|
№ 77 1629 г. не ранее февраля 21. * — Отписка терских воевод И. А. Дашкова с — товарищами в Посольский приказ о разведке месторождения серебряной руды. (* - Датируется по упоминанию числа в тексте) /л. 1/ Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичи) всеа Русии холопи твои Ивашко Дашков, Богдашко Приклонской челом бьют. В нынешнем, государь, во 137-м году генваря в 11 день писали мы, холопи твои, к тебе, ко государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии ... (Опущено изложение док. № 76) /л. 7/ И февраля, государь, в 21 день приехал на Терек ис Кабарды князь Пшимах Канбулатовичь Черкаской, и мы, холопи твои, по твоему государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу велели быть в твою государеву сьезжую избу князь Пшимахе Конбулатовичю и твое государево жаловальное слово ему, князь Пшимахе, сказали, что ево, князь Пшимахи, служба и раденье к тебе ко государю многая есть и твое государево жалованье шубу и шапку ему князь Пшимахе, дали. И по твоему /л. 8/ государеву указу ему, Пшимахе, говорили. — Приезжал к тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичи) всеа Русии, с Терка Коншов-мурза Битемрюков и сказывал на Москве в Посольском приказе твоим государевым диаком, что проведал он, князь Пшимах, и он, Кошнов-мурза, в Кабарде землицу невелику, словет Таабаста, а владеют де тою землицею Ибак-мурзины дети Илдар да Сыхав да Илмамет мурзы. А родитца де в той землице серебряна и меденая многая руда. И не в давных летех делали в той землице серебро Ибак-мурзин уздень Мамик Ажедаев да Канмурзин уздень Иналук, и ныне те уздени в лицах, да и после деи того ис тое руды серебро они делывали, а ныне де они не делают для того, что боятца твоей государевы опалы. А ходу деи до той землицы от Терки Суншею-рекою и су/л. 9/хим путем шесть ден. И только деи ты, государь, изволишь послать для тое руды, и тебе, государю, будет прибыль. А для береженья будет надобно ратные люди многие, чтоб тем людем, которые для того твоего государева дела будут, быть бестрашным. А без ратных деи людей быть нельзя, потому что Ибак-мурзины тебе государю служат и заклады их в Терском городе есть, только деи они некрепки, и чтоб от них какие шатости не было. А в прошлых де, государь, годех был в аманатех брат их двоюродной Сыхав-мурза, и ис Терского города переменен, а в его место ныне на Терке брат же им Шейбак-мурза по матери, а отца с ними не одново, итого деи, государь, опасатца, чтоб one его не отступились. И ныне деи бы с теми мурзами укрепитца гораздо, взять бы у них в Терской город аманатов добрых, что было кому мочно верить. А как деи Ибак-мурзины дети в том укрепятца, заклады добрые дадут, и в той до землице серебро делати мочна. /л. 10/ А в которое де, государь, время в том месте серебро делать, и в то время для обереганья от черкаских людей надобно на Сунше-реке поставити крепость, зделати острог в прежнем месте, где бывал наперед сего острог. А как в том месте острог поставят, и меж деи того места, где острог поставят, и Ибак-мурзиных детей кабаков кочюют терские казаки, которые живут в Гребенях с пятьсот человек, и твоим деи, государь, людем будет на них надежно. И для того дела серебряные руды присланы с нами, холопи твоими, с Москвы на Терек Цысарские земли немцы рудознатец Самойло Фрик с товарыщи. [124] И князь Пшимах Канбулатовичь против твоего государева указу нам, холопем твоим, сказал. — Посылал он, князь Пшимах, Коншов-мурзу к тебе, ко государю, к Москве, что он, князь Пшимах, проведал землицу Таабасту, а сказывают деи в той землице Таабасте, что в ней серебряная /л. 11/ руда есть, а сам он, князь Пшимах, в той землице Таабасте не бывал и тое землицы не знает, а слышал деи он, князь Пшимах, от сторонних людей. А ходу деи, государь, до топ землицы Таабасты от Терсково города на коне поспеть в семой день, а з запасом деи, государь, ехати на телегах двенатцать ден, а от гор, только ехати з запасом на лошедях верхи или пешим на себе нести запас, и поспеть де в полтора дни. А будет деи ты, государь, изволишь острог поставить под теми горами, где та руда, и от того острогу через горы будет ходу пешими людьми полтора дни. А от старого дои, государь, Суншенского прежнево острогу к той руде водяным путем ходу нет. А про ту деи, государь, землицу Таабасту он, князь Пшимах, сам но ведает и с Коншов-мурзою того он, князь Пшимах, к тебе, ко государю, к Москве о мастерех и будет ли тебе государю в той руде прибыль или нет, о том он не писывал. Лише деи, государь, он, князь Пшимах, Коншов-/л. 12/мурзе велел тебе, государю, известить, что он, князь Пшимах, от сторонних людей проведал, что есть землица Таабаста, а в ней родитца серебреная руда, и будет ты, государь, производишь в той землице серебряной руды отведать, и тебе б, государю, послати многих ратных людей для тое руды опыту, потому что Ибаковы дети тебе, государю, некрепки. А сам деи он, князь Пшимах, в той землице не бывал и руды не видал. А как в прежних годех Ибак- мурзин уздень Иналук в той землице серебро делали, и то он, князь Пшимах, подлинно ведает, а того он, князь Пшимах, не упомнит, которой из них серебро делывал, потому что он, князь Пшимах, в те поры был молод. Да боясь деи от тебя, государя, опалы, те мастеры то серебряное дело покинули, а ныне мочно ли тех прежних мастеров сыскати. И князь Пшимах нам, холопем твоим, сказал, что тех прежних мастеров Мамика да Иналука сыскати /л. 13/ немочно, потому что они ныне живут в Кабарде старого Шелоха в кабакех у Ибаковых детей у Илдара з братьею. Да князь Пшимаха ж нам, холопем твоим, сказал. — Как деи ты, государь, велел отпустить с Москвы Коншов-мурзу, а наперед деи его отпущен с Москвы терской сын боярской Борис Станиславов, и приехав тот Борис на Терек, сказал про ту серебряную руду Фадею Волошенинову, а Фадей деи Волошенинов сказал Баруке мурзе з братьею, что в Кабарде в руде делати серебро. И Барука приказывал в Кабарду про ту серебряную руду х Казыевым детем х Акатожуке з братьею с Хатожукиным узденем с Кулахматом. И по их приказу во всей Кабарде князем и мурзам и всем людем учинилося ведомо. Да князь Пшимах же сказал. — Как деи Коншов деи мурза с Москвы еще не бывал, а он деи, князь Пшимах, поехал в Кабарду, /л. 14/ и в Кабарде ему, князь Пшимахе, говорили князи и мурзы про серебряную руду, что он, князь Пшимах, такое дело затевает, а прежние деи князи и мурзы такова дела не затеивали. А как деи приехал в Кабарду Каншов-мурза для тое серебреные руды, и хотел деи он, князь Пшимах, с Коншов-мурзою ехати в горы, и они деи, князи и мурзы, догадались, что они едут в горы для серебреные руды, и им, князь Пшимахе и Коншову, князи и мурзы: говорили: только деи они поедут в горы, и им деи, князь Пшимахе и Коншову, быть убитым. Да после того с неделю спустя послал он, князь Пшимах... Коншов-мурза привез тое руды на опыт, и он, князь Пшимах, тое руду послал к нам, холопем твоим, на Терку. И как деи, государь, с Терки в Кабарду приехала Барукина сестра Хабаз, и про ту серебряную руду, что Коншов-мурза привез, /л. 15/ в Кабарде росказала, и они деи ее веры поняли, и рнясь деи тому, кумытцкой Айдемир Салтан-Мамутов да [125] Ибаковы дети Илдар да Суркаи, собрався с ратными людьми, пошли в горы в Балкары 230 в то место, где ту серебреную руду имали, на его, князь Пшимахиных, ясачных людей да на Коншов мурзы племянников на Абшины з братьею Тазримовых детей на ясачных людей кабаки войною. И Апшика деи, государь, з братьею против Аидемиря да Илдара да Суркая стоят и с ними бьютца. Да князь Пшимах же сказал, что он привел под твою государеву высокую руку Казыевых детей и Шолоховых и всех кабардинских кабаков, и почели было кочевать блиско города. А ныне деи, государь, послышали про ту серебряную руду и на весну деи хотят итти с того места в горы. Да князь Пшимах же нам, холопем твоим, сказал. — Только деи ты, государь, изволишь в той землице Таабысте делати сереб... /л. 16/ мочно делати с твоими государевыми со многими ратными людьми, сперва острастя кабардинских и горских князей и мурз и всех кабардинских и горских людей, да постояв годы з два, то деи мочно та серебреная и руда достать. А которые, государь, немцы водоприводные мастеры присланы с нами, холопи твоими, на Терек Самойло Фрик с товарыщи, и те, государь, немцы Самойло Фрик с товарыщи за то водоприводное дело нялись делати. И мы, холопи твои, тем водоприводным мастером немцом Самойлу Фрику с товарыщи то водоприводное дело велели делати до твоего государева царева и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии [указу] 231. ЛОИИ, колл. Гамеля, д. № 36, л. 1, 7-16. Отпуск. Ветхий. Комментарии 230. См. примеч. 228 и 232. 231. Фричу и Герольду было поручено организовать работы по подведению к Терскому городу воды из протока Терека, изменившего русло. Эти работы, потребовавшие сил и средств, были неудачны, так как проведенный канал скоро затянули песком. Место, где рыли канал, по-видимому, было известно позже под названием «Копань». |
|