Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Известия с Кавказа

Сообщаем дополнительные известия о некоторых движениях и действиях войск кавказской армии в апреле и мае месяцах, предшествовавших окончательному сосредоточению войск в Ахчипсху, завершившему собою кавказскую войну. 1

Успехи действий войск Кубанской области, и в особенности поражение, нанесенное генерал-маиором Гейманом убыхскому скопищу 18-го марта, заставили, как известно, все племена, населяющие прибрежную полосу, принести совершенную покорность и просить разрешения выселиться в Турцию. С того же времени большая часть обитающих здесь племен стала оставлять массами свои аулы и, в ожидании перевозки, располагаться таборами вдоль прибрежья. Но, зная вероломство, с которым горцы забывают принятые на себя обязательства, если к нарушению их представляется малейшая возможность, а также имея в виду необходимость подробно обрекогносцировать всю страну и начать разработку дорог, составляющих первое условие для возможности колонизации этого края русским населением, Его Императорское Высочество главнокомандующий кавказскою армией признал необходимым двинуть войска в незанятую еще нами часть страны, именно в общество Ахчипсху, занимавшее наиболее недоступную и важнейшую в стратегическом отношении часть не принадлежавшей нам дотоле приморской горной полосы. Пространство, в котором жило это отдельное общество, находится на верхних уступах главного хребта, над землями джигетов, вблизи убыхов, и образует весьма обширную верхнюю котловину реки Мзымты, окруженную с двух сторон снеговыми горами, а с других замкнутую лесистым хребтом, столь же недоступным, как и главный хребет, и сквозь который узким ущельем прорывается названная река.

Для сего Его Императорское Высочество направил в пространство южного склона, заключающееся между рекою Сочею и Бзыбью, четыре самостоятельные колонны: первая, под начальством командующего войсками в Абхазии, генерал маиора Шатилова, из 27 рот и сотни цебельдинской милиции, при 4 орудиях, должна была из Гагры идти в долину реки Псоу и далее вверх по этой реке; вторая (десантная), под командою генерал-лейтенанта князя Святополк-Мирского, из 8 [61] баталионов, 4 сотен пешей милиции и одной сотни Кутаисского конно-иррегулярного полка, при 4 горных орудиях, прибыв морем из Сухума в Адлеру, должна была следовать вверх по Мзымте; третья, генерал-маиора Геймана, из 4 баталионов, сотни казаков и сотни милиции, при 2 орудиях, от поста Кубанского вверх по Соче, и далее от верховий этой реки, паралельно главному кавказскому хребту, через земли горных убыхов к верховьям Мзымты; четвертая колонна, свиты Его Величества генерал-маиора Граббе, 6 баталионов, 2 сотни казаков и сотня милиции, при 2 горных орудиях, направлена была туда же из верховий Малой Лабы через перевал главного кавказского хребта.

Движения всех колонн, кроме первой, не встретили никакого сопротивления. Джигеты же не только не обнаруживали неприязни к нам, но многие из их князей даже оказывали содействие войскам.

Колонна генерал-маиора Шатилова, начав движение в первых числах апреля, разработала дорогу от Гагр в долину Псоу и в начале мая поднялась к верховьям этой реки, вытекающей из замкнутой котловины, в которой жило хищническое племя аибго, образовавшееся из беглецов разных племен и жившее исключительно разбойничеством. Созвав к себе бездомную молодежь из других обществ, хотя и изъявивших покорность, аибгойцы, в надежде на неприступность своего убежища, вздумали остановить движение войск и заградили завалами теснину, сквозь которую прорывается река Псоу.

Сбрасывая на подступавшие войска бревна и огромные камни с утесов, аибгойцы успели действительно задержать на некоторое время колонну генерал-маиора Шатилова, понесшую при этом довольно значительную потерю, состоявшую: убитыми из одного обер-офицера 2 и 12 нижних чинов, ранеными и ушибленными камнями: из 2 штаб, 2 обер-офицеров 3 и 48 нижних чинов. Но, как само собою разумеется, безумная попытка остановить наши войска не могла [62] иметь продолжительного успеха. Его Императорское Высочество главнокомандующий армиею, лично присутствовавший при войсках второй колонны, узнав о затруднительности фронтальной атаки позиции, занятой аибгойцами, приказал от войск генерал-лейтенанта князя Святополк-Мирского отрядить 12 рот гренадеров, с 2 сотнями милиции, и направил их, под начальством генерал-квартирмейстера кавказской армии, генерал-маиора Батезатула, из долины Мзымты по гребню хребта, в обход занятой горцами теснины.

Это искусно-соображенное движение, выполненное по местности, доступной только кавказскому солдату, весьма скоро решило дело: с появлением войск генерал-маиора Батезатула в тылу неприятельской позиции, защищавшие ее горцы бежали в паническом страхе, и общество аибго поспешило принести покорность.

18-го мая, генерал-маиор Шатилов перевалился в Ахчипсху, куда к 20-му числу сосредоточились все колонны.

Таким образом, несмотря на местность, представлявшую почти неодолимые затруднения, и на раннее время года, вследствие которого горные перевалы были еще покрыты снегом, все колонны исполнили свое назначение. Цель, с которой было предпринято движение, вполне достигнута: за немногими вышеуказанными исключениями, войска везде находили аулы горцев или уже покинутыми, или оставляемыми. В настоящее время можно положительно сказать, что в горах западного Кавказа не осталось ни одного племени, ни одного общества нам непокорного, и что, следовательно, покорение западного Кавказа, а вместе с тем и кавказская война окончена.

Рекогносцировка же местности убедила, что, невзирая на многие затруднения, устройство сообщений в этом крае возможно.

21-го мая, в общем лагере четырех соединившихся колонн, в присутствии Его Императорского Высочества и командующих войсками Кубанской области и Кутаисского генерал-губернаторства, отслужено благодарственное молебствие об окончании кавказской войны и произведен церковный парад, в котором находились в строю 23 баталиона, 6 сотен казаков и 10 сотен милиции, при 10 горных орудиях.


Комментарии

1. См. «Русский Инвалид» 1864 г., № 131.

2. Кавказского линейного № 24 баталиона прапорщик Сафонов.

3. Командир кавказского линейного № 33 баталиона полковник Строжец, командующий сводно-стрелковым № 5 баталионом маиор Романус; кавказских линейных баталионов: № 23 подпоручик Корумидзе и № 33 поручик Демидов.

Текст воспроизведен по изданию: Русское военное обозрение // Военный сборник, № 7. 1864

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.