|
ДОКУМЕНТ 21 Купчая от 1574 года на шесть дангов мулка села Хенаванк и на поместье Артекин, которые Шахмансур-ага, Шахриар-ага, Шахкубад-ага и другие Са’длу продали кядхуде Мирзаджану из Карби Папка 1а, док. 15, подлинник, разм. 82 x 5,5 см, письмо насх Содержание сей грамоты выяснено и заверено при мне. Написал я — нищий перед богатством божьим Абу-Са’ад Са’ди, сын Мухаммад-Шарифа, — да простит его бог.
Содержание сей зарегистрировано при мне. Печать Он властелин власти! Молим о его помощи и благословении для упоминания того, что состоялось и велено зарегистрировать. Слава всевышнему богу, разрешающему торговлю и запрещающему хищение и ростовщичество, благословение и мир его пророку и возлюбленному, избранному Мухаммаду и его потомкам, являющимся неугасаемыми звездами и путеводными светлыми столпами во тьме. Далее, содержание сей шариатской истинной грамоты и смысл сего ясного и оглашенного решения рассказывают и оповещают о том, что лучшие среди своих ближних, сыновья Дарвиша ага Са’длу Шах-Мансур-ага, Шахриар-ага и Шах-Кубад-ага, сыновья покойного Хасана-аги Са’длу: Мехдикули, Шахкули, Муршидкули и Алказкули и сын Шах-Али Са’длу Пир-Али продали лучшему христианину, кядхуде Мирзаджану из Карби, сыну Карапета, и последний, при наличии у сторон всех необходимых истинных и законных предпосылок шариатской продажи и оглашаемого взаимного соглашения, единовременной продажей и единым актом купил у них полных и цельных шесть дангов села Хенаванк, находящегося в нахии Карби Чухур-Са’да, со всеми четырьмя границами. [319] Первая, северная [граница] — селение Карби, вторая, восточная [граница] — ущелье, по которому течет река Карби, с запада — нижняя часть канала села Арани, а с юга — селище Саргёли. [Проданы также] шесть дангов мулка поместья Артекин упомянутого села Хенаванк, со своими четырьмя границами. С севера — озеро Саргёли, с востока — земли Сагмосаванка, с запада — Тикматаш и с юга — развалины Инджа агыли. Проданы со всеми подлежащими и прилежащими и принадлежащими им по закону [угодьями] за сумму в восемь тавризских туманов, половина которой составляет четыре звонких тавризских тумана, и за два кафтана (каба), сшитых из мткала. Впредь ни в коем случае, под каким-либо предлогом и по какой-либо причине нет и не остается никакого спора с покупателем и никакого требования к нему со стороны продавцов в отношении всех проданных или одной их части. Они являются истинным правом, неоспоримым мулком, чистым и беспримесным богатством упомянутого покупателя как одно из его прав, мулков и имений, и он может владеть этими мулками так, как захочет и пожелает, как собственники (малики) владеют своими мулками и имеющие права — своими правами. И состоялась между ними истинно шариатская продажа по всем условиям и основам, по шариатскому требованию и принятию, и каждый из продавцов, а также покупатель по шариатскому заявлению заявил о получении причитающегося, один — оцененного, а остальные — цены, которые дали шариатскую расписку. И продавец и покупатель отказались от права объявить себя обманутыми по отношению к проданному и поручились за отказ, от своих прав и за шариатское понимание этого. Состоялась в священном месяце мухарам девятьсот восемьдесят второго года (23 апреля — 22 мая 1574 г.). Слава властелину вселенной и благословение и мир Мухаммаду и всему его потомству. [320] Присутствующие: Господин Кайытмиш-бек, сын покойного Корхмаза-бека Са’длу. В присутствии Шукура-аги, слуги Кайытмиш-бека. В присутствии Амир Аслан-бека, сына Корхмаз-бека Са’длу.
Являюсь свидетелем содержания сей. Покорнейший слуга,, молящийся Салех, сын Шахи-шаха (?). Печать Комментарии Документ 21. Написан на плотной, прочной бумаге, густыми черными чернилами, четким и ясным письмом насх. Текст невредим и полностью разборчив. Печатью секретаря канцелярии Шар’а Мухаммада Шарифа в дважды «креплено место соединения бумаги. На обратной стороне, по-видимому рукой Симеона Ереванци, сделана надпись: «Шесть дангов мулка Ованаванка трое братьев-турок продали некоему армянину». Продавцы мулков села Ованаванк и поместья Артекин были потомками амиров туркменского племени «Са’длу», осевшего в Араратской стране в начале XV век. Они назывались так по имени Амир Са’да, господствовавшего в Араратской стране в конце XIV и в начале XV веков. Его сыновья и внуки долгое время продолжали владеть Араратской страной, которая в дальнейшем по имени Амир Са’да стала называться «Чухур Са’д» (в армянских источниках — «Саата пос»), В Араратской стране, и главным образом в Арагацотне и Котайке, землевладельцы Са’длу имели большое количество мулковых сел и поместий. Их имена часто упоминаются в купчих XVI-XVII веков. Сыновья Корхмаз-бека Кайитмиш-бек и Амир Аслан-бек, подтверждающие на полях купчей законность данной продажи, также происходят из рода Са’длу, располагавшего многими мулками в упомянутых уездах Араратской страны. В Католикосском архиве сохранились документы от 1031 года хиджры (1621-1622 гг.) относительно раздела мулков Кайитмиш-бека после его смерти между сыновьями и внуками (пап. 1а, док. 45 и 46), а также купчая, написанная в том же году, по которой сын Кайитмиш-бека Али-бек продает сыну Имам Кули-бека Са’длу Нафас Султану полданга из мулков села Учкилиса (Вагаршапат) (пап. 1а, док. 43). |
|