Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 4

1587 г. апреля около 30. — Из грамоты царя Федора Ивановича императору Рудольфу о землях, «приложившихся» к Астраханскому царству

/л. 102/...А многие государства: Юргенской царь, и Хивинской царевич, и Шевкальской князь, и Иверская земля 1 царь Олександр Грузинской, и Тюменское государство 2, и Окотцкая земля 3, и Горские князи, и Черкаская земля 4, Кабардинские и Абазинские 5 и Ногайские орды, за Волгою и меж Волги великие и Дону, те все земли приложились /л. 102об./ к нашему государству, к Астороханскому...

ЦГАДА, ф. Сношения России с Австрией и Германской империей, кн. 5, л. 102. Копия XVI в.

Опубликовано: Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т. 1. СПб., 1851, стб. 991.


Комментарии

1. Иверская земля — так называлась в русских источниках XVI— XVII вв. Восточная Грузия — Кахетия и Картли. — Ред.

2. Тюменское государство (ханство) — до XVIII в. находилось в низовьях Терека. Население этого владения составляли главным образом различные тюркоязычные группы, обитавшие к XVI в. в восточных районах Северного Кавказа. Политическое значение ханство утратило с постройкой в устье Терека в конце XVI в. русской крепости Тёрки (Терский город, Тюменский острог). В 50-х годах XVI в. упрочились связи главы Тюменского ханства — «тюменского князя» с Москвой. Послы князя наряду с послами «из Шевкала», Дербента, Шемахи, Ургенча (Хорезма) в 1556 г. прибыли в Астрахань, а в 1557 г. в Москву, привезя богатые поминки, т.е. подарки (ПСРЛ. Т. 13, с. 277, 281, 284). Послы били челом о холопстве и о том, чтобы государь приказал астраханским воеводам «беречи их со всех сторон» и дал бы «чистую дорогу» торговым людям. См.: Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа..., с. 230; см. также: Лавров Л. И. Кавказская Тюмень. — Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976. — Ред.

3. Окотцкая, Окоцкая, Ахоцкая землица — территория расселения аккинцев-ауховцев, одной из локальных групп чеченцев. Лингвисты считают аккинский язык одним из диалектов чеченского языка. До XVI в. аккинцы жили в бассейне р. Гехи, хотя не исключено их присутствие в более ранние эпохи в областях западнее Гехи в районе Дарьяльского ущелья. Впоследствии документально отмечены миграции части аккинцев на восток, где они заселили земли по рекам Акташ, Ямансу, Ярыксу. В начале XVII в. это было владение Ших-мурзы Окоцкого.

Окоцкая землица была ближайшей из чеченских земель к Терскому городу и казачьим городкам. Здесь же проходили важные стратегические пути, игравшие большую роль в истории народов Северного Кавказа. Такая ситуация, как и политика давления кумыкских феодалов на ококов — их ближайших соседей, несомненно способствовала тому, что ококи одни из первых, уже в середине XVI в. вошли в сферу российского влияния и установили через Терский город тесные контакты с Москвой. Первым проводником такой политики стал Ушаром-мурза, владелец Окоцкой землицы, затем его сын Ших-мурза. Русские цари были заинтересованы в сохранении с этими феодалами тесных контактов. В грамоте царя Федора Ивановича, привезенной послами Р. Биркиным и П. Пивовым Ших-мурзе Окоцкому, царь заверял его «в крепком защищеньи» Окоцкого улуса. В задачи Ших-мурзы входила охрана посольств на их пути в Грузию и встреча по возвращении, что неукоснительно выполнялось.

Прорусская политическая ориентация Ших-мурзы Окоцкого вызывала неудовольствие многих горских владельцев. Об этом писали в терскую администрацию терские казаки: «Сему Ших-мурзе от шевкальских и горских людей теснота великая... и хотят убить, так что ему прожить в Окуках никак невозможно». См.: Потто В. А. Два века Терского казачества, т. I, с. 37. Вскоре Ших-мурза был убит кумыкским князем Ахматканом, а часть ококов в конце XVI в. ушла в Терский город, став «государевыми служилыми людьми».

Кроме этой группы в русских документах XVII в. известны также ококи — жители русской крепости Терки (Терский город), куда они переселились из Окоцкой землицы, видимо, в конце XVI в. после убийства Ших-мурзы Окоцкого кумыкским князем. См.: Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа..., с. 70; Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа..., с.167-168. — Ред.

4. Черкасская земля — территория расселения всех адыгов, чаще — только Кабарда.

5. Абазинские орды, Абаза — в источниках XVI-XVIII вв. данный этноним употреблялся двояко: как собирательное название для народов, живших по Черноморскому побережью Кавказа (сюда включались абхазы, садзы, убыхи, причерноморские адыги), и в узком значении как название (а впоследствии и самоназвание) лишь одного народа — северокавказских абазин. В связи с широким значением этнонима «абаза» А. Н. Генко писал, что все абазоязычные племена составляли в языковом отношении довольно единый коллектив, «взаимопонимание в пределах которого в прошлом было гораздо более достижимо, чем в настоящее время». См.: Генко А. Н. Абазинский язык. М., 1955, с. 7. Об этнониме «абаза» см.: Волкова Н. Г. Этнонимы..., с. 51-61. — Ред.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.