Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДОКУМЕНТ 12

Акт от 1504 года, вновь подтверждающий право собственности Тадеоса, сына Манвела, и его сына Мириджана на имения, находящиеся в вилайете Маку

Папка 4, док. 1, подлинник, разм. 28,5 x 18,5 см, письмо дивани-шикастэ

Он есть!

Во время учетов года мыши, когда я, нижайший слуга царского двора, по приказанию высочайшего дивана был назначен управляющим (мутасади) по делам Азербайджана и [292] проверял имения и мулки противников (мухалифан), бейт-ул-мала и имения, владетели которых неизвестны, при проверке и разборе мулков и других имуществ вилайета Маку... вновь внимательно было проверено, что те имения, которые находятся в руках честного христианина Тадеоса, сына Манвела, и его сына Мириджана, согласно шариатским документам являются их полной собственностью и мулком и их право на владение этими имениями и мулками — справедливое право и никто, в особенности уполномоченные бейт-ул-мала и [имений], владетели которых неизвестны, не могут иметь какого-либо права и притязаний на эти имения.

Написан по просьбе вышеупомянутых правомочных (владетелей) в последней декаде месяца джумади I девятьсот десятого года (29 октября — 8 ноября 1504 г.) и скреплен печатью с воздаванием хвалы Мухаммаду и его потомкам.

Печать


Комментарии

Документ 12. В числе документов, относящихся к монастырю Апостола Фаддея в Маку, содержащихся главным образом в папке № 4 Католикосского архива, настоящий экземпляр считался самым древним и зарегистрирован под № I. Хотя бумага достаточно потертая, однако текст, написанный густыми черными чернилами, в целом разборчив. Письмо дивани-шикастэ, без знаков препинания, что сильно затрудняет дешифровку.

Круглая печать управляющего делами «Азербайджана», в 15 мм в диаметре, поставленная в конце актов, сильно стерта и неразборчива. Только в верхней части можно прочесть слово ***. (служитель).

На следующей странице документа имеются три надписи по-армянски, сделанные в разное время, довольно неграмотно и не представляют какого-либо текстологического интереса (см. армянский текст примечания, стр. 161).

Об упомянутых в документе владельцах безымянных имений — сына Манвела — Тадеосе и его сыне Мириджане Дополнительных сведений мы не нашли. Ясно, однако, что в начале XVI века, в первые годы царствования [364] Шах-Исмаила, при проведении общего учета земельных и других доходных угодий зафиксировано, что какие-то имения принадлежали сыну Манвела — Тадеосу и его сыну Мириджану. Надо полагать, что названные имения в дальнейшем были отданы в вакф монастырю Фаддея, вместе с которыми поступил в архив монастыря и настоящий документ. Первая из надписей, сделанных на документе, хотя и неграмотна, но весьма точно выражает смысл акта. Вторая носит весьма общий характер - и притом ошибочна, так как в акте не указано о принадлежности Тадеоса к духовному сословию, тем более, что упомянуто также и имя его сына — Мириджана как владельца. Последние надписи сделаны в то время, когда эти владения уже принадлежали монастырю, следовательно, надписывающие, исходя из этого обстоятельства, думали, что это есть акт, составленный о владениях своего монастыря, выданный некоему епископу Тадеосу. Тем более, что отрывок текста *** («и его сыну Мириджану») трудно разобрать.

Сведения о епархиальных начальниках монастыря Фаддея крайне сбивчивы. Вардапет Хачик Дадьян, лично побывавший в монастыре Фаддея и объехавший всю епархию Маку, отдельно издал эпиграфические надписи монастыря, которые и послужили основой для дальнейших исследований (см. «***», 1898, стр. 89-91, ср. ***, стр. 28 — 30, ***, II часть, стр. 457-477). Количество их невелико, большей частью они относятся к XVII-XVIII вв. и не способствуют выяснению упомянутых в купчей личностей й ее датировки.

Все персидские документы о монастыре Фаддея (купчие, указы и т. д.), вероятно с тех пор, как монастырь перестал быть центром Атрпатаканской епархии (40-е годы XVII века), перенесены в Эчмиадзин, и в настоящее время, как уже сказано, хранятся в папке № 4 Католикосского архива. В папках же 1 а, 1 б, 1 г, 1 д, 1 е того же архива также встречаются документы относительно монастыря Фаддея и Маку, из них три опубликованы в [365] выпусках I и II серии «Указы» («Указы», вып. I, док. 7 и 16, вып. II, док. 21) цикла «Персидские документы Матенадарана».

Из этих документов только в указе Шаха Тахмаспа I, от 1562 года («Указы», вып. I, док. 16), упомянуты названия некоторых сел, подвластных епархии монастыря Фаддея (Каракилиса, Кырхбулаг, Аркаюн, Кариз, Маглазан и Коруг). В числе этих сел без сомнения были и такие, которые как мулк принадлежали монастырю, как, например, примонастырское село Каракилиса. Однако, по свидетельству Е. Франкяна, побывавшего в монастыре в 1903 году, когда-то монастырю принадлежали следующие села, находившиеся в районах Маку, Чорс и Хой: Мызра, Юмри-даш, Каракилиса, Дипак-даш, Агбулаг, Каратулки, Сона-булах, Агдаш, Махлазан, Коруг, Нушик, Кёхреван, Чорс, Рахан (Атрпатакан, стр. 30-31).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.