Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ВОЕННЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Из Терской области

Беноевцы, как было сообщено в № 1 газеты «Кавказ», рассеявшись по лесам и горным вертепам Ичкерии в направлении к Гумбету, продолжали упорствовать в мятеже.

По восстановлении спокойствия в Аргунском округе, желая принудить их к совершенному повиновению, генерал-майор Кемпферт, в первых числах января, предпринял со всеми войсками, [62] находящимися в Ичкерии, одновременное движение против мятежников, скрывавшихся с своими семействами в ущельях одного из притоков реки Аксая.

Ряд совокупных и безостановочных движений, произведенных войсками ичкеринского отряда, со 2 по 19 января, и тщательные поиски в лесах небольшими подвижными колоннами, составленными из пехоты, спешенных казаков и милиции, довели Беноевцев до крайности и заставили их всех, в числе 1,218 душ обоего пола, покориться безусловно. Только виновник ичкеринского возмущения, Байсунгур, с несколькими приверженцами, успел бежать в гумбетовские леса. Покорившиеся Беноевцы с своими семействами расселены по аулам Чеченского округа, так же, как и жители аулов Датых, Энгели и Сымсыри, принимавшие явное участие в ичкеринском возмущении.

Потеря наша во всех перестрелках, со 2 по 19 января, состоит из одного убитого и пяти раненых нижних чинов.

_____________

Из кубанской области. Из № 8 газеты «Кавказ» читателям известно, что результатом наших действий в Кубанской области, в конце минувшего года, было очищение от неприятеля всей плоскости и ближайших горных ущелий, на пространстве между р. Суп и Адагумскою линиею.

После того генерал-адъютант граф Евдокимов, желая воспрепятствовать горцам устраиваться на оставленных ими местах, предписал генерал-майору Бабичу произвести с адагумским отрядом движение, по проложенной просеке, от Абина до укр. Ильского, и потревожить горцев, вышедших опять на плоскость. Поиск этот, продолжавшийся с 1 января десять дней, несмотря на сильные морозы и местные препятствия, имел полный успех: у неприятеля отбито до 2,000 штук разного скота, истреблено множество жилищ с собранными в них запасами и взято 6 пленных. Наша потеря состояла из 5 нижних чинов ранеными.

В конце января, генерал-адъютант граф Евдокимов вознамерился наказать в горных трущобах верховьев Шебша и ее притоков жителей, которые в надежде на малодоступность местности отличались сильною к нам неприязнью и производили тем вредное для нас влияние на Шапсугов, населявших вышеописанное раззоренное пространство. Для этой цели к укр. Григорьевскому двинут был адагумский отряд (в составе 10 баталионов пехоты, 2 дивизионов драгун, 3 сотен казаков, Анапского горского полуэскадрона, гривенских всадников, при 14 орудиях), на усиление которого из разных пунктов Кубанской области направлены были 6 1/2 баталионов пехоты, 2 дивизиона драгун и 5 сотен казаков, при 2 орудиях.

Адагумский отряд, выступив из абинского лагеря 28 января и [63] замедляемый в движении разливом речек, только 5 февраля прибыл к укр. Григорьевскому, куда 6 февраля подошли и другие войска. Начальство над собранным отрядом генерал-адъютант граф Евдокимов поручил, под личным своим руководством, генерал-майору Бабичу. После двухдневных приготовлений, 9 числа, в 7 часов утра, войска направились вверх по р. Шебшу тремя колоннами: первая, в составе 3 баталионов, 2 сотен казаков и 2 горных орудий, под начальством генерал-майора князя Шаликова, двинулась вдоль левого берега р. Шебша; средняя (главная) колонна, в составе 10 баталионов, 6 эскадронов драгун, 3 сотен казаков, 2 сотен милиции и 12 орудий, следовала по правому берегу р. Шебш к устью р. Психабе; левая колонна, в составе 3 баталионов, 2 эскадронов драгун, 1 сотни казаков, анапских и гривенских всадников и 4 горных орудий, под начальством полковника Левашова, направилась без дороги чрез гору Пшаф также на р. Психабе. Неприятель следил за нашим движением; но небольшие партии его, показываясь на разных пунктах, отступали пред нашими цепями.

Авангард средней колонны, под начальством его великогерцогского высочества принца Вильгельма Баденского, встретил большие препятствия при переходе чрез балки и овраги, наводнившиеся от наступившей оттепели. В 6 1/2 верст от укр. Григорьевского войска авангарда должны были овладеть двумя крепкими завалами, которыми неприятель перерезал дорогу по ущелью. Горцы, по-видимому, готовились упорно защищать завалы, но движение боковых колонн, угрожая Флангам их, заставило горцев отказаться от этого намерения, и завалы заняты были один за другим почти беспрепятственно.

К 6 часам вечера войска авангарда и левой колонны, соединившись и дойдя до неприятельского аула Психабе, на реке того же имени (в 12 верстах от укр. Григорьевского), расположились на ночлег. В то же время, колонна князя Шаликова, переправясь на правый берег р. Шебша, расположилась на противоположной стороне Психабе.

10 февраля, направлены были из лагеря три колонны: одна, под начальством принца Баденского, из 4 баталионов, 2 эскадронов драгун, 4 сотен казаков, анапских всадников и 4 орудий, для рекогносцировки и раззорения аулов по р. Психабе и ее верхним притокам; другая, из 4 баталионов, 4 эскадронов драгун, 2 сотен гривенских всадников и 2 орудий, под начальством генерал-лейтенанта Линевича, для Фуражировки и раззорения аулов по р. Гишинг, левому притоку Психабе: третьей, из 4 баталионов, взвода сапер, сотни казаков и 2 орудий, под начальством полковника Левашова, поручено было прорубить просеку, расчистить завалы и разработать дорогу по правому берегу Шебша, по пути следования главных сил от укр. Григорьевского. [64]

Колонна принца Баденского следовала по едва доступным тропинкам, соединяющими небольшие, но многочисленные аулы долины Психабе; однако, несмотря на все местные затруднения, отряд двигался весьма быстро, постоянно отражая неприятеля и зажигая лежащие на пути аулы. Отойдя 8 верст от лагеря, колонна повернула вправо, на перевал из ущелья р. Психабе в ущелье Шипсук, где и расположилась для привала, отделив небольшую колонну (из 3 рот пехоты и казаков), которая направилась вверх по ущелью р. Шипсук и истребила множество небольших аулов с запасами. При этом движении стрелки Мингрельского полка захватили значек, принадлежащей шапсугской Фамилии Хаджи-Гаур, которая пользуется большим влиянием в крае.

К вечеру колонна принца Баденского, истребив все на пути, возвратилась в лагерь. Успех этого движения был полный: неприятель, устрашенный быстротою следования войск по малодоступной местности, сопротивлялся слабо и, открывая огонь с дальнего расстояния, не мог нанести нам значительного вреда.

Колонна генерал-лейтенанта Линевича, при движении на 7 верст по ущелью, уничтожив аулы и, в то же время, прикрыв Фуражировку, возвратилась к вечеру в лагерь с большими запасами фуража.

Действиями в эти два дня достигнута была цель предпринятого движения: общества Шапсугов, населяющие котловину Шебша и Психабе, были раззорены и нравственное влияние их на другие общества уничтожено. 11 февраля, предпринято было обратное движение, во время которого арриергард, в составе 3 баталионов, 2 эскадронов драгун, 1 сотни казаков, анапских и гривенских всадников и 4 орудий, под начальством принца Вильгельма Баденского, имел беспрерывную перестрелку с сильно наседавшим неприятелем. По мере движения нашего отряда, силы неприятеля постепенно увеличивались; преследование его становилось все более и более настойчивым и производилось с такою неосторожною запальчивостию, что когда арриергард остановился на позиции при устье реки Психабе, то принц Вильгельм Баденский, заметив оплошность горцев, направил им в тыл охотников из стрелков и из Нижегородского драгунского полка, подкрепленных дивизионом того же полка, которые, отрезав партию горцев до 100 человек, окружили ее и большею частию истребили. Эта атака навела такой страх на неприятеля, что он почти прекратил преследование, и арриергард продолжал движение без выстрела. 12 февраля, войска отряда возвратились в укрепление Григорьевское.

В продолжение описанных действий мы потеряли: убитыми 1 офицера и 4 нижних чинов и ранеными 1 офицера и 11 нижних чинов. Неприятель оставил в наших руках 4 пленных, более 50 тел горцев и несколько сот голов рогатого скота.

Текст воспроизведен по изданию: Вооенные известия из Терской области // Военный сборник, № 4. 1861

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.