|
№ 167 1764 г. января 12. — Доезд ротмистра И. Мещерякова кизлярскому коменданту Н. А. Потапову о желании кабардинских феодалов прекратить постройку Моздока и не принимать их людей в Моздоке; об отказе кабардинцев в помощи хану крымскому для наказания темиргойцев, не платящих ему дань /л. 339/ О секретном деле КОПИЯ С ДОЕЗДА, ПОДАННОГО К ГЕН.-МАЙОРУ И КИЗЛЯРСКОМУ КАМЕНДАНТУ ПОТАПОВУ ОТ ПОСЫЛАННАГО В БОЛЬШУЮ КАБАРДУ ТЕРСКАГО ПОЛКА РОТМИСТРА ИВАНА МЕЩЕРЯКОВА, 12 ГЕНВАРЯ 1764 ГОДА. В силе даннаго мне от вашего превосходительства секретнаго наставления от 12 декабря 1763 года, по отправлении отсюда следовал я в Большую Кабарду и прибыл, во-первых, в кабак знатнаго кабардинскаго [227] узденя Батыр-Мурзы, называемом Тыжев, 19 числа онаго декабря, где случился быть владелец Касай Атажукин. И по объявлении ему от меня притчины моего приезда, приказал он быть к нему собранию протчим владельцам, которые чрез две недели съехались обоих партей, а имянно: Месоуст Баматов, Кази Кайсимов, Джанхот Татарханов, Хаммурза Расланбеков и протчие младчие с узденями, всех до ста человек. Причем я тем владельцам по силе онаго наставления внушал, что они урочище Моздок принадлежащим к своим местам причитают несправедливо, ибо оное точно российское, а не их, и никто некрещеной при том жить, равно и беглые от них люди не допустятся и никакой опасности оттого им признавать, паче же каковаго либо чрез то утеснения почитать не следует и иметь того не могут; и будучи со здешной стороны от утеснений ханов крымских многократно защищаемы, довольную надежду имеют и впредь прибегать к высокой е. и. в. милости, которую и получать могут, причем изъяснил, чтоб ко двору е. и. в. в их пользу одного знатнаго владельца от себя отправили. /л. 339об./ На что объявили оные владельцы, что они построение в том урочище Моздоке города почитают себе за утеснение тем, якобы оное принадлежит им. А Месоуст Баматов притом вызвался, бутто бы блаженныя и вечной славы достойныя памяти первый император государь Петр Великий указом определил иметь им, кабардинцам, свои дачи да урочища Сатая, которое состоит по реке Терку ниже того Моздока. И естьли де от стороны российской заводимое строение города в Моздоке оставлено будет, или беглые от них ясыри, магометанцы и каджары к крещению допускаемы не будут и обратно им отдадутся, так за грузинцов и армян, которых они сами покупкою достают, таковая ж плата как и на Сулаке, а именно, по 30 рублев, давана будет. С которым прошением пошлют от себя ко двору е. и. в. знатнаго владельца и потом им все желаемое дозволено будет, то они останутся в российском подданстве. Буде же на сие их прошение удовольствия не получат, то будут разсуждать о себе иное и не минуют отдаться в послушание хана крымскаго. X которой посылке выбрали они владельца Кайтуку Кайсимова и намерены в скорости за мною отправить, конечно, в последних числах сего месяца. При том же собрании владельцы изъяснили, что хан крымской и доныне их, кабардинцов, в свое подданство призывает, и когда будут они ево подвластны, то он и аманат их, из России высвободя, отдаст им /л. 341/ (л. 340 копия с ремарки Н. И. Панина) и крови за убивство братьев ево искать не будет. А подать брать с них имеет он, хан, с каждаго двора только по одному бурметю, а за неимением того по кунице; но токмо де сие оставили они до возвращения будущего от них в посылке ко двору е. и. в. владельца; и ежели де по возврате ево от российской стороны на прошении их желательной резолюции не получат, то, конечно, ему, хану крымскому, отдадутся ж (Весь абзац отчеркнут карандашом и на полях собственноручная помета гр. Панина: Может быть все сие одно устрашение. Копия ремарки Панина помещена на вкладном малом листе (л. 340)). Из оных же владельцов Касай Атажукин в разговорах вызывался, слышел де он, что хан крымской будущею весною намерен переправиться на кубанскую сторону для наказания темиргойцов, причем де не оставит он и им, кабардинцам, утеснения делать (Выделенное курсивом подчеркнуто). И естьли де подлинно он, хан, такое намерение имеет, то когда он движение иметь будет, о том з Дону дать бы им знать заблаговременно, почему б они могли привесть себя во осторожность ухранением в крепких и безопасных местах, так и скот близ своих жилищ содержать, к чему б ежели соизволено будет, в сохранность их и российскою командою защищены [228] были, дабы им можно было с ханом крымским по случаю причиненных от него им обид противиться. А ежели де команды прислано и о движении хана крымскаго уведомлены не будут, то, конечно, в самую их неосторожность может он, хан, причинить им раззорение отгоном скота и убивством людей. Почему они совершенно принуждены будут ему быть послушными. /л. 341об./ Он же, владелец Касай, сказывал мне, что темиргойцы, сопротивляющиеся хану крымскому, присылали к ним, кабардинским владельцам, людей своих с прошением помощи против онаго хана; ибо де хан требует с них сто дватцать ясырей и протчаго, и когда де они, кабардинцы, дадут им помощь, то ни одного ясыря ему, хану, они отдать не желают. Токмо де на то он, Касай, им отказал, объявя притом, что им, кабардинцам, то воспрещено от российской стороны, и они никакой им помощи не дадут; причем и я им изъяснился, чтоб они, кабардинцы, будучи в покое, темиргойцам не помогали, что от них и обещано. Живущей на Кубане Казы-Гирей Солтан Батыгиреев (котораго ныне на Кубане сераскером сын) имеет при себе присланнаго от хана крымскаго войска крымцов и сейменов до 500; и требует от темиргойцов для хана 120 ясырей, и всего того, что при разбитии напред сего крымскаго войска темиргойцами взято. Но темиргойцы отдают только оных 120 ясырей, а протчего, что ханом требуется, не возвращают, объявляя, что за долго прошедшим временем сыскать и собрать того не могут. Хан крымской, как слышно в Кабарде, ныне находится в Бакчисарае, а собрания войска никакого, также о моровой опасной болезни, где б она была, о состоянии Грузии и Персии, тамо в Кабарде не слышно, о чем вашему превосходительству чрез сие в покорности моей доношу. На лл. 339-341 скрепа: С подлинным свидетельствовал прапорщик Симеон Алексеев. АВПР, ф. Кабард. дела. 1763-1777 г., оп. 115/2, д. 12, лл. 339 и 341. Копия. |
|