|
ДОКУМЕНТ 17 Купчая и вакуфный документ о купле 4 тасуджов и 2 ша’иров пашни из цельного надела, находящегося в Ардабиле, и о передаче их в вакф мечети Шейха Сафи Папка 4, док. 84, подлинник, разм. 51,5 x 18 см, письмо шикастэ-наста’лик Он милостив! То, что содержится здесь, заверено при мне по отмеченному порядку и я применил его с ответственностью. Написал нищий перед богом Не’матулла сын Хейбатуллы, — да простит их бог. Печать Он заботлив! Религиозное содержание сего имело место при мне и я применил его с ответственностью. Написал нищий перед богом Рухулла, — да простит его бог. Печать Он есть! Он есть! То, что зарегистрировано здесь, заверено при мне и я применил его с ответственностью. Написал бедный Хидайатулла Каколи, сын Ахмада, — да простит их бог. Печать Он высок и величествен! То, что написано здесь — соответствует действительности и не подлежит сомнению.
Причиной записи сих шариатских слов является то, что дочь высокочтимого господина ходжи Низам-эд-дина Хан-Ахмада ал-Сафави, — удостоившегося покоя у бога, властелина прощения и вечности, — любимая и достославная супруга высокочтимого и милостивого господина сеида Муртузы ал-Сафави добронравная, скромнейшая и благородная госпожа Шахпарвар лично и будучи поверенной дочери упомянутого сеида Муртузы Шахзаде хатун, на заседании священного Шар’а города православных Ардабила без насилия и принуждения, истинно шариатской продажей продала поверенному упования господства и амирства, бесподобного князя, достохвального амира Джалал-эд-дина Ма’сум-бека Сафави, — да будет длительным его благородное покровительство, — и упомянутый поверенный купил у нее три тасуджа пашни из цельного надела, который первоначально был вместе с садом и домами покойного амира Аллахвермиша-аги, около бани Тахира и прилегал к гостинице упомянутого Аллахвермиша-аги и к рынку базазов отмеченного города и в (более подробном) упоминании границ которого нет надобности. Проданы за сумму в одиннадцать тысяч чеканенных в Тавризе, находящихся в обращении динаров, — половина которой составляет пять тысяч пятьсот динаров, — и на заседании эта сумма полностью, наличными была уплачена Упомянутой ее светлости продающей, которая взяла себе 1/8 суммы, а 7/8 отдала упомянутой Шахзаде на том же заседании. Затем, дочь его превосходительства великого господина и благодетеля, щедрого дарителя сеида Хусейна Сафави, скромная госпожа Гёзалбеки-хатун по религиозному соглашению продала вышеупомянутому поверенному, и последний купил у нее один тасудж и два ша’ира пашни из цельного надела, находящегося в одном ряду с домами и садом того же Аллахвермиша-аги, за сумму в четыре тысячи пятьсот тавризских динаров, — половина которой составляет две тысячи двести пятьдесят динаров. А затем между ними состоялось шариатское соглашение и вся сумма, на том же заседании, в присутствии свидетелей была по шариатской расплате Уплачена наличными упомянутой Гёзалбеки. [307] Состоялось это пятнадцатого числа всемогущего месяца ша'бан девятьсот пятьдесят первого года (1 ноября 1544 г.), — благословение и слава пророку и его потомкам. Присутствовали: его превосходительство великий сеид и халифе ходжа На’им-эд-дин Не’матулла Сафави, слуга скромнейшей продающей Амир-ага, молла Закарийя Хафез. и Алиджан, сын Марзубана. Вакуфный акт Он есть! Он есть! Содержание сего, в отмеченном виде, заверено при мне и я применил с ответственностью. Нищий перед богом Не’матулла. сын Хейбатуллы, — да простит их бог. Печать Он заботлив! Поверенный его превосходительства, — да будет длительным его благородное покровительство, — признал то, что удостоверено и закончено при мне и я отвечаю за все, что неминуемо вытекает из этого. Печать Он велик и возвышен! Упомянутый заявитель, — да будет длительным его благородное покровительство, — объявил о том, что удостоверено у меня и я применил его с ответственностью.
Причиной записи сих религиозных слов является то, что его превосходительство вышеупомянутый распорядитель (мутавалли) — покупатель сделал истинно шариатское заявление- о том, что описанные вкупе купленные [земли] он купил для святого порога (мечеть Шейха Сафи) и стоимость (сумму) [308] отмеченную в грамоте, он заплатил из казны благословенного порога, а затем, волей всемогущего бога, отдал эти земли в вакф для нужд святого порога, и теперь они являются одним из вакфов упомянутого святого скита. Шестнадцатого числа священного месяца рамазан девятьсот пятьдесят первого года (1 декабря 1544 г.), — благословение и слава пророку и его потомкам. Он есть! Его превосходительство вышеупомянутый заявитель огласил содержание сего в присутствии смиренного Мухаммада ал-Латифи, сына Сан’ана, — да простит их бог.
То, что приписано мне в этом документе, соответствует истине. Слуга Ма’сум Сафави. Печать. Другие отметки в верхнем левом углу документа Зарегистрировал данный документ и………. расписку цены. Печать Ма’сум-бека Сафави Зарегистрировал в муфрадате управления делами святого и светлого порога. Печать красными чернилами — «73» Ардабил Печать Комментарии Документ 17. Эта купчая — дарственный акт не принадлежит к числу эчмиадзинских архивных материалов. Она приобретена у частного лица и зарегистрирована в Католикосском архиве в 1956 году. Документ хорошо сохранился и хотя написан беглым почерком [371] шикастэ-наста’лик, с редким употреблением знаков препинания,, однако оригинал весьма разборчив, а печати в большинстве четки и удобочитаемы. Среди аналогичных документов это «кабале-кафнаме» определенно отличается от других купчих данного тома, включая в себе такие подробности, которые по-новому освещают право собственности на отдельные земельные участки или «мазрае», а также вопрос о возможности отчуждения их по отдельным частям. Одновременно он интересен для исследования истории потомков Сефевидов, проживавших в Ардабиле, их земельных владений и в особенности для исследования вакуфного землевладения крупного святилища — гробницы и мечети Шейха-Сафи, а также распоряжения доходами от этих владений (*** — таваллиййат, или *** — саркар-е астане). В этом аспекте заслуживают внимания, главным образом, краткий вакуфный акт на второй странице и надписи, сделанные на той же странице отдельными служащими или управляющими мечети по хозяйственным делам, содержащие некоторые экономические и счетно-финансовые термины того времени. |
|