|
ДОКУМЕНТ 19 Указ шаха Сафи Сефевида от 1629 г. об освобождении Эчмиадзина от утвержденной, в дни шаха Абасса I ежегодной уплати 100 туманов пишкаша Папка 1а, документ № 49, копия, размер 52 x 20,5 см, письмо шикастэ Место печати обитателя рая шаха Сафи Сефевида, — пусть господь бог озарит его душу! Мой отец-царь, — да просветит господь-бог его душу. Высочайший указ опубликован о следующем. Было доложено, что христианин, католикос Мелкисет (В оригинале — Сет) дни царя-обитателя рая незаконным образом стал католикосом Учкилисы и позволял себе недопустимые дела. Поэтому его схватили и доставили к высочайшим вратам и, дабы избегнуть царского наказания, он взял на себя обязательство ежегодно [335] платить в качестве пишкаша 100 тавризских туманов и продолжал ведать патриаршими делами. А эту сумму должностные лица дивана предназначали в качестве танха — жалованья победоносным воинам. На днях лучший из христиан ходжа Назар доложил, что вышеупомянутый католикос бежал в пределы Рума (Турции) и без указа никто не берет на себя католикосат армян того места. Одновременно он попросил, чтобы, поскольку пишкаш католикосов Учкилисы никогда не был принят и некоторые люди навязали эту сумму на шею католикоса Мелкисета из-за вражды, которую питали к нему, а взимание этой суммы становится причиной того, что райаты расходятся, поэтому желательно, чтобы эта сумма была его величеством скинута и прощена. Идя навстречу его просьбе, мы объявили с начала года змеи упомянутый пишкаш скинутым и прощенным. Высокочтимые мустовфии пусть с начала упомянутого года вычеркнут из своих книг, данные в виде пишкаша 100 туманов католикоса Мелкисета, которые они потом предназначили победоносным воинам в качестве хамесале и возместят это хамесаледарам чем-либо другим. С начала того же года католикосат Учкилисы мы пожаловали вардапету Мовсесу, которого местные армяне приняли и изъявили свое согласие. Армянская община Чухур-Саада, монахи, священники и другие духовные лица пусть признают вышеупомянутого [вардапета] и не отклоняются от его речей. Те, кто имеют обязательство за суммы пишкаша предшествующего католикоса, пусть не причиняют из-за этого беспокойства католикосу вардапету Мовсесу и не дают повода жалобам с его стороны. Пусть, начиная с года змеи, они требуют возмещения их хамесале с людей дивана. Бегларбек [того] места обязан следить, чтобы никто не пытался незаконно причинить беспокойство упомянутому католикосу и пусть в любом случае помогает и содействует ему. Пусть это примут как строгое распоряжение и, когда указ будет удостоверен солнечной, священной печатью, поверят ему. Написан в месяце зихаджа 1038 г. (22 июля — 20 августа 1629 г.). [336] На оборотной странице последовательно сделаны следующие записи: а) согласно черновику высочайшего повеления и великих мустовфиев. Тугра — место печати величайшего из мудрецов. б) Утвержден священнейшей печатью. Место печати. в) Утвержден августейшей печатью. Место печати. г) Осведомлен сего числа. Место печати. д) Просмотрено. Место печати назира. е) Написан аваредже. Место печати мустовфи-ул мамалика. ж) Внесен в дафтар Сархата. з) Место печати даруга Дафтардари. и) Записано. Место печати сахиб-товджиха. к) Он есть! Верно с высочайшим и священнейшим подлинным. Написал — печать л) Это соответствует священнейшему подлинному. Написал — две печати Комментарии Документ 19. Это первый указ шаха Сафи Сефевида. Шах Сафи вступил на престол через десять дней после смерти шаха Аббаса, 29-го января 1629 г. (ЗТАА, стр. 7). Оригинал этого указа исчез, вероятно, в XVII в., копия снята в 30-40-х гг. того же столетия. На одной из [402] удостоверяющих печатей можно прочесть дату 1047 г. хиджры (163/ — 1638). Симеон Ереванци об этом указе пишет: «Это сават рагама шаха Сафи, но с подлинной печатью, которым шах Сафи, согласно арзу католикоса Мовсеса снимает со святого Престола 100 туманов мухата, который был утвержден великим шахом Аббасом во времена католикоса Мелкисета. Написан в 1038 году мусульманского летосчисления» («Джамбр», стр. 211, сравн. стр. 104 и 130). В другой связи он вновь отмечает, что не нашел оригинала указа: «Однако мы не видели рагама, но [только] сурат (копию)» — пишет он (стр. 130). Краткие армянские аннотации на оборотной странице документа также сделаны до Симеона Ереванци. Последний только отметил номер указа — VI. Этих аннотаций две: 1. VI. Это сават хукма Шаха о том, что католикос Мовсес снял с Эчмиадзина 100 туманов». 2. «О ста туманах мухата, которыми шах Аббас обложил католикоса Мелкисета; католикос Мовсес подал арз шаху Софи и получил этот рагам о том, чтобы святой Престол не платил больше 100 туманов. В 1038 году мусульманского летосчисления». В XX главе своей «Истории» Аракел Даврижеци кратко описывает события, упомянутые в этом указе, однако сне определенных хронологических рамок. Согласно Даврижеци по приглашению ходжи Назара в Исфахан едет и вардапет Мовсес Хотананци, который в это время был лусарарапетом (главным ризничим) Эчмиадзина (док. 18) и «при посредничестве ходжи Назара, затратив большие средства и приложив много труда, едва смогли отменить сто туманов мухада, которые тяжким бременем легли на католикосат, почему шах Сефи повелел и дал грамоту, что освобождается от ста туманов мухада» (стр. 239). Далее Даврижеци отмечает, что после получения этого указа армяне просят назначить католикосом Эчмиадзина вардапета Мовсеса и по этому поводу также получают особый указ. Как видим, новонареченный шах, освобождая монастырь от единовременной уплаты ста туманов пишкаша, [403] одновременно тем же указом назначает вардапета Мовсеса католикосом Эчмиадзина. Эта часть указа создает впечатление, что уже до того армяне избрали Мовсеса своим верховным духовным главой — католикосом и только после этого шах утвердил его в этой должности указом, между тем Даврижеци по этому поводу пишет, будто «шах дал вардапету Мовсесу указ и бумагу на католикосат, а затем все армяне, что были на востоке к на западе, присоединились [к этому] письменно и устно и сделали вардапета Мовсеса католикосом и утвердили на святом Престоле Эчмиадзина» (стр. 239). Как было подчеркнуто выше, Даврижеци, описывая эти события, не указывает определенных дат, между тем, благодаря этому указу и документу № 12 становится возможным выяснить, что сто туманов «пишкаша» или «мухада» Эчмиадзинского монастыря были утверждены в мае 1617 г. и отменены в августе 1629 г. |
|