|
«ПОУЧЕНИЕ» ЗАКАВКАЗСКОГО МУФТИЯ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗАКАВКАЗСКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ СУННИТСКОГО УЧЕНИЯ (1892) 1 Утверждение российской власти в Закавказье в первой трети XIX в. и включение в состав Российской империи территорий со значительным мусульманским населением потребовало от правительства разработки мер по осуществлению государственного контроля над новыми мусульманскими подданными и мусульманской духовной элитой. Одним из первых стратегию действий правительства в этой сфере определил главноуправляющий в Грузии генерал от инфантерии А. П. Ермолов (1816-1827). В 1824 г. в предписании кубинскому коменданту К. К. фон-Краббе он рекомендовал установить точное число духовных лиц и круг их обязанностей, чтобы впоследствии ограничить их численность теми, кто лоялен к российской власти, и исключить из разряда «духовенства» 2 сейидов 3, шейхов и дервишей 4. Разработка проектов учреждения в Закавказье мусульманских духовных правлений началась с создания в 1828 г., по распоряжению главноуправляющего в Грузии графа И.Ф. Паскевича-Эриванского (1827-1831), специального Комитета об устройстве магометанских провинций 5. В 1837 г. разработанный Комитетом проект был дополнен новым главноуправляющий в Грузии бароном Г. В. Розеном (1831-1837), а еще год спустя представлен третий вариант. Однако в 1839 г., в связи с подготовкой административной реформы, дальнейшее продвижение этого вопроса приостановилось 6 и возобновилось лишь в 1842 г. 7 Существенную поддержку осуществлению проекта организации муфтиятов Закавказья оказал [329] кавказский наместник великий князь Михаил Николаевич (1862-1881). Для пересмотра прежних и составления новых предложений об устройстве закавказского мусульманского «духовенства» в 1864 г. при Совете главного управления наместника в Тифлисе была сформирована специальная Комиссия, в состав которой вошли, помимо чиновников царской администрации, представители мусульманской духовной элиты 8. По итогам длительной подготовительной работы 5 апреля 1872 г. были официально утверждены «Положение об управлении закавказского мусульманского духовенства суннитского учения» и «Положение об управлении закавказского мусульманского духовенства шиитского учения», а 2 января 1873 г. торжественно открыты Закавказское мусульманское духовное правление шиитского учения и Закавказское мусульманское духовное правление суннитского учения с центрами в Тифлисе 9. Их юрисдикция распространялась на мусульман Бакинской, Елисаветпольской, Тифлисской и Эриванской губерний. Все прочие территории Закавказья и Северного Кавказа, не имевшие общероссийского гражданского управления, находились вне юрисдикции Закавказских муфтиятов 10. Тем не менее, архивные документы свидетельствуют, что на основании особых инструкций или с разрешения главноначальствующего гражданской частью на Кавказе Духовное правление суннитского учения могло рассматривать дела, поступившие из районов, неподведомственных данному правлению 11. Проект отдельного северокавказского муфтията, предложенный в 1889 г. главноначальствующим на Кавказе князем А. М. Дондуковым-Корсаковым (1882-1890), реализован не был 12. Согласно материалам архивных источников, Закавказские мусульманские правления (шиитское и суннитское) являлись средством надзора и контроля за «неблагонадежными» духовными лицами, в том числе теми, кто поддерживал связи с «духовенством» Ирана и Османской империи. Так, в «Положениях» об управлении Закавказского мусульманского духовенства от 1872 г. отмечено, что «мусульманские духовные лица подчиняются единственно властям, установленным Российским правительством. Им воспрещается, без особого дозволения главного управления Наместника Кавказского, обращаться к иностранным духовным или иным [330] властям за какими-либо наставлениями и разъяснениями; а в случае получения таковых они обязаны немедленно представлять оные местному гражданскому начальству, под опасением, за сокрытие их, взыскания по ст. 257 улож. о наказ., изд. 1866» 13. Кроме того, «в случае обнаружения между мусульманами вредных и нетерпимых правительством толкований и учений или неблагонамеренных разглашений каждое духовное лицо обязано отвращать от оных вразумлениями и увещеваниями и немедленно доносить о том местному начальству» 14. В данном случае речь идет об идеях мюридизма 15, распространившихся среди мусульман Бакинской и Тифлисской губерний в 70 — 80-х гг. XIX в. 16 Показательным в этой связи является «наставление» закавказского муфтия Гаджи-Гамид-Эфенди Мустафы-Эфенди-заде 17 от 1873 г., в котором содержатся выдержки из религиозных книг мусульман-суннитов, осуждающих суфийскую практику и опровергающих мюридизм 18. Организация духовных правлений Закавказского края имела трехчастную структуру. На местах- на уровне селений, городов и уездов-духовные дела мусульманских общин были переданы выборному мечетскому «духовенству»-муллам, которые совершали богослужения в мечетях и мечетских обществах, исполняли религиозные обряды и требы, заведовали работой приходских школ (мектебов) и вели метрические книги. Надзор за деятельностью мечетского «духовенства», а также разбор по шариату семейных и имущественных споров, оформление брачных договоров принадлежал суцъ-ям-кади (казиям). На двух высших уровнях мусульманское «духовенство» было построено по коллегиальному принципу. Для контроля над мусульманскими «приходами» учреждались губернские меджлисы (собрания), во главе духовных правлений в Тифлисе стояли суннитский муфтий и шиитский шейх-ул-ислам, которые, по представлению наместника кавказского, утверждались в должностях императором 19. Жалобы на действия мулл и апелляции решений кади разбирались в меджлисах, а заключения последних, в свою очередь, могли быть опротестованы в духовных правлениях. Меджлисы и правления также ведали вакфами 20 и прочими имуществами общин, школами и экзаменами на занятие духовных должностей 21. После учреждения Закавказских мусульманских духовных правлений был введен мечетско-приходской учет населения [331] мусульманского вероисповедания. Мечетское духовенство обязывалось вести метрические книги, в которых записывалось количество новорожденных, умерших, сочетавшихся браком и разведенных. Годовые отчеты о деятельности духовных правлений передавались в Главное управление Кавказского наместничества и содержали, помимо движения текущих дел, ведомости о числе приходов, мечетей и духовных лиц, а также об общем числе мусульманских жителей Закавказских губерний обоего пола. Большинство подобных отчетов Закавказского мусульманского духовного правления суннитского учения хранятся в фондах Центрального государственного исторического архива Грузии (ЦГИАГ) в Тбилиси. В одном из таких отчетов за 1892 г. удалось выявить публикуемый ниже документ 22. «Поучение закавказского муфтия и председателя закавказского мусульманского духовного правления суннитского учения» публикуется впервые. Его выбор обусловлен прежде всего характером самого текста. В сборниках документальных источников по истории ислама в Российской империи акцент преимущественно делался на законодательных актах, всевозможных инструкциях и материалах из судебно-бытовой практики 23. Мы, в свою очередь, посчитали интересным представить документ из сферы религиозной обрядности закавказского мусульманского «духовенства». Текст «Поучения» составлен на азербайджанском языке (тюрки), поскольку он был официальным языком делопроизводства и школы мусульман Закавказья, в арабской графике (‘аджам) с переводом на русский язык. В 1892 г. закавказский муфтий и председатель Закавказского мусульманского духовного правления суннитского учения Гусейн-Эфенди Гаибов 24 предпринял ревизионную поездку по краю 25, во время которой обратился к мусульманам с наставлением. Оно составлено по традиционным канонам хутбы (проповеди) и содержит все необходимые компоненты: приветствие собравшихся, воздание хвалы Аллаху, благословения пророку Мухаммаду, чтение отрывков из Корана, молитва за верующих и наставление их в благочестии 26. Подбор молитв, коранических цитат и увещеваний определен задачей самого «Поучения», направленного на поучение мусульманского населения Закавказского края к лояльности и [332] преданности царским властям. Политическое значение хутбы связано также с той частью, где произносится молитва за верующих, в которой полагается упомянуть имя здравствующего правителя, в данном случае российского императора Александра III (1881 — 1894), и царствующего дома (л. 37). «Поучение» состоит из 7 частей, заключения и составленной муфтием благодарственной молитвы в честь императора и его семьи. После традиционного приветствия следует первая часть, называемая «О повиновении властям». Ее содержание полностью соответствует задачам, поставленным российским правительством перед мусульманским «духовенством», а именно «поучениями своими внушать единоверцам непоколебимую верность и преданность Государю Императору и послушание установленным властям» 27. Вторая часть касается обязанностей «духовенства» как перед мусульманской общиной, так и перед царским правительством. В третьей части муфтий остерегает закавказское мусульманское «духовенство» от связи с духовными лицами Ирана и Османской империи, а рядовых мусульман от проявления доверчивости к пришлым дервишам и шейхам, т.е. тем, кто был исключен из числа утвержденных властями мусульманских служителей культа. Четвертая часть посвящена проблеме мухаджирства (вынужденной эмиграции мусульман Кавказа из пределов Российской империи во владения турецкого султана) 28. В духе наставлений в вере и благочестии построены пятая, шестая и седьмая части («Об обязанности человека в отношении друг к другу», «Об обязанности человека лично в отношении самого себя» и «Обязанности человека в отношении своего отечества»), В последней части муфтий отдельно подчеркивает, что «отечеством считается не только то место, где родился человек, но и все государство, к которому принадлежит родина человека и все население одного государства, без различия религии и национальности, считается между собою соотечественниками» (л. 36 об.). Примечательно, что годом позже, в 1893 г., текст «Поучения» и благодарственной молитвы были переведены на арабский язык, размножены и распространены среди горского населения Кубанской и Терской областей 29. При подготовке документа к публикации оставлены без изменений присущие ему формы написания имен, названий и [333] терминов, которые исправлены и прокомментированы в примечаниях. Особенности пунктуации и орфографии, характерные для конца XIX в., были по возможности сохранены, за исключением очевидных несоответствий с нормами современного русского языка. Автор публикации выражает глубокую благодарность сотрудникам Центрального государственного исторического архива Грузии за помощь в выявлении этого и других документов по истории духовных правлений мусульман Закавказья. От Закавказского Муфтия и Председателя Закавказского Мусульманского Духовного Правления Суннитского учения Гусейна Эфендия Гаибова ПОУЧЕНИЕ О братья-мусульмане! Да осчастливит вас Бог в обоих мирах! Цель настоящих разъездов моих с разрешения высшего Начальства, по местам, населенным мусульманами, состоит главным образом в том, чтобы, познакомившись с духовенством вообще, лично удостовериться в достоинствах каждого из них и составить себе понятие об их деятельности и способностях к точному выполнению возлагаемых на них положением обязанностей соответственно званию каждого из них. При этом случае я считаю своим священным долгом сообщить и внушить всем и каждому: I. О повиновении властям (Улюль-Амр 30) Повиновение и послушание царям и установленным властям (Улюль-Амр) будь они правосудные или неправосудные, мусульмане или немусульмане, обязательно, ибо Бог повелевает: «О, верующие! Повинуйтесь Богу, его посланнику и тем, которые имеют между вами власть» (Коран глава 4 стих 57) 31. Это подтверждается и следующими словами нашего пророка Магоммеда: «Кто повинуется мне, тот повинуется и Богу, а кто восстанет против меня, тот восстанет и против Бога; равным образом кто повинуется своему государю, тот повинуется и мне, а кто восстанет [334] против своего государя, тот восстанет и против меня. Послушание своему государю и повиновение воле его обязательно для каждого мусульманина, хотя бы государь был раб из Габеша (Абиссинии)» 32. Далее пророк повелевает: «Не будь царей, одни народы уничтожались бы другими», т.е. одни народы посягали бы на жизнь, честь и имущество других. Как всем известно, что в подобном положении находилось население Кавказа до времени господства в нем Великого Русского Правительства. Кроме того, в книге, сочиненной Имам-Азамом-Ханифа 33, под заглавием «Таалими-Тарик» сказано: «Человек достигнет своей цели только тогда, когда будет питать уважение и почтение к своему начальству, и он не подвергнется унижению, пока не допустит неуважения в отношении своего начальства» 34. Также Бог повелевает: «Кто творит добро, тот делает это для своей выгоды; кто творит зло, тот делает это для своего разорения» (Коран глава 41 ст. 46) 35. Близкое отношение христианской нации с мусульманской доказывается Божиим поведением: «Пища получивших писание дозволена вам и ваша равномерно им» (Коран глава 5 стих 6) 36. Близость и любовь христианской нации к мусульманской подтверждается еще следующим: Когда пророк Магоммед в начале своего пророчества пригласил племя Курейш 37 и других жителей Мекки принять религию Ислам, они отвергали такое приглашение и начали подвергать последователей пророка разным притеснениям, так что сии последние, доведенные до крайности подобными притеснениями, нашлись вынужденными переселиться, оставив свою родину-Мекку. Хотя сам Магоммед, благодаря покровительству и защите своего дяди Абу-Талиба 38, находился в безопасности, но он не в состоянии был ограждать своих последователей от обид и притеснений со стороны племени Курейш и населения Мекки. Поэтому он нашел удобным, во всех отношениях, переселиться во владения царя Хабеша 39 (Абиссинии) Асхама Наджаши 40, исповедовавшего христианскую религию, почему и приказал Осману Ибн Аффан 41 и Джафару Тайяр Ибн Абу Талиб 42 переселиться туда вместе с девятью мужчинами и четырьмя женщинами, в числе которых находилась и дочь пророка-жена Османа, Ракия 43; при чем пророк сказал им, что в Хабеше есть праведный царь, который не [335] допускает притеснений в отношении кого бы то ни было и при нем никто не может подвергаться притеснениям. Узнавши о подобном переселении, племя Курейш и жители Мекки отправили послов к царю Асхаму Наджаши и его министрам с большими подарками, с целью возвратить переселенцев и тем препятствовать распространению исламизма в разных местностях. Царь Наджаши потребовал к себе обе стороны, т.е. послов и переселенцев, и по внимательном выслушании их объяснений с начала до конца предложил одному из переселенцев Джафар Тайяру, известному своим красноречием, в присутствии собравшихся здесь духовных лиц, вельмож и народа христианского исповедания прочесть что-либо из Корана, ниспосланного Магоммеду, Когда Джафар прочел с начала до конца 19-ю главу Корана о Марьям (Марии) 44, то Асхама Наджаши и все присутствовавшие пролили слезы умиления. Об этом Бог повелевает, обращаясь к пророку Магоммеду: «О Магоммед! Ты узнаешь, что питающие сильнейшую ненависть к верным, это Иудеи и язычники, а более расположенные любить верных, это люди, которые называют себя христианами; это оттого, что у них есть священники и монахи, и оттого, что у них нет гордости. Когда они услышат стихи Корана, то увидишь, как у них в изобилии польются из глаз слезы, ибо они узнают истину». (Коран глава 5 стихи 85 и 86) 45. После того послы племени Курейш и жители Мекки были отпущены, без успеха, обманутые в надеждах. Царь же Асхама Наджаши обратился к переселенцам с приветливыми словами, предоставить им выбрать для себя место жительства в его владении, где им угодно, и жить спокойно. Все это подробно изложено в разных местах священного писания. О, братья-мусульмане! Из вышеприведенного вам сделалось известным, что 1316 лет тому назад, т.е. в такую эпоху, когда в мире существовали, во всех отношениях, совершенно другие взгляды и потребности, чем в наше время, наш пророк Магоммед счел удобным для своих последователей переселиться во владения царя-христианина Асхама Наджаши, убедившись в том, что там можно провести жизнь в спокойствии и что действительно царь Асхама Наджаши оправдал мнение Магоммеда, приняв переселенцев под свое покровительство; что дружественные отношения христиан к нам-мусульманам и то, что во время нахождения ислама в самом [336] слабом состоянии христианская нация оказала ему помощь и покровительство, чего нельзя было ожидать от других наций,-все это ясно доказано Божием словом 46. Вследствие этого люди, одаренные чувством справедливости и благодарности, не должны отрицать подобных благодеяний христианской нации и забывать их. И так обратитесь к совести и здравому рассудку: есть ли какие либо причины, по шариату или обычаю, чтобы мы лишили себя счастья жить в благоденствии в нашей родине под сенью милости нашего Милостивого и Правосудного ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА? Есть ли возможность допустить мысль к непризнанию ЕГО многочисленных милостей и благодеяний и в состоянии ли мы отблагодарить ЕГО за эти милости и благодеяния? Не обязаны ли наши светские и духовные дела своим процветанием отеческим заботам Великого Монарха и Его Августейших Родителей и Дедов? Не учредил ли Он, для улучшения наших шариатских дел, духовные правления, губернские меджлисы и должности Муфтия, Шейх-Уль-Ислама и казиев на Кавказе, в Оренбурге и Крыме 47, отпуская на содержания их значительные средства из своей казны? Не Он ли заботится постоянно о благосостоянии своих верноподданных? Не открыты ли во всей России, в особенности на Кавказе, училища, исключительно для воспитания детей мусульман? В какие, вообще, учебные заведения не принимаются без различия вероисповеданий и национальности дети мусульманские? В какие училища не назначены учителя из мусульман для преподавания мусульманским детям закона Божия и родного языка 48? Какие мусульмане не пользуются правами и преимуществами наравне с другими верноподданными Русского Правительства? Ввиду всего этого, а также ввиду столь многочисленных милостей и благодеяний Августейшего Монарха шариатский долг заставляет нас служить усердно и ревностно ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ и во всех отношениях без малейших упущений действовать согласно ЕГО царской воле, оказывать повиновение установленным властям и тем осчастливить себя в обоих мирах. В случае же если обнаружатся с нашей стороны какие-либо поступки, несогласные с ЕГО царскою волю (чего не дай Бог!), то это будет противодействием самим шариатским правилам, и мы лишим себя счастья в обоих мирах. [337] II. Об обязанностях духовенства Казии и приходские моллы обязаны неуклонно и с особенным усердием исполнять возложенные на них положением о Закав. мус. духов, обязанности. Независимо сего они должны по мере возможности и силы стараться распространять догматы религии между своими единоверцами и поощрять в них чувство уважения к ней. Они должны объяснять мусульманам дозволенные и недозволенные шариатом предметы, отправлять совместно с ними пятикратные молитвы, внушать им условия истинной веры: необходимость поста, намаза, поездки в Мекку, закята и проч. 49 Имамы 50 же должны в пятницы и праздничные дни читать проповеди и делать добрые и полезные наставления. Кроме того, духовные лица должны направлять народ на путь истины, стараясь вселять в него отвращение от предосудительных поступков вроде убийства, грабежа, воровства и захвата чужих имуществ и склонять его к возведению в каждой деревне мечети и устройству разных богоугодных заведений. Духовные лица должны и обязаны избегать действий и слов, могущих иметь дурные последствия, и, придерживаясь прямых указаний шариата, вразумлять и отклонять массу населения от доверия лицам, заявляющим себя боговдохновенными и обладающими сверхъестественными силами. Такие личности никогда не были свободны от честолюбивых и эгоистических целей. Благовидные действия их, клонящиеся лишь к достижению личных целей, причиняют народу вред и убытки. Лица эти не включены в число признанных Правительством в положении должностных лиц. Они именуются: шейхами, софитами 51, дервишами и зачидами 52. III. Об отношениях к духовенству иностранных государств Духовные лица иностранных государств прибывают к нам в Закавказский край в виде софитов и дервишей и бродят между нашими сельскими жителями. Сии последние, видя их в чалмах и ведущими себя подобающим образом, слушают их соблазнительные речи, всею душою и сердцем предаются им и отдают им: свои фитры 53, закяты и прочие приношения, никак не думая о том, что если бы лица эти были люди достойные, то они в своей таковой же мусульманской стране заслужили бы подобные приношения и, покинув свою родину, не приходили бы сюда нищенствовать, ибо [338] истинные дервиши всегда отказывали себе во всем. Лица эти кажутся нашему народу святыми оттого, что наши видят их только первый раз, не зная о поведении и образе жизни их на своей родине, почему, увлекаясь лишь наружным видом их, принимают их за достойных людей. Но стоит только вникнуть, дабы убедиться, что наши самые последние нищие и духовные лица в тысячу раз, во всех отношениях, выше их, и потому как пред Богом, так и пред самим пророком они больше заслуживают подаяний. По сему каждый должен стараться устранять из среды своей иностранцев не давая им фитры, закята и прочих приношений: духовные же лица специально обязаны всеми мерами стараться удалять из среды общества прибывающих сюда с целью наживы иностранцев, а в случае невозможности доводить о том немедленно до сведения казия или местного начальства. IV. Об эмиграции Некоторые из невежд, превратно поняв вопрос об эмиграции, думают, что переселение с места жительства необходимо для нас, тогда как шариат наш не только не отнимается от нас, но напротив, как яснее солнца видно, еще более укрепляется и улучшается 54. При неприкосновенности шариата, как видно из постановлений самого шариата, эмиграция уже не является необходимостью. Неприкосновенность же шариата очевидна и неоспорима. И так да поймут заблаговременно те, которые решаются на эмиграцию, что они: во 1) действуют против самого шариата и во 2) сами собственными своими руками ввергают себя в погибель, бросая своих родных (что также воспрещается шариатом), движимые и недвижимые имущества, как перешедшие к ним от отцов и дедов, так и приобретенные ими при больших трудах и расходах. Все это лишь для того, чтобы осудить себя на вечную нищету и бедствия на чужбине. Хотя эмигранты эти вскоре после того и раскаиваются в своем поступке, но раскаяние уже не приносит им пользы. Некоторые из них, [побуждаемые любовью к отчизне, возвращаются в самом жалком и бедственном положении, а многим при всем старании и этого не удается 55. Посему духовные лица обязаны отеческими и братскими проповедями и наставлениями отклонять подобных людей от эмиграции. [339] V. Об обязанностях человека в отношении друг к другу Так как весь человеческий род происходит от одних прародителей Адама и Евы, то существующие между отдельными племенами отношения и связи не должны быть прерваны, и, будучи созданиями и рабами одного Всемогущего Творца, мы обязаны сохранить между собою добрые отношения и, в случае нужды, оказывать друг другу помощь. Из этого видно, что никто из человеческого рода не имеет права и не должен посягать на жизнь, честь и имущество людей, не говоря уже о том, что подобные поступки заслуживают кару Божью, последствием чего является то, что совершающий такие поступки подвергается разным бедствиям в здешнем мире и его ожидает еще более горькая участь в том свете, чему явным доказательством служит следующее изречение Корана: «Кто убьет верующего намеренно, тот будет иметь в награду ад; он проживет там вечно. Бог, разгневанный на него, проклянет его и осудит на страшное наказание 56». Кто допустит в отношении кого-либо презрение и жестокость, то подобные действия его не прощаются, хотя бы он оказался не знающим содержания Корана и постановлений шариата, ибо Бог в сердце каждого человека начертал свою Божью волю. Например, когда человек, намеревающе сделать кому-либо зло, обратится сам к себе с вопросом: согласился ли бы я на такое зло по отношению меня со стороны другого? Тогда он получит « отрицательный ответ. Человек, не допускающий какого либо зла в отношении себя, должен воздерживаться от совершения подобного же зла и в отношении других. Также человеческая совесть не позволит отказать в помощи тому, кто находится в бедственном положении. А потому следует оказывать помощь и милость людям подобного рода, за что получится вознаграждение от Бога, как он повелевает в Коране: «Кто сделал доброе дело, получит награду вдесятеро» 57. VI. Об обязанностях человека лично в отношении самого себя Бог создал человека наивысшим существом в мире, как об этом повелено в Коране: «Мы прославили детей Адама» (глава 17 стих 72) 58 и для отличия его от других одушевленных созданий одарил его разумом, т.е. духовною силою, которая указывает человеку дорогу и служит для него орудием для защиты себя от [340] всяких опасностей. При этом Бог возложил на человека некоторые важные обязанности. К числу таких обязанностей принадлежит и обязанность человека в отношении самого себя. Разум, или духовная сила, которым Бог одарил человека, подобен лампе, которая будет освещать ярче тогда, когда по временам будешь наливать в нее масло и отрезывать кончик фитиля. Точно так же для подкрепления и развития духовных сил нужно заниматься умственными упражнениями, т.е. научным образованием, каковое приобретается благодаря ревности и усердию учащихся и учащих. Очевидно, что стремление к изучению наук и ремесел есть в высшей степени дело полезное для человека как в сем, так и в будущем мире, а равнодушие к такому делу-чего не дай Бог-влечет за собою последствия, лишающие человека всех благ в обоих мирах. Человек, равнодушный к приобретению наук и полезным ремеслам и занятиям, и не трудящийся для доставления средств к поддержанию себя с семейством, действует против воли и желания Бога и Его пророка, ибо Бог повелевает: «Скажи, которые знают и которые не знают будут ли суждены одинаковым образом» (Коран глава 39 стих 4) 59. Также пророк повелевает: «Приобретайте знания хотя бы в Китае (чин)» 60. Далее Бог повелевает: «Когда молитва окончена, то идите куда хотите и снискивайте дары благословения Божия.» (Коран глава 62 ст. 10) 61. Это повеление Бога еще подтверждается тем, что однажды пророк Магоммед после свершения намаза, обращаясь к народу, сказал, что «Мы, совершив намаз, исполнили первый свой долг, а теперь нам следует исполнить второй наш долг, заключающийся в приобретении средств к жизни» 62; причем пророк и произнес вышеприведенное изречение Корана. А потому необходимо: 1) заботиться об открытии новых медресе и училищ, 2) отдавать своих детей в открытые уже училища, дабы наши дети обучались татарскому языку и шариатским наукам и познакомились, по мере возможности, с правительственным языком и грамотою и 3) заниматься полезными ремеслами и работами для поддержания жизни. VII. Обязанности человека в отношении своего отечества Придерживаясь изречения нашего пророка: «Любовь и привязанность к отечеству есть признак любви к вере» 63, каждый должен [341] любить свое отечество как родную мать и, по мере силы и возможности, заботиться о благосостоянии его, ибо благосостояние каждого человека зависит от благосостояния его отечества и наоборот. Сколько необходимо для населения, в мирное время, всячески стараться к поддержанию спокойствия и тишины и препятствовать к проявлению разных раздоров и беспорядков, столько же оно обязано, ввиду угрожающей со стороны врагов опасности, с оружием в руках защищать свое отечество; причем или победить врага и жить покрытым славою, или пожертвовать жизнью за возлюбленное отечество. Отечеством считается не только то место, где родился человек, но и все государство, к которому принадлежит родина человека и все население одного государства, без различия религии и национальности, считается между собою соотечественниками. Все они обязаны повиноваться своему Государю, как это изложено в книгах Макасидуль-Ислам 64 и Тафсир-Такмил 65. Заключение О, братья мусульмане! Человек должен слушать полезное наставление и дать ему место в своей душе, ибо подобно тому, как семя пока не останется в продолжение известного времени в земле не принесет плодов и пока капля апрельского дождя не останется внутри раковины некоторое время, не получит значения драгоценного жемчуга, точно так же наставление не принесет никакой пользы, пока оно не вкоренится в душе и сердце человека. Итак, я надеюсь, что вы с благословения Божия не забудете настоящее отеческое мое наставление и тем будете снискивать себе счастья в обоих мирах.-Помолимся Богу указать нам путь истинный с спасением и удалением нас от всякого беспутства. Благодарственная молитва О, единоверцы-мои братья-мусульмане! Милость, щедрость и благодеяния Всемогущего, Всевышнего и Всесвятейшего Бога ко всем творениям, в особенности к роду человеческому, простираются до такой степени, что если допустим, что у нас было бы столько языков, сколько волос, то и тогда мы не могли бы хоть по величине кончика одного волоса отблагодарить Его! Из обильных нам даров Всемогущего и Всеблагодетельного Бога, в числе которых бывают [342] и редкие, самым высоким и самым первым из них должно считать щедрую, великодушную, благодетельную сень милости на земле Всесохраняющего Бога, Всемилостивейшего и Правосудного ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Самодержца Всероссийского АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, под сенью милости которого все ЕГО верноподданные вообще и мы, мусульмане, в особенности, благоденствуем, и все наши светские и духовные дела, благодаря ЕГО же попечениям и заботам, находятся, во всех отношениях, в самом цветущем состоянии, как об этом было подробно изложено выше. И так мы мусульмане, по изречению: «Облагодетельствованный должен отблагодарить благодетеля» должны отблагодарить, ибо в Алкоране написано: «Если вы отблагодарите, то я без сомнения возвеличу». А потому я молюсь о ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМ ВЕЛИЧЕСТВЕ и об Августейшем Его Семействе; молитесь же и вы, чистосердечно произнося: «Аминь». О, Всемогущий, Всещедрый, всех питатель, Всемилостивый, в обилии дарующий блага и многочисленные благодеяния. Боже, молимся, просим Тебя, чтобы Ты сохранил помазанника Твоего над нами во всем величии Отца Отечества, Царя Могущего и Великого АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, Самодержца Всероссийского и прочая, и прочая, продлил ЕГО царствования на многие лета, ниспослал счастье всем верноподданным по многим ЕГО деяниям, дабы сохранил ЕГО в высоком сане и степени царства ЕГО и удвоил дни ЕГО жизни с здравием и величием без недостатков, с счастливою судьбою. Соделай ЕГО победителем врагов, умножи количество ЕГО любящих и союзников, уничтожь ЕГО врагов и ненавистников в силу заповедей Алкорана; осчастливь мусульман продлением ЕГО жизни, чтобы исполнились ЕГО желания, цели и намерения как дома, так и в походе. Боже! молимся, чтобы Ты сохранил Ее Императорское Величество Государыню Императрицу МАРИЮ ФЕДОРОВНУ и Его Императорское Высочество Государя Наследника Цесаревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и всех членов Августейшего Дома. Молим Тебе, о Боже, о милосердный всех милосердных. Аминь. С отчетам Закавказского Мусульманского Духовного Правления Суннитского учения о деятельности Правления за 1892 год // ЦГИАГ, ф. 12, оп. 7, д. 929, л. 34-37. Комментарии1. Публикация по архивным материалам, введение и комментарии A. A. Ганич. 2. Определение «иерархической постепенности духовных званий» вызвало трудности у чиновников царской администрации. Отсутствие в исламе понятия «церкви» и «духовенства» поставило разработчиков проектов управления служителями мусульманского религиозного культа перед необходимостью соотносить исламские реалии с опытом устроения Русской православной церкви. 3. Сейиды (араб, саййид) — роды, возводившие свое происхождение к семье пророка Мухаммада. 4. Колониальная политика Российского царизма в Азербайджане в 20-60-х гг. XIX в. / Ред. И. П. Петрушевский. М.-Л., 1936. Ч. 2. С. 309, 310. Зд. последователи суфийских братств (араб, тарика) Накшбандийа-Халидийа и Кадирийа, распространившихся на Северо-Восточном Кавказе в конце XVIII-первой трети XIX в. 5. ЦГИАГ, ф. 2, оп. 1, д. 2232. 6. АКАК. Тифлис. 1884. Т. 9. Ч. 1. С. 125. 7. АКАК. Тифлис. 1884. Т. 9. Ч. 2. С. 724. 8. «Записка о пересмотре Положения 5 апреля 1872 г. об управлении закавказского мусульманского духовенства». [Б.м., б.г.]. С. 3, 4. 9. Кавказский календарь на 1886 год. Тифлис, 1885. С. 178. Открытие двух закавказских магометанских правлений дополнило существовавшую общегосударственную систему мусульманских учреждений империи: Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) в Уфе (1788-1917) и Таврического магометанского духовного правления в Симферополе (1794 / 1831-1917). 10. Программа государственных экзаменов для «мусульманского духовенства» Закавказья (1873 г.) (Публикация по архивным материалам, введение и комментарии Д. Ю. Арапова и В. О. Бобровникова) // Кавказский сборник. М., 2006. Т. 3 (35). С. 188. 11. ЦГИАГ, ф. 12, оп. 7. д. 929, л. 13. 12. Программа государственных экзаменов для «мусульманского духовенства» Закавказья... С. 191, 192. 13. «Положение об управлении закавказского мусульманского духовенства Суннитского учения». [Б.м., б.г.]. С. 20-22; «Положение об управлении Закавказского мусульманского духовенства Шиитского учения». [Б.м., б.г.]С. 20-22. 14. «Положение об управлении закавказского мусульманского духовенства Суннитского учения»... С. 20. 15. Мюридизм — мусульманское сопротивление российскому завоеванию Северного Кавказа в годы и после окончания Кавказской войны (1817-1864), активными участниками которого были члены суфийских братств Накшбандийа-Халидийа и Кадирийа. 16. ЦГИАГ, ф. 416, оп. 3, д. 609, л. 3 об. 17. Гаджи-Гамид-Эфенди Мустафа-Эфенди-заде назначен закавказским муфтием и председателем Закавказского суннитского духовного правления с момента его открытия в 1873 г. // Кавказский календарь. Тифлис, 1874. Адрес-календарь. С. 84. 18. ЦГИАГ, ф. 416, оп. 3, д. 1260, л. 11-14. 19. «Положение об управлении Закавказского мусульманского духовенства Суннитского учения». [Б.м., б.г.]. С. 2-6. 10; «Положение об управлении закавказского мусульманского духовенства Шиитского учения». [Б.м., б.г.]. С. 2-6, 10; ЦГИАГ, ф. 12, оп. 1. д. 2074, л. 1. 20. Вакф (араб.)- частное имущество, переданное на религиозные и благотворительные нужды мусульманских общин. 21. «Положение об управлении закавказского мусульманского духовенства Суннитского учения»... С. 34. 22. ЦГИАГ, ф. 12, оп. 7, д. 929, л. 34-37. 23. Колониальная политика российского царизма в Азербайджане в 20-60 гг. XIX в. / Ред. И. П. Петрушевского. М.-Л, 1936. Ч. 2; Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / Сост. Д. Ю. Арапов. М., 2001. 24. Закавказский муфтий Гусейн-Эфенди Гаибов был назначен председателем Закавказского мусульманского духовного правления суннитского учения в 1885 г. и занимал эту должность до 1917 г. // Кавказский календарь на 1885 год. Тифлис. 1884. Отдел IV. Адрес-Календарь. С. 83, 84; Кавказский календарь на 1917 год. Тифлис, 1916. Адрес-Календарь. С. 775, 776. 25. Периодические поездки с целью «обозрений подведомственных ему учреждений» и представление по их итогам соответствующих отчетов входило в обязанности закавказского муфтия // «Положение об управлении закавказского мусульманского духовенства Суннитского учения». С. 38. 26. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 285. 27. «Положение об управлении закавказского мусульманского духовенства Суннитского учения»... С. 10. 28. Подробнее о «кавказском» мухаджирстве см.: Бадерхан Ф. Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании. М., 2001; Ганич A. A. Черкесская диаспора в Иордании: особенности исторического и этнокультурного развития». М., 2007; Кушхабиев A. B. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX-XX вв.). Нальчик, 1997 и др. 29. ЦГИАГ, ф. 12, оп. 7, д. 979, л. 18, 18 об. 30. Улил-амр (араб.)-«те, которые имеют власть», фрагмент 62 айата 4 суры Корана // Коран / Перевод с арабского языка Г. С. Саблукова: Репринт. Воспроизведение изд. 1907 г. в двух томах. М., 1990. Т. 1.С. 156, 157. 31. В переводе Корана, подготовленном академиком И.Ю. Крачковским, эти строки 62/59 айата 4 суры звучат следующим образом: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» // Коран. Перевод академика И. Ю. Крачковского. М., 1990. С. 88. 32. Данное изречение (араб, хадис) пророка Мухаммада вошло в сборник хадисов «ал-Джами' ас-Сахих» суннитского мухаддиса-традиционалиста ал-Бухари (810-870). 33. Абу Ханифа, ан-Ну'ман б. Сабит ал-имам ал-а'зам (699-767)-богослов-законовед (араб, факих), основатель ханафитской религиозно-правовой школы (араб, мазхаб). 34. На данном этапе разработки темы мы не располагаем сведениями об этом источнике. 35. «Кто творил благое, то для самого себя, а кто творил злое, тоже против себя, и твой Господь не обидчик для рабов» // Коран... Сура 41, айат 46. С. 394. 36. «Сегодня разрешены вам блага; и пища тех, кому даровано писание, разрешается вам, и ваша пища разрешается им. ...» // Коран... Сура 5, айат 7/5. С. 102. 37. Племя Курейш (Курайш) составляло основное население Мекки. К одному из его родов Хашим принадлежал Мухаммад. 38. Абу Талиб-глава рода Хашимитов, дядя пророка Мухаммада. 39. Хабеш (Хабаш)-Эфиопия. 40. Ан-Наджаши-негус (правитель) христианской Эфиопии, под покровительство которого в 614/615 г. бежала группа мусульман из Мекки. 41. Усман б. ‘Аффан (ок. 575-656)-один из первых сподвижников Мухаммада. Впоследствии был избран третьим «праведным» халифом (644-656). 42. Джа’фар ибн Абу Талиб-сын Абу Талиба. 43. Рукаййа-дочь пророка Мухаммада, жена ‘Усмана б. ‘ Аффана. 44. Коран... Сура 19. С. 251-257. 45. Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы христиане!» Это — потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся. / А когда они слышат то, что низведено посланнику, то ты видишь, как глаза их переполняются слезами от истины, которую они узнали. Они говорят: «Господи наш! Мы уверовали, запиши же нас с исповедниками!» // Коран... Сура 5, айаты 85/82 и 86/83. С. 112. 46. Религиозная политика царской России была построена на принципе примата РПЦ над другими «иноверческими» исповеданиями. В данном документе тезис о «защите и покровительстве» над мусульманами и исламом со стороны христианского правителя подкрепляется примером из ранней истории ислама. 47. Речь идет об упомянутых выше Оренбургском магометанском духовном собрании с центром в Уфе (1788-1917), Таврическом магометанском духовном правлении в Симферополе (1794 / 1831-1917) и двух Закавказских мусульманских духовных правлениях с центром в Тифлисе (1872-1917). 48. К моменту создания данного документа система мусульманского образования в Закавказье представляла собой достаточно стройную структуру. В Тифлисе функционировало два высших мусульманских училища «Алиева» и «Омарова» учения, в центральных уездных городах уездные училища, а в населенных пунктах первоначальные училища // Свод действующих штатов гражданских учреждений ведомства Наместника Кавказского, составленный в Главном Управлении Его Императорского Высочества. Тифлис, 1865. С. 434-467; ЦГИАГ, ф. 12, оп. 7, д. 1094, л. 7-12 об. 49. Речь идет о пяти столпах ислама (араб, аркан ал-ислам): «свидетельство» (араб. аш-шахада)- исламский символ веры: пост (араб, ас-саулI) в священный для мусульман месяц рамадан (араб.; перс., тюрк, рамазан)', намаз (перс.)-ежедневная пятикратная молитва; хадж (араб, ал-хаджж)-паломничество в Мекку и закят (араб.)-налог в пользу нуждающихся мусульман. 50. Имам (араб.)- предстоятель на молитве, а также руководитель общей молитвы в мечети. 51. Софт (тур.)- учащийся медресе. 52. Захид (араб.)- аскет. 53. Раздача милостыни беднякам в праздник разговения 'ид ал-фитр (араб.) в честь завершения поста в месяц рамадан. 54. На завершающем этапе Кавказской войны XIX в. вопрос о том, является ли переселение (араб, хиджра) в «область, находящуюся под властью мусульманских правителей» (араб, дар ал-ислам) обязательным для мусульман вызвал серьезную дискуссию в среде мусульманского «духовенства» Северного Кавказа. На Северо-Восточном Кавказе возобладала позиция тех, кто выступал против эмиграции. На Северо-Западном Кавказе ввиду ряда причин решающими оказались заявления эмиссаров турецкого султана, которые активно пропагандировали эмиграцию. В этот период российское правительство стремилось к скорейшему покорению Кавказа и поэтому всячески способствовало переселению. Однако в конце 60-х-начале 70-х гг. XIX в. оно изменило свою тактику, и тогда усилия царской администрации на Кавказе были направлены на постепенное прекращение мухаджирского (переселенческого) движения народов Северного Кавказа. См. подробнее: Ганич A. A. Указ. соч. С. 21-23, 31-32. 55. Многие мухаджиры, выселенные по приказу царских властей и эмигрировавшие самостоятельно в ходе и по завершении Кавказской войны, пытались вернуться на родину и подавали многочисленные прошения в российское посольство и консульства в Османской империи. Однако большинству из них было отказано в возвращении. См. подробнее: Ганич A. A. Указ. соч. С. 153-155. 56. «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему-геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание» // Коран... Сура 4, айат 95/93. С. 92. 57. Хадис пророка Мухаммада. 58. « Мы почтили сынов Адама, и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество пред многими, которых создали» // Коран...Сура 17, айат 72/70. С. 238. 59. «... Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?»...» // Коран ... Сура 39 айат 12/9. С. 377. 60. Хадис пророка Мухаммада. 61. «А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто,-может быть, вы будете счастливы!» // Коран... Сура 63, айат 10. С. 458. 62. Хадис пророка Мухаммада. 63. Хадис пророка Мухаммада. 64. Макасид ал-ислам (араб.) в переводе на русский язык может означать «цели, намерения ислама». 65. Речь идет об одном из толкований (араб, тафсир) Корана. Текст воспроизведен по изданию: "Поучение" закавказского муфтия и председателя Закавказского духовного правления суннитского учения (1892) // // Актуальные проблемы истории и этнографии народов Кавказа. Сборник статей к 60-летию В. X. Кажарова. Нальчик. Институт гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН. 2009 |
|