|
№№ |
Село |
Нахиа |
Вилайет |
1 |
Бнунис и Тас | Сисаджан |
Туман-е Нахчеван |
2 |
Каракилиса | » |
» |
3 |
Дастаджерд и Гёлязи | » |
» |
4 |
Свари | Орот |
Капанат |
5 |
Агакянди | » |
» |
6 |
Ташу | » |
» |
7 |
Татев | » |
» |
8 |
Тандзатап | » |
» |
9 |
Хотанан | » |
» |
10 |
Халидзор | » |
» |
11 |
Шнхер | » |
» |
12 |
Борди | » |
» |
13 |
Кии | » |
» |
14 |
Хот | » |
» |
Комментарии
Документ 4. Этот указ относится к кратковременному царствованию (7-8 месяцев) Хасана-Али, сына Джахан-шаха. Когда Джаханшах в ноябре 1467 г. потерпел при Чапагджуре поражение от Узун-Хасана Ак-Коюнлу и был убит, в это самое время Хасан-Али был в макинской тюрьме- Он тотчас вышел из тюрьмы, поспешно начал набирать войска, готовясь дать отпор Узун-Хасану. Схватка с неприятельскими войсками произошла в конце июля 1468 года вблизи Маранда, где Хасан-Али, потерпев поражение, бежал в Хамадан. Таким образом настоящий указ написан всего за 4 месяца до утраты власти Хасаном-Али.
Епископ Степаннос, представившийся вместе с получателем настоящего указа вардапетом Шмавоном Ангехакотци Хасану-Али Кара-Коюнлу, — племянник (сын брата) Шмавона. Еще при жизни своего дяди вардапета Шмавона он исполнял должность настоятеля монастыря Вагади. В свое время он был одним из крупных деятелей церкви, имя которого упомянуто у Товма Мецопеци в числе участников собора, созванного в 1441 г. с целью восстановления патриаршего престола в Эчмиадзине (см. Памятная запись, стр. 51).
По смерти Шмавона он стал настоятелем Татева и занял трон сюникской епископии. За отказ от вероотступничества он подвергся неописуемым мучениям, после чего хотя и был выпущен на свободу, но от непомерных истязаний вскоре, в 1483 г., скончался. (А. Манандян и Р. Ачарян, Новые армянские мученики, научн. изд., стр. 313-319, на древнеарм. яз.).
Упомянутый в документе сын Бешкена — сюникский князь амир Рустам Орбелян, духовный питомец вардапета Шмавона. Он в 1451 г. и до того, под видом продажи, даровал (сделал вакфом) через посредство вардапета Шмавона Татевскому монастырю целый ряд сел. Персидский оригинал древнейшей владенной некоторых сел (Сваранц, Ташу, Аганц, Тандзатап) ныне находится в фонде персидских документов, хранимых в Матенадаране (папка 2а, док. № 3).
О политической деятельности Рустама Орбеляна более [201] подробные сведения даются в нашей статье — “Страница истории политической жизни Восточной Армении” (см. Известия АН АрмССР, серия Обществ, наук, 1955 г, № 8).
Этот единственный указ Хасана-Али, несмотря на свою древность, сохранился довольно хорошо. Достойны особого внимания украшения между строками и на полях указа, нарисованные теми же златоцветными чернилами, какими написаны в начале “Бог великодушен и заботлив”, тугра, содержащая имя Хасана-Али и следующие слова на полях, относящиеся к Джаханшаху: “Да озарит (просветит) господь бог душу его!”.
Список монастырских сел написан очень мелким почерком шикастэ, на узкой полоске бумаги и приклеен между шестой и седьмой строками, 6-ая строка завершается словами: “по списку при сем”, за которыми с начала 7-ой строки следуют слова: “милостиво даровали ему”, таким образом этот список сёл мешает общему изложению указа. Поэтому мы нашли целесообразным как в данном, так и при других подобных случаях помещать встречающиеся в документах списки в конце перевода каждого документа.
Этот документ также обновлен и приклеен к толстой бумаге. Поврежденных мест мало и они не особенно мешают расшифровке текста.
На оборотной стороне документа имеются 7 мелких печатей, вследствие изношенности бумаги ставших совершенно неразборчивыми.
|