сиятельством вице-канцлером, в доме его сиятельства 19 декабря 1764 года.

АВПР, ф. Кабард. дела, 1742-1769 г., оп. 115/2, д. 3, лл. 446-449. Отпуск.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.