|
№ 370 1886 г. — Выписка из книги отчета Общества восстановления православного христианства на Кавказе о школах в Южной Осетии Школы Джавского благочиния. Джавская школа. Школа близ дома священника в с. Джиджойтикау состоит из одной комнаты, довольно удобной, занимающей часть старого казенного здания. Необходимо возобновить постройку и увеличить классную комнату, исправить печку и пристроить для учителя хорошую комнату с кухней и небольшой кладовой, так как занимаемая до сих пор учителями комната в доме священника уничтожается с снесением последней, и в будущем гораздо удобнее иметь отдельные помещения для священника и учителя. В классной комнате надо увеличить размер окон и поставить скамейки на большом расстояний от окон, гак как ученики легко могут получить серьезные простуды, сидя зимой около самого окна. До постройки, в будущем году, помещения для учителя последнему необходимо нанять квартиру в с. Джава на настоящий год. Было бы полезно должность учителя поручить священнику Григорию Санакоеву, окончившему курс в Александровской учительской семинарии и бывшему, до принятия священства, учителем Джавской школы. Природный осетин, привязанный к своему делу, развитый, энергичный человек, он готов трудиться на школьном поприще, между тем, как обязанность следить за 4-мя детьми, оставшимися на его попечении, после смерти жены, делает для него в высшей степени затруднительным продолжение священнической службы в горных приходах, требующей беспрестанных отлучек из дому. Независимо от обучения: чтению, письму, арифметике и Закону божьему, желательно бы было ввести в Джавской школе обучение некоторым элементарным ремеслам: огородничеству и птицеводству. Это тем более желательно, что в Южной Осетии почти не существует кустарной промышленности и население не находит заработков, которыми бы могли занять продолжительные досуги долгой зимы. В то же время всё ущелье выше Рук имеет для своего пропитания, кроме [624] продуктов скотоводства, лишь яровую рожь и отчасти картофель в небольшом количестве. Разведение некоторых овощей, приуроченных к холодному климату и привычке к уходу за ними, равно как и расширение птицеводства, способствовали бы улучшению и разнообразию пищи жителей и в то нее время, могла 6н в будущем сделаться статьей дохода. Из кустарных промыслов наиболее соответствующими местным условиям я считаю изготовление мелких деревянных изделий, как-то: корыт, лопат, граблей, чашек, веретен и проч. И предметов из кожи: ремней для поясов, уздечек и прочей упряжи. Со временем, конечно, можно будет приступить и к другим ремеслам, но вначале, ввиду трудностей найти подходящего учителя, лучше ограничиться этими простейшими ремеслами. Нет сомнения, что родители учеников, увидев, что школа, кроме обучения грамоте, снабжает детей и некоторыми практическими сведениями, весьма полезными в их материальном быту, будут с большой охотой посылать туда детей. Этим, кроме того, будет указано на занятия для наиболее способной, по умственному развитию, части учеников, тогда как, наиболее даровитые будут приготовляться к занятию священнических, учительских и причетнических должностей. Таким образом, мальчики, одаренные лучшими способностями, найдут для них употребление, а прочие не выйдут из своего быта, но получат возможность ввести в него некоторые улучшения, между тем, как ныне лишь немного наиболее способные поступают в высшие учебные заведения и большею частью оставляют навсегда свою родину, а другие, пробыв год или два в школе, снова возвращаются в свое семейство, не внося в него никакого приобретения. За последнее время учение в Джавской школе велось с перерывами вследствие отлучек учителя. Бывших, учеников за вакационный временем собрать я не мог. Такой продолжительный перерыв в учении подает мало надежд на хороший успех. Попечитель школы, бывший юнкер; Леван Санакоев, исполняет свои обязанности настолько добросовестно, насколько позволяет это его старческий возраст. В прежнее время Джавская школа оказала населению значительную услугу, как доказывает прилагаемый список учеников, окончивших в ней курс. Список этот составлен по заметкам благочинного и священника Санакоева, близко следивших за школой. [625] Ученики, окончившие курс в Джавской школе: 1. Джиоев — по окончании курса в семинарии священников, в Мсхлеби. 2. Хахутов — в духовном, училище, в Гори. 3. Ир. Санакоев — поступил в семинарию, где и умер. 4. Лев Тедеев — умер воспитанником семинарии. 5. Битиев — состоит регентом епископа Владикавказского после выхода из семинарии, 6. Гаглоев — военный фельдшер. 7. Гассиев — поступил в Дорис-Меликовское ремесленное училище во Владикавказе. 8. Гав. Гассиев — воспитывался в Москве за счет Общества. 9. Цховребов — в Тифлисе, в фельдшерской школе. 10. Ив. Санакоев — в Душети, в ремесленной школе; просится в учительскую семинарию. 11. А. Давидов — в Тифл. духов, училище. 12. Хетагуров — в Александровском учительском институте. 13. Ефим Санакоев — причетчиком в Бекмаре. 14. Шамбашвили — в Горийской учительской семинарии. 15. Бадриев — в Сацхенетской школе. Другие, окончившие курс, проживают дома, а иные ищут поступить в высшие учебные заведения. Более полный список учеников, окончивших курс, II сведения о их дальнейшей судьбе был напечатан в отчетах прошлых лет. Бекмарская школа. Школьное здание в с. Корниси не допускает по своей ветхости дальнейших занятий. Необходимо выстроить дои в с. Бекмари близ церкви, на земле, уступаемой под школу помещиком князем Константином Вахтанговичем Палавандовым. В нынешнем году учитель Пепелов вел учение в продолжение всей зимы, кроме февраля, всего посещало школу 16 учеников, а в прошлом году — 8. По заявлению благочинного неместного священника, окончило курс в Бекмарской школе всего 3 воспитанника, из коих: причетчиком в Северной Осетии, а, два — неизвестно где. Рукская школа. Школа и учитель помещались в бывшем; казенном здании, где жил и священник. По окончании ремонта здания надо предоставить его всецело священнику и причетчику, а школу перенести в е. Верхние Руки, так как настоящее место школы слишком удалено (2 1/2 версты) от более [626] много людных селений, и зимой при глубоких снегах в этой местности дети ходить туда не могут. В Верхних Руках житель Гавриил Томаев соглашается отдать под школу бесплатно на 2 года свой дом, в чем дает подписку. Помещения для школы и для учителя — прекрасны. В учителя просится бывший ученик школы Томаев, ему сообщено, что в случае согласия Совета, он будет вызван в Тифлис или в Гори для экзамена, и если окажется удовлетворяющим: требования, то будет назначен. Из окончивших курс в Рукской школе удалось проследить дальнейшую судьбу лишь двух: один состоит фельдшером, другой писцом в Тифлисе. По выбытии учителя-Спицына в Рукскую школу назначен был учителем Вениаминов, по причине заносов немогущий доехать до Рук, так что преподавания не было в течение почти всей зимы. Попечитель школы, несмотря на старческий возраст, по возможности печется о школе. Архив ЮОНИИ АН Гр. ССР, д. 66, лл. 79-83. Копия. |
|