Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№  119

1748 г. май. — Описание кабардинского народа, хранящееся е материалах Коллегии иностранных дел, со сведениями из истории кабардинского народа, о его международных связях и этнографических особенностях

/л. 1/ Описание кабардинского народа, сочиненное в майе 1748 года

Кабардинской народ напредь сего был под единым владельцом называемым Иналом и жительство свое имел на Баксане и по другим ближним к Баксану речкам.

У оного владельца Инала было пять сынов, которые но смерти отца их кабардинской народ разделили себе на пять частей.

А по них от времени до времени у кабардинских владельцов вошло во обычай так, что после каждого владельца всеми подданными владеет один старшей по нему брат, а ежели братьев нет, то большей его сын, а протчие умершего отца дети должны жить при том их большем брате и содержание свое получать от него, и для того быть у него в послушании. И которые ис таковых были в согласии, то большой их брат общими с ними силами старался других безсильных и малофамильных владельцов искоренить или ис Кабарды выгнать и подданных их разделить и отдать во владение меньшим своим братьем, дабы они собственное свое содержание уже /л. 1об./ от них иметь могли. А которые ис таковых с большим братом согласия не имели, то или старшей по оном большого брата [153] умертвит или из меньших, которой попроворней, всех своих братьев изведет и сам один всеми отцовскими подданными завладеет.

И по таковым случаям ис Кабарды выгнаны в Россию пришли тамошние владельцы: князь Григорей Сунчалиевич, Алегука Сунчалиев с сыном своим князь Михайлом Алегуковичем и Муцал Сунчалиев с сыном своим князь Каспулатом Муцаловичем и Кудаинет Келеметев с сыном своим князь Яковом Кудекнетовичем, Черкаские. Да и на месте оставшие владельцы разделились натрое. И первые попрежнему остались на Баксане, а другие стали жить у Татартюпа, а третие перешли за реку Кубань, в тамошние горы. /л. 2/ И первые из них назывались Большая Кабарда, а другие Малая Кабарда, и всегда держались российской стороны, а третьи назвались по имяни Иналова сына, а своего предка Бесленей, и всегда держались крымской стороны. Из сих Малая Кабарда издавна состоит в покое, и как российской стороне, так крымцам и кубанцам противностей не чинит и по близости непременную свою склонность оказывает к России. Они ж с Большою Кабардою, хотя и всегда в согласии бывают, однако ж в междуусобие той Большой Кабарды владельцов не мешаются. И за тем, а паче за безсилием своим, и выгнанных ис той Большой Кабарды владельцов к себе не принимают и не защищают. А бесселенейцы с кабардинцами времянно бывают в согласии и в ссоре.

А Большой Кабарды владельцы /л. 2об./ издавна один другого убивают и ис Кабарды выгоняют. И некоторые из выгнанных приходили в российские городы, а другие в Крым, а иные и к калмыцким ханом. И силою их попрежнему в Кабарде возставляемы бывали.

И ныне тому будет лет с сорок, как хан крымской по приводу одного кабардинского владельца со многими крымскими и кубанскими войски приходил на Кабарду, от чего кабардинцы, загнав свои скоты в горы, сами чрез долгое время сидели в осаде в Баксане и хан, видя, что с степной стороны достать их невозможно, тайно послал большую часть войск своих в горы, чтобы кабардинцов и оттуда утеснить, по они, кабардинцы, о том уведав, все тесные проходы засели и, чрез некоторые крымцов и кубанцов в горы впустя, камением те проходы заметали. И тогда в горах при одном солтане крымцов /л. 3/ и кубанцов от кабардинцов и от других горских народов побито и з голоду померло больше 30 000 человек. И затем хан со оставшими принужден был от Кабарды бежать.

Потом Большой Кабарды владельцы, поссорясь между себя, разделились на две партии. И в первой были Ислам-бек Мусостов с детьми, да племянники его Магомед и Нитча Коргокины, Кара-Мурза Алиев и Касай Атажукин с братьями. И остались жить на Баксане, и потому назвались баксанская партия.

А в другой партии были Исламбековы ж племянники Раслан-бек и Джамбулат Кайтукины с родными их братьями, да Баток и Эльмурза (что ныне ген.-майор) Бекмурзины с родными же их братьями, которые с Баксану принуждены были сойти и жить между Большой и Малой Кабарды в Кашкатоу и потому оные назвались кашкатовская партия. |л. 3об.| На ту кашкатовскую партию баксанская партия неоднократно приводила крымского хана и Салих-Гирей солтана с крымскими и кубанскими войсками, от которых владельцы кашкатовской партии будучи обеспокоены просили о российской обороне. И потому в 1721-м году, по именному блаженныя и высокославныя памяти государя императора Петра Великого указу, астараханской губернатор Волынской, имея при себе часть донских и калмыцких войск был в гребенских городках, и тогда крымские и кубанские войска, видя от России помощь, от Кабарды ретировались, а губернатор Волынской, чрез посредство бывших тогда при нем от Аюки-хана калмыцкого зайсангов: Ямана и Олдоксона, владельцов баксанскон партии призывал к себе и их с кашкатовскими [154] владельцами примирил, причем от всех кабардинских владельцев /л. 4/ о подданстве России формальные присяги впервые взяты. Тогда ж Волынским задержан и в Терскую крепость послан был баксанской старшей владелец Ислам Мусостов, который в 1722-м году в бытность е. и. в. Петра Великого во оной Терской крепости освобожден и в Кабарду отпущен, и тамо умре.

С того времяни баксанские владельцы Исламовы племянники: Магомед Коргокин, Кара-Мурза Алиев, а паче Касай Атажукин и доныне к России были в постоянной верности, токмо кашкатовскую партию и по замирении их при губернаторе Волынском, по ея безсилию притеснять не оставили.

И для того кашкатовской владелец Раслан-бек Койтукин в 1722 году в дербенском походе приезжал сам и просил е. и. в. /л. 4об./ о обороне от баксанцов и хотя то ему было и обещано, но за тогдашним состоянием персицких дел действительно оного не учинено.

А между тем кабардинских владельцов до явного междуусобия не допускал Аюка-хан калмыцкой, употребляя в посредство внучат своих: у баксанской партии Дондук-Омбу, а у кашкатовской Дасанга и брата его, нынешнего наместника ханства Дондук-Дашу.

Потом в 1724-м году Аюка-хан умре, а по смерти его и по учинившимся у калмыцких владельцов междуусобии, баксанские владельцы кашкатовских главных владельцов выгнали ис Кабарды, а подданных их из Кашкатова перевели ближе к Баксану на речки Нальчики и Черек. /л. 5/

С того времяни Раслан-бек Кайтукин, будучи на Кубане и в Крыме, часто на баксанских владельцов приводил крымские и кубанские войска, от которых баксанцы временно охраняемы были посылкою и движением российских войск с Сулаку, от бывшей крепости Святаго Креста. А когда российских войск ко охранению их отлучать было невозможно, и тогда баксанские владельцы чрез посредство крымских и кубанских солтанов с Раслан-беком чинили мир и в Кабарду его впускали, а по отступлении крымцов и кубанцов паки его вон выгоняли.

А по возстановлении калмыцкими владельцами крымского противника Бакта-Гирея Дели-Султана попрежнему кубанским сераскером, оной Бакта-Гирей, имея при себе кашкатовского владельца Раслан-бека Кайтукина в 1729-м году со всею кубанскою силою ходил под Кабарду на баксанских владельцов, которые /л. 5об./ свои фамилии и скоты убрав в горы, сами с войски своими при горах, в тесном между речек месте, ожидали Бакта-Гирея и тут с ним учинили бой, и его самого со многими убили, и кубанское его войско разбили, отчего и Раслан-бек принужден был бежать на Кубань.

По сем в Кабарде для охранения баксанцов содержана была российская знатная команда, которою и Раслан-бековы партизаны смирены были.

В 1732-м году, по побеге хана Дондук-Омбы с улусы калмыцкими на Кубань, тамо Раслан-бек с ним подружился; и потом по его посредству, а паче при проходе крымских войск в Персию, оной Раслан-бек паки в Кабарду принят и подданные его ему возвращены.

В 1737-м году баксанскими владельцами и Раслан-беком Кайтукиным бывшие с ним, Раслан-беком, /л. 6/ в согласии Бекмурзины дети ис Кабарды выгнаны, а оному Раслан-беку над всеми владельцами дано было старшинство. Ис тех выгнанных владельцов, Касим Бекмурзин приезжал в Астарахань и просил о примирении, но для тогдашняго с турки военного времяни, причем и кабардинские войска противу Кубани употреблялись, в том ему до другого времени отказано, и потому он из Астарахани переехал к хану Дондук-Омбе, и посредством оного Дондук-Омбы как [155] он Касим, так и протчие выгнанные братья его приняты попрежнему в Кабарду и жили при Раслан-беке на вышеписанных речках Нальчике и Череке.

1739 года сентября 18 дня в мирном с Турциею трактате, заключенном при Белграде, постановлено, что обоим Кабардам и кабардинскому народу быть вольным и не быть под владением ни одного ни другаго империя, но токмо /л. 6об./ за бариеру между обоими империями служить и со обе стороны оные в покое оставить. Однако же по древнему обыкновению для спокойного их пребывания содержать от них аманатов в Российской империи и в Турецком государстве, а ежели помянутые кабардинцы причину жалобы подадут, одной или другой державе, то каждой позволено наказать.

По окончании же Турецкой войны оные кашкатовские владельцы паки возымели согласие с Крымом, ища того, чтоб им жить в Баксане обще с тамошними владельцами Магомедом Коргокиным с братьями, которые за опасностию от них к себе на Баксан их не допускали, и по смерти калмыцкого хана Дондук-Омбы, от тех кашкатовских владельцов возымели опасение, и в 1742-м году присылали сюда брата своего Магомеда Атажукина с прошением, чтоб для защищения /л. 7/ их от крымцов и от кашкатовцев прислано было к ним для всегдашняго у них пребывания, российское войско, так же бы о вспомоществовании их в потребное время определено было указом донское или калмыцкое войско. А между тем в 1743-м году, в бытность при Кабарде для забрания солтонульцов кизлярского коменданта брегадира князя Оболенского с командою, баксанские владельцы просили его о охранении себя от кашкатовских владельцов. И потому для охранения их от кашкатовцев оставлен был от него брегадира в Кабарде один капитан и донских казаков 500 человек. А потом ген.-майором князем Долгоруковым те казаки отпущены, а в Кабарду определен один майор и драгун и казаков 120 человек; а тайным советником Татисчевым и еще прибавлено; и было всех тамо драгун и казаков 400 человек. /л. 7об./

В 1744-м году посылан был для примирения их брегадир Кольцов с небольшою командою, токмо их примирить не мог и при возвращении своем ис Кабарды и российскую команду оттуда вывел.

В бытность же брегадира Кольцова в Кабарде, Раслан-бек Койтукин, имея от него и от баксанцов опасение, желал со всеми своей партии владельцами и подданными перейти за Кубань и в тамошних горах поселиться, токмо подданные его на Кубань итти не склонились, и затем, вышед ис Кабарды, житьем удержались по здешнюю сторону Кубани в вершинах реки Кумы у абазинских деревень, и будучи тамо, в 1745-м году, с кубанцами поссорились и убили у них знатного мурзу Касая Сыртланова и при нем татар около ста человек. /л. 8/

В 1746-м году владелец Раслан-бек Кайтукин умре, а но нем оставшие владельцы, братья и дети его в 1747-м году с старшим баксанским владельцом Магомедом Кургокиным, посредством детей его от расланбековой сестры рожденных, примирились и согласились так, что одним без других ничего не делать и ни с кем не списываться, и тогда выгнали с Баксану Касая Атажукина с его братьями, а сами и с своими подданными для житья перешли в Баксан и завладели касаевыми подданными.

Оной Касай Атажукин с протчими, по изгнании их, прибежал к Кизляру с прошением о возстановлении их попрежнему в Кабарде. И хотя в 1747 году для примирения их посылан был ген.-майор князь Эльмурза Черкасской, но кабардинские владельцы от примирений их с Касаем и с его /л. 8об./ братьями и слышать не хотели, объявляя учиненную между себя присягу, чтоб им до смерти своея их не видать, и в Кабарду к себе из доброй воли не впускать, за что якобы они намерены были убить [156] владельца Магомеда Коргокина я притом просили, что ежели они, кабардинцы, потребны быть в подданстве е. и. в., то б с российской стороны в дела их не вступать, и Касая с братьями к ним в Кабарду не впускать и мириться и судиться с ними не принуждать.

А елико принадлежит до абазинцов, здесь об них обстоятельного известия нет, кроме сего, что в 1732-м году кабардинские владельцы сюда в листе своем писали и присыпанной от них владелец Магомед Атажукин словесно представлял, яко те абазинцы издревле были в сих владений, и пред тем /л. 9/ времянем увели их на Кубань крымские и кубанские татара, и притом просили о возвращении оных в Кабарду, на что тогда учинена им резолюция, чтоб они в том до способного времяни терпение имели. А в 1738-м году, во время минувшей Турецкой войны, оные абазинцы общими кабардинскими и калмыцкими силами с Кубани взяты и поселены на вершине реки Кумы. И тогда ж по отправленной отсюда к кабардинским владельцем граммате писано, чтоб они тех абазинцов содержали в крепком смотрении, дабы оные какой противности не учинили и попрежнему на Кубань уйти не могли или б тамошние татары их к себе не увели.

1743 года кабардинской владелец Магомед Атажукин, в бытность его здесь, представлял, что теми абазинскими шестью деревнями еще прадед их Кази владел, и что в 1740-м году Расланбек Койтукин, согласясь с кубанским /л. 9об./ салтаном, ис тех абазинских деревень, имянуемых Леп и Терам половину перевел на Кубань.

Из ответу кабардинских владельцов, полученного в 1747-м году, чрез посыланного к ним по жалобе крымского хана капитана Барковского, усматривается, что в 1754 году кубанской сераскер Крым-Гирей султан, пришед с темиргойским, бесленейским и кубанским войском, и еще из оных абазинцов несколько взяв к себе увел, за что у кабардинцов с ними и драка была, причем и знатной кубанской мурза и прочие побиты.

А того ж 1747 года посыпанные от кизлярского коменданта к крымскому хану кизлярской тезик (На полях помета: купец) Ажи-хан Ажимуратов и ген.-майора князь Эльмурзы Черкаского уздень Магомед Усейн Ажакаев объявили, что по возвращении их ис Крыма, в бытность их /л. 10/ в Кабарде, присыпанной; от хана крымского секретарь его султан Гелды-Ага при них, тезике и; уздене, кабардинским владельцем Магомеду Коргокину с товарищи подал хана крымского письмо, которое вышепомянутый князя Эльмурзы Черкаского уздень Магомед Усейн кабардинским владельцом читал, а во оном написано о посылке к ним, кабардинским владельцом, вышеозначенного султан Гелды-Аги для четырех вопросов, и требовано на оные, ответа.

Потом крымской посланец кабардинским владельцом словесно представил: 1) что они кабардинцы крымского знатного нагайского мурзу Касая Сыртланова, сообщась с темиргойцами, убили до смерти, 2) солтанульского мурзу Ханмамбетя Бимурзина убили ж до смерти, 3) третьяго года во осеннее время убили ж молодого нагайского мурзу Уракова сына,. 4) они же кабардинцы держут у себя беглых крымских султанов. (На полях против этого абзаца следующее примечание: оные солтонульские или Малого Нагаю татары были российские подданные, и в 1696 году ушли на Кубань и поддались хану крымскому, а в 1736-м году, во время минувшей с турками войны, калмыцкими войски взяты попрежнему в российское подданство и переведены кочевать между Терка и Кумы, откуда главные Муса-Мурза и вышепомянутый Бий-Мурза с протчими в 1742 году ушли на Кубань же) /л. 10об./ И на то владелец Магомед Каргокин словесно ответствовал, что река Кубань между Кабардою и закубанскими народами границею определена, и что они, кабардинцы, ни с каким противным намерением за Кубань не ездят, також де и их мурзам из-за Кубани на сю сторону выезжать [157] не надлежит. И что назад тому третей год приводил солтонульской Ханмамбет-Мурза Бимурзин имеющагося у него солтана, а как его звали не знает, с частию военных людей по сю сторону Кубана под их кабардинские, абазинские деревни, и отогнали они от абазинцов воровски несколько лошадей, за которыми в погоню ездили те абазинцы и, догнав их, с ними дрались, причем реченного Ханмамбета-Мурзу Бимурзина ранили, которой, отъехав в сторону, от той раны упал с лошади и умер, потом ис партии убитого мурзы выехал к абазинцам вышеписанной солтан, и абазинцы увидя его драться перестали и приехав к нему учинили /л. 11/ ему обыкновенное почтение и целовали у него полу; причем тот салтан убил абазинского владельца и шесть узденей до смерти. И тако вместо того убитого мурзы с их кабардинской стороны убит абазинской владелец и сверх того узденей шесть человек, о чем уведав кабардинские владельцы Баток Бекмурзин и Джамбулат Кайтукин, собрався с протчими владельцы, поехали к кубанскому сераскер салтану спрашивать, для чего тот лошадям отгон и убийство абазинцом учинено, и с его ль сераскеровой воли или молодым умом вышеупомянутого при Ханмамбет-Мурзе бывшаго солтана, и будучи в пути, против темиргойских жилищ увидели в собрании стоящее при сераскер султане кубанское войско, на которое наступи дрались темиргойцы. А сераскер султан и с войском от них побежал на уход. И тогда темиргойские знатные уздени Темрюка и Иван, догнав мурзу Касая Сыртланова, отрезали ему голову, /л. 11об./ а кабардииские владельцы к той их драке и к убийству Сыртланова не мешались.

А третьего года в осеннее время ехали их кабардинские купецкие люди ис Крыму и напали на них в урочище усть (Так в тексте) речки Егорлыка крымские подданные бжадухи и оных побили до смерти, а товары их разграбили и лошадей их побрали, чего ради кабардинские владельцы поехали, чтоб за то у бжадухов взять баранту (На полях помета: репресаль). Токмо будучи они около жилищев бжадухи, за гористыми и крепкими местами баранты взять не нашли, и едучи обратно в Кабарду в одном прикрытом месте ночевали, где напали на них в ночное время находящиеся в Большом Нагае мурзы и один салтан и отогнали у них лошадей, а днем пересели у них кабардинцев дорогу и хотели их в тесном месте всех до единого побить до смерти, токмо они, кабардинцы, идучи пешие /л. 12/ для своего спасения с предписанными мурзами и султаном принуждены были учинить драку, и притом убили молодого мурзу Уракова сына и лошадей своих обратно отбили. Напротиву того и нагайцы несколько человек кабардинских узденей побили и ранили. И по сему делу в убийстве мурзы Уракова они, кабардинцы, не виноваты, понеже они ездили искать взять за свое баранту, а не для воровства.

А что принадлежит до турецких беглых солтанов, то оные живут не в кабардинских жилищах, но в подданных турецких деревнях темиргойских и бжадухах, а которые два малолетные салтана (На полях примечание: из оных первой родился от дочери Раслан-бека Койтукина, а другой от своячины Джембулата Койтокина) имеются у них в Кабарде один у Джембулата Койтокина, а другой у Хаммурзы Расланбекова, и оных они, кабардинцы, своими руками поймать и отдать не могут, а естли те малолетные солтаны учинят крымской стороне какое озорничество и за то должны ответствовать они, кабардинцы, а буде /л. 12об./ он крымской посланец хочет тех солтанов увести с собою, то они кабардинцы держать их не будут.

И на то крымской посланец сказал, что он приехал к ним в Кабарду не с войною, но с прозьбою, и естьли они тех молодых двух солтанов отдадут, то он их повезет, а буде не отдадут, то оставляет на их волю. [158]

Ныне в Большой Кабарде на Баксане военных людей собраться може слишком 6 тысяч человек. Нынешние тамо владельцы: Магомед Коргокин с детьми, Баток Бекмурзин с детьми и с племянники, Джамбулат Койтокин с сыном и с племянники своими, а с детьми Раслан-бека Койтукина. Всех владельцов больше 20-ти человек, и первенствует у них Баток Бекмурзин.

Да ис той же Большой Кабарды выгнаты и ныне при Кизляре /л. 13/ находятся владельцы: Касай Атажукин, Кара-Мурза Алиев, Али Исламов с братьями и детьми 12 человек и при них узденей 100 человек и собственные тех владельцов конские стада.

А в Малой Кабарде у Татартюпа военных людей собраться может с не большим 3 тысячи человек. Нынешние тамо владельцы: Кази Минболотов: с детьми, Каншока и Альдигирей Гиляксановы, Кургока Ханшов и Гирей Мегомедов. Всего 12 человек.

Ружье у кабардинцов от большой части огненное, а у некоторых есть и сайдаки, и у владельцов их стрелы оклеены белыми перьями из орловых хвостов, а уздени их и протчие с белыми перьями стрел иметь не могут под опасением жестокого истязания. А сабли и сашки (Так в тексте) припущенные у каждого кабардинца, да и панцыря редкой человек не имеет. Пищали у них крымские и кубачинские, и больше винтопальные, но притом короткие и лехкие. Они при драке их с неприятельми ис пищалей стреляют /л. 13об./ каждой только один раз, а потом все саблями и сашками (Так в тексте) рубят и колют. Владельцы их при драках поступают весьма отважно и в том пред узденями своими первенствуют, чем и в народе своем большой кредит получают. И ныне у них за храбрых почиаются Касай Атажукин и Магомеда Каргокина сын Мусост. Кони у кабардинцов весьма лехкие и проворные. И одним словом никакое нерегулярное войско с кабардинцами сравняться не может.

Сего 1748 года в феврале месяце чрез бывшего в Кабарде кизлярского дворянина Андрея Брагунского получены известии: 1) Владелец Баток Бекмурзин объявил ему Брагунскому, что у него Батока произошла вновь ссора с владельцом Джанбулатом Кайтокиным, и притом он Баток его Брагунского просил объявить Касаю Атажукину, яко нынешним летом возмут они его, Касая, с партиею к себе в Кабарду. 2) Ему же Брагунскому сказывал Касаев холоп имянем Тлах, /л. 14/ что нынешние баксанские владельцы между себя поссорились и разделились на две части: в первой Магомед Коргокин и Джанбулат Койтокин с детьми, в другой Баток-бек с своими детьми и з детьми ж Раслан-бека Койтукина. А ссора их произошла оттого, что оные Магомед Коргокин и Джанбулат Койтокин без совету Батока Бекмурзина и протчих владельцов писали к хану крымскому, что ежели от России за изгнание ими ис Кабарды Касая Атажукина будет на них наступление, или насильное взятье аманатов, или введение в Кабарду владельца Касая, то он, хан крымской, в таком случае будет ли их от россиан оборонять и по выходе их ис Кабарды где прикажет им поселиться. На что от хана крымского получили ответ, что он за постановленным с Россиею миром, оборонять их не может, а ежели они, кабардинцы, похотят ис Кабарды вытти и поселиться у темиргоев, то он, хан, им того не запрещает; о чем /л. 14об./ Баток с протчими владельцами, уведав, съезжались с Магомемедом Коргокиным и Джамбулатом Койтукиным у урочища Кизильбуруна, и чрез пять дней, имея злобную переговорну, разъехались в домы свои. И за ту письменную пересылку и за прежние ссоры владелец Хаммурза Расланбеков хочет дядю своего Джамбулата Кайтукина убить, отчего оной Джамбулат имеет опасение и намерен и з домом своим бежать в Бесленей или в Темиргой. 3) Он же, [159] Брагунской, приметил, что кабардинской народ от приходу на них российских войск имеет опасение.

Ныне в Астарахани и в Кизляре содержутся аманаты: сын Расланбека Кайтукина и два племянника Баток Бекмурзина. А из роду Магомета Коргокина и Джамбулата Кайтукина аманатов не имеется. /л. 15/

При сем изъясняется обычай кабардинских владельцов.

1-е. Каждой владелец детей своих при себе иметь и их своими глазами видеть до глубокой своей старости не может и для того:

2-е. Новорожденной владельческой сын тотчас отдается к дятке, одному из ближних узденей, которой сыщет ему и кормилицу, а при возрасте обучает его стрелять из лука и ис пищали и саблями рубиться и колоться и протчим военным по их обычаю экзерцицыям, также красть сперва у подданных своих овцу, корову и лошадь, а потом и к посторонним на воровство ездить для отгону лошадей и скота. И для того все кабардинцы издревле обычай имеют, когда молодой владелец или бек угонит где лошадей, а за ним будет погоня, в которой напротиву его владельца или бека не случиться, то те погонщики не могут /л. 15об./ с тем владельцом и находящимися при нем людьми, которые у них отогнали лошадей, драться, но просят с почтением, чтоб тех отогнатых у них лошадей возвратил, и таковым образом иные получают, а другие и нет. А буде и в погоне случится владелец же, то между их бывают жестокие драки, и ежели при том с которой нибудь стороны будет убит владелец и с того следует кровомщение.

3-е. По таковым их обыкновениям напредь сего Раслан-бек Койтукин убил своего внучатного, а Касая Атажукина, двоюродного брата Шапшука Казиева, а напротив того Касай убил у Араслан-бека Койтукина родного брата Кананета Койтукина, за что Раслан-бек с своим родом всегда искали убить Касая Атажукина или другого кого из его роду, и потому в 1744-м году оной Касай от них пострелен был ис пищали, но от раны излечился. А пред тем /л. 16/ Касаев родной брат Бактагирей Атажукин убил своего двоюродного брата Исмаила Исламова. И ныне Исмайловы родные братья хотя с Касаем и Бактагиреем Атажукиным в согласии и обще находятся при Кизляре, но впредь при удобном случае в бывающих у них ссорах не оставят того, чтоб кого из Бактагиреева рода не убить.

4-е. По таковым издавна у них во обычай вошедшим кровомщениям, Расланбеков и Касаев роды доныне в Баксане вместе жить не могли и бываемой между ими мир недолго содержали. Да и все владельцы кабардинские един от другаго всегда опасается убивства и для предосторожности от того и по ночам спят в панцырях.

5-е. Кабардинские владельцы дочерей своих отдают в замужество за своих же кабардинских владельцов, также за кубанских /л. 16об./ солтанов и за тамошних горских владельцов и за знатных мурз, и за чеченских и кумыцких владельцов и сами женятся на их дочерях, и таковым свойством и другими случаями с ними дружаться. И когда ис таковых их приятелей, которой кубанской салтан или горской владелец оскудеет, или сговорит за себя невесту и на заплату за оную потребны будут ему ясыри (На полях помета: невольники), лошади и другой скот, и тогда таковой приезжает в Кабарду и живет при том владельце, с которым прежде имел дружбу; и тот кабардинской владелец, почитая его своим гостем, от протчих всех кабардинцов оного охраняет и обще с ним по кабардинским жилищам чинит кражу; и когда того своего гостя крадеными малолетными робяты, скотом и протчим удовольствует, отпускает его от себя возвратно и провожает с своими узденями чрез все опасные места, почему и в 1743-м году бывшему в Кабарде Сеадет /л. 17/ [160] Гирей или Карачь солтану кабардинцы помогли поймать и увесть терских казаков, посыланных от бывшей тогда в Кабарде российской команды в разъезд четырех человек.

Напротиву же того, когда и кабардинской владелец оскудает или жениться похочет, оной ездит на Кубань или в другие горские места йот приятеля своего таковым же краденым ясырем, скотом и протчим взаимно снабдевается.

6-е. Они ж кабардинцы из разных нацей беглецов к себе принимают, и оных, а особливо знатных, без великого принуждения назад головою не выдают. И вследствие того в 1742 году ими, кабардинскими владельцами баксанской партии, принята была Дондук-Омбина ханша Джан с детьми и калмыцкой владелец Бодонг и калмыцкие ж подданные томуты Кусеп с товарыщи, 600 кибиток, и хотя об отдаче оных всех /л. 17об./ с российской стороны сильные домогательствы чинены, однако оные их не выдали. И для того посыланной в Кабарду секунд-майор Еуграф Татисчев принужден был тое ханшу с детьми и владельца Бодонга ис Кабарды вызвать на пароль к Астрахани, а Кусепа с томутами оные баксанские владельцы упустили от себя на Кубань, над которыми в степи Еуграф Татисчев с командою своею и ханшиными калмыками учинил поиск, причем из тех томутов некоторая часть побита и несколько к ханше возвращено, а протчие все ушли на Кубань. Потом оной же калмыцкой владелец Бодонг и ханшины сыновья теми ж баксанскими владельцами вторично приняты были в Кабарду и уже в 1743-м году, в бытность при Кабарде кизлярского коменданта брегадира князя Оболенского с великою командою и наместника ханства калмыцкого Дондук-Даши с 8000 /л. 18/ калмыцких войск, для забрания оттуда солтанульцов и в разсуждении отправленного пред тем от них сюда брата их кабардинского владельца Магомеда Атажукина, и по посылке от оного отсюда в Кабарду нарочных, те ханшины дети в российскую сторону выданы. А владелец Бодонг, хотя из Кабарды выслан и в степь, но и тамо его лошадьми и протчим снабдевали.

Таковы ж поступки их бывают и с кубанскими беглыми солтанами и мурзами.

Баксан изо всех при Кавказских горах лежащих мест почитается за крепкое хлебородное и скотопажитное место.

Они от большей части имеют овец да лошадей, а коров и ишаков у них мало.

Настоящая у общаго их народа пища — просо, которым и лошадей стоялых кормят, /л. 18об./ а для себя на год запасенное зарывают в ямы. А пшеницы и ячменя мало употребляют и затем и сеют немного. Владельцы и их знатные уздени едят с просом летом баранину свежую и аленину стреленую, а зимою баранину ж копченую.

Обыкновенное у всех у них питье: молоко, просяная брага и ставленные меда.

Владельцы их весною и в осень во время сева и собирания хлеба выезжают в поле и прикрывают работу своих подданных; и каждой владелец с своими узденями имеет особливой стан в скрытых и крепких местах, откуда и на воровство, а по их для добычи ездят на Кубань и в другие горские места, они ж тогда стреляют аленей и диких коз и собаками травят /л. 19/ зверей. И для всего того в поле бывают месяца по два и больше и меньше. Напредь сего к российской стороне от кабардинцов знатные службы были. В 1711-м году при посыланном тогда к ним князе Александре Черкаском произвели они великой поиск над кубанскими татарами. В 1733 году при походе с Дону на Сулак Ивана Фролова с донского командою, крымцы, кубанцы и Дондук-Омбяны, тогда на Кубане бывшие, калмыки и Арслан-бека Койтукина черкесы оную донскую команду, по взятии атамана Фролова, чрез несколько дней при Куме содержали [161] в осаде и могли б и ее взять, но кабардинцы, получа о том известие, всеми своими силами выходили к тем казакам на помочь и их оборонили, а потом и атамана Фролова из полону выручили. /л. 19об./

В 1736-м году обще с донскими и калмыцкими войски чинили поиски над кубанскими татары, да и при будущих случаях для произведения над кубанцами поисков служба их потребна. А между тем можно от них и сие за службу почитать, что они ближним от себе российским на Терке жилищам явных противностей не чинят.

Напротиву же того, ежели они когда действительно будут держаться крымской стороны, то терские жилища от набегов их обеспокоены будут, также и Донскому войску с Дону к Кизляру прямо чрез степь трудной проход быть может.

Но сего не чаятельно, чтоб весь кабардинской народ к крымской стороне пристал для того: 1-е. Хотя они с крымцами и кубанцами однозаконцы, однако они /л. 20/ от живущих на Кубане солтанов и мурз нередко воровством обеспокоены бывают, а от российской стороны в том совершенной покой имеют. 2-е. Что они ис Кабарды яко из крепкого места вытти и за Кубаном поселиться и тем природную свою волю потерять и в действительное крымскому хану подданство отдаться не похотят. 3-є. А в Кабарде будучи собственная их польза требует того, чтоб они больше держались российской стороны, ибо они в самом деле видели, что в противном тому случае и крепкие в Кабарде места от российских регулярных войск защитить их не могли, а крымские и кубанские силы в Баксане и в Кашкатове повредить их были не в состоянии, разве продолжительною своею под Кабардою бытностию могут их не допустить в полях хлеб /л. 20об./ сеять и скот из гор выгонять. Но такое замедление и самим крымцом и кубанцом не дешево быть может.

По листам 1-20 скрепа: Советник канцелярии Василей Бакунин.

На л. 20 помета: На 20-ти листах (75-94).

АВПР, ф. Кабард. дела, 1748 г. д. в, лл. 1-20. Подлинник

(В деле хранится 4 экземпляра описания скрепленный В. Бакуниным принят за подлинный).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.