|
Е. ЗИЧИ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Зичи Е. Будапешт, 1897. Том I Предисловие Миграция венгерской расы Во II веке Птоломей сообщает, что аланы, жившие когда-то на берегах Арала, эмигрировали в 40 г. до нашей эры на Дон и позднее соединились там с гуннами. Профессор Вамбери также упоминает об этом историческом факте в своих трудах по вопросу о происхождении мадьяр. Это позволяет нам считать, что аланы не могли играть значительной роли в массе гуннов. Геродот и Страбон обозначают их именем аласонов, а Вамбери указывает в качестве их местожительства восточный Кавказ. Этот факт подтверждается еще географическим названием Алазан — Аласон Страбона — притока Куры на Кавказе. В своей работе об Атилле А. Тьерри сообщает, что аланы были детьми Кавказа и приходили в Галию вместе с армией Атиллы, имея на голове каски с пластинками из рога и копья. Мы узнаем, что аланы являются расой массагетов, обитавших на южных склонах восточного Кавказа, т. е. к северу от Аракса, и что они соединились с гуннами, населявшими исключительно равнины, находившиеся между западным Кавказом, Черным морем и углом, образованным Доном и Волгой. С незапамятных времен на Кавказе жила раса, которую не встречают нигде больше — кавказская раса или алароды (Арарат); раса с темной кожей, изолированная по своему языку, не сходная по своему происхождению с народами семитов, хамитов и арийцев южной Европы и Азии. В древности эта раса занимала территорию до Суз и Ханаана и занимала юг Европы (пелазги, лигурийцы). Раса состояла из 4 ветвей — [284] грузины (древняя Колхида, Тибарентубал), черкесы (древние зихи), чеченцы и лезгины (древние албанцы). Это было автохтонное население, ядро, из которого вышли более поздние народы Кавказа. Среди них мы имеем прежде всего иранцев (их современными потомками являются осетины); затем тюрко-скифскую расу древности, изменившуюся под воздействием следующих друг за другом влияний, затем венгерские элементы (гунны, аварцы, мадьяры) и, наконец, позднейшее наслоение тюрков; большое влияние оказали миграции. Мадьярский элемент должен был оказать значительное влияние на народы Кавказа, но отпечаток остался лишь на севере, где объединение античных тюрков, мадьяров и тюрков периода миграций образовало народы кумуков, 137 карачаевцев и кабардинцев- горцев и других. Глава 1 Народы Кавказа 18. Осетины Среди народов Кавказа лучше всего нам известны осетины, о которых у нас имеется всего больше сообщений со всех точек зрения. Их язык изучен и анализирован; хорошо известна их антропология, так же как и их этнография; собраны данные по их истории и тем не менее, чем больше собирают о них материалов, тем больше возникает вопросов, ожидающих своего разрешения, и тем больше появляется пробелов, которые удается заполнить предположениями. До сих пор осетин относили к кавказской расе, но если принять во внимание достижения современной науки и самые последние данные, невозможно рассматривать их как народ Кавказа; они не автохтонны в границах истории, потому что мы более или менее точно можем указать момент их поселения здесь, основы их языка и антропологии; этого мы не можем сказать об истинных народах, называемых кавказскими; в связи с этим мы относим их к лимитрофным народностям, именно к лимитрофным народам, юга; их общая классификация [285] основывается на их языке, а осетинский язык является иранским. И тем не менее осетины являются народом Кавказа, но, как мы увидим ниже, совершенно в другом смысле. Вопрос об осетинах далеко еще не разрешен. Язык их иранский 138 и, следовательно, связывает их с югом; но их антропология, как оказывается, приближает их к северным народностям. Все, что мы знаем об их этнографии, носит кавказский характер; все, что привычно для черкесов, грузин и отчасти для чеченцев и лезгин, называется кавказским. Историки охотно выдвигают предположение, что среди северных народов аланы внесли свою долю (своей кровью) в образование осетинского народа, но еще не решено, являются ли аланы индоевропейским или урало-алтайским народом. Наконец, археология пытается доказать, что, по крайней мере, часть первобытных народов Кавказа сохранилась в осетинской расе; однако это не говорит о том, что осетинский народ был автохтонным, а только о том, что он поселился с очень давних времен на Кавказе (хотя и относительно поздно, если принять во внимание хронологию древних народов). Если считаться только с положительными результатами этих отраслей науки, то осетинский народ предстанет перед нами в очень странном свете; в очень древние времена на заре исторической эпохи или даже раньше какой-то северный народ проникает на Кавказ; он смешивается с народом, который находит на этом месте, и ассимилирует язык какого-то южного народа; следовательно, осетинский народ образовался из трех элементов. Если же в основу классификации не брать то, что мы знаем о данном народе, а исходить из каких элементов, где и как он образовался, то мы приходим к выводу, что осетинский народ действительно кавказского происхождения; но в этом случае осетинский народ, согласно нашим современным знаниям, является единственным, который мы можем квалифицировать как кавказский в этом смысле. Осетины называют самих себя иронами, свою страну Иронистан; 139 грузины называют их оссами; арабские писатели — ассами; русские летописи — яссами; в [286] противоположность этому осетины называют азами (чему соответствуют слова нас, ас) тюрков в Балкарах и карачаевцев на Малке и Кубани. Осетины живут в основном у подножья и в долинах главной цепи Кавказа и почти посередине Кавказского перешейка; они населяют район Владикавказа, Терской области и северные части Тифлисской и Кутаисской областей, занимая территорию примерно в 205 — 210 кв. миль; осетинские селения расположены, кроме того, вдоль среднего течения Терека около города Моздока. Следовательно, они занимают оба склона Кавказа; на севере — долины Терека, Ар дона, Фиагдона, Гизельдона и Уруха; на юге — долины Лиахви, Ксани, Арагвы и Риона. Численность их достигала в 1783 г. — 35 750; в 1860 г. — 88 129; в 1881 г. — 111 000, а в 1892 г. — 130 000, из которых на долю северных осетин падало 74 528 человек, а остальное — на южных осетин. Существует несколько предположений о том, что имело место в предысторическую эпоху осетинского народа. В могильниках бронзового века на Кавказе были обнаружены 2 типа черепов: длинные и короткие; первые в меньшем, а вторые в большем количестве; среди современных народов Кавказа нет ни одного, представители которого были бы долихоцефалами; осетины — мезоцефалы, а остальные — брахицефалы. Результаты антропологических измерений черепов различных эпох показывают, что осетины являются потомками долихоцефалов доисторических народов Кавказа, которые в свою очередь находились в родстве с первобытным семитическим населением Месопотамии; но кавказские осетины очень рано попали под сильное влияние урало-алтайцев и их долихоцефалов и превратились в мезоцефалов. Хотя это мнение было высказано людьми, хорошо знающими Кавказ, но его ценность значительно снижается тем фактом, что количество осмотренных черепов по сравнению со сделанными из этого выводами относительно мало. Согласно другому мнению, основанному на исторических данных, осетины являются первобытными жителями долины Ардона, которые, перейдя через основной хребет, заселили Мидию на северо-востоке между [287] Лиахвой и Арагвой; это, по-видимому, типы ассирийцев и албанцы Страбона; их потомками являются сирус ахемениды и персидское народонаселение древней Персии, совершенно отличавшееся от персов-сассанидов как с этнографической, так и лингвистической точек зрения. Тот, кто выдвинул это блестящее предположение (Байерн), не смог доказать его, потому что умер. Третье мнение — археологическое — рассматривает древние брахицефальные черепа как черепа первобытных осетин, народа, который в историческую эпоху появляется под именем аланов (ас, яс); это мнение основано на том, что не существует данных, доказывающих, что там, где жили гунны, жил раньше другой народ, обладавший высокой цивилизацией и затем исчезнувший; в более позднюю эпоху этот народ, не оставив никаких следов, образовал ядро народа, получившего уже элементы долихоцефалов; эта теория также основана на том, что антропологические исследования черепов доказывают, что осетины являются единственным на Кавказе народом, похожим на персов с точки зрения краниологии, и то только в общих чертах. Ценность этого мнения также значительно снижается благодаря ограниченному количеству изученных черепов и отсутствию исторических данных. Вообще лингвисты и историки согласованно утверждают, что осетины поселились на Кавказе около 1000 г. до н. э.; по их мнению, территория, занятая осетинами, должна была быть больше, поскольку к осетинам относят персов Геродота, а к грузинам — его мидийцев; эти ученые полагают, что земли осетин той эпохи распространялись и на территорию Карталинии; они основываются на том, что осетины до сих пор живут там между Мангличем и Бориомом. В то время как часть древних писателей рассматривает их как выходцев из Мидии (Ширван), они, согласно собственным преданиям, пришли с Дона (Танаис) и, хотя их в течение некоторого времени считали сарматами и сарматскими мидийцами, в настоящее время их рассматривают, как гуннов (ос, ас, яс). В грузинских легендах они встречаются уже в мифические времена, но эти легенды имеют некоторую историческую базу, начиная с [288] Александра Великого. В арабских исторических источниках упоминается их появление в VI веке нашей эры; там говорится, что стена, построенная сасанидом Ануширваном для защиты от хазар, тянулась между землями гуннов и Ширвана; к VIII веку они, по-видимому, смешались с урало-алтайскими элементами; в IX в. Салам отправился из Дербента в столицу хазар, проехав по территории гуннов; в эти времена осетины уже были христианами и подчинялись патриарху Константинополя. В X в. они жили вдоль Терека, Кубани и Малки, приняли магометанство, 140 но вскоре опять были обращены в христианство, причем на этот раз они зависели от грузинской церкви. К этому времени, в XI в., у осетин укрепилась очень сильная феодальная система и осетинский князь Ордур объединил их в могущественное государство, в честь чего он получил титул царя Осетии. После Ордура страну разоряли гражданские войны и месть, так что к XII в. осетины сделались добровольно данниками орд Чингис-хана, лишь бы освободиться от грузинского владычества. Но все было напрасно, так как только северные осетины сумели сохранить свою свободу. В XIV в. по соседству поселились кабардинцы; вначале они жили в мире друг с другом, но затем между ними вспыхнула война и кабардинцы-аристократы победили осетин-демократов. В XV в. осетины снова впали в магометанство, но вскоре вернулись к христианской вере. В XVIII в. магометанами стали кабардинцы, и ислам снова распространился среди осетин, вызвав новую братоубийственную войну; в конце концов все внешние и внутренние войны настолько раздробили и ослабили осетин и вызвали их обнищание и истребление до такой степени, что в 1792 г. русские сжалились над ними и освободили их от ярма кабардинцев. Следовательно, осетины три раза на протяжении своей истории меняли религию; в настоящее время они вообще христиане, только 1/4 всего населения магометане, в особенности среди знатных лиц. Но христиане ли они или магометане, их религия полна пережитков древнего языческого культа. Они ходят, правда, в церковь, но отправляются и к дзуарам и приносят им [289] в жертву животных. Самым могущественным божеством осетинского рая является Хузан; 141 его имя встречается во всех осетинских молитвах, так как он податель добра и зла; это он посылает духов жатвы, здоровья, счастья на охоте и т. д. Уатцилла управляет громом и молниями; человека, пораженного молнией, следует хоронить там, где он упал, и запрещается тушить огонь, вызванный ударом молнии. Они изображают Уастирджи-Уаскерги, т. е. святого Георгия, на большой белой лошади; это защитник людей, домашних животных, бич злых, самый популярный дух, о котором рассказывается во многих легендах. Тутыр — дух волков, Фельвера — дух ягнят, Афсати — дух диких животных, Барастыр — дух мертвых. Барастыр направляет умерших в ад (циндон) или в рай (дзенет); он также беспощаден к злым, как добр к чистым душам. Аминон охраняет дорогу, ведущую из рая в ад. Небожителями являются Махамат, сын солнца, и Хамат к ан, сын луны; Курдалагон — кузнец рая, о котором существует много легенд; он подковывает лошадей мертвых. Заснувших детей поручают Сафа, гению очага; им вешают на шею в качестве амулетов кусочки железа, шерсти и мака в специальных мешочках. Дубюттюр 142 — властелин потоков, хозяин вод, рыб и рыбаков; у него много дочерей, которые все амазонки и воспитывают сыновей Сатаны. Дзуар — священное место; они называют падающие звезды также дзуар; место, где они падают, также является дзуаром; дзуарами могут быть дерево, лес, камень, пещера, и некоторые из них известны по всей Осетии; известность других ограничивается аулом, на территории которого они находятся. Аналогичные священные места имеются и у других народов Кавказа; они известны с древних времен; христианские миссионеры использовали вначале как раз эти места в качестве храмов и этим гораздо быстрее склонили жителей к христианской религии. Осетины приносили в эти священные места различные приношения, собирали здесь совещания, благословляли браки, отмечали память об умерших; беглецы собирались здесь как в убежище. На священных [290] деревьях, которые запрещено рубить, развешивали лоскутья одежды больных, чтобы болезнь их покинула, и даже, согласно древним надписям, на этих деревьях вешали трупы мужчин, зашитых в кожу быка или буйвола; погребали только женщин. Хотя такие священные места имеются по всему Кавказу, предполагают, что только осетины строят около источников в середине леса маленькие избушки, в которых они помещают лавку и кровать для любимого мертвеца, который время от времени приходит сюда отдыхать; здесь один или два раза в год устраивают пир в честь умершего и ему оставляют поесть и. попить. До сих пор на осетинской территории, называемой Дигория, имеется пещера Олиссаи-Дона (Олиссаи — имя древнего певца, а дон означает по-осетински вода), где дигорцы два раза в год совершают жертвоприношение перед сенокосом и уборкой ржи; в один из этих периодов молятся за детей, рожденных с момента прошлогоднего жертвоприношения. Жертвоприношения в пещерах очень различны; там имеются ложки, пули, стрелы, охотничьи трофеи, рога оленей, буйволов; ложки имеют в длину 2 — 3 фута и служат для перемешивания жертвенного супа; рога буйволов служат стаканами для питья. Две веревки висят с потолка; в них втиснуты маленькие кусочки дерева; каждый кусочек означает одно жертвоприношение, так что веревка является как бы календарем жертвоприношений. Сейчас церемонии культа, о которых осетины вообще не говорят, становятся все более и более простыми; но раньше пещера была одним из наиболее священных мест; не сдержать клятву, данную здесь, считалось самым позорным актом; доступ туда женщинам был всегда закрыт. Осетинский язык относится к иранским; он очень развит как по форме, так и по количеству слов; имеется два диалекта: дигорский, сохранивший архаические формы, и иронский. Языками, наиболее близкими к нему, являются курдский, персидский и афганский. У осетин имеются интересные легенды, среди них о циклопе, имеющем только один глаз; ее рассказывают в [291] двух вариантах; она существует также у других народов Кавказа. Осетины разделяются на 4 основных племени: дигорцы, тагаурцы, куртаты и алагиры; эти племена в достаточной степени отличаются друг от друга. Известны пять названий племен, входящих в состав алагиров: заразон, сидамон и кузагон, которые согласно преданиям, происходят от трех сыновей Осси-Багатура (осетинский герой), затем захутон и агусарон. Среди тагаурцев насчитывают 4 класса: знатные люди, свободная буржуазия, рабы, обладающие некоторыми правами (например, их нельзя бить), и рабы, не обладающие никакими правами. Та же организация существует и среди дигорцев. У куртатов и алагиров все обладают одинаковыми правами и не существует различия в кастах; их организация часто демократическая; однако эти последние посылают своих детей к тагаурцам для изучения правил этикета. Разделение осетинского народа на 4 племени построено, как полагают, на различном происхождении, потому что наблюдается заметная разница в антропологии этих 4 племен. Можно даже отметить различия в типах в зависимости от долин, где они обитают. В то время, как в Алагире осетины похожи на евреев 143 и имеют черные волосы и карие глаза, в долине Замарга имеется много блондинов и рыжих с голубыми глазами; жители долины Мамизондона поразительно похожи на грузин; тагаурцы Гизельдона напоминают кабардинцев и чеченцев, в то время как Дигорцы и часть тагаурцев и куртатов характеризуются монгольскими чертами, являющимися результатом некоторого татарского влияния. Согласно этому, дигорцы подразделяются на бадилятов, имеющих красивые черные глаза и волосы того же цвета; они смешались с кабардинцами; следующими подразделениями являются камитес-тсавис и Нартгверевис, которые очень перемешались между собой и являют многочисленные следы семитического влияния. В общем анторопология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые [292] глаза. Осетины высокого роста и сухощавы; окружность груди не намного превышает половину длины туловища; туловище короткое, живот толстый, ширина таза значительная; руки и ноги длинные; голова суббрахицефальная, но приближается скорее к брахицефальным, нежели к мезоцефальным; размеры лица средние, оно почти короткое; нос длинный, узкий, выдающийся; кажущаяся сила намного превышает фактическую; восприятие красок обычное. Тело осетин здоровое и сильное; среди наиболее часто встречающихся заболеваний назовем: тиф, ревматизм, туберкулез, фтизия и заболевания кожи. Осетины смотрят на оспу, как на священную болезнь. Тот дом, где вспыхивает это заболевание, считают посещенным богом. Память у осетин хорошая; они любят музыку, пение и танцы; они безразличны к чувству свободы, однако гостеприимство для них священно, гость входит в дом только по просьбе хозяина, но с этого момента он становится хозяином дома, братом членов семьи; однако он не может входить в помещение для женщин. Во многих местах они сохранили древние патриархальные обычаи; во главе селения стоит самый старый из жителей (хизан), во главе каждой семьи стоит глава семьи; и тот и другой обладают абсолютной властью. Раньше мужчины не работали, но теперь осетин хороший земледелец; он сеет на равнине кукурузу, пшеницу, просо, а в горах — ячмень, овес и рожь; осетины унаваживают свои земли, чего никто не делает на Кавказе, кроме немецких колонистов. Они торгуют лесом и являются искусными скульпторами по дереву; среди них встречаются кузнецы, слесари, но не имеется столяров и горшечников. У нас имеются также данные о способах их рыболовства, согласно которым они ловят рыбу на крючок из железной проволоки, привязанной к длинному конскому волосу, укрепленному на жерди; суеверие требует, чтобы для каждой рыбной ловли употребляли новую жердь. Домашние работы выполняются женщинами; они варят пиво и водку, ткут ткань для черкесок, которую они окрашивают в коричневый цвет соком арилны; их судьба [293] малозавидна, потому что мужчины обращаются с ними, как с рабынями. Воля родителей окончательна в отношении замужества. Среди них нет свадеб по любви: молодой человек берет в жены молодую девушку, назначенную или вернее купленную его родителями. Раньше стоимость покупки равнялась 300 — 400 рублям, в настоящее время цена упала до 100 рублей, что является результатом благодетельного влияния русской администрации; осетинское название стоимости покупки — ирред, это калым татар; даже и при этом условии свадьба обходится дорого, так как она пышная и длится долго. Раньше это обходили путем кражи женщин, но в настоящее время этот обычай совершенно исчез среди осетин. Молодые люди женятся обычно в возрасте 30 лет, а молодые девушки 13 — 14 лет; в 25 — 30 лет они уже старые, а в 35 — 40 лет у них седые волосы и согнутые спины. Осетинская женщина остается верной своему мужу; она следует за ним всюду как пешком, так и на лошади, на которую она садится верхом. Она сопровождает его равным образом и в набегах. Неверность считается наиболее сильным грехом. Раньше было легко добиться развода; мужчина покупал женщину и потом мог выгнать ее, когда ему заблагорассудится, но женщина, рассматривавшаяся как покупка, не могла покинуть своего мужа; в настоящее время русские законы сделали развод трудным. Согласно тем же принципам, в случае смерти родителей наследниками являются только сыновья. Старший получает большую часть наследства; девушки не получают ничего, так как являются товаром, уже запроданным их отцом. Брат умершего мужа женится на его вдове. 144 Среди обычаев, связанных со свадьбой, следует упомянуть о том, что молодые девушки считают неприличным иметь слишком развитую грудь, потому они стягивают корпус корсетом, который носят днем и ночью в течение ряда лет и с которым расстаются только в ночь свадьбы. Роды у осетин очень легкие. Они не нуждаются в акушерке; рождение мальчиков встречается с [294] радостью, рождение девочек рассматривается, как горе. Семья устраивает даже небольшой пир при рождении первого мальчика. Новорожденного кормит или сама мать или, если она умерла, ближайшая соседка, имеющая сама новорожденного, и это продолжается до двух-пяти лет; искусственное вскармливание неизвестно. Осетины не слишком заботятся о чистоте: детей они купают один или два раза в месяц; чтобы не следить в течение дня за их чистоплотностью, между ногами грудных детей, положенных в люльку, помещают длинную пустую кость, через которую вытекает моча через дыру, проделанную в дне люльки; кстати, эти последние не любят возобновлять и всегда ищут, старые, в которых лежало уже много детей. Родившие женщины не могут покинуть комнату ранее двух недель; день их выхода обычно празднуют. Помимо фамилии семьи и имени, даваемого при крещении, ребенок получает еще языческое имя, и в семье его обычно называют этим последним. Крещение (у христиан) или обрезание (у магометан) не играет роли, так как осетины равнодушны к религиозным обрядам. Похороны сопровождаются пиршествами с большим количеством раки (водки). Они очень почитают память умерших и каждый год вспоминают о них. Способ строительства у осетин отличается на равнинах и в горных местностях. Дома жителей равнин похожи на казачьи станицы; это бедные избушки, построенные из глины, покрытые известью и с соломенными крышами (сакли); в горах дома изолированы или собраны маленькими группами; их делают из дерева или камней и всегда прислоняют к скале. Иногда они имеют два этажа и плоскую крышу. Дом окружен стеной из камней, над которой возвышается постройка, напоминающая вал, снабженный квадратными бойницами; высота его 30 — 40 футов; это остатки той эпохи, когда внутренние и внешние враги нападали на страну; эти маленькие крепостцы называются галуанами. Стены деревянных домов сделаны из глины, наложенной на переплетенные ветви. Крыша состоит из досок, укрепленных на стропилах, покоящихся на двух [295] больших опорных балках; иногда крыша плоская из утрамбованной земли. Нижний этаж занят помещениями для скота. Следующий этаж, в который попадают через двор по лестнице, занят семьей; когда имеется так называемый второй этаж, он служит для гостей (кунацкая). Следы древнего патриархального быта сохранились до наших дней в расположении домов. Основная комната (хадзар), где родственные семьи готовят и принимают пищу вместе в установленном порядке: сперва старики, затем молодежь; однако отдельные семьи разделяются на ночь и идут отдыхать в свои собственные жилища, построенные вокруг хадзара. Посередине хадзара находится каменный очаг, над которым висит котел на специальном крюке. Очаг и крюк (рахис) священны; тот, кто положил ногу на очаг или прикоснулся к крюку, становится другом семьи, даже если он был до сих пор ее врагом. Выбрасывание такого крюка является предзнаменованием болезни, которую можно предупредить жертвоприношениями. Жилища украшены глиняными изделиями, одеждой и оружием, мебель состоит из низких деревянных скамеек, табуреток и круглых столов на трех ножках (финк); дверь ведет в кабиц, где обитает дух — защитник дома. Осетин кушает мало; если он проголодался днем, он удовлетворяется куском сухого хлеба (чурек), основную еду он принимает вечером; в это время едят галеты, суп с фасолью или кукурузой (басу), лук в соленой воде (захдон) и сыр; в праздники едят баранину. Хлеб делают из кукурузной или пшеничной муки. Они кушают вареное или жареное мясо (шашлык). Они очень любят тесто (пироги) с сыром (хабидцин) или кусочки сыра, поджаренные в масле (дзикка). Их национальным питьем является водка (раки), очень крепкая и плохая на вкус; затем пиво двух сортов: одно крепкое, горькое, мутное и другое — более легкое и лучшего вкуса (багаи); наконец, они имеют питье» изготовленное из проса (буза). В большие праздники они варят свежее пиво и выпивают тотчас же все изготовленное количество. Пиво и водку готовят женщины. Обычная одежда мужчин состоит из грубой [296] рубашки, штанов, коричневой черкески (зуха), стянутой в талии поясом; когда не ходят босыми, они носят сандалии; для праздников они надевают поверх рубашки жилет; зимой они надевают на ноги кожаные чулки (чувяки); в дороге они носят кожаные башмаки на толстой подошве. Штаны иногда узкие (халаф), иногда широкие (шаровары, шалбар). Голову они покрывают черной шапкой из кожи ягнят (папаха, конд), высокой, немного заостренной и имеющей форму грузинских шапок; они никогда не снимают ее днем (осетины бреют голову), а ночью она служит им подушкой. Бурка, помост и башлык защищают их от дождя и холода. Как и всякие горцы, осетины любят красивое оружие; самое лучшее и наиболее украшенное поступает из Черкесии; раньше привозили его, как и всюду по Кавказу, из Бахчисарая. К поясу прикреплен кинжал (кама). Большая сабля (акшардгард) висит на плече; у них еще имеются пистолеты (дамбатца) и ружье (топ). Самое красивое оружие составляет собственность всей семьи или братства. Тот, кому семья или братство поручает это оружие, должен сохранять его всю свою жизнь. Одежда женщин состоит из длинной рубашки, падающей до пяток, широких панталон (шаровар), верхней рубашки из красного шелка, украшенной узким галуном с длинными серебряными застежками с двух сторон вдоль груди; затем из короткого бешмета, разрезанного наверху и застегнутого внизу, украшенного галунами и серебряными украшениями; этот бешмет они покрывают другим, стянутым в талии кожаным поясом с серебряными кольцами. Мы уже упоминали, о корсете, когда говорили о матримониальных обычаях. Женщины носят на ногах дома вязаные чулки и сафьяновые башмаки. Когда они выходят, они надевают сверху туфли на высоком каблуке. У молодых девушек на голове маленькая кабардинская шапка; женщины же носят платок (нарбан), который они могут надевать только после первых родов; сорвать этот платок с головы осетинской женщины является наивысшим оскорблением, которое ей могут нанести. Вообще почти нет разницы в одежде богатых и бедных. [297] Том II Глава 1 Классификация коллекции Византийский писатель Чалко Кондилао, писавший под псевдонимом Леоникос, рассказывает в книге X о происхождении и победах тюрков; говоря об Иберии (Грузии) и аланах, имя которых у византийцев означало племена Северного Кавказа (осетины), он сообщает, что аланы, гунны и эмбы жили в окрестностях городов Верхней Иберии, причем аланы доходили до Кавказа и являлись самыми ловкими в делах войны. Они умеют изготовлять превосходные кольчуги, знакомы с доктринами Христа, имеют собственный язык и делают оружие из бронзы, которое называют аланикас. Поскольку сомнительно, чтобы на Кавказе в XV веке существовало бронзовое оружие, приходится думать, что Чалко Кондилас заимствовал эти данные у какого-то своего предшественника (писателя), тем более, что он часто называет аланов — скифами. Но отсюда во всяком случае следует, что аланы пользовались бронзовым оружием в эпоху, когда им уже было известно христианство, т. е. в V-VI вв. нашей эры. Комментарии 137. В образовании кумыков большое участие приняли пришлые тюркоязычные племена, в частности, кипчаки (половцы), язык которых был воспринят не только кумыкскими племенами, но, и предками современных балкарцев и карачаевцев. 138. Осетинский язык относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. По быту и антропологическому типу осетины являются типичными кавказцами. 139. Иристон — так называют осетины свою страну. Жители Дигорского ущелья и выходцы из него называют себя дигорон. В этих названиях отразились прежние племенные деления осетинского народа. 140. Распространение мусульманства среди алан-осетин относится к концу XIII в. Его проводили татаро-монгольские завоеватели, построившие в этот период ряд мечетей на территории Алании, в частности, в Татартупском городище. Постройка большой татартупской мечети, например, относится к XIV в. (См. О. В. Милорадович. Средневековые мечети городища Верхний Джулат. «Материалы и исследования по археологии СССР», М., 1963, № 114, стр. 68-86). 141. Хуцау — высшее существо, единый бог. По представлению суеверных осетин, хуцау пребывает где-то на небе и управляет миром. «Имя Хуцау, — пишет Вс. Миллер, — беспрестанно в устах осетина: оно слышится в большинстве пожеланий, которыми так щедро снабжен этикет повседневной жизни» (см. Вс. Миллер. Осетинские этюды. Ч. II, М., 1882, стр. 239). 142. Донбеттыр, по народной мифологии, владыка морей, озер и рек. 143. Теория о семитском происхождении осетин была выдвинута в 70-х годах XIX в. Пфафом, который находил большое сходство внешнего вида осетин, живших в Зарамаге и других местах Центральной горной Осетии, с евреями (Б. Ф. Пфаф. Материалы для древней истории Осетии. «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. V, 1870). 144. Обычай женитьбы на вдове умершего брата (левират) был весьма редким явлением у осетин уже во второй половине XIX в. Левират имел широкое распространение у ряда других пародов Северного Кавказа (см. М. О. Косвен, Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы, М., 1961). (пер. И. С. Зевакиной)Текст воспроизведен по изданию: Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII - XIX вв.) Орджоникидзе. Северо-осетинское книжное издательство. 1967 |
|