|
№ 428 1900 г. декабря 17. — Заметка М. Хетагурова о грамотности в Южной Осетии Первые попытки внести образование в среду южных осетин были предприняты приблизительно в 1855-56 годах талантливым осетином Тома Чочиевым, который, научившись грузинской грамоте, сознал необходимость в образовании своего народа и с этой целью бежал из родительского дома, где ему мешали проявлять свою деятельность, в селение Кроз, Джавского общества, к родственникам своей матери. Здесь он собрал деревенских мальчиков и стал обучать их грузинской грамоте в хлевах, мякинниках и на открытом воздухе, где удобнее было рисовать буквы на чистом снегу. Несколько лет спустя, ныне покойный Чочиев перешел в смежное селение Хвце и здесь же основал свою школу на тех же началах, как в Крозе, т. е. обучал безвозмездно в частных постройках. Позанявшись с местной молодежью некоторое время, он перешел в сел. Джава, где деятельность стала проявляться в более широких границах. Об образе жизни и [710] деятельности Чочиева дошли слухи до начальства, которое, осмотрев его школу, признало его труды достойными вознаграждения и назначило ему в год 50 руб. жалованья. Более состоятельные из осетин, окончившие курс в чочиевской школе, определили детей своих в Тифлисскую православную семинарию, так что через несколько лет в Южной Осетии явились люди со средним образованием, которые уже лучше своего учителя могли понимать школьное дело и успешнее заниматься распространением грамотности. Видя, что Джавская школа поставлена и окрепла, Фома Чочиев оставил ее своим бывшим питомцам-семинаристам и перешел з свое родное селение Ортев. Здесь опять он принялся за свое излюбленное дело: собирал детей и обучал их грамоте. Поставив здесь и школу на желаемых им началах, он передал ее в руки духовного начальства; таким образом, благодаря энергичным трудам Фомы Чочиева, Южная Осетия обогатилась, несколькими первыми школами, которые впоследствии были переданы Обществу восстановления православного христианства на Кавказе. Вслед за этим совет названного^ Общества открыл такие же школы в селениях: Корнисе, Руке и Кошках. Школы эти долгое время являлись единственными рассадниками образования- в Южной Осетии, но, конечно, особенно значительных результатов не могли дать. Со времени же открытия Александровского осетинского духовного училища в сел. Ардон, Терской области, (ныне миссионерская семинария) школы эти стали прогрессировать. Мальчики, успешно окончившие курс в названных школах, отправляются в семинарию и тут, по окончании курса, одни продолжают образование в высших учебных заведениях, а большинство возвращается в свои родные аулы и селения и энергично принимается за просвещение сородичей в качестве священников и учителей. В 1897 году в Южной Осетии были открыто одновременно три начальных училища министерства народного просвещения: Цунарское, Едисское и Дзарское. Училища эти открыты в самых темных уголках горной Осетии, и есть надежда, что в ближайшем будущем ущелья эти просветятся светом знания. Приходится только пожелать, чтобы для учеников названных [711] училищ было открыто несколько казенных вакансий в младших отделениях закавказской учительской семинарии. Тогда бы оканчивающие курс в этих школах могли поступать в семинарию, специально подготовившись к учительской деятельности, возвращаться к себе на родину и служить ей в качестве учителей. При осуществлении этого желания и местное население, видя воочию плоды грамотности, охотнее отдавало бы детей в школу. М. Хетагуров. Газ. “Тифлисский листок,” 1900 г., № 295. |
|