Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 204

1654 г. позднее мая 25. * — Доезжая память астраханского служилого человека Федора Юдина и толмача Ивана Мокеева о поездке в Казыеву Кабарду с грамотой относительно посылки кабардинскими мурзами воинских людей в распоряжение терских воевод.

(* - Датируется по упоминанию числа в тексте)

/л. 34/ Лета 7162-го апреля в 7 день. По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу и по наказной памяти боярина и воевод князя Ивана Петровича Пронского да стольника князя Насилья Богдановича Волконского, дияков Алексея Иевлева да Василья Герасимова, астраханец Федор Юдин да толмач Иван Мокеев из Астарахани степью в Кабарду в Алегуке-мурзе Шаганукову да к Ходождуке-мурзе Казыеву з братьею и з детьми, с племянники ездили.

А приехали в Кабарду апреля в 23 день, и Алегуки и Ходождуки мурз, спросив их о здоровье царьского величества от боярина и воевод от князя Ивана Петровича Пронского да от стольника от князя Василья Богдановича Волконского, от дияков от Алексея Иевлева да от Василья Герасимова, отдали Алегуке и Ходожуке мурзам государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Руси грамоту за государевою печат[ью, и им] государеву грамоту сказали Алегуке и Ходож[дуке] мурзам...(Часть текста утрачена) /л. 35/ [сколько] человек пригоже....(Часть текста утрачена) тысячю человек, [Навруз]у-мурзе княж Каса[еву], [Арасланбеку]-мурзе Каспула [тову, Деваю]-мурзе Канмурзину... (Часть текста утрачена) их и детей, племян[ников] по тому ж сколько человек пригоже, а улусных их людей Навруз-мурзе 1000 человек, Арасланбеку-мурзе 800 человек, Девою-мурзе 200 человек добрых, которых бы з государеву службу стало, а с теми их братьею и с племянники и с улусными их людьми указал государь ехать к себе, государю, для своей царьского величества службы терскому воеводе Андрею Лазареву.

И они б, кабардинские Алегука и Ходождука мурзы, памятуя к себе государьскую милость и жалованье и свою шерть, ему, великому государю, службу свою и раденье показали, выбрали на его государеву службу [321] из братьи своей и из детей и ис племянников сколько человек пригож, да улусных людей 1000 человек добрых, которых бы з государеву службу стало. А как они, Алегука и Ходождука мурзы, тех братью свою и детей и племянников и улусных людей для государевы службы выберут, и они б, кабардинские мурзы, сослався меж себя Малого Нагаю с мурзами с Наврузом княж Касаевым, да с Арасланбеком Каспулатовым, да з Девоем-мурзою Канмурзиным, отписали на Терек к воеводам к Ондрею Плещееву да к Ондрею Лазареву, в которых местех /л. 36/ и урочищах и о которую пору сойтица с ними терскому воеводе Андрею Лазареву.

А как они о том к терским воеводам отпишут, и по государеву указу терскому воеводе Андрею Лазареву в те места, где ево учнут дожидатца братья их и дети и племянники и улусные их люди, велено ехать тотчас, и съехався, велено ему, Андрею, з братьею их и з детьми и с племянники и с улусными людьми ехать к великому государю [для] его государевы царьского велич[ества] [служ]бы не мешкая... (Текст оборван) [по]жаловать же их своим государевым жалованьем, велит их отпустить к ним, мурзам, без задержанья. А к ним, к Алегуке и к Ходождуке мурзам кабардинским, и к их улусным людем будет его государьская милость свыше прежнего. /л. 37/

И сказав я, Федор, кабардинским Алегуке и Ходождуке мурзам государев указ, против наказу говорил им, чтоб они меня, Федора, и толмача отпустили в государеву отчину в Астарахань, не задержав. И что они против государева указу учинят, о и том бы с нами царьского величества к боярину и воеводам ко князю Ивану Петровичю Пронскому да к стольнику ко князю Василью Богдановичю Волконскому, да к дияком к Алексею Иевлеву да к Василью Гарасимову в Азстарахань отписали подлинно.

А будучи мы в Кабарде, проведывали всякими мерами накрепко тайным обычаем турских и крымских и азовских и кумытцких вестей и про нагайского Чебана-мурзу Ищерекова. А что каких вестей проведали и что нам против наших речей говорили кабардинские Алегука и Ходождука мурзы з братьею, и то все писано под сею статьею порознь по статьям. /л. 38/

Как мы, Федор и толмач, приехали в Кабарду, и государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии грамоту за государевою печатью и лист боярина и воевод князя Ивана Петровича Пронского да стольника князя Василья Богдановича Волконского, да дияков Алексея Иевлева да Василья Герасимова татарским письмом Алегуке и Ходождуке мурзам подали.

И Алегука и Ходождука мурзы государ[еву] цареву и великого князя Алексея [Михайловича] всеа Русии грамоту... (Текст оборван) [ве]сти от турского и от крымского [у]слышим, и мы де тотчас /л. 39/ с такою вестью в его государевы городы от себя пришлем. А будет де и у крымского царя в неволе будем, и мы де и в те поры в его государевы городы про всякие вести ведомо учнем чинить, а на государевы де службы людей своих нам давать не в мочь.

Да майя в 23 день слышали мы крымского царя от человека Челебия, которой живет в Кабарде крымского царя с царицею 377 у Алегуки-мурзы для дани, что бил де челом Навруз-мурза княж Касаев крымскому царю о людех, чтоб к нему крымской царь прислал царевича и ратных своих людей для обереганья ево Наврузовых улусов от приходу калмытцких людей. И крымской де царь хочет к Наврузу-мурзе сына своего царевича с крымскими ратными людьми прислать. А в Кабарде с царицею прислан крымской ага Алей для збору ясаку, а с ними крымских служилых людей 100 человек. [322]

А как мы, Федор и толмач, были у Алягуки-мурзы в улусех, и при нас с Алягуки и с Ходождуки крымского царя царица собрала ясаку 130 человек черкаского ясы/л. 40/рю, опричь аргамаков и пансырей и сабель.

Да майя в 23 день приезжал в Кабарду к Алягуке-мурзе Навруз-мурзы княж Касаева улусной человек Сеиткул, и слышали мы от него, что де польской король с крымским царем помирился и крымскому царю польской король и аманаты свои дал. А просит де польской король у крымского царя воинских людей итти на государевы городы войною, и крымской царь в тех людех ему отказал, потому что де у крымских людей ныне учинился падеж лошадем. И как де в Крыму поспеет ячмень и лошади. .. (Текст оборван) после падежу остались... (Текст оборван) и он де, крымской царь, от... (Текст оборван) /л. 41/

Да майя ж в 25 день приезжал к Алягуке-мурзе в улусы от Араслан-бека-мурзы улусной ево Арасланбеков человек Сунчалей и сказывал им, что де Уракмамаевы и Урмаметевы мурзы с улусными своими людьми кочевали наперед сего блиско Крыму, а ныне, перешед Днепр, кочюют блиско Хмелицкого. И крымской де царь посылал к ним, чтоб они пришли кочевать назад через Днепр и кочевали б блиско Крыму. И Уракмамаевы де и Урмаметевы мурзы крымскому царю в том отказали, что они блиско Крыму кочевать от калмытцких людей не смеют.

А про Чебана-мурзу Ищерекова мы слышали, что он, Чебан-мурза, с своими улусными людьми кочует с Наврузом-мурзою княж Касаевым вместе.

Ф. Сношения России с нагайскими татарами, 1654 г., д. № 1, л. 34-41. Подлинник.


Комментарии

377. Имеется в виду сестра мурзы Ходокшуки Казыева, приехавшая весной 1653 г. в Кабарду «на плач брата своего Ислама-мурзы» в сопровождении крымского аги Алея и 20 крымских татар (ф. Кабардинские дела, 1653 г., д. № 1, л. 7). О сборе крымскими людьми ясака — см. примеч. 371.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.