|
ВЫСЕЛЕНИЕ АДЫГОВ В ТУРЦИЮ — ПОСЛЕДСТВИЕ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ Кавказская война долгое время была запрещенной темой, хотя она является одной из важнейших проблем в истории народов Северного Кавказа. Она продолжалась около 150 лет и закончилась в 1864 году выселением в пределы Османской империи около полумиллиона горцев, главным образом адыгов. По поводу Кавказской войны существуют различные взгляды. В 20-40-х годах она рассматривалась как проявление завоевательной политики царизма. Так считали академики В. В. Бартольд, И. Ю. Крачковский, М. Н. Покровский, профессора Б. В. Скитский, Р. М. Магомедов, С. К. Бушуев, А. В. Фадеев и другие ученые, внесшие большой вклад в изучение темы национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа в XIX веке. В учебниках истории для вузов, средних школ и военных училищ оценка движения горцев как освободительного и антиколониального существовала до 1950 года. В связи с окончательной победой в исторической науке административно-диктаторского метода мышления эта концепция была объявлена антинародной, а ее авторов заклеймили как [4] фальсификаторов, извратителей идей марксизма-ленинизма. Пострадали многие ученые. В утверждении этой антинаучной концепции роль главной скрипки сыграла статья М. К. Багирова «К вопросу о характере движения мюридизма и Шамиля», опубликованная в журнале «Большевик», вышедшем в апреле 1950 года. В ней Шамиль был объявлен ставленником Турции и английских колонизаторов. Некоторые ученые приступили к реализации «новой концепции», навязанной исследователям. В 1956 году в Махачкале и Москве состоялись научные конференции, которые отвергли антинаучную точку зрения Багирова и его сторонников. Материалы и выводы этих конференций послужили немалым научным стимулом для объективного освещения Кавказской войны и национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа. Появились сборники документов, монографии, множество статей. В целом оживилась исследовательская работа по изучению отдельных аспектов Кавказской войны. Однако в последнее время некоторые авторы начали отрицать колониальный характер политики царизма на Северном Кавказе в первой половине XIX века (Блиев М. М. Кавказская война: социальные истоки, сущность // История СССР. 1983. № 3; Виноградов В. Б., Айларова С. А. К вопросу методологической состоятельности некоторых терминов в оценке народно-освободительного, антифеодального движения горцев // Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX в.: Тезисы докладов и сообщений. Махачкала, 1989. С. 52-55). А между тем Маркс и Энгельс [5] охарактеризовали войну горцев как борьбу за независимость, «в которой участвовал сам народ» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 17. С. 94; Т. 30, С. 335; Т. 17. С. 200). Декабристы Н. Н. Раевский, А. Розен, Бестужев-Марлинский, писатели А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. А. Добролюбов и другие осуждали политику царизма на Кавказе. Так, Пушкин писал: «Мы вытеснили их (горцев.— Т. К.) из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены» (Пушкин А. С. Соч. в 3-х томах. Т. 1. С. 376). Раевский, при выходе в отставку, обратился к военному министру России: «Наши действия на Кавказе напоминают все бедствия первоначального завоевания Америки испанцами...» (АКАК. Т. IX. Док. № 505). Во второй половине XVIII века правительство России разработало широкие планы колонизации Северного Кавказа. Своей первоочередной стратегической и политической задачей царизм ставил завоевание Центрального Кавказа. В 1760-е годы в крае появляется сплошная линия военных укреплений — от Кизляра, заложенного еще в 1736 году, до Моздока (1763 г.), что было началом возведения «Кавказской линии». Сооружаются кордонные линии, военные крепости, что приводит к сокращению кабардинской земли. С другой стороны, шел процесс переселения из Центральных областей России на Северный Кавказ государственных и крепостных крестьян. Поощряя эти явления, царизм использовал их как рычаги своей завоевательной политики на Кавказе. [6] Для сооружения сплошной кордонной линии от Моздока до Азова были возведены крепости Прохладная, Екатериноградская, Георгиевская, Солдатская, Константиногорская, Кисловодская и другие. Помимо прямого своего назначения, эта цепь укреплений должна была изолировать Кабарду от Чечни и тем самым затруднить их связи. Царское правительство проводило политику «Разделяй и властвуй». Еще при назначении генерала де Медема в 1769 году на Кавказ ему была дана инструкция «остерегаться больше всего объединения горцев» и поэтому «стараться возжигать между ними огонь внутреннего несогласия». По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 года Кабарда была признана частью России. Воспользовавшись этим, царизм вводит на территории Кабарды российскую административно-судебную систему управления, следствием которой явился военно-оккупационный режим. С этого периода вступает в решительную фазу ликвидация фактической независимости Кабарды, сопровождавшаяся ломкой традиционной экономической, социально-политической структуры и многовекового уклада жизни. Даже в такой обстановке царское правительство было вынуждено, как это видно из Указа Павла I от 28 мая 1800 года, признать, что кабардинцы «находятся в более вассальной зависимости, чем в подданстве». Установление колониального режима вызвало национально-освободительное движение, в котором принимали участие все слои кабардинского общества. Крупные восстания, имевшие место в 1779, 1794, 1804, 1809 и 1810 годах, были жестоко [7] подавлены царскими войсками во главе с генералами Якоби, Цициановым, Глазенапом, Булгаковым и другими. В своем обращении к кабардинцам командующий войсками на Кавказе Цицианов в апреле 1804 года писал, что «не мутная вода потечет в реках, протекающих ваши земли, а красная ваших семейств кровью выкрашенная». Несмотря на эти угрозы, движение сопротивления охватывало все большие слои населения Кабарды. В 1809 году командующий войсками на Кавказской линии генерал Булгаков вторгся в Кабарду. Итогом его похода стало уничтожение 200 аулов. Недаром он писал, что «никогда таковой чувствительной потери не имела Кабарда». Военная администрация на Северном Кавказе в первой четверти XIX века использовала и другие формы истребления населения. Сознательно в Кабарду была занесена эпидемия холеры, а потом под предлогом того, что здесь возникла эпидемия, чуть ли не вся территория была окружена карантинными заставами. С 1816 года в истории подчинения царизмом Северного Кавказа наступает эпоха, связанная с именем генерала Ермолова. В план России входило, прежде всего, насильственное покорение горцев Северного Кавказа, причем сам Ермолов неоднократно указывал, что это «должно производиться постепенно, но настоятельно». Эта политика реализовывалась и в последующее время. Говоря о стратегии и тактике этой политики, генерал-лейтенант А. Вельяминов 20 мая 1833 года писал командиру Кавказского корпуса барону Розену, что главное и надежнейшее средство к [8] прочному овладению горами и покорению жителей состоит в занятии «укреплениями важнейших в топографическом отношении мест», в «отнятии» у горцев плоскостей и заселении «оных казачьими станицами», в уничтожении полей. В 1822 году Ермолов с воинским отрядом вступил в Кабарду. Левое крыло он передвинул в глубь Кабардинской земли, до самого подножия гор, и построил новые укрепления по рекам Малка, Баксан, Чегем, Нальчик, Урвань, Черек и Урух. Они заперли выходы на равнину из горных ущелий. Тем самым кабардинцы лишались своих равнинных пашенных земель и степных пастбищ. Крепость Нальчик, построенная в 1822 году, была объявлена центром Кабарды. Все это усилило национальную борьбу. Восстания в Кабарде 1822 и 1825 годов были жестоко подавлены. В своем докладе начальнику Генерального штаба от 20 июля 1822 года Ермолов сообщал, что построенная им Кабардинская линия «должна окружить собою Кабардинскую землю». Итогом этих событий было окончательное укрепление позиций царизма в Кабарде. В результате этого она лишилась большой части своих земель. Ее население, составлявшее к середине XVIII века около 300 тыс. человек, к последней четверти XIX века насчитывало всего 35 тыс., т. е. оно сократилось в девять раз. В XVIII веке границы Кабарды на западе простирались до рек Большой Зеленчук (приток Кубани) и Кумы, а на востоке — до Сунжи. Под колониальным нажимом кабардинцы были вытеснены из района Пятигорья — традиционного центра Кабардинских земель. [9] Был установлен строгий военно-карантинный режим. Из Кабарды могли выезжать по торговым делам только по специальным пропускам (билетам). С 1829 года центрами освободительной борьбы горцев становятся Закубанье, Дагестан, Чечня. Народно-освободительная борьба продолжалась, и Кабарда постепенно вовлекалась в нее. Кабардинский владелец Магомет-Мирза Анзоров стал старшим наибом Шамиля, и тайные связи с ним Кабарды расширялись. В 1846 году войска Шамиля перешли ее границу. В документах сказано, что Кабарда была готова к бунту. Однако оккупационные войска оттеснили Шамиля. Был создан специальный суд для привлечения к ответственности сторонников Шамиля. На Северо-Западном Кавказе во главе национально-освободительной борьбы стояли Хаджи Берзек, Сефер-бей Зан, Магомет Амин (наиб Шамиля). Борьба России и Османской империи за Кавказ обостряла обстановку. А. П. Берже писал, что османское правительство и европейские державы, поддерживая горцев, «не думали о их благоденствии, но пользовались ими как средством противодействия России... загребания жара чужими руками». Крупные адыгские этнические группы (натухайцы, шапсуги и абадзехи) вместе с абхазами и убыхами занимали прибрежные районы, имевшие важнейшее стратегическое значение. По словам Энгельса, «в их руках находились ворота Кавказа». Общая численность адыгов достигала около миллиона человек. [10] Царское правительство, ссылаясь на Адриано-польский мирный договор 1829 года, решило оккупировать эти земли и установить здесь свой режим. В 1837 — 1839 годах между Сухумом и Анапой было построено 17 укреплений, составивших Черноморскую береговую линию. Военно-колониальная экспансия царизма постепенно расширялась, приобретая жестокий характер. В этих сложных условиях происходило выселение, вызванное главным образом и в первую очередь военно-колонизаторской политикой царского правительства. Выселение горцев в Турцию имеет свои особенности и этапы. На первом этапе оно проходило небольшими группами. В августе 1859 года Шамиль был пленен. С этого времени в Терской области была окончательно установлена царская административно-военная власть, которая сразу же приступила к проведению ряда реформ, вызвавших протест со стороны местной верхушки. Учитывая это обстоятельство, царская администрация стала провоцировать выселение горцев. В 1861 году 442 семейства кабардинцев готовились к эмиграции. Начальник Кабардинского округа, известный грузинский поэт В. В. Орбелиани, обеспокоенный этим обстоятельством, обратился к командующему войсками Терской области генералу Евдокимову с вопросом, что делать, ведь за ними может последовать «вся Кабарда». Отвечая на него, граф Евдокимов писал: «Не жалейте об уходе 442 семейств, но если бы их ушло и вдвое больше, так от этого ущербу для [11] края не будет... что-касается до угрозы, будто уйдет все народонаселение, то если бы это и совершилось, оно... принесло бы большую пользу: мы бы освободились от к нам недоброжелательного народа» (ЦГА КНР. ф. 2, оп. 1, д. 4.65, л. 21-22). В. В. Орбелиани вынужден был считаться с откровенно шовинистическим взглядом своего начальника. В результате в 1860-1861 годах в Турцию было выселено из Большой Кабарды более 10 тыс. человек (Там же, ф. 40, оп. 1, д. 1, л. 22-29). Кабардинские владельцы аулов, расположенных в районе Белой Речки, в вершине реки Нальчик и ниже,— Окововы, Тлостаноковы и другие, не выдержав царского режима, ушли в Закубанье, а затем в Турцию (Там же. д. 4, л. 152). Начальник Терской области Лорис-Меликов через своих генералов организовал в 1865 году выселение в Турцию более 22 тыс. чеченцев. Эту провокацию он осуществил в целях разъединения Чечни и Дагестана казачьей линией по предгорной полосе от Владикавказа до Кумыкской плоскости (ЦГА СОР, ф. 12, оп, 8, д. 9, л., 10). По этому поводу великий князь писал Лорис-Меликову: «...желаю полного успеха, чем дальше, тем лучше» (Там же, л. 13). Вместе с чеченцами было выселено около 3 тыс. кабардинцев и 45 осетинских семейств. В 1860 году была разработана новая политика, в соответствии с которой было решено прекратить «бесполезные экспедиции» в горы и [12] приступить к систематическому заселению этих земель казачьими станицами (ЦГИА Грузии, ф. 416, оп. 3, д. 1103, л. 1). Эта политика предусматривала насильственное выселение адыгов в Турцию. Командующий войсками Кубанской области генерал Евдокимов разработал проект, предусматривающий выселение в Османскую империю до 10 тыс. семей, или примерно 100—150 тыс. человек. Это необходимо, писал он, чтобы ускорить «окончательное покорение Кавказа» (Там же) с наименьшими издержками. Данная концепция с течением времени приобретала все более агрессивный характер. Чтобы ускорить выселение адыгов, 10 мая 1862 года была создана специальная комиссия. Она выдавала изгнанникам денежные пособия в размере 10 рублей на семью, вела переговоры с русским обществом пароходства и торговли, а также с владельцами транспортных судов о перевозке адыгов. Для их отправки были созданы три комиссии, которые находились в Анапе, Константиновском и Тамани. Одновременно Евдокимов приказал войскам ускорить продвижение в горы с тем, чтобы заставить адыгов поторопиться с выездом. Постепенно дело стало доходить до ультимативных требований. Вот один из многих документов. 16 августа 1863 года Евдокимов предписывал начальнику Адагумского отряда: «...немедленно переселить натухайцев на указанный участок» на плоскости, «если они откажутся, предложить [13] теперь же немедленно идти в Турцию, назначив для сего двухнедельный срок» (Государственный архив Краснодарского края, ф. 325, оп. 1, д. 308, л. 59. (В дальнейшем: ГАКК)). Подобные обращения подкреплялись действиями воинских частей с целью принудить адыгов к выселению в Турцию. Выход с гор и поселение на кубанские болотистые земли означали примирение с царской волей, которая должна была сопровождаться «предварительным обезоружением». Евдокимов, прекрасно зная, что не в натуре адыгов добровольная сдача оружия, поставил перед ними это условие, чтобы заставить их скорее убраться в чужую страну. Но адыги не хотели оставлять родную землю. Их борьба за независимость приобретала своеобразный и сложный характер. Надеясь на помощь извне, большие группы людей неоднократно откладывали выполнение приказа Евдокимова о выселении с весны на лето, с лета на осень, с зимы на весну... Вожаки уверяли их в том, что помощь от Турции придет скоро. Европейские державы и Оттоманская империя, заинтересованные в Кавказской проблеме, всячески пытались противопоставить адыгов действиям русского императора по покорению Черкесии (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 14. С. 521). Тем временем сжималось кольцо окружения, расширялись зоны военно-казачьей колонизации. С 1861-го по 1865 год была образована 81 станица (История народов Северного Кавказа. Конец XVIII в — 1917 г. М., 1988. С. 215). [14] Царские военные отряды прорубали просеки в лесах, строили дороги, окружали адыгов, разрушали их аулы и вынуждали жителей оставлять свои земли (см. приложение № 2). Евдокимов выполнял установку царского наместника. В 1863 году наместник докладывал императору: «Можно с уверенностью сказать, что в течение зимы, (1863/64 г. — Т. К.) все непокорное нам население, остающееся на Северном склоне хребта, будет изгнано (выделено нами.— Т. К.) оттуда и весь этот край будет очищен» (ГАКК. ф: 347, оп. 1, д. 52, л. 4-7). Ненамного ошибся наместник. В результате принятых экстраординарных, мер край был почти обезлюден к маю 1864 года. Ознакомление с богатейшими архивными источниками дает возможность получить, представление о самом процессе выселения увидеть живую, картину трагедии народа. Как видно из архивных материалов, адыги большими и малыми группами, с чувством горечи и страдания, с нехитрым скарбом и весьма ограниченным довольствием вынуждены были двинуться к берегу Черного моря, чтобы покинуть родину. Движение, населения к морю сопровождалось «наступательными действиями царских войск в неприятельскую землю» (ГАКК, ф. 261, оп. 2, д. 36, л. 26). В пунктах отправки составлялись «перечневые ведомости» об отправленных. Несмотря на то, что прошло более 130 лет с того времени, когда были составлены эти документы, они и сейчас пахнут кровью. [15] Каждая ведомость является частицей неисчислимых страданий народов. 21 мая 1864 года, то есть в день окончания Кавказской войны, когда царские генералы рукоплескали в верховьях реки Мзымта по поводу своей победы над адыгами, из Анапского порта со слезами на глазах отплыли от берега около 20 тыс. натухайцев. Половина из них погибла в море. Этот день считается днем завершения массового выселения адыгов. 27 июля 1864 года наместник Кавказа великий князь Михаил своим приказом объявил рескрипт Александра II об окончании кавказской кровавой борьбы, начатой 150 лет тому назад. Была учреждена медаль «За покорение Западного Кавказа» (ГАКК, ф. 347, оп. 1, д. 52, л. 4-7). Неимоверные трудности, связанные с вынужденной эмиграцией, начались сразу же, еще на своей собственной территории. Скопление людей с каждым днем нарастало, началась эпидемия. Для ускорения темпов перевозки жестокий колонизатор Евдокимов даже распорядился выдавать «беднейшим многодетным» натухайцам по 10 рублей, «лишь бы,— писал он,— не останавливать их переселение в Турцию» (ГАКК, ф. 325, оп. 1, д. 301, л. 137 об.). Выселение обошлось казне в сумму около 300 тыс. рублей. Русские и турецкие судовладельцы на несчастиях адыгов строили свое благополучие. На судно, рассчитанное на 50-60 человек, иногда сажали 200-300. В море оно терпело аварию, и безвинные люди погибали (см. прил. № 2). В течение осени 1863 года и в 1864 году было выселено более 418 тыс. человек. [16] В осуществлении геноцида царскому правительству оказывали активное содействие некоторые представители местной верхушки и духовенства. Из царских офицеров следует упомянуть генерал-майора Бабича, руководившего выселением горцев. 25 мая 1964 года начальник штаба войск Кубанской области выразил ему благодарность «за все меры», которые тот принял для ускорения процесса выселения (ГАКК, ф. 325, оп. 1, д. 301, л. 324 об.). Таковы исторические факты, свидетельствующие о сложном и трагическом явлении в истории адыгских народов. Следует отметить и то, что в той тяжелой обстановке вызревали ростки интернациональных отношений. Сохранился ряд архивных документов, свидетельствующих о том, что на стороне адыгов сражались беглые казаки и польские радикалы. Так, казак Колосов возглавил отряд, постоянно действовавший против царских войск. Казак Земцев был женат на черкешенке, принял ислам, овладел адыгским языком. Вопреки политике царизма развивались также торгово-экономические, культурные и иные связи. По этим вопросам опубликованы сборники архивных документов. Поэтому нельзя игнорировать объективные исторические связи, противопоставлять кавказские народы русскому населению, отождествляя царское правительство с русским народом. Уместно вспомнить слова Герцена, обращенные к угнетенным народам, о том, что, к счастью, «Зимний дворец — не вся Россия. Другая Россия [17] вне дворца, вне табели о рангах. Другая Россия приветствует вас, своих братьев, протягивает вам руки». Пушкин и Одоевский протянули руки Казы-Гирею, русские писатели Полевой и Бурнашев протянули руки Хан-Гирею, Шегрен и Шаховской протянули руки Ногмову. Выдающиеся мыслители Кабарды и Балкарии-Кодзоков, Султан-бек Абаев, Басият Шаханов и другие учились в ведущих высших учебных заведениях России. Поэтому к освещению исторических событий следует подходить всесторонне, показать различные политические и социальные движения. Потомки Разина и Пугачева на Северном Кавказе, потомки казаков и иногородцев Прохладненского и Майского районов вложили большой труд в развитие народного хозяйства края. Можно привести сотни и тысячи примеров, свидетельствующих о мирных, дружеских связях предков нынешних жителей Прохладненского и Майского районов с простыми адыгскими крестьянами. Между ними было развито куначество. Исторические события нельзя рассматривать, как Невский проспект. Они развивались зигзагообразно, с противоречиями. Бесспорно, царское правительство проводило политику геноцида, завоевания чужих земель, что ярко проявилось в акте выселения полумиллионного горского народа. Всего через восточные порты Черного моря 1858-го по 1865 год было отправлено около 500 тыс. человек, в том числе шапсугов 169 тыс. натухайцев 67 тыс., абадзехов 43 тыс., убыхов 74 567 и т. д. Кабардинцев в XIX веке был выселено около 60 тыс. [18] Так завершилась трагическая эпопея адыгского выселения. Эти цифры приуменьшены. Сколько выселено по сухопутным тропам — не подсчитано. По сведениям разных источников, свыше 50 процентов изгнанников погибли в пути от голода, холода и болезней. В одном только Самсуне было похоронено 60 тыс. адыгов. А. Берже писал: «И действительно, чье сердце не содрогнулось бы при виде, например, молодой черкешенки, в рубищах лежащей на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся с жизнью, в то время как другой искал утоления голода у груди уже окоченевшего трупа матери». Вместе с тем А. Берже, апологет царизма, пытался снять с Александра II ответственность за гибель черкесов, утверждая, что он хотел открыть адыгам широкий путь к развитию между ними мирной гражданской жизни. Один из пропагандистов военной политики царизма И. Дроздов вспоминал: «Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество». Десятки тысяч адыгов покоятся на дне Черного моря. Оставшиеся в живых пережили на чужбине огромные трудности, вынужденные расселяться кто как мог по странам Ближнего Востока и всего мира. Тяжелое положение, в котором оказались черкесы, убедило их в том, что они должны вернуться на родину. В 1872 году 8500 семейств черкесов подали прошение о возвращении на родину. Однако император Александр II наложил на нем [19] резолюцию: «О возвращении и речи быть не может». Так и до, сих пор. Это был страшный геноцид со стороны, царизма, который не имеет аналогов в истории. Но о геноциде адыгов, осуществленном царским правительством в годы. Кавказской, войны, в результате которого было уничтожено около, 300 аулов Кабарды и были насильственно выселены из родных мест сотни тысяч адыгов, обычно пишут очень мало или слышишь унизительные реплики. А некоторые товарищи говорят, что это было давно и рана зажила. Нет! Эта глубокая рана спустя и 130 лет кровоточит. Она не заживет до тех пор, пока миллион адыгов-изгнанников не возвратится на родную землю, залитую кровью их дедов и прадедов. По приблизительным подсчетам, в настоящее время за пределами нашей страны проживает более трех миллионов черкесов, в том числе в Турции— 2,5 млн. в Сирии — порядка 80 000, в Иордании — 50 000, Египте — 5000, США — 6000, Ливии— 7000, Югославии — 2000, в Израиле — около 3000, Германии — 20 000. Наши соотечественники живут в Австралии, Японии, на Мадагаскаре, в Судане, Канаде, во Франции, всего в 40 странах. Так в результате политики царского самодержавия адыгские народы оказались разобщенными. Теперь возникает вовсе не риторический вопрос: кто в какой форме должен компенсировать огромные, невосполнимые материальные, территориальные, культурные и людские ценности адыгов, потерянные ими из-за политики России, Адыги должны быть реабилитированы. [20] Нам думается, что Федеральное собрание России должно принять решение, осуждающее геноцид адыгов, а также постановление о создании необходимых условий для беспрепятственного возвращения их на родину и обустройства, как это сделано по отношению к репрессированным народам. Следует дать им двойное гражданство или вид на жительство, через соответствующие международные организации добиваться для зарубежных черкесов статуса народа-изгнанника. Текст воспроизведен по изданию: Выселение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны. Нальчик. Эльбрус. 1994 |
|