Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ГАДЖИ-АЛИ

СКАЗАНИЕ ОЧЕВИДЦА О ШАМИЛЕ

(Печатается по изданию "Сборник сведений о кавказских горцах". Вып. VII. 1873)

ВСТУПЛЕНИЕ

Великий Русский Император есть глава семи стран 5. Он укрывает под сенью своего крыла всех земных владетелей; его меча и силы боятся 62 народа; никто не в состоянии сопротивляться ему и враждовать с ним; могущество его потрясает троны врагов и дворцы противников; он подчинил себе весь свет. Это — великий океан, снисходительный к виновным, щедрый к просящим, прибежище всего мира; море благородства, великого могущества и бесчисленных сокровищ; рудник мужества и храбрости, источник благодеяний и милостей. [7]

ПРИЧИНА СОЧИНЕНИЯ ЭТОЙ КНИГИ

Я — катиб (писатель) Гаджи-Али, сын Абдул-Малека-Эфенди, житель селения Чох, из племени Нахибаши, общества Андалал Дагестанской области. Родился я в 1234 (1817) году 11 числа месяца рамазана гиджры. В продолжении восьми лет учился я корану. Потом в течение 18-ти лет занимался изучением арабских наук под руководством ученых Дагестана 6. Науки, которые я изучал, следующие: грамматика арабского языка, законоведение, хадис (история Мухаммеда), тефсир (толкование корана), сияр (история войн, веденных Мухаммедом), тавхид (наука о единстве Божьем), сулюк или тарикат (наука о благочестии и газавате), аруз (стихосложение) и нуджум (астрономия).

В 1251 году я изучал под руководством египетского инженера Гаджи-Юсуфа математику и архитектуру, знание которых необходимо каждому военному. Таким образом, я достиг того, что мог отличать полезное от вредного и дурное от хорошего. Истинное желание мое было вступить в службу Русскому Императору, в которой я застал отца моего при графе Паскевиче-Эриванском; в 1226 году и в 1231 он служил при бароне Розене, при котором состоял переводчиком. Судьба однако же привела меня служить Шамилю, и я служил ему усердно и честно. Причина этому была следующая. Я находился при Елисуйском Даниэль-Султане, а меньший брат мой был при князе Аргутинском. Когда Шамиль явился в Андалал и остановился в селении Чох, то жители пришли к нему и старались оклеветать нас, говоря: “Сыновья Малека-Эфенди бежали к русским, а [8] сам он уже давно находится на их службе 7; поэтому его нужно убить или арестовать”. Шамиль арестовал его и отправил в селение Ансалты для заключения в темнице, говоря: “Если ты желаешь жить, то призови к себе детей своих; в противном случае, эта темница будет твоим гробом”. Потом, когда Шамиль в 1256 (1839) году был разбит русскими под начальством князя Аргутинского при Кюлюлю и Хозреке и отступил из Кази-Кумухского ханства, я с братом возвратился домой в Чох. Не нашедши старика-отца дома я получил сведение, что он арестован Шамилем и заключен в темницу в селение Ансалты, мы отправились туда. Когда мы пришли в это селение, Шамиль освободил нашего отца из заключения и отпустил его в Чох, а меня с братом оставил при себе. Итак, я должен был поступить на службу к Шамилю и был усерднейшим его слугой. По прошествии семи лет, так сказать, испытания, Шамиль стал ко мне доверчив и поручил заведовать во всех 32-х наибствах постройками укреплений и другими работами. Я был инженером Шамиля, начальником стражи, вел счет его приходу и расходу, числу низама (войска) и иногда исполнял должность казначея и мирзы при нем. Поэтому, я мог вполне следить за его действиями, видеть его распоряжения, знать его переписку, войска, их число, количество орудий и снарядов, его казну, действия наибов и положение народа. Я никогда не разлучался с Шамилем ни в походах, ни дома, и он, наконец, убедившись в моей преданности, поручил мне следить за поступками и поведением его приближенных и ученых. Я нашел в сердцах этих приближенных и советников только зависть, клевету друг на друга и жадность к приобретению богатств какими бы то ни было способами; вопреки правилам, которых держался сам Шамиль. Следя [9] за их поведением, я узнал людей, державших чистосердечно сторону Шамиля и покорявшихся ему по неволе, людей способных и к управлению Дагестаном и домогавшихся имамства. Ознакомившись с положением всех дел, я убедился в непрочности власти Шамиля, в неизбежном сокрушении его владычества и подпадения всего Дагестана под власть Русского Императора, потому что сподвижники Шамиля и его наибы крайне притесняли народ и нисколько не заботились о справедливости и благосостоянии в подведомственных им населениях. Они только думали о здешней жизни, старались обогатиться за счет народа и напрасно проливали кровь мусульман. Их несправедливость, корыстолюбие и притеснение народа достигли наконец крайних пределов.

В книгах сказано: “Государство зависит от благосостояния городов”. Еще в другом месте говорится: “Власть с угнетением непродолжительна”. Размышляя о последствиях такого управления, я пожелал описать вкратце то, что сам видел с тех пор, как я находился при Шамиле, а также и то, что я слышал от людей достоверных; но не включил сюда народных рассказов и толков, потому что часто они бывают ложны, как я и встречал много книг, наполненных пустыми рассказами, не имеющими никакой основательности.

Цель моя при составлении этой книги была — заслужить внимание и благосклонность на будущее время. Начата она в 1264 г. (1847—1849), кончена в 1276 г. (1859—1860 по Р. X.).

О ДАГЕСТАНЕ ВООБЩЕ

Дагестан населяют несколько различных племен, поселения которых разбросаны по неприступным местам: ущельям, лесам и горам, по скалистым берегам быстрых рек, теснинам и горным долинам. Горцы дики, как сама природа, окружающая их, и хищны, как [10] звери. Они добывают себе пропитание, тщательно обрабатывая каждый удобный клочок земли по склонам и уступам гор.

Прежде они исповедывали разные религии и управлялись князем Сурака 8, из племени Руссов, столицей которого было аварское селение Танус. Сурака был силен и могуществен. Когда в 200 году гиджры Абу-Муслим из Сирии покорил Дагестан и силою оружия заставил горцев принять мухаммеданскую веру, Дагестан сделался рудником ученых и храбрых. Абу-Муслим, наложив посильную дань на дагестанские племена, поставил в каждом из них хана из своих родственников. В таком положении находился Дагестан долгое время. Поколения и ханы сменялись, а с ними изменялось положение горцев; они начали приходить в упадок; каждый стал предаваться своим страстям и наклонностям, одни сделались разбойниками, другие ворами; стали делать набеги на Гурджистан, Туш и Мосок 9; с тем вместе возникли междоусобные брани и родовая вражда племен. По словам стариков, земля Дагестана сделалась смесью крови, драк и раздоров. Эти междоусобия, войны с пограничными странами и, наконец, в последнее время упорная война с русскими при Кази-Мухаммеде, Гамзат-беке и Шамиле не прекращались до сего дня. Теперь же корень войны, беспорядков и смут пресечен могуществом русских. [11]

ДАГЕСТАНСКИЕ ХАНЫ И ИХ ИЗБРАНИЕ

Со времен сирийского Абу-Муслим-хана, Дагестан большей частью управлялся потомками его, под именами ханов и беков. Главнейшими из них были ханы аварские, избрание которых было совершенно сходно с избранием русских царей. На троне аварском не восседал никто кроме ханов из рода Сурака, до его пресечения в мужском и женском колене, как это известно и подтверждается сохранившимися рукописями и преданием. Если бы прекратился род аварских ханов, то на престол должен был быть избран хан из русских, грузин или армян, что не могло случиться в других ханствах Дагестана. Избрание прочих дагестанских ханов, как-то: шамхалов, ханов цахурских, казикумухских, мехтулинских и кайтагских, было совершенно иное; потому что титул хана давался иногда не по праву наследия, но тому, кто успевал присвоить его себе силою оружия, чему примеров очень много. Порядок же избрания аварских ханов по наследству в мужском и женском колене был с самого начала до сего времени одинаков, без всякого изменения.

КАЗИ-МУХАММЕД, ЕГО ДЕЙСТВИЯ И СМЕРТЬ

В 1244 (1827) году явился в селение Гимры Кази-Мухаммед, сын Исмаила, человек ученый и храбрый. Он действовал на народ своим умом и знанием, не проливал крови мусульман, не грабил их имущества, не прельщался земными благами и не дорожил жизнью; однако же он имел немного последователей, и власть, его простиралась только на некоторые общества. Он почти безуспешно делал набеги на Дербент, Чечню и Назран в продолжении нескольких лет. Народ рассказывает про него многое, но верить этим рассказам трудно, тем более, что я решился писать только то, что сам видел и [12] слышал от людей достоверных. В 1249 (1832) году, барон Розен предпринял экспедицию в Гимры и послал к Кази-Мухаммеду через Казикумухскаго Аслан-хана послов: тифлиского Сосия-бека, нухинского Али-Джан-бека и отца моего — чохского Абдул-Малека, со словесными предложениями и письмами о мире. Кази-Мухаммед, прочитав письма барона Розена, после двухдневных совещаний с находившимся в то время в Гимрах Гамзат-беком, написал в ответ следующее: “что касается до того, чтобы прекратить неприязненные действия и заключить мир, то это дело далекое. Мы только просим у вас пропустить одну тысячу конницы в Мекку. Это будет мир”. Барон Розен, прочитавши ответ Кази-Мухаммеда и увидевши его уклончивость, двинулся против него с отрядом из Чечни и осадил его в Гимрах. После упорного сражения, Кази-Мухаммед был убит, а Шамиль, бывший в то время его мюридом 10, раненный штыком в левую сторону груди, бежал. Русские, взяв большое число пленных и добычу, возвратились в Шуру, в 1249 (1832) году 3-го раджаба. Тело Кази-Мухаммеда отдано было русскими шамхалу Тарковскому, который предал его земле в сел. Тарках, что близ г. Петровска. Кази-Мухаммед кончил жизнь свою на 75 году. Он не имел детей, кроме одной дочери, которая умерла 10-ти лет.

ГАМЗАТ-БЕК И ЕГО ДЕЙСТВИЯ

По смерти Кази-Мухаммеда собрались сподвижники его, мюриды, приближенные, ученые и другие лица, и избрали Гамзат-бека, сына Али-Эскендер-бека [13] Гоцатлинского, имамом. Это было в Гоцатле, 1251 (1834) года, месяца рамазана. Власть его сначала признали только Гоцатль, Ашильта, Гимры, Телетль и Могог. Он был учен и умен; в Дагестане никто не мог соперничать с ним в храбрости, он употреблял все усилия подчинить горцев своей власти и установить правильное управление. Однако прочие дагестанцы не признали его власти и объявили ему войну. С 300 человек Гамзат бросился на Андалал, и после стычки, в которой пало андалалцев 140 человек, подчинил это общество своей власти; оттуда он направился на Цудахар и Акушу, которые после битвы, в которой пало 120 человек с их стороны, подчинились ему. Вслед за ним признали власть его Гидатль, Каранай, Тленсир, Тиндал, Бакалал, Титлан, Хиндалал и Андалал. Собрав войска от всех подчиненных обществ, куда ни появлялся он с войском, изъявляли ему свою покорность. Дойдя до Хунзаха, в котором заключилась аварская ханша Паху-бике со своими сыновьями Нуцал-ханом, Умма-ханом и Булачем, Гамзат осадил его. После сражения аварские ученые с согласия ханши, сделали предложение Гамзат-беку заключить мир. Гамзат потребовал выдачи в заложники младшего сына ханши Булач-хана. Не имея никакой надежды на помощь, просимую у казикумухского Аслан-хана, и лишившись войска, ханша принуждена была согласиться на требование Гамзат-бека и вручить ему Булач-хана. По заключению мира, Тамзат-бек приказал представить к нему Нуцал-хана и Умма-хана со всеми учеными и почетными лицами Аварии.

Зная хитрость и коварство Гамзат-бека и товарища его Шамиля, Паху-бике решилась послать двух сыновей с горстью оставшихся при ней храбрецов, сказав им: “О, герои! не страшитесь, будьте как львы и уповайте на Бога!”. Гамзат-бек принял сыновей Паху-бике в своей палатке. После вечерней молитвы и проповеди к народу Гамзат-бек и Шамиль скрылись из лагеря. [14] Тотчас же завязалась перестрелка между хунзахцами, прибывшими с ханами и мюридами. Нуцал-хан и Нур-Мухаммед Аварский были убиты перед палаткой, а Умма-хан в палатке. Хунзахцы, полагая, что Гамзат-бек находился в то время в палатке, испещрили ее меткими выстрелами, как решето. Таким образом погибли в этот день два аварских хана и много почетных лиц и героев Хунзаха, трупы которых были обнажены и оставлены среди лагеря. На другой день Гамзат-бек приказал умертвить старуху Паху-бике, убийство которой воспрещается законами. Гимринец Салихилау ворвался во двор ханши, которая в то время читала коран и, схватив ее за руку, ввел в конюшню, где и отрубил ей голову шашкой. Шамиль, по приказанию Гамзат-бека, ограбил ханский дворец, отправился с Булач-ханом в Гоцатль, где, оставив его, возвратился сам в Гимры. Гамзат-бек поселился в ханском дворце в Хунзахе, а войска распустил по домам.

Народ, видя несправедливые поступки Гамзат-бека, перестал за него молиться и стал говорить: “Гамзат поплатится жизнью за убийство преклонной ханши”. И действительно, спустя несколько времени, Гамзат был изрублен на куски в мечети Османом, братом Хаджи-Мурата и другими за отмщение за убийство ханов. Тогда Авария осталась без хана и начальника, как стадо без пастуха. Что касается до Аслан-хана, у которого ханша Паху-бике просила помощи, то он в то время стоял со всем войском своим на Турчи-Даге, откуда тайно посылал письма Гамзат-беку и ханше, советуя первому истребить всех членов аварского ханского дома, а второй отнюдь не покоряться Гамзат-беку и не принимать от него никаких предложений 11, потому что он был [15] чанка 12, а она дочь Умма-хана, владетеля Дагестана; и вместе с тем обнадеживал ее, что он скоро прибудет к ней на помощь со всем своим войском.

Таким образом Аслан-хан склонял Гамзата к такому низкому поступку — погубить аварских ханов в отмщение за ту вражду, которая была между ним и Паху-бике.

ШАМИЛЬ И ЕГО ИМАМСТВО 13

По умерщвлении Гамзата, власть имама перешла к Шамилю, сыну Мухаммеда Гимрийского, дагестанскому узденю, родственнику казикумухских ханов по матери. Народ и ученые из некоторых деревень Хиндалала (Койсубу), собравшись в Ашильту, избрали его имамом. Избрание происходило таким образом: кадии и народ, собравшись в главную ашильтинскую мечеть, послали за Шамилем. Он пришел в мечеть пешком, с 5-ю мюридами и сел в михрабе (место в мечети, где кадий [16] совершает общественную молитву). Тогда главный кадий обратился к нему с вопросом: “Согласен ли ты быть нашим имамом, Шамиль?” Шамиль отвечал: “Согласен”, После этого ответа кадий стал молиться за упрочение имамства Шамиля, продление его жизни и дарование счастья и благополучия народу, признавшему над собою его власть. Затем кадий, подняв руки к небу, произнес “фатиха”, что значит: кончено, быть посему и по обычаю погладил обеими руками бороду; народ тоже,, подняв руки к небу, отвечал: аминь, аминь, аминь! И гладил бороды. Окончив этот обряд, кадий, а за ним весь народ и ученые, подходили к Шамилю, целовали у него руку и поздравляли его, говоря: “Да будет благословенно твое имамство”. По избрании Шамиль отправился домой в Гимры, где по обычаю угощал всех почетных людей и ученых.

Шамиль был человек ученый, набожный, проницательный, храбрый, мужественный, решительный и в то же время хороший наездник, стрелок, пловец, борец, бегун, одним словом — никто ни в чем не мог состязаться с ним. Он хорошо изучил народ и землю Дагестана в то время, как находился при Гамзат-беке. Он был способен на все, чтобы не задумал предпринять.

В начале имамства Шамиля, власть его признавалась только койсубулинцами. Через 15 дней после избрания, Шамиль с 100 человеками отправился из [17] Ашильты к горе Атлада (в Койсубу), около селения Буцра, откуда послал в Гоцатль 50 человек с приказанием привезти оттуда казну и сокровища аварской ханши Паху-бике, а также сына ее Булач-хана, который оставался там, все вещи байтул-мала и оружие, отобранное Гамзатом у народа в виде залога мира. Мюриды, взяв в Гоцатле 11-летнего Булач-хана, обучавшегося в то время корану, все вещи байтул-мала и оружие, на сорока лошадях, а также скот, собранный прежде Гамзат-беком (кроме наследства, доставшегося ему от отца), привезли к Шамилю. Он отправил всю казну в Ашильту, а Булач-хана оставил в селении Харачи, что около Унцукуля, приказав жителям кормить и хранить его. В тот же день Шамиль, услышавши, что русские приближаются к Гимрам, отправился туда с 40 человеками. После небольшой перестрелки, русские возвратились к Эрпелям, а Шамиль в Ашильту, куда он приказал привезти Булач-хана и бросить его в реку с моста между Унцукулем и Гимрами. Салихилау, убийца матери Булач-хана, исполнил это гнусное приказание. После этого Шамиль, окружив себя мюридами, разъезжал по селениям Койсубу и вводил везде в действие коран и шариат. Постоянное пребывание он имел преимущественно в Ашильте и Чиркате.

ПРИБЫТИЕ ГЕНЕРАЛОВ КЛЮКИ-ФОН-КЛЮГЕНАУ И ЛАНСКОГО С ОТРЯДОМ В ГОЦАТЛЬ

Спустя месяц после убийства Гамзат-бека и утверждения Шамиля имамом, в начале осени 1251 (1834) года 12 джемалу-ахира, генералы Клюки-фон-Клюгенау и Ланской, прибыв с отрядом в Гоцатль, расположились в садах этого селения и успели захватить в добычу все имущество и стада жителей оного. В этом отряде участвовали шамхал с братом, казикумухский Аслан-хан с двумя сыновьями, Нуцал-ханом и [18] Мухаммед-Мирзою и другими казикумухскими беками, мехтулинский Ахмед-хан с братом Али-Султаном, а также конница Андалала и Аварии и все почетные лица Дагестана. Здесь произошло совещание между главными русскими начальниками, ханами, учеными и почетными лицами, относительно назначения временного хана в Аварию, и приведения народа к присяге на верность Русскому Императору, с обязательством считать врагами всех врагов России, как-то Шамиля и ему подобных. Все ханы желали получить управление Аварским ханством. На площади Умман-Каута произошел долгий спор. Наконец встал ученый Аслан-хан казикумухский и сказал: “Знайте, что престол Аварии есть престол русского князя Сурака, — так не простирайте ваших видов на него, потому что вы не из его поколения. В случае же прекращения этого рода, как в мужском, так и в женском колене, я самый ближайший наследник аварского престола (мать Аслан-хана была родная сестра Умма-хана аварского). Так где же вам получить трон аварский?” Высшее русское начальство осталось довольно его речью и согласилось назначить сына Аслан-хана, Мухаммед-Мирзу, правителем Аварии на место убитого Нуцал-хана, сына Паху-бике, впредь до совершеннолетия потомка Умма-хана 14. Потом генерал Клюки-фон-Клюгенау принял присягу от 10—20 человек почетных каждого общества в верности. Из Андалала присягнуло 20 человек; первым присягнул из селения Цугура, что в Согратле, Мухамед-кади. Они поклялись и подтвердили, что будут в точности исполнять приказания русского правительства и отнюдь не будут следовать внушениям Шамиля. Потом Клюки-фон-Клюгенау, обратившись к присягнувшим, сказал: “Кто преступит эти обещания и клятвы и подвергнется учению Шамиля, тот будет лишен [19] своего звания и места и подвергнется всей строгости наказания клятвопреступников, хотя бы то был хан, бек, кадий или другое какое-либо лицо”. При этом он подарил каждому присягнувшему по три голландских червонца. Присягу давал Нурич из селения Тухита; переводчиком в то время был штабс-капитан Абдул-Малек. Приказав сжечь селение Гоцатль, Клюгенау с отрядом возвратился в Темир-Хан-Шуру. Когда пришел Шамиль, то присягнувшие первые изъявили ему покорность, а некоторые сделались его наибами. Об этом я буду говорить подробно ниже.

Зиму того года Шамиль с семейством и родственниками проводил в Гимрах, Игали, Чиркате и Ашильте, откуда, научая мюридов, делал набеги на Аварию, отбивал у жителей скот, грабил и жег деревни.

ПРИБЫТИЕ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ФЕЗИ В АВАРИЮ

Когда Шамиль, по возвращении Клюки-фон-Клюгенау из Гоцатля, начал усиливаться и наносить вред аварцам, разоряя их селения, тогда почетнейшие и ученые люди отправлялись с разрешения Клюки-фон-Клюгенау в Тифлис к главнокомандующему просить помощи, говоря, что Шамиль их враг и хочет истребить всех их, подобно тому, как истребил их ханов. Барон Розен приказал отправиться генерал-майору Фези с отрядом в Аварию в 1252 (1835) году. Фези, прибыл к Карадахскому мосту, остановился там с отрядом и приказал исправить дороги; потом, поднявшись в Аварию, он расположился в Хунзахе и занялся постройкою крепости, башен, укреплением опасных мест и назначением стражи на границе с враждебными обществами. По смерти казикумухского Аслан-хана и его сына Нуцал-хана, Мухаммед-Мирза-хан оставил Аварию и принял Казикумухское ханство. На место его генерал Фези назначил управляющим Аварией Ягья-хана [20] казикумухского, племянника Аслан-хана. Ягья-Гаджи-хан, видя беспокойное состояние Дагестана, просил уволить его и на место его был назначен Ахмед-хан мехтулинский, на тех же правах, как и Мухаммед-Мирза-хан. Услышав о беспорядках в Телетле, генерал Фези приказал Мухаммед-Мирзе-хану отправиться вперед в Телетль, а сам с главными силами последовал за ним через Голотлинский мост, взяв с собою Ахмед-хана и конницу Аварии.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ШАМИЛЯ И ГАДЖИ-ТАШАУ В ТЕЛЕТЛЬ НА ПОМОЩЬ КИБИТ-МУХАММЕДУ

Телетлинский Кибит-Мухаммед, сын хана Хачулав-Мухаммеда, был человек бедный, но ученый. Он сопутствовал Гамзату и Шамилю во всех их походах, с завистью смотрел на их власть и могущество и имел сильное желание достигнуть значения в народе и быть после Шамиля имамом. С этой целью он с помощью хитрости возмутил народ и истребил телетлинских беков (33 человека) в один день, сжигая их вместе с женами и детьми. Кибит-Мухаммед продолжал действовать таким образом и говорил, что он поступает по шариату. Генерал Фези, узнавши о таковых действиях Кибит-Мухаммеда, выступил в 1252 (1835) году против него с отрядом из всего Дагестана, чтобы наказать его и захватить там Шамиля и Ташау-Гаджи, чеченского ученого и друга Шамиля. Прибыв к Телетлю, он остановился на телетлиноких посевах и окружил аул. После сражения русские завладели половиной селения. Шамиль и Кибит-Мухаммед заперлись в мечети и 20-ти саклях. Они ослабели от большой потери, и голода, а потому, не имея сил более защищаться, послали секретно письма к Мухаммед-Мирзе-хану, прося его устроить мир между ними и русскими. Мухаммед-Мирза-хан настаивал заключить мир и успел обольстить генерала Фези. Мир был заключен. Фези с отрядом возвратился в Аварию. [21] Заложниками мира были: племянник Шамиля по сестре Гамзат и племянник Кибит-Мухаммеда. Что касается до Ахмед-хана, то он желал погасить возмущение в Дагестане прекращением рода Кибит-Мухаммеда, взятием Шамиля и его товарищей и разорением Телетля так, чтобы не осталось в нем камня на камне. Поэтому между Ахмед-ханом и Мухаммед-Мирзой-ханом возникла неприязнь за то, что сей последний обманул генерала Фези и склонил его заключить мир и тем помог Шамилю и Кибит-Мухамеду избавиться от неизбежной гибели. Из Телетля Шамиль и Ташау-Гаджи со спутниками своими направились через Гидатль в Чирката.

Здесь нужно заметить, что Шамиль выступил на помощь Кибит-Мухаммеду в Телетль с 300 всадниками. Когда он прибыл в Карату, то жители Ахваха, узнав об его намерении, преградили ему путь между Ахвахом и Асабом; но после угроз пропустили. Достигнув до селения Асаба, что в Гидатле, он встречен был жителями Гидатля, как враг, и после перестрелки принужден был бежать обратно с такой поспешностью, что женщины ахвахские, встретив сподвижников его, завладели значками их и отняли весь съестной запас. Шамиль с трудом добрался до Зунуба (покосные места Караты) и укрывался в одной пещере 12 дней с небольшим числом спутников, потом тайно ночью пробрался через ахвахские деревни до моста Гида. Гидатлинцы не позволили ему перейти через мост. Он обратился к селению Ратлу, перешел в селение Кэх через мост и достигнул Телетля через возвышенности Каралал. Такого труда стоило Шамилю придти на помощь к Кибит-Мухаммеду. На возвратном же пути он не встречал подобных препятствий. Перед прибытием в Телетль Шамиль послал с возвышенности Каралал в Андалал письмо следующего содержания: “Я и вы — братья по религии. Две собаки дерутся, но когда увидят волка, то, забыв свою вражду, вместе бросаются на него. Хотя мы враги [22] между собою, но русские — волк наш, а потому прошу вас соединиться со мною и сражаться против общего врага; если вы не поможете мне, то Бог — моя помощь”. Андалалцы не приняли его просьбы и с генералом Фези пошли против него в Телетль.

В следующие три года Шамиль делал беспрестанные, не неуспешные набеги на окрестные сел. Койсубу: Игали, Харачи, Харадирих, Мушули; в Гумбет и Андию. Но аварцы под начальством хунзахского Хаджи-Мурата, Кара-Киши, Химмад-бека, Шах-Шабека Дженгутаевского и других, везде препятствовали его успехам. Все эти схватки были между одними мусульманами, без участия русских.

ВСТУПЛЕНИЕ ШАМИЛЯ В АХУЛЬГО И ЕГО УКРЫТИЕ

Шамиль не извлек никакой пользы из своих набегов. Лишившись всякой надежды на содействие и помощь дагестанцев, видя себя окруженным со всех сторон врагами, как русскими, так и вольными племенами Дагестана, не хотевшими подчиниться его власти, и слыша о приближении русских, он избрал Ахульго и, войдя в него с небольшим числом мюридов, приказал провести с одной доступной стороны ров (Ахульго окружен с трех сторон обрывом), укрепить его и построить для себя дом, в котором стал ожидать прихода русских.

В начале лета 1256 (1839) года месяца рабиуль-аввала, генерал Граббе с отрядом, в котором участвовали Мехтулинский Ахмед-хаи и вся конница Дагестана, прибыл в Ахульго и осадил его. Три месяца продолжалась осада: русские предложили Шамилю выдать в заложники одного из его сыновей. Он согласился и вручил им малолетнего своего сына, Джемалэддина. Потом потребовали, чтобы он сам приехал в лагерь. Шамиль, опасаясь измены, отказался и решился защищаться. [23] После 12-ти часового штурма русские завладели укреплением. Шамиль с семейством и семью приверженцами: Мухаммедом-Ах-Берды-Хунзахским, гоцатлинцами: Мухаммедом Худанат-оглы, Бамматом-Мухаммедом-бек-оглы, Пилятом Мухаммед-оглы, чиркеевцем Юнусом Мухаммед-оглы, Hyp-Али Харадирихским и Зираром Али-оглы Шагадийским, спустился по обрыву на берег Койсу и скрывался там под скалою три дня, откуда на четвертые сутки бежал ночью в Шубут. Русские, получив в добычу всю казну Шамиля и его имение, взяв в плен много семейств, возвратились через Чиркей в Шуру.

ВСТУПЛЕНИЕ ШАМИЛЯ В ГЕХИ И ЧЕЧНЮ

По мере того, как усиливались притеснения генерала Пулло над чеченцами, увеличивались и просьбы последних к Шамилю, чтобы он пришел освободить их. Шамиль с радостью спешил исполнить их желание. В 1256 (1839) году, спустя 5 месяцев после бегства из Ахульго, зимой, Шамиль явился с горстью своих мюридов в селение Атах, что в Гехи, жители которого тотчас же признали его имамом. Таким же образом покорились все селения Гехи и Чечни. Потом по приглашению Шамиль отправился в Аух и Салатау, которые также признали его имамом. Шамиль, увлеченный успехом, прибыл через Чиркей со скопищем чеченцев, салатавцев и чиркеевцев в селение Ишкарты, в надежде что шамхальцы так же примут его. Посланный против него небольшой отряд русских с шамхалом и Ахмед-ханом был им окружен; но на другой день вовремя подоспели главные силы русских, выручили шамхала и Ахмед-хана и Шамиль принужден был отступить обратно через Чиркей, Буртунай и Баяв в Дарго-Ведено, которые он избрал своей резиденцией. Число мугаджиров (дезертиров) постоянно возрастало; в скором времени Дарго стало многолюдным селением. Шамиль постоянно [24] получал со всех сторон приглашения придти с войском и никогда не отказывался. Он умел снискать своими ласками и обещаниями расположение дагестанцев, заслужить их доверие и привлечь на свою сторону умных, ученых, и влиятельных людей, которых назначал своими наибами. Таким образом, ему подчинились: Чечня, Гумбет, Салатавия, Анди, Шубут, Киялал, Ункратль, Чамалал,. Нуцатли, Калалал, Боголал, Гидатль, Баклаж, Тетлал и Каралал. И несмотря на то, что горцы народ дикий, склонный к грабежам и разбоям, с боязнью смотрящий на всякое нововведение, они признали его своим имамом, и до такой степени предались ему, что по приказанию его жертвовали жизнью и сражались против своих отцов, братьев и детей. Шамиль со своей стороны заботился о подчиненных, как о родных детях. Упрочивши свою власть назначением преданных ему людей наибами, Шамиль занялся приведением в исполнение шариата, искоренением обычаев, противных его постановлениям, как-то: курения табака, употребления горячих напитков и проч. В некоторых местах, как например, в Гидатле, Боголале, Цунте, Чамалале и других, женщины до Шамиля не носили штанов. Прекратив междоусобные брани и родовые неприязни, Шамиль слил общества в один народ, готовый исполнять все его приказания. Горцы беспрекословно, наружно и внутренне, принимали и исполняли все его распоряжения. Шамиль был признателен к ним и по заслугам награждал каждого; он старался направить их на истинный путь и доставить им пользу и удобства жизни, никогда не отступал от шариата (исключая два случая); он вел газават, как предписывают коран и хадис. Слава и влияние его на Дагестан после того со дня на день увеличивались в продолжении пяти лет, до 1262 (1845) года. [25]

НАПАДЕНИЕ ШАМИЛЯ НА КАЗИКУМУХСКОЕ ХАНСТВО И ПОКОРЕНИЕ ЕГО

В конце 1257 (1840) года, Шамиль по просьбе казикумухцев, направился с войском через Андию, Карату, Телетль в Казикумухское ханство и остановился в Ругудже. В тот же день генерал Фези прибыл в Чох. Поутру чохские старшины и ученые пришли к Фези и просили его возвратиться. Фези согласился, но со своей стороны приказал чохцам попросить Шамиля, чтобы он не приходил к ним; в противном случае, если они позволят вступить ему, то все чохские купцы, находящиеся в Тифлисе и других местах, будут арестованы и сосланы в Сибирь, а товары их, в которых и они участники, будут конфискованы. По возвращении Фези, чохцы послали к Шамилю в Ругуджу двух ученых Мухаммеда-Пирау и Ахмада Ханзад-оглы, просить его возвратиться назад и передать ему слова генерала Фези. Шамиль как будто принял их просьбу, сказал послам, что вечером возвратится в Телетль и просил их быть покойными. Чохские послы возвратились. Шамиль же, пользуясь туманным днем, двинулся вслед за ними. Чохцы, узнавши от послов, что Шамиль возвратился к вечеру в Телетль, были совершенно спокойны. Но вдруг внизу послышался гимн мюридов “ла-илага-илля-ллаг” и показались значки их. Шамиль употребил такую хитрость, потому что боялся сопротивления чохцев. Он застал их врасплох. Чохцы не оказали никакого сопротивления и убедительно просили Шамиля возвратиться. Шамиль согласился и сказал: “Я возвращаюсь в Ругуджу только для освобождения ваших купцов”. Чохцы были очень благодарны. Ночью Шамиль из Ругуджи, освещая путь факелами направился через мост Анада к Казикумухскому ханству. К утру он достиг селения Бухды и в тот же день после перестрелки вошел с войском в сел. Кумух, убил там дженгутаевского Ягья-бека Будай-оглы с тринадцатью [26] человеками, пленил князя Грузинского, Мухаммед-Кадия-Цугура и некоторых других жителей Кумуха. Взяв в заложники Махмуд-хана и Тагир-бек-оглы, племянника Аслан-хана, сына Гарун-бека Мирзу-Зану и многих других почетных лиц и назначив наибом казукумухским Гаджи-Ягья-хана, сына Тагир-бека, Шамиль возвратился с большой добычей в Дарго.

По прибытии в Дарго, Шамиль занялся литьем орудий и заготовлением военных припасов для войны с русскими и мусульманами, не признававшими его власти, отдав приказание убивать всех мятежников и людей подозрительных, а имения их конфисковать. Отлитием орудий занимались Гаджи-Джебраил Унцукульский и Муса Казикумухский; первый познакомился с этим искусством в Египте во время путешествия своего в Мекку, а второй был хороший оружейный мастер и помогал ему.

ПРИБЫТИЕ ПОСЛА ЕГИПЕТСКОГО ПАШИ ИБРАГИМА, ИНЖЕНЕРА ЮСУФА-ГАДЖИ

В 1257 (1840) году приехал через Чечню из Египта по просьбе Шамиля, инженер Юсуф-Гаджи Юсуф-Зада-оглы. Он обладал знаниями, неизвестными до того времени никому в Дагестане. Он хорошо знал все науки и в особенности математику и архитектуру. Когда Шамиль увидел его громадные знания, то приказал мне учиться у него математике и архитектуре и Гаджи-Юсуф передал мне все свои знания. Потом, по совету Гаджи-Юсуфа Шамиль устроил низам (регулярное войско), разделив его на сотни и десятки и поставил в каждом обществе наиба. Юсуф-Гаджи занимался постройкой укреплений и всячески старался содействовать предприятиям Шамиля по управлению и в военных действиях. Таким образом власть Шамиля в Дагестане еще более увеличилась и приказания его возымели большую силу, чем прежде. Шамиль видел в этом явную пользу и уважал [27] Юсуфа, как виновника всех улучшений. Однако же приближенные и наибы, видя сильное влияние Юсуфа, старались оклеветать его перед Шамилем. Шамиль вел переписку с хункером (турецким султаном) и просил у него помощи. Хункер постоянно обещал прислать войско и со своей стороны просил Шамиля не унывать и действовать. Так как письма хункера были писаны по-турецки, то никто, кроме Юсуфа не мог читать их. Наибы воспользовались этим и сказали, что Юсуф передает все сведения эти русским. Шамиль поверил словам их и прогневался на Юсуфа, и несмотря на все его заслуги, конфисковал его имение и сослал в селение Ахна, что в Тинди, которое горцы называли Сибирью. Три года Юсуф провел в изгнании, несмотря на все ходатайства за него. Потом через Чарби и Чахнер он бежал в Грозную, где был благосклонно принят. Он скончался в Грозной 1272 (1855) года, спустя восемь месяцев после бегства.

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ШАМИЛЯ В ДАГЕСТАНЕ И ВЗЯТИЕ РУССКИХ УКРЕПЛЕНИИ

Когда увеличились притеснения русских и мусульманских начальников над подвластными русскому правительству дагестанскими племенами, то начали беспрерывно приходить из Унцукуля и других селений Дагестана, в особенности из Аварии, послы и письма, призывая Шамиля освободить их от ига русских, обещая повиноваться ему и в точности исполнять все его приказания. В 1260 (1843) г., 1-го шаабана, Шамиль выступил из Дарго с 10-ю тысячами конницы и 3-мя орудиями своего приготовления. По прибытии в Мухиту, что между Унцукулем и Ашильтою, он приказал наибам с частью авангарда подняться на гору перед Унцукулем и опять поспешно спуститься назад, а когда унцукульцы выедут на тревогу, думая, что это набег одного какого-нибудь наиба, что и прежде часто случалось, то чтобы [28] броситься на них и наказать их за дерзость. Наибы поступили как приказал Шамиль. При появлении авангарда на горе унцукульские юноши выехали на тревогу и, полагая, что это партия какого-нибудь наиба, бросились на них. Когда они подскакали на близкое расстояние, то вся конница Шамиля бросилась на них; унцукульцы обратились в бегство; их преследовали до самой деревни, и они оставили на дороге около ста тел. Потом Шамиль окружил селение Унцукуль. После несколькодневной осады русские под начальством Клюки-фон-Клюгенау пришли на помощь и остановились в сел. Харачи. Клюки-фон-Клюгенау приказал части отряда занять унцукульские сады и завладеть дорогой. Сады были заняты, но завладеть дорогой в Унцукуль русские не могли. После сражения, в котором русские потеряли 300 человек убитыми и два орудия, Клюки-фон-Клюгенау возвратился с отрядом в Аварию. Унцукульцы и русский гарнизон, истощив силы и не имея надежды на помощь, послали пристава Кибиг-Гаджи и поручика Аносова с солдатами (около 150) просить помощи. Шамиль сказал Аносову: “Зачем ты сражался со мною?” Аносов отвечал: “Потому что ты враг нашего царя, а мы его слуги и должны сражаться с врагами сколько достанет силы; я не мог выиграть победы, но если бы остались снаряды, то я не перестал бы сражаться с тобой”. Крепость и селение по приказанию Шамиля были сожжены и разрушены, так что не осталось камня на камне. Две пушки, скот и прочее имущество унцукульцев и солдат были разграблены так, что не оставили даже иглы. На другой день Шамиль двинулся к Балаканам. После небольшой перестрелки, поручик Думинский с гарнизоном и одной пушкой, сдался военнопленным. Оттуда Шамиль направился в Цатаных, где стоял с ротой храбрый капитан Дементьев. Неумолкаемая перестрелка происходила с вечера до утра; за каждой амбразурой лежало по 1000 и больше гильз от патронов солдатских; пушки их [29] разогрелись от частых выстрелов, так что нельзя было прикоснуться к ним рукою. Войско Шамиля потеряло много убитыми и ранеными. Из солдат никто не положил оружия. Наконец силы Шамиля завладели укреплением и двумя пушками со всеми снарядами. Потом Шамиль прибыл с войском в Танус и, остановившись в доме Мухаммеда, отправил несколько партий по селениям Аварии, откуда, по прибытии их все приверженцы русских бежали в Хунзах, где находился в то время Клюки-фон-Клюгенау с отрядом. В селении Акачи был с ротою прапорщик Золотов — большой трус. Он без всякого сопротивления сложил оружие и явился с ротою, одною пушкой и всеми снарядами к Шамилю в Танус. В селении Гоцатль стоял с двумя ротами капитан Кузьменко, цвет лица которого был железный. Это был настоящий храбрец. Шамиль послал против него Кибит-Мухаммеда и Абдурахмана Карахокого с четырьмя тысячами. После продолжительной перестрелки ему предложили сдаться военнопленным, говоря, что прапорщик Золотов сдался и теперь находится у Шамиля и что нет никакой пользы сопротивляться таким силам с этой горстью войска. Кузьменко не поверил и просил, чтобы к нему привели Золотова. Золотов был приведен и сказал ему: “Выходи, потому что ты не в силах сопротивляться, а если сдашься, то будет тебе большая польза”. Кузьменко закричал на него из башни: “Да будешь ты проклят Богом! Ты ел хлеб царя Русского, носил его одежду, а теперь служишь его врагу. Я же умру здесь!”. Потом закричал роте: “К ружью!” — и завязалась перестрелка. Лафет у орудия русских был разбит, солдаты ослабели; укрепление было взято со всеми запасами и орудиями. Капитан Кузьменко, с оставшимися в живых 20-ю солдатами, был представлен Шамилю в Танус. Сам генерал Клююи-фон-Клюгенау был осажден в Хунзахе. Таким образом дела продолжались до конца месяца. [30]

ПРИБЫТИЕ КНЯЗЯ АРГУТИНСКОГО И ОСАЖДЕНИЕ ШАМИЛЯ В ТАНУСЕ

Князь Аргутинский, услышав, что Шамиль проник во внутренность Аварии и осадил в Хунзахе Клкюки-фон-Клюгенау, двинулся из Казикумуха с русскими, андалалцами, казикумухцами и цудахарцами и остановился в укреплении Гергебиль. Наибы, узнав о прибытии Аргутинского в Гергебиль, немного испугались и хотели возвратиться с добычею, которая была уже в их руках. Шамиль, видя, что наибы струсили, пожелал секретно испытать их. Он созвал их и сказал: “Дошло известие, что Аргут с большими силами остановился в Гергебиле; так что вы считаете за лучшее: возвратиться или остановиться здесь, чтобы сражаться? А этот проклятый Аргут — бурдюк обманов, коварный, хитрый, настоящая лисица”. Наибы пришли в испуг и хотели возвратиться, но никто не решался этого предложить. Кибит-Мухаммед сказал: “Я лично предпочитаю возвратиться”. Шамиль разгневался и оказал: “Возвращайся ты, Кибит-Мухаммед! Мы знаем твою трусость, и ты в подобных случаях говоришь, как женщина. Что же касается до меня, то я не хочу возвращаться, чтобы вслед мне смеялся этот армянин и его товарищи — богоотступники! Я согласен скорее умереть, чем оставаться в живых и переносить такое посрамление! Вы можете возвратиться куда хотите, а мне достаточно этих товарищей!” И указал на мюридов. После такой речи, наибы немного ободрились. Шамиль послал навстречу Аргутинскому наиба Hyp-Али с чарбинцами в Бухната (место около Гоцатля). После упорного сражения наиб и чарбинцы бежали. За ним Шамиль послал Хаджи-Мурата; он не в силах был сразиться и возвратился с войском в Танус. Аргутинский подошел к Танусу. Клюки-фон-Клюгенау тоже вышел из Хунзаха и соединился с ним. После семидневной осады Аргутинский, не находя [31] возможности вытеснить Шамиля из Тануса, возвратился и остановился с войском под селением Генечутль в 2-х верстах от Тануса. Шамиль тоже, видя бесполезность пребывания в Танусе и большую потерю войска, приказал Хаджи-Мурату сжечь аварские селения и посевы, а жителей переселить в Хиндалал. Хаджи-Мурат исполнил приказание имама, сжег аварские селения и посевы, а жителей переселил в Хиндалал. Шамиль возвратился в конце лета в Дарго, а войска распустил по домам, приказав им быть готовыми к походу после байрама, осенью. В этом походе горцы потеряли убитыми и ранеными около 1000 человек. Потеря у русских убитыми не известна, а в плен взято 700 солдат, которые были розданы наибам.

Офицеров взял Шамиль с собою в Дарго. В этом походе отнято у русских десять орудий со всеми снарядами.

ПОХОД ШАМИЛЯ НА ГЕРГЕБИЛЬ

Спустя пять дней после праздника, в начале месяца шаввала 1260 (1843) года, Шамиль с 11000-ым войском выступил к Гергебилю. Приблизившись к селениям Кикуни и Гергебиль, он приказал войску занять сады гергебильские. Под стенами укрепления произошло сражение. В этом укреплении с гарнизоном стоял майор Шаганов, которого храбрость завлекла противиться и сражаться с такими силами Шамиля. Ему три раза предлагали сдаться, но он не принял предложения; на выручку его не приходил никто ни из Шуры, ни из Акуши; хотя какой-то генерал поднялся ив Шуры на Аймякинские высоты, но не опускался к укреплению Гергебилю и скоро возвратился. Войска Шамиля воодушевились этим, а русские пали духом. Если бы не показывался генерал на возвышенности, то взять Гергебиль стоило [32] бы большого труда. К Шамилю присоединился цудахарский кадий Аслан с небольшой партией. Шаганоз и солдаты сражались днем и ночью беспрерывно, потеряли всякую надежду. Наибы окружили укрепление и начали осаждать, делая подвижной завал из дров. Укрепление было обессилено, вода отведена. Гергебиль был взят штурмом. Потом войска двинулись на плоскость и остановились в Дженгутае. Хаджи-Мурад сжег ханский дворец Ахмед-хана. Оттуда Шамиль перешел в Казанище, где остановился в доме Шамхала, распределив войска свои по селениям Шамхальства (в Кафыр-Кумухе, Муслим-ауле, в больших и малых Казанищах в Буглене). Шамхал с семейством и нукерами бежал в Шуру — Шамилю покорилось Шамхальство и Даргинский округ и присоединился к нему акушинский кадий Мухаммад. Чтобы увеличить свои силы, Шамиль послал в Чечню послов, призывая всех всадников под начальством храброго Шуаса (чеченского ученого). Чеченцы не замедлили придти. Шамиль советовался с наибами о средстве взять укрепление Темир-Хан-Шура. Созвав все шамхальство и сделал им наставление, Шамиль поставил на место шамхала брата его глухого Мухаммад-Бека. Потом приказал с каждого двора привезти по одной арбе дров и сложить около Муслим-аула. Народ старательно исполнил приказание его. В продолжении 1,5 месяца наибы делали набеги на укрепление Бурное, разграбили его; глухой Мухаммад-Бек с конницею шамхальского и несколькими орудиями разъезжал вокруг Шуры, заводя перестрелку. Через 15 дней после того, как Шамиль приказал свозить дрова около Муслим-аула, из Чечни пришли русские на освобождение Шуры, и на другой день поутру двинулись на нас (в конце осени). Завязалась битва между Муслим-аулом и Казанищами, Шамиль был разбит и бросивши одно орудие, бежал в Эрпели. Потеря горцев подсчитывадась убитыми 150 чел. и около 300 ранеными. Шамиль через Гимры [33] отправился в Дарго, конница через Аймаки разъехалась по домам, а пехота и орудия через Чиркей, Буртунай и Баяи прибыли в Дарго.

ПОХОД ГЕНЕРАЛА ЛИДЕРСА К КАРАДАХСКОМУ МОСТУ

В 1261 (1844) году Шамиль выступил в Салатавию и Аух против русских войск. Здесь не происходило никакого сражения. Шамиль оставался там 15 дней. Потом из Даргинского округа Акуши пришли лазутчики, чтобы Шамиль явился туда. Он двинулся с 4-мя тысячами конницы и десятью наибами из Гимров, через Харкас и Кутиши в Акушу и остановился в доме Акушинского Мухаммад-Кадия. Вслед за ним прибыли Койсубуюнские наибы: Гимринский Ибрагим, Балаканский Муса и Инхулайский Саид с тремя орудиями и глухой Хаджи Мухаммад Чохский и Согратлинский кадий Мухаммад. Здесь собрались все наибы Дагестана, исключая Кияла, Ункратля, Чамалала, Тиндалала, Богулала и их войск. Через несколько дней русские войска под начальством генерала Лидерса и князя Аргутинокого выступили из укрепления Темир-Хан-Шура. Шамиль услышал об этом, созвав всех наибов и Акушинского кадия Мухаммеда посоветоваться о предстоящих действиях. После многих прений признали за лучшее сделать отступление. Шамиль и наибы возвратились в Бархалис и Хулис. Нас преследовал Аргутинский, разбил - и мы должны были бежать, потеряв много убитыми. Шамиль достигнул Цудахара и остановился в доме кадия Аслана, но оттуда принужден был тотчас же бежать, оставив солдат, три пушки и убитыми более ста человек под ногами русской конницы. Потом бежал с остатками войска к Карадахскому мосту.

Переправившись через мост, он приказал сломать его, сделать на берегу завалы и поставил орудия. Лидерс начал с нами перестрелку, а Аргутинский с [34] войском через мост Маали хотел идти в Гоцатль. Шамиль послал, чтобы ауховцы поспешили прибыть к нему на помощь. Через 10 дней на рассвете русские возвратились. Мы преследовали их. Кибит Мухаммад с частью своего войска бросился через Карадахский мост вслед за русскими, но преследование наше было безуспешным, потому что мы потеряли в то время много убитыми, в числе которых было несколько почетных лиц 15.

Народ, видя возвращение русских, говорил, что они возвратились по причине смерти какого-то вельможи. Но я полагал, что у русских не достало сухарей. В этот же день выбежал к Шамилю Елисуйский Даниель-Султан. Он встретился с Шамилем у Карадахского. моста, Шамиль приказал ему поселиться в Карате, а сам, распустив войска по домам, возвратился в Дарго-Ведено.

ПОХОД КНЯЗЯ ВОРОНЦОВА В АНДИЮ

Главнокомандующий князь Воронцов двинулся с отрядом во внутренность Дагестана. Сам он шел через Чиркей, Аргутинский из Казикумуха в Телетль и один генерал из Шали с силами и средствами, с какими еще никогда не предпринимался ни один поход в Дагестане, говоря: “я раздавлю Шамиля и его скопище и сотру с земли наибов и войска”. Шамиль, получивши сведения, что главнокомандующий остановился в Буртунае с сильным отрядом и большим количеством орудий и направляется прямо в Ведено, приказал Чиркеевскому сотенному Раджебиль Мухаммеду умертвить всех пленных русских офицеров, находящихся во всех селениях Дагестана и Чечни.

После того через несколько дней Шамиль со всеми наибами приготовился выступить на встречу главнокомандующему. В четверть месяца Рабиуль-аявала 1264 [35] (1845) г. Шамиль выступил со всем войском Дагестана в селение Алмах, что в Салатавии. Здесь на совет собрались все наибы Чечни и Дагестана. Шамиль сказал: “Знайте, что главнокомандующий идет на нас со всеми силами Кавказа. Цель его должна быть или истребить нас совершенно, или заключить с нами мир. Так знайте, что если кто-нибудь из вас будет просить меня примириться с русскими, того я убью или зашью ему рот (что и подтвердил клятвою)”. Наибы все поклялись, что будут сражаться. Шамиль отправил некоторых из них занять Анчимеэрские высоты, чтобы пресечь путь в Андию и Гумбет. Через несколько дней, получив известие, что русские завладели Анчимеэром, наибы и Шамиль испугались и не знали, что предпринять. Шамиль отправил против русских войска в укрепленный Буцрах, а сам тотчас же возвратился в Дарго-Ведено. По прибытии своем, приказав жителям выселиться немедленно в Чечню или куда они сами пожелают, а сам в полдень того же дня отправился в Андию и велел войску расположиться в Буцрах (укрепленное место). Русские поднялись на Гумбетские высоты и остановились там. Через три дня сделалось холодно и выпал снег, который причинил большой вред войску и лошадям русских. Отряд русских оставался там около десяти дней. Шамиль выехал из Андии осмотреть войско и укрепление Буцрах, и, счев его неважным, приказал войску разместиться по деревням Андии. Войска возвратились в Андию и Шамиль остановился в доме андийского наиба Рамазана в с. Анди. После того через 5 дней авангард русской конницы устремился на Буцрах (из Буцраха видны все села Андии). Шамиль приказал сжечь все селения Андии. Села были зажжены и через полчаса русская конница напала на нас. Войска Шамиля без всякой перестрелки разбежались. Главнокомандующий остановился над селением Анди. Русское войско гордилось своими успехами. Шамиль и наибы были в страхе, не [36] зная что делать. Через 2 дня из Чечни от наибов и ученых Шамиль получил письма, в которых его просили вернуться в Дарго: “Мы и наши жены клянемся умереть за тебя и будем служить тебе не так как дагестанцы, которые бежали, нисколько не сражаясь”. Шамиль успокоился и возвратился с мюридами и чеченцами в Дарго-Ведено, оставив наибов в Андии стеречь дороги во все стороны. Русские последовали за ним в Дарго, и после незначительной перестрелки завладели ими. Остановившись там лагерем, главнокомандующий дал отдых войскам на 15 дней. Шамиль с чеченцами скрылся в лесах. Русские еще более прежнего радовались. Через несколько дней ночью пришел от русских лазутчик ауховец и дал знать Шамилю, что провизия русских будет через два дня идти через Буртунай в Андию, в Дарго, если ты постараешься отбить её, то русские от голода ослабеют, а ты через то выиграешь победу. Шамиль созвал всех наибов и передал им то, что рассказал ауховец. Сделав наставление, Шамиль приказал своим устроить засаду в лесу. На другой день показался на Андийских возвышенностях транспорт с провиантом под достаточным прикрытием. Когда русские узнали, что дорога пересечена, то дали из орудий знать, чтобы им шли на помощь. Из главного лагеря двинулось тотчас же много войск. Произошло большое сражение, подобно которому никогда не было в Дагестане. Русские были разбиты и принуждены бежать, потеряв много убитыми. Шамиль завладел большей частью провианта, двумя орудиями, большим количеством оружия и другими вещами. Войско и начальники русские испугались. Доставка провианта и путь отступления были невозможны. Солдаты от голода пришли в изнеможение и страх. Через 3 дня явился тот же ауховец Махмуд и известил Шамиля, что главнокомандующий намерен отступить через Чечню. Шамиль приказал чеченским наибам занять дороги, велел всем наибам Дагестана придти на помощь. [37] Русские, сжегши палатки (около 700 шт.), выступили из Даргов. Шамиль преследовал их в продолжении 3-х дней. Русские понесли большой урон — лошади, вьюки, оружие были отняты. Бедняк, который прежде не имел осла, приобрел несколько лошадей и оделся в суконную чуху, тот, кто прежде и палку в руках не держал, добыл хорошее оружие. Наибы и народ, в особенности чеченцы, которых даже жены нападали на солдат и обирали их, торжествовали, видя неожиданные свои успехи, как будто бы русских больше не осталось, кроме тех, которые убиты. Русский отряд из Шали возвратился не имевши никакого дела.

Князь Аргутинский получил известие, что главнокомандующий разбит и возвратился с большой потерей, отступил с пехотой из Телетля на Турчи-Даг, а конница возвратилась в Кази-Кумух. Аргут шел в Телетль через сел. Магар, вошел в Карах: ему покорился весь Каралал, Тленсир, Гидатль, Андалал. Даниель с семейством и нукерами принужден был бежать на Гуниб. Кибит Мухаммад был осажден им в Телетле и, как лисица, искал норы спрятаться. В этом походе Шамиль нанес много вреда. Многие главные наибы были убиты: гумбетовский Гитингу, чеченские Шугайб и Эльдар, делимский Хаджи-Бек, андийский Мамад и многие другие ученые и почетные из Чечни и Дагестана.

ПОХОД ШАМИЛЯ ПРОТИВ СЕЛЕНИЯ КУТИШИ

По просьбе мугаджиров Джаробелоканского округа, Нухи и Ахтов, Шамиль направился в Елисуйский округ, выступил во вторник, месяца шаввала 1263 (1846) г. с 12 тысячами конницы и пехоты и остановился в сел. Хачада (что в Каралал) в доме Даниель-Султана. Здесь произошел совет, в котором мать Даниеля Туту-Бике не восприняла слов Шамиля и просила его возвратиться на этот раз с войском, говоря: “Теперь приближается зима, [38] если выпадет снег, то сообщения пресекутся и может погибнуть много мусульман”. Шамиль согласился с ее мнением, переменил прежнее направление и обратился к сел. Цудахар. Войска Шамиля двинулись к Чоху, откуда он приказал Даниель-Султану идти в Кази-Кумух, а сам направился на Цудахар. После сражения Шамиль силою вошел в Цудахар и завладел всеми стадами и имениями цудахарцев. Кибит-Мухаммад без всякого сопротивления вошел в Хаджал-Махи, куда прибыл и Шамиль с войском и оставался там три дня. Даргинцы прислали послов с письмами, прося его придти. Шамиль послал с частью войска Кибит-Мухаммада в Кутиши, куда выступил сам через несколько часов. Когда я заметил беспорядок в войске, то сказал Шамилю, что боюсь, как бы нам не понести большого урона в этом походе и не осрамиться бы. И что лучше бы он не выступал отсюда, а оставался бы в этом селении (Хаджал-Махи). Шамиль отвечал: “Что предопределено, то не изменится”. Перед вечером Шамиль с войском достиг Халатаб-Кули. И когда мы располагали остаться, отряд русских прибыл и остановился на майдане Дирхуб. Шамиль поспешил в Кутиши, прибыл туда в полночь, а утром русские напали на нас. Войско Шамиля было разбито и обращено в бегство, подобно которому не было ни прежде ни после. Мы понесли большие потери. Оставили одну пушку со снарядами, платье Шамиля, его секиру и все пожитки, войско возвратилось в с. Салты. Причиною этой неудачи было дурное распоряжение Кибит-Мухаммада, его трусость, несмотря на то, что под его начальством было 6 тыс. человек. Потом из Салтов войско было распущено но домам и Шамиль отправился в Дарго-Ведено, потеряв убитыми 140, ранеными 200 человек, не считая пленных. [39]

ПРИЧИНА ОСЛАБЛЕНИЯ МОГУЩЕСТВА ШАМИЛЯ

В конце 1264 (1847) г., в начале весны Шамиль приказал собраться всем наибам, ученым и другим почетным людям и сотенным начальникам Дагестана и Чечни в с. Балгит, что в Ичкерии. Они признали сына Шамиля (сына звали Кази-Мухаммад) и присягнули ему в верности. В то время народ говорил, что Шамиль передает сыну своему имамство как родовое наследство и что он заботится только о себе, чтобы возвышаться, но нисколько не думает о боге и подозревал его, что он жаждет богатства. Через это и произошли между учеными и некоторыми наибами с Шамилем разъединенность и несогласие. Некоторые наибы и другие, искавшие власти, старались дать делам Шамиля другое направление. Все наибы начали копить богатства и убивать напрасно мусульман, не различая между позволенным и запрещенным, между истиной и ложью. Они наружно только как бы исполняли приказания Шамиля, а в сущности старались обманывать и ниспровергнуть его. Шамиль их считал за апостолов (помощников), но того не знал, что они изменники. В народе распространились притеснения, козни и сплетни, между тем, как Шамиль об этом ничего не знал, но как только замечал за наибами несправедливость какую-нибудь, то тотчас же сменял их с должности. Они оклеветали перед Шамилем некоторых ученых наибов и других влиятельных лиц, истинно преданных ему, что будто бы они добиваются имамства. Шамиль верил им, удалял приближенных и сменял наибов. Однако впоследствии узнал он коварство, низкие поступки, зависть многих имамов доброжелателей и противозаконные действия сыновей своих. Но это была такая болезнь, которую излечить или уничтожить не было ни средств, ни лекарств, оставалось покоряться только воле божьей и его предопределению. С этих пор шариат наш обратился в низам (потому что толковали его [40] каждый по своему). Дела приняли другое направление, потому что поступки наибов были соединены с несправедливостью. Но все старания Шамиля исправить дела были тщетны. Он остался один без помощников и часто повторял слова одного арабского поэта: “Я вижу 1000 человек строящих здание, которое может разрушить один человек! То что же сможет построить 1 человек, когда сзади по тысячу разрушителей?”. Итак, с этого времени дела и предприятия Шамиля были безуспешны. Во всех походах и сражениях наибы поступали по своему желанию, вопреки его приказаниям. Я опишу также поступки его сыновей.

ПОХОД ШАМИЛЯ В КАБАРДУ К ЧЕРКЕСАМ

Через два месяца по возвращении Шамиля из Кутиша в Дарго-Ведено, пришли к нему с письмами из Кабарды около 10-ти человек, прося, чтобы Шамиль пришел туда с войском. В четверг (обычай Шамиля был постоянно выступать с войском или во вторник, или в четверг) 14-го зуль-хиджа 1263 (1846) года Шамиль выступил с 4-мя тысячами конницы и 5-ю тысячами пехоты и 7 орудиями и, переправившись через Терек, разместил войска по кабардинским селениям. Запасы истощились и войска в продолжении 3-х дней не получали ничего, кроме одного проса. Русские со всех укреплений устремились на нас, чтобы окружить. Шамиль с войском ночью тайно начал отступать и к утру достигнул Терека. Наибы, видя, что русские заняли переправу через Терек, испугались и разбежались с войском. При Шамиле, кроме мюридов никого не осталось.

В это время Хаджи-Мурат подошел к нему и сказал: “Что это делают наибы?” Шамиль ответил: “Они ослушались и изменили мне”. Хаджи-Мурат сказал: “Посмотри на мое войско”. И устремился с конницей своей на русских. Русские бежали, переправа была очищена. [41] Шамиль переправился через реку и таким образом спасся. Мы ничего не видели в этом походе, кроме голода, жажды и страха. Если бы не было тогда Хаджи-Мурата, то погибла бы половина войска. Посмотрите теперь на наибов и Хаджи-Мурата! В этом походе Шамиль потерял 105 чел.

ПОХОД КНЯЗЯ ВОРОНЦОВА К САЛТАМ

В 1264 (1847) году 11-го шабана главнокомандующий князь Воронцов устремился на укрепление Гергебиль и после небольшой перестрелки, ввиду невозможности взять укрепление, возвратился в Турчи-Даг, где оставался два месяца. Потом он с отрядом спустился к сел. Кудали и Салты. Посредством траншей русские взорвали половину Салтов и башню в укрепление и погубили много народу. Мусульмане ослабели. Шамиль стоял то на горе Ифута, то на горе Мурада. Все войска Шамиля, даже ученые и старики были расположены на берегу Кара-Койсу. Шамиль по очереди посылал наибов в Салты. Русские, окружив деревню, прекратили сообщение войска Шамиля с гарнизоном. В Салтах обнаружились между горцами голод и смертность. Омар Салтинский с другими находящимися в Салтах наибами (Муртаза-Али Телетлинским, Мухаммад-Кади Согратлинским, Чохским Хаджи-Муса, Бутлихийским Хаджиу, Нурмухаммадом Карахским и Идрисом, который был убит при выходе из Салтов), ночью оставил укрепление и с большой потерей едва пробился сквозь ряды русских. Шамиль с войском возвратился в Дарго-Ведено, потеряв убитыми, ранеными и пленными 1700 чел. Идрис, наиб Гергебиля, был убит. Лазутчики дали знать, что русские потеряли 700 человек. [42]

ПОХОД ШАМИЛЯ В АХТЫ

По просьбе ахтынцев и их мугаджиров, Шамиль предписал наибам собрать войско и явиться в Заиб (место около Голотля), откуда он выступил в Ахты с 9-ю тысячами (в четверг, 1265 (1848) г. 4 шаввала и остановившись в Телетле, послал к Даниель-Султану в Карах, где он был наибом, чтобы он шел с войском в Ахты. Шамиль выступил с войском из Телетля к горе Дурты, приказав Даниелю идти в Рутул, остановился в с. Хозреке, куда явился Шамиль и послал послов и письма в Ахты. Из Ахтов пришел Мухаммад Наби-Эфенди Ахтынский и сказал Шамилю: “Пойдем, имам. Мы все покорны тебе. И желаем, чтобы ты приехал”. Шамиль отправил поутру туда с войском Даниель-Султана и после обеда приехал сам туда, созвал и ахтынцев, прочитал им наставления и сказал: “Вы народ храбрый, сколько раз вы проливали кровь русских и снимали с них одежду, и до сих пор в такой войне вы были без помощника. Знайте же, что я и весь Дагестан ваши помощники. Необходимо вытащить эту змею (русских) из сердца вашего и удалить врага нашего и среди вас”. Ахтынцам понравились его наставления и обворожительные слова. Они ответили: “Мы клянемся умереть перед тобой и сражаться с врагами”. Шамиль окружил Ахтынские укрепления, начал осаду, взорвал порохом башню. Пороховой магазин был взорван метким выстрелом. Шамиль осаждал таким образом укрепление в продолжении 15-ти дней. Однако наибы опасались, что Шамиль останется здесь зимовать и даже сделали между собою совет, говоря, что если будет взято укрепление, то Шамиль не возвратится в эту зиму и потому нам нет нужды стараться помогать ему. И таким образом изменили ему. Потом пришел Аргутинский через горы в тыл Шамилю, но не мог сражаться и отступил. Горцы преследовали его до вечера. Через 10 дней Аргутинский вторично явился с [43] большой силой со стороны Хозров. Войско Шамиля под начальством Даниель-Султана и Хаджи-Мурата выступило против него. Около Хозров произошло сражение. Горцы бежали, оставивши много тел за завалами. Многие были убиты и взяты в плен (из Тленсира и Каралала). Шамиль возвратился из Ахтов в Дарго-Ведено. Потеря мусульман простиралась до 300 чел. убитыми, ранеными и пленными.

ПОХОД КНЯЗЯ АРГУТИНСКОГО К ЧОХУ И РАЗРУШЕНИЕ ЕГО

В 1266 (1849) г. 21 раджаба, князь Аргутинский остановился с отрядом на возвышенностях Турчи-Дага. Разработав дороги и спуски, Аргутинский двинулся к Чоху. Шамиль, услышав об этом, собрал 12500 человек и в четверг 27 раджаба выступил и остановился у Чоха, на площади Худуб. После совещания он приказал наибам приблизиться к Чоху и занять все возвышенности, удобные для сражения. В продолжении семи дней они прокопали рвы и устроили завалы. Русские пришли и остановились лагерем у Чоха, тоже сделали рвы и насыпи, установили орудия и заняли все опасные места. Потом началось бомбардирование Чоха. Стены, построенные искусным египетским инженером, были разбиты, две башни разрушены. Не осталось камня на камне, будто бы Чох не существовал. Шамиль приказал наскоро делать завалы из бревен и корзин, насыпанных землей. Крепость была похожа на то, будто бы она была взята и потом разрушена. Однако русские не заняли крепости, неизвестно почему и через 10 дней Аргутинский возвратился с отрядом на Турчи-Даг, а Шамиль в Дарго-Ведено, потеряв в этом походе 260 человек убитыми и 340 ранеными. Во время осады Чоха Шамиль перед алкораном поклялся, говоря наибам: “Если Аргутинский [44] возьмет Чох, то я с вас сниму чалмы”. Поэтому наибы действовали усердно.

ПОХОД ШАМИЛЯ НА СЕЛЕНИЕ ГАМАШИ

Когда Аргутинский возвратился из Чоха, Шамиль и наибы обрадовались, думая, что русские обессилены и на земле не осталось ни одного солдата и человека, который мог бы противиться им. Но лазутчики постоянно приходили к Шамилю из Казикумуха и просили его, чтобы он пришел с войском туда. Посему Шамиль 22 зуль-каада 1266 (1849) г. выступил с войском из Дарго и остановился в Хунзахе, в доме наиба Хаджи-Мурата. Он ночью секретно двинулся и к утру достиг с. Гамаши. После сражения войско Шамиля вошло в селение и не оставляло ни одного жителя: или убивали или пленили. В то же время со стороны Кумуха показалась рота солдат и казикумухская конница под начальством переводчика Артутинского Абду-Рахмана (он был потом убит Хаджи-Муратом под Гамашами). Русские построились у селения. Войско Шамиля, занятое грабежом, услышав о прибытии русских и не зная числа их, бросилось бежать в беспорядке. Шамиль, покинутый наибами, с мюридами должен был оставить Гамаши. Рота и конница с ожесточением преследовала бежавших. Потом Шамиль приказал наибам обратиться и сразу броситься на русских, солдаты и казикумухцы, отступив немного, остановились и встретили их ружейными выстрелами. Из роты был захвачен в плен только один солдат. После перестрелки Шамиль вернулся в с. Бара. Здесь на совете наибы решили возвратиться домой. Шамиль приказал мне написать 16 Даниель-Султану, отправившемуся с отрядом в Кули и Хосрек возвратиться. [45] Я сказал наибам (их было 12 в этом походе): “Неужели вы не стыдитесь ваших жен, чтобы возвратиться, проиграв такое сражение. Ей-богу, если мы так возвратимся, то и вдовы не будут бояться тебя, Шамиль и вас, наибы!” Но Шамиль и наибы возвратились, не дождавшись пока кончатся чуреки, положенные женами в сумки на поход. Посмотрите на 12 наибов и роту солдат! Они изменили Шамилю. Шамиль сменил с наибства согратлинского Абдуллу и Мусу-Гаджи Чохского, за их бегство из Гамаши.

ВТОРОЙ ПОХОД ШАМИЛЯ НА ГАМАШИ

Казикумухские беки убедительно просили Шамиля придти с войском (князь Аргутинский — командующий войсками отправился в то время с отрядом в Курах, а в Казикумухе оставалось немного русских). В четверг 11 зуль-каада, 1267 (1850) г. Шамиль выступил с 12 тысячным войском и остановился в Ругудже. На совете здесь решили послать благонадежного наиба с войском в Табасаран, потому что табасаранцы несколько раз просили прихода Шамиля. Шамиль отправил наиба Омара Салтинского с 1500 чел., а сам с войском остановился в Чохе. Гоцатлинский Саид бежал к русским (он поступил в Дагестанский конно-иррегулярный полк и потом обратно бежал в горы, укравши 500 руб. серебром, половину из них отдал Шамилю, за это он был прощен), и передал им, что горцы идут в Табасаран и дошли уже до Чираха. Русские из Казикумуха с конницей вышли на встречу Омару и на Чирахских возвышенностях произошло сражение. Омар с 1500 чел. бежал от горстки русских, потеряв много убитыми и пленными. Шамиль сменил Омара с наибства (по прибытии Омара с разбитым войском, один мюрид сказал: “Имам! Омар в день сражения не совершил утренней молитвы”. Омар ответил: “Как я мог молиться, когда это был страшный суд”. [46] Шамиль сказал: “Ты лентяй и трус, бежал от роты с 1500 чел.”, — и сменил его. Хаджи-Мурат сказал Шамилю: “Он только на словах храбр, а на деле нет”. Потом Шамиль послал Хаджи-Мурата с 500 численной конницей в Шамхальство. Хаджи-Мурат пробрался в Буйнак, убил брата шамхала Шахвали, взял в плен его семейство и все сокровища и отправился в Табасаран. А Шамиль из Чоха с 7000 человек при двух орудиях поднялся на Турчидаг и послал войско в с. Гамаши. Батальон под начальством Ракуссы встретил их. Горцы и наибы бежали и Шамиль не мог удержать их. В этом походе было до 266 убитыми, раненными и пленными, убит гидатлинский наиб Мухаммад, Хаджи-Мурат был вытеснен из Табасарана Аргутинским.


Комментарии

5 По понятиям мусульман, вся земля разделяется на семь частей. прим. перев.

6 Первые уроки арабского языка даны мне были отцом моим; потом занимался я у Ёлисуйского Казан-Эфенди, Гидатлинского Муртаэа-али, Салтинского Хасана, Карахского Мухаммед-Тагира, Согратлинского Ахмед-Дебира и Дженгутаевского Айюба.

7 В это время отец мой, будучи преклонных лет, в чине поручика, жил в Чохе.

8 В Дагестане есть предание, что аварцы суть пришельцы с севера, из племени Руссов, что они управлялись князьями из рода, именуемого Сургат, который властвовал над Аварией до смерти Омархана аварского в 1801 году. Прим. пер.

9 Грузия, Тушетия и Ахалцихская провинция.

10 Быть мюридом — значит истинно веровать в Бога и поклоняться ему; одинаково стараться делать всем людям добро; не ослушиваться имама, не лгать перед ним; не изменять ему ни в чем, не брать взяток с народа; не воровать, но если что нужно, то попросить; главное же — исполнять без замедления все приказания имама, как бы они трудны ни были.

11 Причиною вражды был отказ Паху-бике в руке дочери Аслан-хану. Дочь эта была выдана впоследствии за шамхала Тарковского.

12 Рожденный от неравного брака бека и простой.

13 Шамиль родился в 1216 году гиджры, т. е. в 1799 году от Р. X. от гимринца Мухаммеда и гимринки Баху-Меседу. С шестилетнего возраста Шамиль стал читать коран под руководством ученого дяди своего по матери, Хазура, а потом учился у него другим наукам. Достигнув совершеннолетия, Шамиль отправился с Кази-Мухаммедом в сел. Унцукуль, где занимался сначала под руководством ученого Кази-Мухаммеда, потом Иргаинйского Гаджи-Мухаммеда, Хунзахского Лачинилау и других ученых Дагестана. Таким образом, он приобрел в науках познания, коими превосходил своих товарищей. Шамиль был благонравным юношей, между тем как отец его Мухаммед был очень пристрастен к горячим напиткам. В первые дни после принятия Кази-Мухаммедом имамства и распространения им шариата и тариката, Шамиль не соглашался с ним и не исполнял его приказаний, потом же сделался крылом его и другом и вместе с ним отправился в Кюринское ханство к известному яраглинскому ученому Мухаммеду-Эфенди, для окончательного изучения шариата Мухаммед-Эфенди, передав им свои познания в тарикате, позволил им распространять оный в Дагестане и выдал дочь свою за Кази-Мухаммеда.

Первою женою Шамиля была гижринка Хадисат, которой дав разводную, он женился на гимринке Фатимат. Вслед за ней он женился на гимринке Джавгарат, которая вместе с сыном от него Саидом, умерла в Ахульго. Поселившись в Дарго-Ведено, Шамиль женился на пленной армянке Шуанет. После смерти Фатимат, матери сыновей его Джемалэддина, Кази-Мухаммеда и Шафи-Мухаммеда, Шамиль женился на дочери казикумухца Джемалэддина Загидат, умершей в селении Алистанджа, во гремя похода князя Воронцова в Андию. В последнее время Шамиль женился еще на гимринке Фатимат, с которой развелся через два года после брака.

14 Жена Нуцал-хана осталась после него беременною и родила сына, который отправлен был в Россию и умер там.

15 В этот день был убит аварский ученый Исмаил-Мухаммад.

Текст воспроизведен по изданию: Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала. 1990

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.