Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДОКУМЕНТ 15

Указ шаха Аббаса I Сефевида от 1620 г., данный в подтверждение решения Диван-ал-садарата, коим утверждаются собственнические права мелика Кашатага-Айказа в отношении поместий, находящихся в Кашатаге и Капане

Гос. Центр, архив АрмССР, фонд 59, дело I, лист 2, оригинал, размер 34,5 x 16 см, письмо шикастэ-настаалик

Власть принадлежит богу!

Печать шаха Аббаса I

Августейший указ последовал, дабы поступали согласно публикуемому при этом образцовому мисалу Диван-ал-садарата, не отклонялись от его смысла и содержания, считали решение наисветлейшего Шар'а обязательным и не сходили с пути священного шариата. Хаким [того] места обязан оказывать в этом вопросе законную помощь и ни с чьей стороны не допускать незаконного неповиновения, и пусть это считают своей обязанностью.

Написан в месяце зикаада 1029 г. (28 сентября — 27 октября 1620 г.).

Решение, Диван-ал-садарата

Тугра: Избранный слуга Рафи’-ед-дин Мухаммад.

Так как было доложено о том, что отдельные части определенных мулков, которые находятся в подчиненных Азербайджану [областях] Гуштасифа и Капана, являются законным правом Мелик-Айказа и он владеет ими в качестве малика, [330] меж тем некоторые люди, находящиеся [в том] месте без какой-либо причины мешают ему владеть [этими мулками] и незаконно причиняют ему беспокойство, поэтому мы решили, чтобы упомянутые люди не были вопреки священному Шар’у ему помехой и не мешали владеть теми частями, которые находятся в его руках в качестве мулка и собственности. Пусть считают решение священного Шар’а обязательным, без законной причины не мешают ему владеть [его мулками], не причиняют ему незаконно беспокойства и избегают сопротивления священному шариату и, если имеют законную жалобу, пусть уладят [дело] посредством шейх-ул-ислама и казия Карабаха. Местный хаким обязан оказывать законную помощь.

Написан в месяце зикаада 1029 г. (28 сентября — 27 октября 1620 г.).

Печать садра со следующей надписью:
Нищий пред богатством бога, избранный
слуга Рафи’-ед-дин Мухаммад”.

Между 3 и 4 строками персидского оригинала имеется одна неразборчивая печать. Между 5 и 6 строками находятся следующие две печати:

1. «Гулам шаха Аббаса, Аликули».

2. «Прах ног Али, Абуталиб, 1022».


Комментарии

Документ 15. Этот второй указ Гос. Центр, архива Арм. ССР также дан кашатагскому Мелик-Айказу в подтверждение его поместных прав. На одной странице документа находится мисал Шар’а, который утвержден указом шаха, написанным на оборотной странице.

В тексте мисала Шар’а имя Мелик-Айказа дано в искаженной форме *** — Мелик Кегас». В комментарии к документу 9 мы уже имели повод отметить, что на местном наречии его называли «Мелик hеrасом». Произнося это имя быстро, не трудно заметить, что первый звук слова hеrас — «h» не слышится и, согласно закону ассимиляции звуков, сливается с последним звуком слова «мелик» — «к». Форма ***,с которой мы сталкиваемся в документе, гложет быть письменным выражением такого произношения имени «Мелик hеrас».

Текст этого указа с небольшими сокращениями был опубликован проф. И. П. Петпушевским в приложении к его монографической работе, где однако, вышеупомянутая описка вызвала некоторое недоразумение: слова «*** — мелик Кегас» были прочтены *** — мулк-е Канкан» и переведены как «мулк канкана» (см. «Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв.», Ленинград, 1949 г., приложения стр. 362), что послужило для И. П. Петрушевского основанием рассматривать данный указ как документ, свидетельствующий о существовании общинного землевладения (см. там же, стр. 243-244). По-видимому, уважаемый профессор не заметил на фотокопии документа зубчики *** которые достаточно ясно видны в оригинале. Таким образом, здесь речь идет о частях, или «дангах» мулков сел, которые принадлежали Мелик-Айказу.

К сожалению, в указе не упомянуты имена ставших предметом спора мулков, среди которых, как было отмечено, [398] Мелик-Айказ имел свою долю. Однако важен тот факт, что он имел мулки не только в пределах своего меликства Кашатага (Гуштасиф), но и в Кафанской области. Возможно, что именно благодаря этим мулкам его влияние распространилось и на эти области, где и была основана, как известно, обитель Аранд, быть может как раз в одном из принадлежавших ему поместий.

Алишан смерть Мелик-Айказа датирует 1621 г. (Сисакан, стр. 248). Если эта дата точна, тогда становится ясным, что и в последние годы своей жизни он продолжал бороться с захватившими его поместья лицами, имена которых, однако, не упомянуты в данном указе.

Относительно родословной Мелик-Айказа см. комментарий к документу 9 данного сборника.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.