Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДОКУМЕНТ 16

Купчая от 1526 года на половины сел Кызыл-Ванк, Манкус, Аваник и поместья Кегварда и Сурб Саркиса, отданные в вакф монастырю Аменапркич в Хавуц-таре вардапетами Закарией и Амазаспом

Папка 1з, док. 880, копия, письмо насх

Содержание сей утверждено и заверено у меня.

Покорнейший кази Мухаммад из Чухур-Са’да, — да простит его бог.

Место печати

Он сведущ!

Слава его святости и благословение его пророку — Мухаммаду и всему его святому и непорочному потомству.

Затем, целью сей шариатской грамоты является то, что сыновья христианина Шахена из Чухур-Са’да, вардапеты За-ария и Амазасп в нахии Гарни, подчиненной Чухур-Са’ду, отдали в вакф церкви Кызыл-Ванк (Хавуц-тар) половину села Кызыл-Ванк, половину села Манкус, половину села Аваник, половин) поместья Кегвард и половину поместья Сурб Саркиса вместе со всеми подлежащими и прилежащими, приращенными и прилегающими [местностями] и со всем тем, что принадлежит им по Шариату и в описании границ которых нет надобности, так как они известны на месте. Итак, они являются истинно шариатскими вечными вакфами — «А тот, кто изменит его, после того как он слышал его, тогда вина падет на тех, которые его изменили» (Коран», 2/177), и это запрещено богом.

Состоялось это двадцать пятого числа месяца раби’ I девятьсот тридцать третьего года переселения избранного пророка (30 декабря 1526 г.).

И слава властелину вселенной и благословение Мухаммаду и всему его потомству.

В присутствии Абдуллы из Кутуца, Хусейна из Верхнего Веди и Бек-Али из Гарни.


Комментарии

Документ 16. Подлинник вакуфного акта не сохранился. Бережно скопирован в реестре купчих Эчмиадзинского и других монастырей Араратской страны, который составлен в XIX веке и хранится в папке 1 з Католикосского архива, сохранена внешняя форма подлинника и отмечены места двух заверительных печатей.

Только в этом документе упоминается имя вардапета Амазаспа, брата епархиального начальника Хавуц-тара вардапета Закарии, сына Шаена. Примечательно, что во время возвращения поместий, конфискованных в 1489 году бейт-ул-малом, собственником этих поместий выступает только Закария, а как отчуждающая сторона, или как дарители, фигурируют оба брата.

В «Джамбре», под параграфом «Обстоятельства монастыря Аменапркич», Симеон Ереванци, подробно рассказывая о земельных владениях духовных феодалов Хавуц-тара, ведущих свое начало от Григора Магистроса, на основании указанного, а также и других источников пытается дать историю постепенного жертвования и превращения этих имений в вакуфную собственность монастыря.

«После вардапета Захарии, — пишет он, имея ввиду вардапета Закарию Хавуц-тареци, жившего в XV веке — обстоятельства меняются, состояние и власть этого рода уменьшаются, род распадается, происходят раздоры между [370] родственниками духовного и светского звания из-за мулков V другого имущества, даже посторонние люди являются с разных сторон, чтобы предъявить иск на упомянутые мул- ки, завладеть ими, а поселяне отказываются от уплаты мулков. Вследствие этого два вардапета из этого рода — Захария и Амазасп выделяют половину мулка, то есть три данга сел Хайоцтар, Манкус, Аваник, Кагберт и Сурп-Саркис и отдают в вакф монастырю Аменапркич, составив в 933 году мусульманской эры на турецком языке свидетельство на его имя. Найдешь по реестру». Затем говорится о том, что названный Закария получил две грамоты от Шаха-Тахмаспа I в 980 (1573 г.) и 984 (1574) годах хиджры, коими подтверждались владельческие права его наследников. Первая из этих грамот, которая действительно должна была быть жалована Шах-Тахмаспом I, не дошла по назначению, а вторая жалована при Шахе-Исмаиле II, копия ее сохранилась в том же реестре, где скопирована и настоящая купчая (персидский текст и перевод на армянский и русский языки см. «Указы», I, док. 19). Эти указы были при Симеоне Ереванци, по-видимому, последними хранящимися в монастыре официальными документами относительно окончательного превращения этого села и упомянутых в документе 8 сел целиком в вакуфную собственность. Симеон Ереванци прибегает к предположениям о том, что «...с течением времени светские представители этого рода, принужденные бедностью или же по доброй воле, или по иной причине — это мы не могли установить, — продают остальные три данга из шести дангов сел Хайоцтар и Кохт и шесть дангов мулка сел Кутуцванк и Тарнис этому монастырю. Несомненно, существовали документы об этой сделке, но где они хранятся, мы не могли узнать» (Джамбр», стр. 354, 355).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.