|
№ 111 1637 г. апреля 11. — Грамота из Посольского приказа терскому воеводе В. Г. Ромодановскому о взятии в Терский город аманатов из Шолоховой Кабарды 269. /л. 1/ От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Терек: стольнику нашему и воеводе князю Насилью Григорьевич. Ромодановскому да Ивану Никифорович. Безстужего, да дьяку нашему Калистрату Жохову. Писали осте к нам с терским толмачом с Сенкою Трофимовым, что в прошлых годех взяты на Терек в аманаты не Кабарды Шолоховых кабаков от Ильдар-мурзы Ибакова з братьею и с племянники брат ево Суркай-мурза Исаков да кизларских детей 3 человека да узденских детей 3 ж человека. И в прошлом ж во 143-м году по нашему указу велено кабардинского Суркая-мурзу Ибакова по его челобитью для крещенья отпустить к нам к Москве. И Суркай-мурза, выехав с Терка, к Москве не поехал и побежал в Кабарду, а на Терке ныне в аманатех кизларские и узденские дети, что взяты с ним, Суркаем, вместе. И по нашему указу посыланы с Терка в Кабарду к Ильдару-мурзе да к брату ево к Елма/л. 2/метю Ибаковым говорить о Суркаеве побеге сотник стрелецкой Иван Неустроев да толмач Семейка Трофимов 270, чтоб они к нам правду свою совершенну учинили, брата своего Суркая прислали в Терской город в аманаты попрежнему. А будет ево, Суркая, не пришлют, и Ильдар бы мурза в Суркаево место прислал другово брата своего Келмаметя или б ехал на Терек в аманаты сам. И сотник и толмач приехав на Терек сказали. — Говорил де им Ильдар-мурза. — Приезжал де он на Терек при воеводах при князе Михайле Пронском с товарищи, а в аманаты в Суркаево и в узденских и в кизларских детей место привозил брата своего Анфоку. И князь Михайло Пронской с товарищи брата его Анфоки в аманаты не взяли, а говорили ему, чтоб он в аманаты приехал сам или б прислал брата своего Келмаметя. И он де, Ильдар, в те поры бил челом нам, а князю Михайлу с товарыщи л. 3 говорил, чтоб мы ево пожаловали /л. 3/ против горских и кумытцких князей и мурз, как во всех Кабардах и Кумыках емлют в аманаты меньшую их братью и детей и племянников молодых, и у них бы взяли в аманаты брать их так же, как и у кумытцких емлют. А им де, Ильдару и Келмаметю, в аманатех быть нельзе, потому что их Кабардою, опричь их, владеть будет некому. А как де брат его Суркай с Терка в Кабарду бежал, и он де, Ильдар, Суркая тому не учил. А будет мы его пожалуем, аманаты взять у него укажем, против иных горских и кумытцких мурз из меньших их братьи, и он де в аманаты даст меньшого своего брата Анфоку. Да бил челом нам Келмаметь-мурза Куденекович Черкаской, а на Терке подал вам челобитную, и та ево челобитная прислана к Москве 271, а в челобитной ево написано. — В прошлом де во 137-м году бил челом нам дядя ево, князь Пшимах Канбулатович Черкаской, чтоб мы ево пожаловали, дали ему наших ратных людей на наших непослушников, /л. 4/ а на их недругов, на Шолоховы кабаки, как они были дам непослушны, на [163] Ильдар-мурзу з братьею н с племянники. И по нашему указу князь Пшимах Черкаской с нашими ратными людьми на Шолоховы кабаки, на Ильдар- мурзу з братьею и с племянники, ходили и их повоевали и аманаты взяв Ильдар-мурзина брата Суркай-мурзу Ибакова да трех лутчих узденских детей. Да в те ж поры дядя ево князь Пшимах в-Ыльдар-мурзиных обидах взяли в своем деле трех кезларских детей, а держать было их в Терском городе до тех мест, как он, Ильдар-мурза, розделаетца с ними в их обидах. И те де аманаты, Суркай-мурза и узденские и кизларские дети, князь Пшимах привез в Терской город. И во 140-м году по его, Келмаметеву, челобитью прислана наша грамота о тех кизларских детех, что было их отпустить с Терка в Кабарду, а об узденских /л. 5/ детех в той нашей грамоте указу не написано, потому что об них ево Келмаметева челобитья не было. И тс кизлярские дети с Терка в Кабарду не отпущены, для того что воевода Олексей Головин многое время занемог и от той болезни ево не стало. А о Суркае-мурзе Ибакове прислана наша грамота, велено ево по ево челобитью и обещанью отпустить к Москве креститца. И после де Олексеевы смерти Головина те узденские и кизларские дети с Терка в Кабарду не отпущены, потому как Суркай-мурза Ибаков поехал с Терка к Москве и после б ево от них на Терке в закладе никого не было. И во 143-м году, сведав в Кабарде Суркаев брат Ильдар-мурза Ибаков, что брата ево, Суркая, по нашему указу велено отпустить к Москве креститца, я он де, Ильдар, приезжал в Терской город, а в тех кизларских и узденских детей место привозил на Терек в аманаты брата своего /л. 6/ меньшого, и воевода князь Михайло Проиской с товарыщи у Ильдар-мурзы брата ево меньшого вместо тех кизларских и узденских детей в аманаты без нашего указу не взяли. Да в тож до время Ильдар-мурза Ибаков говорил в съезжей избе стольнику и воеводам князю Михайлу Пронскому с товарыщи про Суркай мурзу Ибакова, что он бил челом нам о крещенье ложно, а хочет бежать в Кабарду. А он де, Келмаметь, от Ильдар-мурзы про Суркаев побег слышал же и стольнику и воеводам князю Михайлу Пронскому с товарыщи говорил, чтоб ево до поезду на Терке беречь, а отпустил бы ево к Москве с великим береженьем. И он де с Терка отпущен после Муцалова поезду Сунчалеева в третей день с малыми провожатыми, и Суркай-мурза с тое дороги с уздени своими бежал в Кабарду в свои кабаки. А как де он в Кабарду приехал, /л. 7/ и учал на него, Келмаметя, приходить с своими людьми войною и кабаки его разорил и узденей ево многих побил, а людей многих в полон поймал. Да они же де, Ильдар да Суркай мурзы, взяли у него насильством узденских детей к себе в заклад вместо тех кизлярских и узденских детей, которые остались после ево, Суркая, на Терке. А держат тех узденских детей для того, что просят у него своих кабаков кезларских и узденских детей, которые ныне на Терке, и хотят ево и братью ево убить досмерти и кабаки ево разорить до конца. И нам бы ево пожаловать, велеть тех кизлярских и узденских детей с Терка им выдать, а у них, Ильдара и у Суркая, взять в Терской город в закладех брата их меньшого Алфоку против иных горских и кабардинских и кумытцких князей и мурз, чтоб ему и братье ево нашею милостью обороненым быть и от них бы побитым не быти, /л. 8/ а кабаком ево и досталь не разоритца, и тех бы ево узденских детей у себя они не истеряли, и вперед бы ему от их тесноты и досталь не разоритца до конца, а та де теснота и обида ему от них учинилась в ево, Суркаеве, побеге и в кизлярских и в узденских детех, которые ныне на Терке. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б в Суркаево место Ибакова в Терской город в аманаты взяли брата их меньшого Анфоку против иных горских и кабардинских и кумытцких князей и мурз, а Келмаметь-мурзы Черкаского узденских детей у них взяли и отдали Келмаметю мурзе, а кезларских детей и узденских детей, которые ныне на Терке, о которых [164] Келмаметь-мурза нам бил челом, велели б /л. 9/ есте отпустить к Илдару и к Суркаю мурзам Исаковым в их кабаки. А про то отписали б есте к Илдару Ибакову имянно, что Суркай Ибаков нашему царскому величеству изменил, и то он зделал большое дурно и вперед верить не мочно. И он бы, Ильдар, брата своего, Суркая, прислал в Терской город, чтоб он, Суркай, к нам, великому государю, вину свою принес, приехал к вам в Терской город и в той своей вине исправился, а того б он не опасался задержанья, если в Терском городе не будет, как он перед нами, великим государем, исправитца, и вы ево с Терка опять отпустите в Кабарду в ево кабаки по-прежнему. И он бы на наше царское жалованье был надежен и в Терской город ехал безо всякого опасенья, тем бы в вине своей перед нами, великим государем, исправился. Да что в том учините, и вы б о том отписали к нам к Москве, а отписку велели отдать в Посольском приказе диаком нашим думному Федору Лихачеву [да] Максиму Матюшкину. Писан на Москве лета 7145-го апреля в И день. Ф. Кабардинские дела, 1637 г., д. № 1, л. 1-9. Отпуск. Комментарии 269. О том же имеется выписка, составленная в Посольском приказе (ф. Кабардинские дела, 1636 г., д. № 1, л. 19-23; д. № 6, л. 5-7). 270. Имеется челобитная толмача Семена Трофимова о даче ему жалованья за посылку в Казыеву и Шолохову Кабарду для проведывания вестей и взятия аманата (ф. Кабардинские дела, 1636 г., д. № 6, л. 4). 271. Челобитная Кельмамета Куденековича Черкасского не публикуется (ф. Кабардинские дела, 1638 г., д. № 1, л. 24-26). |
|