Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 15

1601 г. ранее июня 5. — Отписка терских воевод князя А. Д. Хилкова и князя В. Г. Щетинина в Посольский приказ о сношениях с кахетинским царем Александром, о турецко-персидских отношениях, об обстановке на Северном Кавказе и возможном пути от Суншинского острога в Кахетию через «мичкисские кабаки»

Государю царю и великому князю Борису Федоровичю всеа Русии холопи твои Ондрюшка Хилков, Васка Сщетинин челом бьют. В нынешнем, государь, в 109-м году октября в 20-м числе посылали мы, холопи твои, с Терки к Иверскому к Олександру царю в Грузи терских жилецких черкас окоцких выходцов Яная, Ахина, Дидея, Мостопарова через горские кабаки через Мичкисскую землю 1; а писал яз, холоп твой, Ондрюшка от себя к Иверскому к Олександру царю, чтоб он, Александр, к нам, холопем твоим, на Терке велел отписати про турские, и про кизылбашские, и про горские про всякие вести, а прислал бы, государь, Олександр к нам, холопем твоим, своего гонца с терскими з жилецкими черкасы вместе. — И после, государь, того декабря в 18 числе присылал к нам, холопем твоим, из Грузеи Олександр царь с терскими черкасы гонца своего Бердека Бунгина с товарищи 4-х человек с грамотою.

А писал к нам, холопем твоим, Иверской Олександр царь про Кизылбашского шаха Баса, что шах Бас зимует в Казмине 2 городе, а весну деи шах Басу быти с своею ратью под Турского городы, под Тевриз, под Шамаху, под Дербен, под [42] Баку; а он де Олександр царь с Турским царем мирен. А гонец ево Александров нам, холопем твоим, сказывал о розпросе, что из Шамахи Турского царя паша ходил в Грузи войною; и Грузинской де Олександр царь, послыша, дал Шамахейскому паше ясак, а взяв де Турской паша ясак у Олександра царя, з дороги воротился. — Да и торговые, государь люди тезики Кизылбашские земли 3, которые на сей зиме в Терской город с товары приезжали, в роспросех нам, холопем твоим, сказывали про Кизылбашского шаха Баса то же, что он, шах Бас, в Казмине зимует и велел клич кликати по всем городом своим, чтоб служивые люди готовы были к весне и с нарядом под турские городы, под Тевриз, под Шамаху. А хочет де Кизылбашской шах Бас на Кур реке мост мостить. А ратных де людей кизылбашских в Казмине збираетца с 50 000. — Да Олександр же царь писал к нам, холопем твоим, про кумыцкие вести, что у него кумыцкие люди землю его извоевали и хрестьян его в полон поимали 4; а от твоих де ему государевых людей помочи и пособи нет. А которого де посла он, Александр, послал к тебе ко государю к Москве, и те де его послы 4-ой год к нему не бывали; а как де ему Олександру, про послов его будет ведомо, как им от тебя от государя отпуск будет, и он де, Александр, про дорогу на Терек отпишет, которою дорогою послом с Терки в Грузи итти.

А терские, государь, жилецкие черкасы, которые от нас, от холопей твоих, в Грузи к Олександру царю ходили з грамотами, и оне нам, холопем твоим, сказывали про дорогу, что твоим государевым послом и грузинским в Грузи с Терки итти ближе от Суншинского острогу на Мичкисские кабаки, на Кудашев кабак, и от Мичкисского от Кудашева кабака на Пешинской кабак 5, а от Пешинского кабака на Тарлав на Бердеков кабак 6, а ход со вьюками; а ход от Сушинского острогу до Иверские земли 10 ден. — И мы, холопи твои, грузинского Александрова царева гонца Бердека Нунгина с товарищи, дав им твоего государева жалования по суконцу, с Терки отпустили. А писали мы, холопи твои, к Олександру царю с его гонцы: как от тебя, государя, послы его на Терек придут, и мы к нему, к Олександру царю, о том отпишем. А про дорогу б, про которую нам, холопем твоим, в розпросе сказывали терские черкасы, которые к нему в Грузи ходили, и он бы, Олександр царь, распросив подлинно, велел к нам, холопем твоим, вскоре отписати: мочно ли тою дорогою твоим государевым и его Олександровым царевым послом до Грузеи пройти безстрашно? А в прежних, государь, годех твои государевы послы и грузинские ходили в Грузи и из Грузеи с Терки на Кабарду; а провожатые с послы и навстречю ходили твои государевы люди с Терки до Кабарды и до Сонских сщелей 7, да и [43] кабардинские черкасы служили тебе, государю, послов встречали и провожали с твоими же государевыми людми вместе.

А в прошлом, государь, в 106-м году как твои государевы послы Кузьма Совин и грузинские шли из Грузеи на Кабарду и навстречю к ним с Терки посыланы головы и дети боярские ратные и жилецкие терские стрельцы и казаки и терские атаманы и казаки и астороханские конные стрельцы и юртовские тотарова 1300 человек. А посыланы с обозом с телегами, для того что Кабардинской Солох князь и все кабардинские черкасы тебе, государю, не служат и не прямят и в Терской город Кабардинской Солох и мурзы сами не приезжают и братья и детей своих и узденей не присылают и закладу своего Кабардинской Солох сына своего Хорашая, которой в Терском городе, отступился. А Казый-мурза Шепшюков з братьею, убив Мастрюка и Доманука и кабаки их поймав, тебе, государю, за свою вину не бьют челом и тебе, государю, не служат. А ныне меж собя кабардинской Солох с Казыем с Шепшюковым и со всеми кабардинскими черкасы помирясь и заклады укрепились; да и с кумыцкими людьми кабардинские черкасы Солох князь и Казый Шепшюков в миру же и одиначестве: Шевкаловых детей Суркая Шевкала сын в закладе у Кабардинского у Солоха князя, а другово Шевкалова сына Андеин сын в закладе у Казыя мурзы Шепшюкова 8. — Да нам же, холопем твоим, сказывали Кизылбашские земли тезик Мугиб Усеинов, которой приезжал на Терек с торгом, про Кабардинского про Солоха князя, что на сем лете посылал Солох узденя своего к шах Басу х Кизылбашскому бити челом, чтоб Кизылбашской шах Бас за него за Солоха вступился и сына бы его Хорошая мурзу, которой в закладе в Терском городе, у тебя, государя, упросил без перемены. И по его де Солохову челобитью шах Бас Кизылбашской посылает к тебе, ко государю, посла своего, чтоб ты, государь, пожаловал, велел отдати Солохова сына Хорошая без закладу Солохы. — И тебе б, государю, о грузинских послех, как им от тебя, государя, отпуск к Грузи будет, о проводех и о дороге, которою дорогою их с Терки в Грузи отпустити, на Кабарду ли или тою дорогою, про которою Иверской Олександр царь отпишет, да и о провожатых — сколько с послы твоих государевых людей в провожатых послати с Терки. — А ныне, государь, на твоей государеве службе на Терке верховских и понизовных городов детей боярских, у которых лошади, 80 человек да терских жилецких детей боярских и новокрещенов и черкас 40 человека, да конных стрельцов 400 человек; всего конных 520 человек опричь пеших ратных и жилецких людей. А терские, государь, атаманы и казаки вольные в провожатых с послы до щелей, не взяв твоего государева жалованья денежного и хлебного и зелья и [44] свинцу, в поход не ходят; да и лошедей твоих государевых, и телег, и хомутов, и дуг для обозные посылки на Терке нет. А из Асторохани, государь, на Терек прибавочных людей для посольского провожанья и лошедей, и телег, и хомутов, и дуг без твоего государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу не присылают. И тебе б, государю, о посольском провожание велети свой государев указ учинити.

На обороте: 109-го июня в 5 де подал Терской вож Ондрей Сумников.

ЦГАДА, ф. Грузинские дела, 1601, № 1. Подлинник.


Комментарии

1. Мичкизские кабаки, Мичкизская земля — здесь пролегали пути некоторых русских посольств в Восточную Грузию и обратно.

2. Казмин (Казвин) — город в Персии.

3. Документ дает представление о тесных торговых связях Персии с Терским городом, куда «тезики Кизылбашской земли» привозили разнообразные товары. Тезики, как видно из текста этого документа, были своего рода распространителями политических новостей. — Ред.

4. В документе характеризуется тяжелая для Грузии политическая ситуация, сложившаяся к тому времени: намечавшийся поход шаха Аббаса I и активная подготовка к нему, военная экспедиция персидских войск «на турские города», поход из Шемахи «турского царя на Грузию», от которого спас ясак, данный грузинским царем Александром шемахинскому паше. В результате войска паши не пошли на Грузию и вернулись с дороги. Продолжались постоянные нападения людей «Кумыцкой земли», которые, как писал царь Александр, «землю его извоевали и хрестьян его в полон поимали». — Ред.

5. Пешинский кабак — территория и население общества в Горной Чечне, современное селение и тайпа Пешхой. Пешинский кабак находился на пути русских посольств, проходивших в Тушетию и далее в Восточную Грузию. — Ред.

6. «На Тарлав на Бердеков кабак» — территория и население общества в Горной Чечне по Аргуну, видимо современное селение Терело.

7. Сонские щели — часть Дарьяльского ущелья, находившаяся в пределах Сонской земли — владения эристави Арагвинского. — Ред.

8. Документ характеризует политические отношения северокавказских феодалов в начале XVII в. между собой и с персидским шахом. В это время после периода обострения наладились мирные связи между кабардинскими владельцами и кумыкскими феодалами. Сыновья шамхала находились «в закладе» у кабардинских князей — у Шолоха князя и Казыя-мурзы Шепшюкова. Политической истории вайнахов в XVI-XVII вв. посвящен ряд исследований: Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа...; Исаева Т. А. Политические взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в конце XVI — первой половине XVII в. — Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в XVI — начале XX в. Грозный, 1981; Шавхелишвили А. И. Из истории взаимоотношений Грузии и Чечено-Ингушетии (XVI — первая половина XIX в.). — Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в XVI — начале XX в.; Ахмадов Я. З. Об освещении политического положения народов Северного Кавказа в трудах европейских авторов XV-XVII вв. — Вопросы исторической науки Северного Кавказа и Дона. Вып. 2. Грозный, 1980; Оразаев Г. М.-Р., Ахмадов Я. З. К истории политических связей чеченского феодального владения с Россией в XVII-XVIII вв. (Публикация источника). — Роль России в исторических судьбах народов Чечено-Ингушетии (XIII — начало XX в.). Грозный, 1983; Исаева Т. А. Военно-политический союз народов Северного Кавказа в борьбе с турецко-иранской агрессией (вторая половина XVI-XVII в.). — Роль России в исторических судьбах народов Чечено-Ингушетии (XIII — начало XX в.); Ахмадов Я. З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв. Грозный, 1988. — Ред.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.