Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 199

1653 г. марта 27. — Сказка в Терской приказной избе кабардинского мурзы Шангирея Урусханова Черкасского об осаде персидскими и дагестанскими войсками Сунженского острога.

/л. 265/ Лета 7161-го году марта в 27 день. Государевым царевым и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии стольнику и воеводам Василью Семеновичю Волынскому, Ортемью Алексеевичю Шапилову да дияку Кузьме Патрекееву сказал Шангирей-мурза Янсохов, что жил он, Шангирей-мурза, кабаком своим по Сунше-реке. И по вестям, что шли кумыцкие и кизылбашские ратные люди з большим собраньем на государев Суншинской острог, и он, Шангирей-мурза, с своими кабацкими людьми ис своего владенья перешол в государев Суншинской острог к голове стрелецкому к Ивану Яцыну и ко государевым служилым людем, чтоб тот государев Суншинской острог от тех кумыцких и кизылбашских ратных людей отстоять. И кумыцкие и кизылбашские ратные люди, пришед под государев Суншинской острог, приступали 5 ден по вся дни и ночи жестоким приступом. И божиею милостию, а государевым царевым и великого князя Алексея Михайловича /л. 266/ всеа Русии счастьем, на приступех кумыцких и кизылбашских ратных людей многих побили, и в те дни государев Суншинской острог от них отстояли. И барагунские Илдар-мурза з братьею и своего владенья со всеми людьми, сидя в осаде в государеве Суншинском остроге, от кумыцких и кизылбашских ратных людей видя жестокой приступ, учали государю изменять, умысля тайным своим умыслом, переслався в кумыцкую и в кизылбашскую рать к племянником своим к ондреевским х Папалашу и к Чеполову-мурзе з братьею, чтоб те ондреевские мурзы послали в Кумыцкую землю по матерь свою, а по их, Илдара-мурзы з братьею, по сестру. И те кумыцкие ондреевские Попалаш и Чеполов мурзы з братьею по пересылке Илдара-мурзы з братьею от себя ис кумыцкого владенья к себе в кумыцкую и в кизылбашскую рать привезли мать свою. И та их, Илдара-мурзы з братьею, сестра по их Илдарове пересылке и по наученыо учела кумыцких Суркай-шевкала и Казаналпа-мурзу наговаривать, что как братья ее барагунские Илдар-мурза з братьею и со всем своим /л. 276/ владеньем, изменя государю, здав государев Суншинской острог, им, кумыцким и кизылбашским ратным людем, из острогу к ним в рать выдут, и им бы, кумыцким мурзам, тех барагунских мурз и их людей разорять не велеть. И как наговори тех [312] кумыцких мурз и утвердя их о том накрепко, чтоб братья ее тех барагунских Илдара-мурзу з братьею не разорить и ни в чем им никакой тесноты и обиды не учинить, и прислала ко государеву Суншинскому острогу для того переговору к барагунским к Илдару-мурзе з братьею детей своих кумыцких Попалаша и Чеполова-мурзу з братьею. И те барагунские Илдар-мурза з братьею государю изменили, кумыцким мурзам дали в оманаты брата своего Умархата-мурзу с лутчими своими узденьями на том, что им, Илдару-мурзе з братьею и со всем своим владеньем, государю изменить, здав государев Суншинской острог, вытти со всем своим владеньем к ним, кумыцким мурзам, в рать. А покаместа у них, Илдара- мурзы з братьею, с ними, кумыцкими мурзами, о том был переговор, и для того переговору ко государеву Суншинскому острогу к ним, /л. 268/ Илдару-мурзе з братьею, в пересылке денно и ночно беспрестани приезжали ис кумыцкой рати те их племянники Папалаш и Чеполов мурзы з братьею. А покаместа у них в том была пересылка, и он, Шангирей-мурза, в том государеве Суншинском остроге з головою стрелецким с-Ываном Яцыным и з государевыми рускими служилыми людьми сидели в осаде 2 недели. И как барагунские мурзы Илдар з братьею и со всем своим владеньем, с теми кумыцкими мурзами обо всем договорясь и утвердясь по своей вере накрепко, и дав им аманатов, во всем государю изменили, из государева Суншинского острогу вон вышли к ним, кумыцким мурзам, в рать. И после ево, Илдаровы, ко государю измены он, Шангирей-мурза, з головою стрелецким с-Ываном Яцыным и с конным сотником стрелецким с Михайлом Молчановым и з государевыми /л. 269/ служилыми людьми, с стрельцами и с казаками, в Суншинском остроге в осаде сидели 4 дни, и видя то, что от кумыцких и кизылбашских ратных людей в государеве Суншинском остроге будет сидеть не в мочь, что стало в том Суншинском остроге малолюдно, и они, Шангирей-мурза, и голова стрелецкой Иван Яцын, и сотник Михайло Молчанов с стрельцами и с казаками, забрав из государева Суншинского острогу государевы пушки и зелье и свинец и колокола, вышли и приехали в Терской город со всем здорово.

Ф. Кумыкские и тарковские дела, 1651 г., д. № 1, л. 265-269. Список XVII в.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.