Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДОКУМЕНТ 27

Указ шаха Аббаса II Сефевида от 1645 г. о пожаловании членам, братства и нунциям католикоса Эчмиадзина права свободно ездить по всем областям страны

Папка 1а, документ № 79, оригинал, размер 25,5 х 19 см, письмо шикастэ

Он есть!

Печать шаха Аббаса II

Высочайший указ опубликован о следующем. Царем-обитателем рая в конце месяца раби’ II 1048 г. (12 августа — 9 сентября 1638 г.) был опубликован указ следующего содержания:

«Так как католикос Учкилисы, Филиппос написал его святейшеству о некоторых вопросах и в том числе сообщил также о том, что согласно высочайшему и солнечному повелению ныне он католикос армян, [однако], когда его служители и ученики ездят по богохранимым владениям, хакимы различных местностей незаконно и из-за веры причиняют, им беспокойство, поэтому он попросил, дабы был дан священный указ, [347] чтобы отныне никто не беспокоил их по этой причине, и мы распорядились, чтобы хакимы махалов богохранимых владений не притесняли из-за веры католикоса и его учеников и ни в коем случае не имели по отношению к ним незаконных желаний и ожиданий, не делали шилтага и дозволили, дабы в дни нашей со дня на день растущей державы и вечного владычества, [они] безопасно разъезжали, занимались дервишеством и молились за длительность державы. Пусть они учтут жалобы и, принимая это как строгое распоряжение, считают своей обязанностью, и каждый год не требуют нового указа».

Сим повелеваем, чтобы опубликованный относительно этого [вопроса] указ царя-обитателя рая, признали подписанным и вновь утвержденным [нами] и не уклонялись от повеления.

Написан в месяце сафар 1055 г. (29 марта — 26 апреля 1645 г.).


Комментарии

Документ 27. Указ написан в 1048 г. хиджры (1638) на основании подобного же указа, опубликованного шахом Сафи, текст которого приводится в нем почти полностью.

Упомянутый указ шаха Сафи До нас не дошел, однако о нем упоминает и Симеон Ереванци. Он пишет:

«Рагам Шаха Сефи, где он пишет, чтобы никто ничего не говорил и не мешал нунциям Эчмиадзина или людям халифа в их речах и делах, и ничего не требовал, когда они ездят по стране; согласно прошению католикоса Филиппоса, з 1048 г. мусульманского летосчисления». В конце добавлено: «ищи по списку под номером...» (Джамбр, стр. 219). Очередной номер должен был быть «VIII», и действительно сейчас среди документов отсутствует 8-ой номер.

Упоминая об этом документе 27, Симеон Ереванци вновь напоминает об отмеченном указе шаха Сафи:

«Вспомни также, что в 1048 г. шах Сафи тоже дал такой рагам, как написали выше», — пишет он (Джамбр, стр. 212). Ясно, следовательно, что этот указ существовал до конца XVIII века.

Пожалуй это не столь большая потеря, поскольку, как было сказано, весь текст этого указа приведен в указе, опубликованном шахом Аббасом II, где указана и дата опубликования упомянутого указа. [413]

Указ дошел до нас с довольно хорошо сохранившимся текстом, печать с датой 1052 г. хиджры (1642) четырехугольная и отличается от печатей нескольких других предшествующих и последующих указов шаха Аббаса II, которые имели овальную форму и были крупнее. В их середине написаны слова *** — Слуга царя святости Аббас», а вокруг — имена 12 имамов. Однако на этой четырехугольной печати повторены лишь слова надписи, находившейся в центральном овале упомянутых печатей. Становится ясным, что Сефевидские шахи имели печати различной формы, которые применялись для указов разного содержания. Обвальными печатями удостоверялись те указы, которые начинались словами *** — Августейший указ последовал», т. е. «ферманы», четырехугольные же печати служили для указов, начинавшихся словами

Высочайший указ опубликован», т. е. для «хокмов». См. также указы № 10, 23, 35, 42 настоящего сборника.

В подобных указах или «хокмах» вокруг печати и, если указ давался на основании указа одного из предшествующих царей, написанных рядом с печатью слов: «*** — мой отец-царь, да просветит господь-бог его душу», золотыми чернилами делались украшения.

К правому, левому и нижнему краям этого указа подклеена желтая бумага шириной в два см, а к верхнему краю — шириной в 24 см. В верхней части оборотной стороны вероятно во время католикоса Филиппоса, крупным курсивным письмом сделана приписка:

«Это хукм, данный Шахапазом, об адалате (правосудии), что в каком бы месте не ездил ученик духовного владыки, бегларбеку того места нет до него дела». В конце рукою Симеона Ереванци добавлено «Это — Шахапаса Малого, 1055 г. мусульманского летосчисления» и проставлен номер «XIII».

На печати ээтемад-уд-довле, поставленной на другой странице, можно прочесть имя *** — Таги» и дату 1026 г. хиджры (1617). Как видим, это печать довольно старая, однако известно, что Мирза-Таги занимал должность ээтемад-уд-довле в первые три года царствования шаха Аббаса II и вскоре, вследствие дворцовых интриг, был убит рукою горчибаши [414] Джани хана 20-го числа месяца шаабан 1055 г. хиджры. (11 окт. 1645 г.), т. е. через шесть месяцев после опубликования данного указа (Аббаснаме, стр. 64, 65).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.