|
№ 422 Не позже 1898 г. — Доклад по поводу закрытая Владикавказского женского приюта и перенесения его в м. Цхинвал Владикавказский осетинский женский приют с училищем, преобразованный из осетинской девичьей школы в 1,891 году, существует с 1863 года. Приют этот состоит из трех нормальных классов, с двухгодичным курсом каждый класс, в одного приготовительного — с двумя отделениями, с программой среднеучебных заведений. В программу приюта входят: Закон божий русский и туземный языки, арифметика, геометрия, педагогика, физика, естествоведение; история, география, наглядное обучение, письмо, черчение, пение, гимнастика, рукоделие и ремесло. Состав служащих в приюте по преимуществу из женского пола и все они окончившие ту или другую женскую гимназию. Заведующий приютом — протоиерей Мамадев, законоучитель и учитель пения — из студентов духовных семинарий. Приют Владикавказский непосредственно подчиняется совету Общества восстановления православного христианства на Кавказе и состоит в его ведомстве. Из средств названного совета Общества отпускается ежегодно на содержание приюта 57 40 рубл., в дополнение к местным средствам, получаемым от содержания своекоштных воспитанниц в общежитии оного, по каковой статье исчисляется доход приблизительно в сумме около 1500 рублей. Следовательно, ежегодный бюджет приюта выражается в цифре от 7 идо 8 тысяч рублей. [702] Причины, побудившие совет Общества к закрытию приюта Владикавказский осетинский женский приют за время своего существования в учебно-воспитательном деле поставлен был довольно удовлетворительно, так что искать причину закрытия в этом: отношении было бы неправильно. Дело в том, что начальство приюта в последнее время принимало в оный чуть ли не больший процент учащихся из дочерей горожан, чем оно отступало от преднамеченной ему цели — воспитания детей горских обывателей, контролировать каковое упущение совета Общества, вследствие дальности расстояния, с одной стороны, и, с другой — нахождения приюта в самостоятельной Владикавказской епархии, лишен возможности. Эта одна и, пожалуй, главная причина. Другая же, что состояние осетин Владикавказской епархии, благодаря заботам: правительства, значительно улучшилась, тогда как обыватели остальных окраин Кавказа коснеют во тьме невежества. Поводом же к обсуждению вопроса о закрытий приюта послужили ходатайства Совета оного о новых ежегодных затратах со стороны совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе в 600-800 рублей, на наем учителя осетинского языка, и более удобного помещения под приют, и единовременных расходов на устройство физического кабинета, каковой обошелся бы в несколько тысяч рублей. Помещение под приют и средства на постройку оного Памятуя, что предполагаемое к открытию в м. Цхинвал женское учебное заведение будет состоять: из трех нормальных и одного приготовительного класса, при условии существования при оном пансионе для общежития стипендианток Общества, а равно своекоштных воспитанниц пансионерок с необходимым комплектом воспитательниц и прислуги, для коих, безусловно, должны быть отведены казенные квартиры, нужно полагать, что предполагаемое к постройке здание должно состоять минимум из 20-25 комнат, исключая подвального этажа, каковой [703] дом, с достоверностью можно сказать, обойдется не менее 15000 рублей, между тем из дел видно, что местные обыватели м. Цхинвал обязуются 2000 рублей ассигновать наличными деньгами и выставлять во время постройки чернорабочих, а духовенство окрестных к Цхинвалу приходов обещается дать наличными деньгами 1664 руб. 50 коп., т. е. всего 3664 руб. 50 кон,, чего, само собою разумеется, не хватит даже на наем мастеровых и покупку земли под учебное заведение. ЦГИА Гр. ССР, ф. 141, д. 893, лл. 31-32. Копия. |
|