|
№ 112 1637 г. октября 29. * — Челобитная кабардинского мурзы Муцала Сунчалеевича Черкасского, поданная в Терской приказной избе, с жалобой на крещение терским священником Михаилом его дворовых людей без отпускных записей 272. (* - Датируется по времени подачи в Терской приказной избе (Ф. Кабардинские дела, 1638 г., д. № 2, л. 269)) /л. 273/ Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьет челом холоп твой Муцалко Черкаской. В прошлом, государь, во 145 году ездил я, холоп твой, в Кабарду. И без меня, государь, подговорили из слободы моей дворовых моих людишек в город, жоночку Алтынку з детьми, с сынишком да з дочеришком. И тех, государь, подговорннных моих людишек пречистенской поп Михайло той моей женочке сынишка крестил, а отец был крестной Семен Огородник. А преж, государь, сево тех наших людишек в город не подговаривали, а без отпускной попы не крещивали. Милосердный государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй меня, холопа своего, вели, государь, мне за тех моих подговорных и неотпускных людишек, за женочку з детьми, дати окуп или, государь, вели тех моих подговорных людей выдати мне. Царь государь, смилуйся. На л. 273 об. помета: Дати государева грамота сыском, будет так, как бьет челом, велеть откуп дать, взяв на тех людех, хто подговорил. А будет в чом спор, и тому дати суд 273. Ф. Кабардинские дела., 1638 г., д. № 2, л. 273. Подлинник. Комментарии 272. Для зависимого от кабардинских феодалов населения Кабарды крещение являлось одним из способов освободиться от зависимости. Это явление получило широкое распространение в XVIII в. 273. Грамота Посольского приказа терским воеводам не публикуется (ф. Кабардинские дела, 1638 г., д. № 8, л. 274-276). |
|