Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 11.

1569 г. ноября 13-го -1570 г. июня 30-го * – Из списка русского посла в Крым А. Ф. Нагова 62 о битве крымских войск с черкесами и кабардинцами, о ранении кн. Темрюка Идарова, о пленении крымцами его сыновей Мамстрюка и Беберюка и др.

(* - Датируется 1569 и 1570 гг. на основании опущенных частей документа)

1569 г. ноября 13-го

/л. 259 об./ ...Ноября в 13 день пришел из Кельяна в Мангуп служивой татарин Исенкя и ска/л. 260/зал Офонасью и Федору и Ивану и Никифору. - Царь деи Девлет-Кирей и царевич Илди-Гирей пришли в Бакчисарай, а Магметь-Кирей деи царевич з дороги пошел в Черкасы, а Касим деи князь остался в Азове, а зимовать деи Касыму-князю и турским людем в Кафе и по иным городом 63.

Ф. Сношения России с Крымом, кн. 13, л. 259об.-260. Список XVI в.

1570 г. марта 20-го - мая 11-го

/л. 277 об./ ...Марта в 20 день Офонасью и Федору и Ивану и Никифору сказал Семен Мальцов. - Прислали деи ко царю из Черкас Исламбек-мурза да Капшюк-мурза меньшово своего брата просити Алди-Гирея царевича, а царь бы Алды-Гирею царевичю велел /л. 277 об./ воевати Ташрука да Темрюка 64, а Ташрук деи у Исламбека убил сына, и царь деи царевича отпущает в Черкасы.

И марта в 21 день Офонасей и Федор и Иван и Никифор послали в Бакчисарай Петра Ибакова да Собаню Резанова да Нагая Сеундюкова да Бигилдея Разгозина, а велели проведати, хто из Черкас ко царю приехал и каким делом. И Петр Ибаков да Собаня Резанов с товарыщи сказали. - Приехал деи ко царю из Черкас Муртоза-мурза Буштуков сын просити Алди-Гирея царевича для того, которые деи черкасы были у царя в прикладе, и те деи промеж себя завоевались, и царь деи посылает в Черка/л. 278/сы Алди-Гирея царевича поугрозити и помирити, а людей со царевичем в Черкасы посылает немногих.

Майя в 3 день Офонасей и Федор и Иван и Микифор послал ко царю в Крым Собаню Резанова да Бигилдея Разгозина, а велели Сулешю-князю и Мустофе-аге говорити,чтоб они наше слово до царя донесли.- Промеж государей ходят всякие люди на обе стороны, государя нашею царя и великого князя люди ходят ко царю в Крым, а царевы Девлеть-Киреевы люди ходят ко государю нашему на Москву, а обида им и продажа на обе стороны не бывала. И прибежал, господине, к нам из Козлева в село в Кельян Сенька Почепец, а сказал, что его продал Наасып-капучей турчанину /л. 278 об./ на корабль, а Наасыпу деи капучею дал его царь, и царь бы государя нашего людей отдавати и [22] продавати не велел. А царевы люди ходят ко государю нашему, и государь наш царевых людей не отдает, ни продает. А преж того есьмя, господине, вам сами о том говаривали и посылали ко царю и к вам и неодинова. Да Собане ж и Лысому велели в Крыме и в Кафе проведати вестей про турского, куды будет его поход и сам ли поидет или рать свою пошлет, и про Касыма князя, пошел ли за море или нет и наряд за море отпустил ли 65.

И майя в 11 день Собаня Резанов да Бигилдей Разгозин Офонасью и Федору и Ивану и Никифору сказали, что они Сулешю князю и Му/л. 279/стофе-аге о том говорили, и Сулешь деи князь и Мустофа-ага до царя то слово донесли. И царь де приказал к вам. - Привели деи ко мне из Козлева в татьбе паробков дву человек, и мне деи приговорили были их казнити, и яз деи, не хотя их казнити, одного отдал турского чеушу, а другово отдал Наасыпу-капучею. И те деи паробки прибежали к Офонасью, и Офонасей бы их не отдавал, а которые деи паробки учнут воровати, и мне деи их казнити велети, чтоб деи они в моей земле безпутно не бродили и не воровали. Да Собаня ж да Бигилдей сказали. - Приехал деи от турского ко царю в Крым Другуч-чеушь. А писал деи турской ко царю, чтоб царь прислал к нему царевича, а с ним бы прислал крымских людей 4000. А тур/л. 279 об./ской деи идет на венедицкого короля под Кимырз город. И царь деи чеушу говорил. - Калгу деи есьми Магмет-Кирея царевича отпустил на Московскую украину, а Алды-Гирея деи царевича отпустил в Черкасы, и пошел деи царевич из Крыму в Черкасы при турского чеуше. Да Собаня ж и Бигилдей сказали. - Пожаловал деи был турской Кафою Илезя князя, а Касыму князю велел был турской к себе быти. И Илезя де князя на Кафе не стало, и турской деи пожаловал Кафою Касым-князя. И Касым деи князь из Азова приехал в Кафу при них майя в 7 день, а наряд деи и запасы из Азова и из Кафы Касым-князь отпустил за море. А которые де запасы остались в Кафе у посадцких /л. 280/ людей, и те деи запасы Касым-князь велел класти в корабли, а отпущает их за море ж. Да Собаня ж и Бигилдей сказали. - Преж сего прибежали из Асторохани в Крым ко царю и х Касыму-князю астороханцы Семен-мурза да Теней Теребердеев сын Кабанова с товарыщи, и Теней деи из Кафы и из Азова ездит в Нагай, а из Нагай де ездит тайно в Астороханские улусы к астороханским людем проведывати всяких вестей, а приехав в Кафу сказывает де Касыму-князю. А сее деи зимы Теней с нагайскими и с астороханскими казаки побил на Волге служивых татар Байбулата Кадышева с товарыщи и грамоты деи государевы у него поимал и про те грамоты в Кафе похваляет 66.

Там же, л. 277-280.

1570 г. июня 17-го и июля 30-го

/л. 283 об./ Того ж дни приезжал к Офонасью и к Федору Ащибаш и сказал Офонасью и Федору и Ивану и Никифору. - Царевич деи Алди-Гирей посылал от себя посылку в Черкасы в Кумук 67, а велел воевати, и черкасы деи Алди-Гиреевых царевичевых татар побили. А Алди-Гирей де царевич прислал ко царю, чтоб к нему прислал пищальников, а хочет деи на них сам итти. И царь деи к нему пищальников не послал и ему ходити не велел, а велел ему к себе быти.

/л. 285/...Июля в 30 день Офонасью и Федору и Ивану и Никифору сказал Петр Ибаков да Собаня Ре/л. 285 об./занов да Нагай Сеундюков да Бигилдей Разгозин. - Приехал деи из Черкас Алди-Гирей царевич, а воевал деи черкасы Баазытцкие. И Темрюк деи князь з детьми Баязытцким черкасом приходил помогати 68, и был деи Темрюку-князю со царевичем бой, [23] и Темрюк деи князь з бою съехал ранен 69, а дву сынов Темрюковых Мамстрюка да Беберюка царевич Алди Гирей на бою взял и привел с собою ко царю в Крым.

Там же, л. 283об., 285, 285об.


Комментарии

62. Настоящий статейный список русского посла в Крым А. Ф. Нагова содержал отчет об его пребывании в Крыму с марта 1569 г. по 20 августа 1570 г. Прислан в Москву, по-видимому, в ноябре 1570 г. (ф. Сношения России с Крымом, кн. 13, л. 242-286об.).

63. Это сообщение говорит о возвращении хана Девлет-Гирея в Крым из похода крымско-турецких войск на Астрахань в 1569 г. Большое крымско-турецкое войско выступило из Азова летом 1569 г. к Переволоке между Доном и Волгой. Артиллерию везли Доном на галерах, конное крымское войско и турецкие отряды шли берегом. В августе была сделана попытка копать канал между Доном и Волгой, затем перетащить галеры в Волгу на колесах. Когда это не удалось, артиллерия была отправлена назад к Азову, а войско спустилось по Волге к Астрахани. В сентябре на «старом городище» начали делать «город», с тем, чтобы зимовать под Астраханью. Однако начавшиеся в войске волнения и известие о приближении русского отряда заставили турецкого пашу Касима снять осаду. Турки и крымцы шли к Азову степью. Очевидец этого отступления Семен Мальцев, находившийся в турецком войске пленником, сообщает: «И шли, государь, от Асторохани месяц до Азова, царь [Девлет-Гирей] их волочил под Черкасы Кабардинскою дорогою по безводным местом, томил их нароком: царю, государь, опять к Асторохани и крымским людем добре не хочется. И многие, государь, турки з голоду померли, и лошади померли, и черкасы у них людей покрали и лошадей много, и Казыевы люди и крымские лошади крали и людей грабили...» («Исторические записки», 1947. Т. 22. С. 157).

Шора Бекмурзин Ногмов рассказывает по преданию о том, что кабардинцы «без труда разбили утомленных неприятелей, взяли богатую добычу и много пленных, оставив уцелевших спокойно бежать,... и с большой славой и богатством возвратились на родину» (Ш. Б. Ногмов. История адыхейского народа. Тифлис, 1861. С. 118).

О причинах астраханского похода см. док. № 13 и примеч. 78.

Поход Магомет-Гирея «в Черкасы» по возвращении от Астрахани вероятно был походом за данью к зависимым от Крыма западно-адыгейским племенам.

64. Кабардинские мурзы Асламбок и Пшеапшоко Кайтукины - давние враги Темрюка Идарова. Ташрук - очевидно Тапсоруко Таусалтанов.

65. Паша Касим, предводитель турецких войск в астраханском походе 1569 г., был наместником в турецкой крепости Кафе. Известие о том, что наряд, т. е. артиллерия, и запасы отосланы назад в Турцию, указывало, что султан отказался от вторичного похода под Астрахань.

66. Служилый татарин Байбулат Кадышев был послан из Москвы к князю Темрюку Идарову.

67. Кумук - вероятно Кумурга, западноадыгейское племя кемиргойцев, или темиргойцев.

68. Баазытцкие черкасы - по-видимому, северокавказские абазины.

69. Известие о ранении князя Темрюка - одно из последних известий о нем в русских документах. Ш. Б. Ногмов (указ. соч., с. 110, 111) передает кабардинскую песню о битве кабардинцев с крымцами и о «жестокой ране», полученной Темрюком. По песне битва происходила у берегов Ахупса. Другое сообщение Ногмова «по выздоровлении своем князь Темрюк немедленно собрал кабардинцев и спешил идти на помощь царю русскому, с которым и соединились близь Азовского моря. Царь весьма благодарил князя Темрюка за его верность и щедро наградил кабардинцев» не находит подтверждения в русских документах. В 70-е гг. XVI в. не было похода русских войск к Азовскому морю, тем более с участием Ивана Грозного.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.