|
1. Село Яйджи в целом |
|
а) Год мыши, проса (?) |
5 харваров |
б) Год коровы |
|
Пшеницы 9 харваров 50 манов |
19 харваров 50 манов |
Проса 10 харваров |
|
в) Год лошади |
|
Пшеницы 17 харваров |
|
Проса 2 харвара 5 манов |
19 харваров 10 манов (Должно быть 15 манов) |
Чалтык 10 манов |
|
[Всего] 43 харвара 65 манов |
и в этом порядке урожай за эти годы в общей сумме был сделан танха покойному везиру Азербайджана в счет жалованья за те же годы, а с начала года зайца назначен ему в качестве хамесале. [362]
После его смерти этот хамесале был передан прежнему бегларбеку, прибежищу величия Мухаммадкули беку и в опубликованном на его имя священном указе было предписано, чтобы, «если когда-либо согласно священному Шар'у выяснится, что упомянутые места принадлежат в качестве мулка вышеупомянутому ходже, то начиная с этого года, когда Мир-Шуджа их доход захватил (сделал забт) в пользу дивана, следует отобрать у Мир-Шуджи [сумму] в размере урожая указанных мест за столько лет и отправить к вратам прибежища мира, а упомянутые места согласно светлому Шар’у передать в качестве собственности упомянутому ходже. Если же действительность окажется иною, ему не передавать и сообщить об этом, чтобы мы распорядились о том, что следует делать далее».
Ныне вышеупомянутый ходжа представил акт, удостоверенный печатями упомянутого бегларбека, шейх-ул-ислама, казия Еревана и многих других людей, где они написали, что «в году обезьяны проверили действительность и, так как много людей засвидетельствовали, что упомянутый ходжа правомочен в отношении этих мулков, которые путем купли у наследников Надр-Гуна бека и других людей перешли к нему, поэтому в этом году вышеупомянутые места были переданы во владение упомянутому ходже, и, так как Мир-Шуджа не находился в тех местах, уточнить урожай за прошедшие годы оказалось невозможным».
Так как попросили утвердить это указом, поэтому мы решили, чтобы вакили бегларбека Чухур-Саада поступали согласно вышенаписанному и оставили указанные места во владении вышеупомянутого (ходжи Акопа).
Пусть это примут как строгое распоряжение, считают своей обязанностью и, когда указ будет украшен и засияет священной и высочайшей печатью, положатся [на него] и поверят ему.
Написан в месяце сафар 1058 г. (26 февраля — 25 марта 1648 г.) и завершен благополучно.
Комментарии
Документ 35. Указ сохранился в нотариально заверенной копии Шар’а и удостоверен печатью начальника нотариальной конторы Шара — махзара. Все надписи и отметки следующей страницы текста, касающиеся регистрации документа, внимательно скопированы.
На следующей странице еще до католикоса Симеона были сделаны следующие надписи:
1. «Это копия рагама шаха, данного о мулках сел Норагех, Гёлкянти, Яйчи [1]670».
2. «Это копия рагама шаха о мулке Норка. Подлинник этой копии у Саргиса. 6 марта 1123 г. [арм. летосч.] (1674)».
В этой надписи слова «о мулке Норка» зачеркнуты, вероятно, католикосом Симеоном, также как зачеркнуты в дате и цифры 123 и снизу написано 06. Таким образом, дата стала читаться как 1096 г. (1674), т. е. по не совсем точным расчетам стала приближаться к дате указа.
После этой надписи имеется еще одна ошибочная и безграмотная надпись: «Анзнун (?) о каналах и других, старая грамота».
Далее следует аннотация, написанная мелким курсивным письмом во время католикоса Симеона.
«Ереванец ходжа Акоп подал шаху прошение о том, что села Норагех, Яйчи и Гёлкянди — мои мулки (написал и число кабала (купчих), которые показал шаху в прошении и цену сел). И, говорит, когда Тахмазкули хан ушел из [нашей] страны, от царского двора прибыл некий Полат бек, чтобы вписать все имущество Тахмазкули хана в дафтар. И тогда некий [424] Мир Сучча из зависти дал вписать мои три села в дафтар, будто они [принадлежат] Тахмазкули хану. Поэтому Махмат кули хан захватил их и [стал] кормиться. (Пишет сколько лет, и мутахл каждого года). И шах написал казиям и видным людям Еревана, чтобы взыскали с Мир Сучча сумму доходов, причитающуюся за столько лет, и внесли в царский диван: А также осведомиться о кабала ходжи Акопа и сообщить ему истину. И они не могут найти Мир Сучча, но, осведомившись о купчих, сообщили шаху, что мулк этих трех сел [принадлежит] ходже Акопу. Поэтому шах дал этот рагам, чтобы ходжа Акоп забрал свои мулки. Но это — копия, а подлинник ее не нашли. И то, что выше написали, что подлинник остался у Саргиса, так тот Саргис сын этого Акопа, который приняв потом мусульманство, стал зваться Саруханом. Это произошло в 1058 г. мусульманского летосчисления».
В конце аннотации католикосом Симеоном добавлено: «Потом, когда мулк села Норагех и Яйчи отдали святому Престолу, эту грамоту также дали нам».
Симеон Ереванци в «Джамбре» неоднократно обращается к этому указу. Он подробно рассказывает о ходже Акопе (которого часто называет Акопджаном), его отце ходже Сете, о детях и внуках, от которых католикос Акоп Джугаеци приобрел как в виде дарений, так и путем купли довольно много сел и другого недвижимого имущества (см. «Джамбр», стр. 121, 122-125, 180-181, 184, 188, 214, 263, 264, 265 и др.). В XIII гл. своей книги он перечисляет принадлежащие монастырю села и дает историю приобретения этих сел. Сообщая историю села Амиригюх Гехаркуникской области (Гёкча-Дангиз) и села Яйчи области Цахкуницдзор (Дарачичак), он вновь вспоминает этот указ и вкратце пересказывает его содержание (стр. 124), Далее, продолжая рассказывать, как эти села стали собственностью Эчмиадзина, он излагает также историю копии этого указа.
«Затем, — пишет Ереванци, — когда ходжа Акоп отдал село Норагех в вахм святому Престолу, его племянник (сын брата) калантар Саак продал мулк села Яйчи и мулк села Амиригюх католикосу Акопу, как сказали [выше]. Поэтому католикос Акоп, купив эти села, попросил у них и этот упомянутый [425] рагам в подтверждение дела, в качестве старой кабалы. Но, так как в рагаме было записано и [село] Гёлкянд, которое не [принадлежало] Престолу, из-за этого села Гёлкянд сын Акопа, Сарухан (о котором упомянули выше) не дал рагам католикосу Акопу, но дал католикосу Акопу его копию, написанную шхисламом и удостоверенную печатью, а этот рагам хранят у себя» (стр. 125).
Конфискация собственности бегларбека Еревана, Тахмаз-кули хана и лиц, отправленных вместе с ним в Турцию, произошла после того, как шах Сафи вновь овладел крепостью Ереван. После трехмесячной осады Ереван был вновь захвачен 30 марта 1636 г. (ЗТАА, стр. 181, сравн. Даврижеци, стр. 642, Закария Саркаваг, т. II, стр. II). Тяжбы и проволочки, возникшие вокруг упомянутых и других поместий ходжи Акопа, насильно включенных в список имущества вакиля Тахмазкули хана, Мурад бека, тянулись довольно долго и, как выясняется из содержания указа, хотя во время шаха Сафи вопрос был решен в пользу ходжи Акопа, однако в дальнейшем вновь возникли осложнения, которые послужили поводом для опубликования этого довольно пространного и содержащего почти всю историю вопроса указа.
Многие из сел и поместий (Яйджи, Амиригюх, Норагех, Егвард и др.), принадлежавших ходже Акопу и его сыновьям, как отметили выше, впоследствии путем дарений или купли перешли к Эчмиадзинскому монастырю (см. Джамбр, гл. XIII). По этой причине многие владенные и указы, касающиеся этих сел сохранились в архиве монастыря и ныне хранятся в Матенадаране, в папках фонда персидских документов «Дивана католикоса».
Эти документы в хронологическом порядке выйдут в свет в очередных выпусках «Указов» и «Владенных» серии «Персидские документы Матенадарана».
|