Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 16.

1571 г. март. * – Грамота царя Ивана Васильевича турецкому султану Селиму 83 с сообщением о сносе Терского города и об открытии «астраханской дороги».

(* - Датируется на основании док. № 14 и даты выезда Богдана Шапкина uз Москвы 10 января 1571 г.)

/л. 144 об./ Бог наш троица ж и преже век сы отец и сын и святый дух, ныне и присно и в веки веком аминь, о нем же живем и движемся есмы, им же царие царствуют и сильнии пишут правду.

Вседержителя бога милостию царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии, владимерский, московский, ноугородцкий, казанский, азстороханский, псковский, смоленский, тверский, резанский, полотцкий, /л. 145/ пермьский, вятцкий, болгарский и иных многих земель государь и всея Полуношные страны и Сибирские земли повелитель и государь земли Неметцкие, Гамаюна подражателю Селим-салтану, государю костянтинопольскому, беломорскому, черноморскому, анаталейскому, римскому, караманскому, румскому и иных, брату и доброму приятелю нашему.

Посылали есмя к тебе, брату своему, с своею грамотою своего человека Ивана Петрова сына /л. 145 об./ Новосильцова, и нашего еси человека Ивана к нам отпустил, и с ним еси прислал к нам свою грамоту, а своего еси гонца к нам не прислал 84. И к нам наш человек Иван Новосильцов приехав от тебя грамоту к нам привез, а в грамоте своей писал еси (Опущена часть текста с изложением грамоты султана Селима (см. док. № 13)) к нам: [28] А с нашим человеком с Ываном вместе человек ваш Азибустан к нам от тебя привез грамоту, а в грамоте в своей писал еси к нам о верном своем госте, о Магмете, о любовном холопе, /л. 147/ что было его бологодети оставлено и что ему было на ком взяти, и то бы ему, которой от тебя грамоту привезет, взем отдати и то бы дело по все зделати и того назад отпустити, нигде б ему задержанья не было, чтобы в твою землю здорово пришел. А словом нам наш человек Иван сказывал. - Приказывал Магметь-паша твоим словом, что ты, брат наш, посылаешь к нам своего человека вборзе после нашего человека, а твой человек Азибустан нашим приказным людем тож сказывал.

И мы твою, брата нашего, грамоту вычли, и что писал еси в своей грамоте о городе о Терке, и город в Кабардинской земле поставили есмя на Тер/л. 147 об./ке-реке тем обычаем. Божьим изволением излюбив взяли есмя у кабардынского князя у Темгрюка Айдаровича дочерь его за себя, и кабардинские князи нам служить учали, и по челобитью князя Темгрюка и всех кабардынских князей в их вотчине поставили город на Терке на реке по нашему приказу, и азстороханьские воеводы из нашие отчины из Азсторохани людей наших посылали в тот город, чтоб Темгрюку-князю от его недрузей быти сбережнее. А того у нас и до твоей, брата нашего, грамоты слуху не было, что черкасы пятигорские твоему царьству прикладны были, и только бы нам о том ведомо было, и нам было про что /л. 148/ на том месте город ставити, а с тобою, братом нашим, недружбу вести. А которые твои, брата нашего, городы, Темрюк и иные городы, стоят у моря на берегу в Черкасех, и коли ведомо, что те городы твои, брата нашего, ино и тебе, брату нашему, о том ведамо ж, что под теми городы наша рать николи не бывала. А крымского царя послы у нас живут для того, что крымской царь к нам приказывает не одно, хочет наших послов отпустить, да не отпустит, а своих не возьмет и новыми послы по прежним обычаем не розменитца. И похошь того, чтоб нам с крымским царем в миру быти, и ты б к нему о том /л. 148 об./ приказал, чтоб безделья отставил, а был с нами в дружбе потому ж, как и прежние наши с его с прежними в дружбе были, чтоб наших послов к нам отпустил, а своих взял и розменитись велел новыми послы по прежним обычаем, а мы послов его отпущали и неодинова, ино он своих послов не взял, да и ныне их держим наготове, и как пришлет своих послов, и мы его послов отпустим, да и своих послов пошлем.

И мы ныне уразумев твою, брата нашего, мысль к любви сходну по твоей, брата нашего, грамоте, для твоей любви, памятуя прежних своих пра/л. 149/родителей, великих государей, и с твоими, брата нашего, прародители дружбу и любовь и братство, а с тобою хотя вперед з братом своим быти в братстве и в любви, показали есмя братцкие любви знамя, город с Терки-реки из Кабардынские земли снести велели и людей своих вывести в Азсторохань приказали есмя. А что писал еси к нам брат наш о дороге, и то было заперто для того, что многие люди ходили воровским обычаем и измены многие и убытки нашему городу Азсторохани делали. И ныне для тебя, брата нашего, дорогу отперети велели и всяким проезжим людем и всяких людей изо всех земель в твои, брата нашего, земли /л. 149 об./ пропущати велели и в Асторохань к воеводам своим крепко о том наказали, чтоб всяких людей изо всех земель в твои, брата нашего, земли пропущали без задержанья. А ты б, брат наш, приказал, чтоб те люди приходили и воровства б от них никоторого не было и убытка и лазучства нашему городу Азсторохани никоторого не чинили. А верново твоего гостя Магметеву бологодеть и на ком было ему что взять сыскав отдали сполна в руки твоему человеку Азибустану. И мы, паметуя своих меж себя, великих государей, прежние ссылки частые о дружбе и о братстве, а с тобою /л. 150/ хотя в любовном крепком братстве быти, послали есмя к тебе, брату своему, паробка своего ближнего Ондрея Кузьминского с своею грамотою [29] про твое здоровье, брата нашего, уведати, а про свое сказати и твоего человека Азибустана с ним вместе отпустили к тебе, чтоб меж нас с тобою, братом нашим, частыми ссылками братцкая любовь розмножилась. И как у тебя, у брата нашего, наш человек с сею нашею грамотою будет, и ты б нашу грамоту вычедчи к нам нашего человека Ондрея Кузьминского вскоре отпустил и, с нами хотя доброго дела, для любви с ним вместе своего человека к нам с своею /л. 150 об./ грамотою отпустил и к нам объявил, как нам быти с тобою в братстве и в любви. А мы с тобою, з братом своим, хотим братцкие любви и ссылки, как меж нашего отца, великого государя Василья, и нашего деда, великого государя Ивана, с отцом твоим, с великим государем Сулейман салтаном, и з дедом твоим, с великим государем с Селим салтаном, и с прадедом твоим, с великим государем з Баазыт салтаном, были ссылки и дружба и братство.

Писана на Москве лета 7079-го месяца марта, индихта 14-го, государствия нашего 37-го, а царь/л. 151/ств наших росийскаго 23-го, казанского 19-го, астороханского 16-го.

Ф. Сношения России с Турцией, кн. 2, л. 144об.-145об., 147-151. Список XVI в. с отпуска.


Комментарии

83. Грамота была послана с А. И. Кузьминским, который выехал из Москвы 8 апреля 1571 г. Еще до его прибытия в Константинополь, в мае 1571 г. состоялся набег крымского хана на Москву (см. док. № 19 и примеч. 89, 90).

84. Русское правительство было крайне обеспокоено тем, что ответ султана на грамоту, посланную с И. Новосильцевым, не вызвал посылки в Москву турецкого гонца. Настойчивые требования султана и хана снести Терский город и «отпереть» астраханскую дорогу, поход на Астрахань 1569 г., известия из Крыма о военных приготовлениях хана и о крымских походах на Кабарду, в то время как война за Ливонию продолжалась, заставили Ивана Грозного дать распоряжение снести русскую крепость на Северном Кавказе.

В январе 1571 г. в Москву приехал турецкий купец Бустан Чилибей с товарами. Привезенная им грамота султана касалась только торговых дел.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.