|
№ 116 1748 г. * — Выписка о Большой и Малой Кабарде, составленная в Коллегии иностранных дел, о вступлении их в подданство России, о их борьбе против войск крымского хана и защите их Россией со времени царствования Ивана IV до 1721 года (* - Дата установлена на основании заголовка дела) /л. 1/ ВЫПИСКА О КАБАРДАХ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ О ПРЕБЫВАНИИ ИХ В ПРОТЕКЦИИ ИЛИ В ПОДДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Выписано сие из летописца российского, в котором написано, что того году пришли в подданство российское многие князи черкес пятигорских со всею их пятигорскою землею (Выделенное курсивом подчеркнуто). Ныне тому имеетца 177 лет. А присланной ныне сюда от кабардинских владельцов Махометбек по вопросу объявил словесно, что их предки родились в Малой России и перешли оттуда на житье к Терку и назывались черкасы или черкесы. И от Терку отошед дня з два езды, поселились по Куме реке в урочище Пятигорском, где 5 гор великих, и та земля была тогда российская и были [148]они все христианского греческого закону, и при державе царе Ивана Васильевича пришли они в вечное подданство России, и несколько лет у оных пяти гор жили и потому назывались пятигорские черкесы. А потом при державе ж царя Ивана Васильевича учинил на них, черкес, сильное нападение крымской хан Шахбаз-Гирей со многим крымским и кубанским войском и всех их. черкес, тогда побрали и перевезли на Кубань и тамо обратили их насильно в махометанской закоп и жили они, черкесы, г такого принужденного случая на Кубани несколько лет. А после того как началась у России война с турками, також с Крымом и с кубанцы, то они, черкесы, при вспоможении подданных российских калмык с Кубани все ушли в российскую сторону в прежнее свое жилище к пяти горам. Но по прошествии малых лет кубанцы паки чинили на них, черкес, жестокий нападения и непрестанно обезпокоивали, хотя их попрежнему к себе на Кубань /л. 1об./ перевесть. И они, черкесы, от такого неспокойства перешли от пяти гор для житья ближе к Терку на землю российскую к реке Баксану и в то время были между ими, черкесы, знатный и первый князья 2 брата, зовомыя Кабарты-беки, у которых в самой тот их переход учинилась между ими ссора и для того оныя, разделя народ черкеской, поселились порознь: большей брат Кабарты-бек при реке Баксане, а меньшей брат ево Кабарты-бек близ Терка реки. И потом с того времени назвались оныя места, где большой брат поселился, Большая Кабарта, а где меньшей, то меньшая Кабарта. И ныне в тех обоих Кабартах князья и уздени и другие военныя люди обретаются в махометанском законе, а подданные их земледельцы или крестьяня, который живут в деревнях содержат все издавна веру и закон греческого исповедания и в тех их деревнях есть благочестивый церкви и священники. (Весь вышеприведенный текст документа помещен в лесом столбце листа, весь остальной текст в правом) /л. 1/ При государствовании его величества царя Ивана Васильевича самодержца всероссийского в лето от сотворения мира 7063 года пришли в вечное подданство его царскому величеству князи черкеские со всею их землею и народом пятигорским, то есть обе Кабарды Большая и Малая. И оные кабардинцы по принятии их в подданство /л. 1об./ России но указом высокопомянутого царского величества употреблялись па службы в воинских действах против неприятелей Российской империи и многие знатные действах в различные вромеиа показали. А именно, между иным: в 7065-м году по время имевшей у России войны с крымским ханом Девлет-Гиреем, когда от ого величества царя Ивана Васильевича отправленной с войсками в службе его величества обретающейся ис польской нации князь Димитрий Вишневецкий (Выделенное курсивом подчеркнуто) /л. 2/, будучи в Крыме, взял приступом город Ислам-Кермень и, людей бывших во опом побив, пушки все оттуду с собою вывез, то в то ж время с другой стороны вышеозначенные черкесы или кабардинские князи Таздруп и Дозибок (Выделенное курсивом подчеркнуто) с людьми своими по повелению его царского величества чинили нападение на крымскую ж область и взяли тамо 2 города Темрюк и Тамань. (Выделенное курсивом подчеркнуто) /л. 2об./ И помянутые кабардинцы во уверение своего к России вечного подданства давали знатные из них князи в российскую сторону, как при государствовании его величества царя Ивана Васильевича, так и по преставлении ого, при державе сына его величества царя Феодора Ивановича, в аманаты сыновой и ближних сродников своих, которые содержались всегда в городе Терке. /л. 3/ Когда же по преставлении царя Феодора Ивановича по пресечении мужеской российских государей линии в лето от рожества Христова 1598 (Весь вышеприведенный текст документа помещен в левом столбце листа, весь остальной текст в правом) учинился царем шурин высокопомянугого его величества из [149] российских вельмож Борис Годунов, то и в то время кабардинцы подданства своего к России не отменили и аманатов от себя в Терек с переменою давали и присылай от них в 7111-м году ко оному царю Борису в Москву для подтверждения подданства их к России князь Сунчалей. (Выделенное курсивом подчеркнуто) А как царь Борис Годунов умер и по нем сын его Федор малое время царствовал, во время приходу в Москву поляков с самозванном Григорьем ростригою (которой уроженец российской не подлого шляхетства и был чернцом, и ушед в Польшу, скння чернецкое платье, назвался сыном царя Ивана Васильевича Димитрием, которой от царя Бориса Годунова во младых летах для пресечения царской фамилии умерщвлен) також и тот самозванец рострига прп помощи поляков /л. 3об./ правительствовав российским государством немного, низвержен и кажнен. И после его избран царем из вельмож российских Василей Иванович Шуйской, то ко оному в 7117-м году от кабардинских же владельцов князя Солоха (Выделенное курсивом подчеркнуто) и протчих отправлен был для подтверждения ж их подданства и верности к России с письмами нарочной посланник, зовомой Кардан (Выделенное курсивом подчеркнуто), и как тот посланник падближился к Москве, то в то время окружена была Москва польскими войсками, которые привозили с собою еще самозванца некакого, называя его царя Ивана Васильевича сыном же Димитрием, н от тех поляков он, посланник Кардан, в Москву к царю Василью Шуйскому не допущен и пойман и приведен был к помянутому самозванцу в село Тушино (которое от Москвы в 12-ти вестах), где у него все письма кабардинских владельцев отняты, и содержан он был у поляков под караулом /л. 4/ до тех мест, пока оной самозванец от россиян ретировался, в городе Калуге со всем польским войском разбит; и оп, Кардан, в то время уже свободу себе получил и приехал в Москву и о всем оном, с чем он был от кабардинских владельцев отправлен, и как от поляков пойман объявил. А как потом поляки и другие неприятели из России все выгнаны и избран на государство Российское царь Михайло Феодорович, то кабардинские владельцы князь Солох, Казы-мурза Шептуков, Мурдар-мурза Алкасов, Куденек-мурза Калбулатов, Нарчов-Мурза Бузлуков, Айтековы дети и протчие все кабардинцы, но получении от ето царского ве[личеств]а объявительной грамоты о восприятии державы, от его царского ве[личеств]а российского государства в 7122-м году, предпосыланным к ним в Кабарду из города Терка сыном /л. 4об./ боярским Петром Смагиным, в верности к его царскому величеству и вечного подданства России вновь присягу учинили по силе прежней своей шерти (Выделенное курсивом подчеркнуто) на куране, и в том письменное обязательство за своими руками дали, с которого при сем перевод па российском языке приложен (Выделенное курсивом подчеркнуто). И сверх того от тех же кабардинских владельцев ирисы лапы потом в Москву, к его величеству царю Михайлу Феодоровичю, в 7124-м году, для вящаго засвидетельствования их помянутой в верности вечного подданства присяги и поздравления его величеству восприятием державы, посланники: князь Куденек Канбулатов, Сунчалей Янглычев (Выделенное курсивом подчеркнуто), да Шегунук- мурза Бузлуков. /л. 5/ А аманаты от тех кабардинцев, для лутчего от них уверения непременного подданства России, как при высокономянутом его величестве царе Михайле Феодоровиче, так и при сыне его государе царе Алексее Михайловиче, и потом при протчих российских государех, всегда в российской стороне в городе Терке обретались с переменою, а имянно: между иными от знатных князей следующих фамилий дети и родственники — в-первых, Денгиз-бея Алажухова, во-вторых, Казы [150] Мусависова, в-третьих, Алея Мусависова ж, в-четвертых, Султана-Алея Женбулатова, в-пятых, Шавлах Бекова, в-шестых, Девлетгирей Бекова, в-седьмых, Ислам-бека Мусы сын и племянник. При государствовании блаженный памяти е. и. в. Петра I были нападения па Кабарды от ханов крымских сильные, а имянно: в 1705-м году хан крымской Каплан-Гирей (Выделенное курсивом подчеркнуто) (которой ныне тамо ханом же) приходил на кабардинцов со многим войским для завоевания и присовокупления оных себе, но те войска /л. 5об./ от кабардинцов разбиты, и помяпутой хан принужден был от них, кабардинцов, прочь отойтить. В 1720-м году на них же, кабардинцов, приходил хан крымской Саадет-Гирей (Выделенное курсивом подчеркнуто) войною, при котором было людей тысяч с 40, и принуждал их всяким образы чрез своих присланных, дабы они предалися ему и совокупились с ними вместе, и жили б в их стране на Кубане, и определили б вместо дани с каждого двора давать по ясырю. Буде ж они па Кубань с ним, ханом, не пойдут, а останутца в старых жилищах, то б також давали ему по ясырю ж, а буде сего не учинят, то хотел он, хан, жилища их разорить и выжечь и самих их всех побить, однако ж они, кабардинцы, на такие ево ханские угрозы несмотря, ему ответствовали, что они еще никогда у ханов под владением не бывали и изстари как предки их, (Выделенное курсивом подчеркнуто) так и они служат российским государем в подданстве и пребывают всегда к России в верности, после которого их ответствования более к ним хан не присылал, но токмо пожег у них войсками своими деревин н около оных хлеб на полях н сена в стогах. /л. 6/ И с таким известием присылай от кабардинских владельцев к высокопомянутому е. и. в. нарочно Саадет-Гирей Салтаналеев. И просили они, кабардинцы, дабы для обороны от тех их неприятелей повелено было послать к ним войска российского. И того ж 1720-го году отправлен е. и. в. указ к астраханскому губернатору Артемью Волынскому, чтоб он, губернатор, помянутым кабардинцам учинил помощь в потребном случае, таким образом, что ежели на них, кабардинцов, будет наступление от хана крымского, то в таком случае послать ему, губернатору, к ним на вспоможение и оборону донских и других казаков сколько сот человек пристойно будет; однако ж тем казакам приказать, что естли помянутые кабардинские владельцы пойдут из своих жилищ куда па крымцов или кубанцов в поход, то б они с ними туда не ходили, дабы тем не подати туркам причины к нарушению мирных трактатов. И все оное чинить ему, губернатору, по своему разсмотрению, только б их, кабардинцов, оборонять от нападения. /л. 6об./ И потом астраханской губернатор в Коллегию иностранных дел писал в двух своих доношониях. В 1-м из Терка октября от 31-го и во 2-м декабря от 5-го 1721-го году, что получа он, Волынской, известие о бытности хана крымского у Кабарды (Выделенное курсивом подчеркнуто, па полях NB) ходил сам с частию войска для защищения кабардинцов к Терку и как хан уведал о приходе войск российских к Терку, со всеми своими войски вышел из Кабарды, которого уже посланной от него, губернатора, в Кабарде не застал, и тако тогда кабардинцы от нападения и утеснения хана крымского освободились. Только имели между собою тамошние владельцы домашние ссоры, однако ж и в том он, Волынской, их помирил; и потом они, кабардинские владельцы, при нем, Волынском, вновь присягали, в подтверждение прежних их [151] присяг, (Выделенное курсивом подчеркнуто) что им быть всем под протекцией) е. и. в. непременно и жить между собою в согласии и служить Российской империи обще всем верно, и дали в том как князья их, гак и уздени все знатные в Терек новых аманатов, которые и доныне с переменок) в российской стороне содержутся. АВПР, ф. Кабард. дела, 1559-1748 гг., д. 11, лл. 1-6. Подлинник. |
|