|
№ 65 1622 г. между сентября 29 и декабря 8. * — Отписка терского воеводы С. И. Волынского в Посольский приказ о походе кн. Сунчалея Янглычевича Черкасского с терскими служилыми людьми против мурз Казыевой Кабарды. (* - Датируется по упоминанию числа в тексте и по отметке о подаче) /л. 86/ Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Степанко Волынской, Баимко Болтин челом бьют. В прошлом, государь, во 130-м году июля в 8 день в твоей государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии грамоте за приписью дьяка Федора Опраксина писано, государь, к нам, холопем твоим, на Терек по челобитью к тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, князя Сунчалея Янклычевича Черкаского, а велено нам, холопем твоим, с ним, со князем Сунчалеем, послати на твоих государевых непослушников, а на его князь Сунчалеевых недругов, на черкаских на Казыевых и на Шелоховых и на Пыштовых и на Ибакиных братыо и детей и племянников твоих государевых терских ратных людей и вольных атаманов и казаков. И мы, государь, холопи твои, по твоему государеву указу со князем Сунчалеем твоих государевых ратных людей посылали голо[ву] Мосея Черкашенинова, а с ним ратных людей конных стрельцов и новокрещенов и юртовских тотар и терских узденей и окотцких людей. И нынешнего, государь, 131 году сентября в 1 день писал, государь, к нам, холопем твоим, ис Кабарды князь Сунчалей /л. 87/ Черкаской, что по твоему государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу на твоих государевых непослушников с твоими з [103] государевыми с ратными людьми ходил и пришел под Казыевых детей и под Алегуки-мурзы кабаки безвестно. И божиею, государь, милостию и твоим государевым царевым и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии счастьем Казыевых детей Атокузуку з братьею и Алегука мурз повоевали и кабаки их и по полем хлеб и сена пожгли 214, а достальные де, государь, черкасы с Олегукою-мурзою и с Казыевыми детьми ушли в горы в крепкие места. И он де, Сунчалей-князь, и головы стрелетцкие посылали к ним, к Олегуке-мурзе и х Казыевым детем, а велели им говорити, чтоб оне тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, добили челом и вину свою тебе, великому государю, принесли и были бы под твоею царскою высокою рукою в холопстве и оманаты б тебе, великому государю, в Терской город дали. А как оне, черкасские Казыевы и Шегонукины дети и племянники, тебе, великому государю, добьют челом и шерть и оманаты дадут и учинятца в твоем царском повеление, и ты, великий государь, их, черкаских мурз, пожалу[е]шь своим /л. 88/ царским великим жалованьям и свыше прежнево. И Шаганукины, государь, дети Алегука з братьею и Казыевы дети Отокузука з братьею тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русин, добили челом и ома[на]ты в Терской город дали, Казыя-мурзы Шепшукова Вольтово сына Отокузуку-мурзу, а с ним 10 человек лутчих узденей, на том, что им тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, служити и прямити и быти под твоею царскою высокою рукою в холопстве неотступным навеки. А прислали, государь, оманатов в Терской город сентября в 29 день. А Шолоховы, государь, племянники Зогорбек-мурза з братьею и Несоховы дети Ильмурза з братьею добили челом тебе, государю, наперед сего и аманаты в Терской город прислали. И о том, государь, мы, холопи твои, подлинно преж сего в прошлом во 130-м году к тебе, к государю, писали с терским сыном боярским с Васильем с Надобным августа в 20 день, да и в Казанской, государь, дворец мы, холопи твои, писали ж. На л. 86 об.: Отметка о подаче: 131-го декабря в 8 день с терским сотником стрелецким с Борисом Стениславовым. Помета: В столп. Отдана вклеить Олексею декабря в 10 день. Ф. Сношения России с ногайскими татарами, 1622 г., д. № 1, л. 86-88. Подлинник. Комментарии 214. Указание на значение у кабардинцев земледелия и на то, что они знали сенокошение. Непрерывные распри между кабардинскими феодалами крайне тяжело отражались на положении кабардинского крестьянства. О бедствиях и несчастьях, которые навлекали на кабардинский народ княжеские ссоры, постоянно говорит в своей «Истории» Ш. Б. Ногмов. |
|