|
К ВОПРОСУ О РАБСТВЕ В ДАГЕСТАНЕ В XVI-XVII вв. В данном сообщении собраны сведения дагестанских источников (ранее неизвестных, за исключением одного) о положении рабов в Дагестане. 1 I. В соглашении, заключенном между князем Чупанилавом и Эргенами, 2 говорятся, что во втор. полов. ХV в. двенадцать "домов", т. е. сеней рабов (абд), принадлежавших нуцалу, 3 поссорились со своим хозяином и перебежали к кутишинскому князю Чупану. 4 Последний поселил "эти дома в этом месте". 5 Вскоре после этого Чулан, вероятно, умер. Кто наследник Чупанилав, разгневавшись как-то на [53] перебежчикoв, решил поговорить с нуцалом об их дальнейшей судьбе. Чупанилав пригласил его встретиться в сел. Кикуни. При встрече, нуцал сказал Чупанилаву: "Я продан тебе этих рабов за золотой лук". Чупанилав согласился. После того как они стали его собственность» "он /там же/ в Кикунибе перебил всех их /взрослых мужчин/, а женщин выдал замуж за своих рабов и слуг". 6 Новобрачные попросили у своего господина дать им землю для поселения, где-нибудь в стороне от Кутиша. Чупанилав выполнил их просьбу. Произошло это в 905/1499-500 гг. 7 II. В документе, датируемом приблизительно сер. XVІ в. 8 говорится, что один из крупнейших князей Дагестана Улахай-шамхал б. Улахай-шамхал 9 прекращает тяжбу (да’ва) со своей рабыней (’амат) Назук и с ее четырьмя сыновьями на условия уплаты ими двух тысяч таньга. III. В документе, датированном 961/1553-54 гг. 10 говорится, что Айшат, дочь Испахи, освобождает свою рабыне Маргал. За это, однако, отец Маргал по имени Рамазан должен прослужить ее госпоже в течении шести лет. IV. В документе, датированном 1657 г., говорится, что некая Баги-Султан освободила двух своих рабынь — Хадиджат и другую (имя не сохранилось) дочь Захира (?) из сел. Гортл-Коло "за известную сумму /денег/". V. В документе, датируемом приблизительно сер. ХVII в., 11 говорится, что княгиня Ай-Меседо, дочь Амир-Хамза-нуцала (1044/ 1634-35 —1646 гг.), прежнего правителя Аварии, освободила раба Мухаммада б. Хусайна. При этом, однако, она, взяла у Мухаммада его движимое (манкул) и недвижимое (акар) имущество, а также собранный им урожай (галлат). VI. Сохранился текст соглашения жителей сел. Цубади, заключенного в 1077/1666-67 гг. 12 В нем говорится, что: "Если кто- либо из них /цубадинцев/ убьет раба (абд), принадлежащего султанам или эмирам, когда тот /раб/ напал на него или на кого-либо другого из /членов джамаата Цубади, то на каждый дом (байт), в котором зажигают огонь, /будет наложено/ по десять ‘аббаси в пользу убийцы..." "Если же он /цубадинец/ ранит /раба/, то с каждого дома /будет собрано/ по одному аббаси в пользу того, кто нанес рану". VII. В соглашении жителей сел. Унчукатль, датируемом приблизительно этим же временем, говорится, что: "Если кто-либо /из унчукатлинцев/ убьет или ранит /кого-либо из/ эмиров иди их [54] рабов (абд), то на /жителей/ селения /ложится обязанность/ принять на себя ответственность (делав) и /выплат/ дийата". Материал, касающийся рабства в Дагестане в III-ХVII вв., встречается крайне редко. В этой связи ниже приводятся два недавно обнаруженных документа. I 13 *** Перевод: (1). Причина написания этого документа (китаб) /в следующем/: 'Аишат дочь (2 ) Испахи освободила свою рабыню (амат) Маргал, дочь Захри, /на условии/, что (3) ее отец Рамазан 21 прослужит Аимат /в течении/ шести лет. (4) Ее отец и ее госпожа договорились /при этом/, что если отец умрет до истечения (5) упомянутого срока, то дочь /останется/ свободной, но если дочь умрет, /раньше этого/, то ее отец /все равно/ будет служить (6) в /течении/ упомянутого срока. Если он после того /смерти дочери/ начнет тяжбу с ней /Аишат/, то его тяжба (дава) будет /сочтена/ безосновательной и несправедливой. Аллах же не любит несправедливых! Свидетели: Мухаммад б. Харитум, (8) Сали б. Пахлаван и 'Иса б. Санджар (?) Свидетели этому Аллах и его пророк. (9) Произошло это во время правления 22 Андуник-нусала, да продлит Аллах (10) его царствование и да возвеличит его в обоих мирах. [55] Девятьсот шестьдесят первый год (11) от хиджры того, после кого пророка уже не будет. II 23 *** Перевод: (1) Именем Аллаха-у защищающего от жаркого огня /ада/. (2) /А далее./ Баги — Султан дочь (3) /Нур-?/ Али освободила двух своих рабынь — Хадиджат (4) /дочь ... и ... дочь/ Захира (?) ал-Гурккули истинным освобождением, (5) /подтвердив это — ?/ ясными словами за известную сумму (саман) /денег/(6)... правильно принятую (кабд сахих) в присутствии огромной толпы /народ/, (7) /а также/ большого количества улемов и раисов. (8) /Из числа улемов/: Малла — Мухаммад, Будун-Али (?), Х/анвалав — ?/..., (9) ...'Али Согнутый (?), ...(10)... два ученика... (11) из /числа/ раисов: 'Андуник — Угуз, (12) /Али — ?/ бек Кудачи (?) , 28 Каракиши. Алиски-Андий, (13) Султан — Хусайн, 'Умар б. Ал. н. к. ч., 29 (14) ... Атанас, Максут, Mиpза, (15) ...Амир — Али, Айтамар и другие (16) /раиси — ?/. Это освобождение произошло (17) /во время правления/ Дугри — нусала, да продлит Аллах его царствование.(18) Писавший эти слова — его /нудала/ кадий Шабан (19) /ал-Убу/ди. 7.4.1067 года 30 (20) /от хиджры/ пророка. Аллах — лучший (21) свидетель. Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы: В ХV-ХVII вв. в мусульманском Дагестане имелись рабы-мусульмане. 31 [56] Рабами владели феодалы (десятками и, по-видимому, даже сотнями) и, возможно, отдельные свободные общинники — уздени (единицами). Фикх делит рабов на категории. 32 Существование некоторых ив них (с большей или меньшей уверенностью) прослеживается в Дагестане — кинн, мукатаб и, возможно, мазун. Нельзя не отметить и существования в Дагестане рабов-гвардейцев, которые входили в дружины феодалов (о них говорится в соглашениях жителей Унчукатля и Цубади). В правовом отношении рабы-гвардейцы были, вероятно, мудаббарами. В нач. ХVI в. дагестанские князья продолжали наделять землей группы рабов (нередко состоящие из десятков человек) и переводить их на занятие сельским хозяйством. 33 Такие рабы рабами являлись только в правовом отношении, фактически же это были крепостные крестьяне. Комментарии 1. О рабстве в Дагестане в ХVI-ХVII вв. по источникам известным ранее см. М. -с. К. Умахаиов, Взаимоотношения феодальных владений и освободительная борьба народов Дагестана в XVII веке, Махачкала, 1973, с. 51. 2. М. Ш. Шигабудинов, Т. Айтберов, Документы по истории средневекового Дагестана, — "Вопросы истории Дагестана", II, Махачкала, 1975, с. 233-239. 3. Речь идет об одном из правителей Аварии. О них см. История Дагестана, т. I, М., 1967, с. 182, 251. 4. О беглых рабах см. И. П. Петрушевский, Ислам в Иране в , VII-XV веках Д., 1966, с. 189. 5. В трех списках документа имеется приписка. В ней указано, что в тексте речь идет о территории, на которой ныне расположено сел. Хахита. /Шигабудинов, Айтберов, Документы, с. 237, 239/. Мы, однако, полагаем, что Чулан поселил этих рабов при себе в Кутима. 6. Об этом см. Петрушевский, Ислам, с. 188. 7. На земле, которую Чуванилав выделил новобрачным, они построили селение, впоследствии известное как Хахита. 8. Т. Айтберов, Материалы по истории Дагестана ХV-ХVII вв. (в печати). 9. О шамхалах см. История Дагестана, т. I, с. 183-184, 247-249. 10. О документах от 961/1553-54 и 1657 гг. см. ниже. 11. Айтберов, Материалы. 12. VІ и VII там же. 13. Подлинник хранится у М.-с. Саидова. Издание теиста выполнено по фотографии. Часть текста (строки 3 и 7) зачеркнута составителем документа. 14. Чит. *** 15. Чит. *** 16. Чит. *** 17. Текст, зачеркнутый составителем документа. 18. Чит. *** 19. Чит. *** 20. Текст, зачеркнутый составителем документа. 21. Об этом см. Феодальные отношения в Дагестане, XIX — нач. XX в., Архивные материалы. Составление, предисловие и примечания Х.-М. Хашаева, М., 1969, с. 11-13. 22. Буквально "халифства" (хилафат). 23. Подлинник хранится у М-М. Гайдарбекова. Написан он на листе волокнистой бумаги желтовато-коричневого цвета размером 19,5 х 5,7 см. Текст сильно поврежден. На обратной стороне листа есть два одинаковых сердцевидных оттиска печати размером 2,5 х 2,5 см. Легенда печати: "Раб Его /Аллаха/ Кади-Шабан ал-Убуди. Оттиски серого цвета. Вероятно, они сделаны закопченной печатью. 24. Чит. *** 25. Чит. "Гъоркьколи". 26. Чит. *** 27. Чит. *** 28. Вероятно, "КIудавчи". 29. Возможно, здесь описка и читать следует "Алыпкач". 30. 07.ІV.І067 г. х. = 03.II.1657 г. н.э. 31. О них см. Петрушевский, Ислам, с. 186-187. 32. Об этом см., там же, с. 189. 33. Начало этого процесса относится к ХІV-ХV вв. См. А. Р. Шихсаидов, Дагестан в Х-ХІV вв, Махачкала, 1975, с. 158. (пер. Т. М. Айтберова) |
|