|
№ 6. 1567 г. сентябрь. – Грамота крымского хана Девлет-Гирея царю Ивану Васильевичу с требованием снести Терский город и увеличить поминки 39. /л. 71 об./ Великие Орды великого царя Девлеть-Киреево царево слово брату моему великому князю Ивану Васильевичю, многом много поклон, молвя с любовью, заповеди и слово то. Наперед сего ты, брат мой, послов и гонцов своих з грамотами своими присылал еси, чтобы меж нас дружба и мир остался и от начала. И мы, хотя миру, гонцов своих з грамотами посылали есьмя, что Азсторохань и Казань от прежних лет мусульманство было, /л. 72/ а от нашего места и от нашего родства царей юрты были, потому есьми их и просил, а которые поминки великие к дяде моему Магметь-Кирею-царю с Аппак Азеем присланы, и только таковы ж великие поминки пришлешь, и нашим людем и нашим землям и всем мусульманским землям убытков не учинити бы. И послышали есьмя, что на Шамхальской и на Черкасской стороне город ставишь, и тебе бы туто города не ставити, и предки твои чево не делывали, и тебе бы того не делати. И хотели есьмя на том роту и шерть учинити, что с тобою в крепкой дружбе быти и земле твоей убытков не учинити. И в то время прислал еси грамоту /л. 72 об./ с своим гонцом с Лукьяном 40, а того еси нам не известил, что тебе Азсторохани и Казани поступитись, и самому бы в упокое быти, и на Шавкальской и на Черкасской стороне города не ставить, и прислати бы таковы ж великие поминки, каковы присыланы к дяде моему, Магметь-Кирею-царю, с Аппак Азеем, и мусульманской бы земле убытков не делати, а преж сего написал был еси грамоту и правду учинил, что тебе нашим людем и нашей земле убытков не делати. И мы потому от своих ички князей Сулейманшина княжово сына Мурат-мурзу хотели с ротною и с шертною грамотою послать, чтоб на год и на /л. 73/ другой мир был, и как бы меж нас дружба и любовь и мир сстался, как годно меж нас, и впрок бы и до нашего живота от детей и на внучата миру бы так и быти. И как гонец твой Семен к нам приехал 41, и мы своего гонца изготовили были и с твоими гонцы отпустити хотели. И мы слышали, что еси прислал людей тысечи две-три, да на Терке город поставил, того для примыслил еси, чтоб Шавкальскую землю и Черкаскую изневолить. А шавкальцы мусульманы, а при отцех и при дедех и при дядях наших от тех мест и по ся места меж нас с ними ссылка живет и люди к нам ходят, а наши люди к ним ходят, в дружбе и в любви ведемся. /л. 73 об./ А черкасы хандыкереву величеству 42 и нам подручны. И тем городом хочешь ты отлучити черкас от хандыкерева величества и от нас ты похотел черкас отлучить. И милосердаго бога милостию на их землю рать послал есьми и, от тебя черкас отлучая, всю землю Черкаскую воевали и жгли, и жены и дети имали, и животину и овцы пригнали. И что черкасом учинилося, то ты и сам оттоле уведаешь. А в той грамоте, которую с Лукьяном прислал еси, не писана, что тебе в той стране город ставити. А слышели есьмя про тот город, как гонец твой Семен приехал, и про то нам на тебя досадно учинилося, за то есьмя к тебе посла не отпустили /л. 74/ и [15] гонцов не послали, а рота и правда на тебе осталась, не мы порушили, ты порушил, так бы еси ведал. А в твоей грамоте, которую еси с Семеном прислал, никак еси того не написал, чтоб таковы поминки великие прислати, каковы с Аппак Азеем к дяде моему Магмет Кирею-царю присланы, а что еси не написал того в грамоте, и то знаменует тому, что ты не хошь дружбы и любви. И как с любовным ярлыком холоп мой Алей чауш доедет, и похошь дружбы и миру, и ты тот город вели снесть, да прислал бы еси таковы ж великие поминки, каковы присланы к дяде моему Магметь-Кирею-царю с Аппак Азеем. А не похошь так, и ты бы /л. 74 об./ наших послов, которы там 43, отпустил, и доколе из твоее земли выйдут, на дороге бы им убытков не было, в том бы еси уверил. И мы здешних твоих послов божиею милостию, убытков им не учинив, отпустим, так бы еси ведал, меж нас боле того ссылки не будет, кому что ни даст, бог милосердый даст, и мы за свой сором учнем стоять, так бы еси ведал. Молвя ярлык с любовью писан лета 975-го месяца сентебря. Писана в Алмесарае. А се у грамоты на поле писано одна рука з грамотою. - Только с нами похошь в любви быти, и ото всего сердца миру похошь, и ты б человека моего Алей-чауша никак /л. 75/ не подержав своего доброго человека вместе отпустил, наша рота в роту, так бы еси ведал. Хотя миру и не похошь, и ты б Янболду имельдеша отпустил, Алей-чаушу б еси его здорова показал, ан бы в Путивле стоял. А ты к нам человека своего пришли права перед богом, после сего убытков от нас не будет, попрожнему жалованье свое дадим, от нас убытков не будет, мы учиним по государству своему и по своей роте, только ты им убытки учинишь, то ты ведаешь, мы на бога положил ися, так бы еси ведал. Мы пригожства для имяни своего людей твоих пожаловав отпустим, и ты имени своему пригожства учини, мы на твою ротную грамоту смотрим, так бы еси ведал 44. Ф. Сношения России с Крымом, кн. 13, л. 71об.-75. Список XVI в. с современного перевода. Комментарии 39. Грамота была прислана в Москву с гонцом Али-чаушом, который уехал из Крыма 9 октября и прибыл в Москву 25 ноября 1567 г. (ф. Сношения России с Крымом, кн. 13, л. 1 и сл.). 40. Лука Захарьин сын Новосильцев был послан из Москвы в Крым в сентябре 1566 г. с грамотой царя Ивана Грозного хану, в которой обходились вопросы о присоединении Казани и Астрахани к Русскому государству и об увеличении «поминков» - подарков и предлагалось совершить обмен послами, задержанными в Москве и в Крыму (ф. Сношения России с Крымом, кн. 12, л. 285-294). 41. Семен Федосеев сын Алябьев был послан в феврале 1567 г. из Москвы в Крым, куда прибыл в апреле 1567 г. (ф. Сношения России с Крымом, кн. 12, л. 361 и сл.; кн. 13, л. 29 об. и сл.). 42. Хандыкерь - турецкий султан. 43. Русское правительство задержало присланного из Крыма в 1557 г. посла Янболдуя в связи с враждебными действиями хана. 44. Грамота о том же Сулейманши князя от августа 1567 г. (ф. Сношения России с Крымом, кн. 13, л. 80-80об.). |
|