ОСТАТКИ ХРИСТИАНСТВА МЕЖДУ
ЗАКУБАНСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ.
Предания и рассказы старожилов убеждают, что
Черкесы, не более как 60 лет тому, приняли
Магометанскую веру; а рассматривая их обычаи,
видим, что они были Христиане. Различные
обстоятельства начали ослаблять в них веру
Христа, а заблуждения, вкрадываясь мало-по-малу,
наконец приблизили их к совершенному
идолопоклонству. До обращения в Магометанство,
Черкесы, при молитвах, обращались к Востоку,
зажигали в домах восковые свечи, курили ладан и
клали земные поклоны. Испрашивая у неба мир,
благополучие, изобилие плодов земных, и во всех
подобных случаях собирались под тень некоторых
огромных деревьев, привязывали к сучьям, кресты,
совершали жертвоприношения и заключали
угощением. Это называлось ташь, Богоугодная
жертва, или молебен. За неимением Священников,
избирали какого-нибудь старика, облачали его в
белую войлочную мантию (ячмычи) и тот, взяв в
руки деревянную чашу, подобную причастной, [102] наполнив ее вином, а за
неимением его водкою, или бузою, обращался лицем
к Востоку, и стоя среди народа читал молитву
обычную, а часто импровизированную на месте.
Потом обращался к народу, призывал на него
милость и благословение небес и желал ему
исполнения того, что было поводом молебствия. Все
это заключалось пиршеством. В начале каждого
года, в первых числах Генваря, постились целую
неделю, питаясь одними лишь бобами, и этот пост
назывался у них и теперь еще называется тлеумсик
(мясопуст). После сего праздновали Рождество
Христово тоже целую неделю, проводя время в пирах
и забавах. Созереш, или Сретение Господне,
торжествовали следующими обрядами; накануне, в
вечернюю пору, в дом их молитв входила одна
новобрачная молодая женщина, богато убранная, с
зажженною свечей в руке — остатком
прошлогоднего праздника, и ею зажигала другие
свечи, и освятив дом, становилась у запертых
дверей; но во все время пребывания в молитвенном
доме, она не должна была отвращать лица от
Востока. Тем временем собирался у дверей народ.
Хромой старик, с палкою, усаженною восковыми
свечами, подходил к той двери и говорил: «отворяй
нам двери»! Народ единогласно повторял эти слова,
и когда молодая женщина отворяла двери, тогда
старик со всем народом входил в дом, [103]
зажигал на палке свечи и читал молитвы.
Потом, в молитвенном доме и вне его, раскладывали
костры, народ расходился по своим жилищам с
зажженными свечами и ими каждый зажигал свой
костер. Еще имели праздник, называвшийся Шечар,
пред которым постились целую неделю, а некоторые
вовсе ничего не ели. Во все это время, при
молитвах каждый осыпал себе руки мукою. В конце
поста праздновали память Св. Сергия, и неделю эту
называли Абшетлабшетсут, что значит:
«храбрые воины или мужественные сподвижники».
Масляницу называли Угаг, а великий пост Угыг.
Последний продолжался у них сорок восемь дней.
Вербный день называли Гушгах, что значит:
«воскресение мертвых». В следующее Воскресенье
праздновали Пасху — Удыш. В продолжение
всего поста собирали яйца, не употребляя их ни
для какой нужды, и разбить яйцо почитали
преступлением. Накануне Пасхи красили яйца и
разговлялись сперва ими, а после уже другими
яствами. Говорят, что даже и теперь во многих
местах, в горах, соблюдают эти обряды. В день
воскресения мертвых (Гушгах), всякий
отправлялся на кладбище и поминал предков своих
молитвами, яствами и разными благотворениями.
Ежегодно, в 7 день Апреля, праздновали Нагышатах,
что значит: «подарить свежими цветами». Сей
обычай сохранился и поныне. В [104] этот
день девицы и молодые женщины толпами идут к
поле, собирают цветы и дарят ими друг друга. На
вопрос о причине такого обыкновения, старики
сказывают, что это перешло к ним от предков, в
ознаменование того, что Ангел при Благовещении
Св. Марии принес цветок. Праздновали день
Вознесения Господня — Отбек (жребий). В этот
день, в первый раз приносили в жертву ягненка, и с
того дня разрешалось употребление мяса. Еще был
праздник, называвшийся Тгагрепых, что значит
Божья дочь, или Господняя дева. В этот день,
каждая девица относила по цыпленку в дом молитвы,
где приготовляли кушанья; народ собирался на
этот девичий обед, после которого они
поздравляли своих гостей с заговеньем
Богородицы. Следующую неделю постились, а в
Воскресенье за тем торжествовали праздник
Богородицы, что называлось Ташхоян, т. е.
Матерь Божия. В этот день пели всенародно
следующую песню в честь Богородицы: Ташхояне
Мириамшхо, Мериемнеф тиефжан дыхрзынаш мазе
зыпшах, что значит: «Великого Бога Мать —
великая Мария, светлая Мария, облаченная в золото
белое, на челе имеет луну, а вокруг себя солнце».
Подобных хвалебных песен во славу Божьей Матери
много, и Пресвятая Дева, до сих пор, в особенном
почтении у Горцев. Праздник Исутк, или день
окропления водою, сопровождается [105]
веселыми играми народа, который окрапляет
всякого водою. Есть еще много соблюдающих и
исполняющих до сих пор все эти праздники и
обычаи, в особенности накануне праздников Св.
Великомученика Георгия и Св. Якова. При
жертвоприношениях животных кормят их солью, рога
их украшают зажженными восковыми свечами, а при
заклании жертв обращаются к Востоку. Что народ
этот был некогда Христианским, это даже
доказывают названия некоторых дней недели. Так
напр. Воскресенье на их языке Тхавмах, т. е.
день Божий; Среда — Нараскеже, т. е. меньший
пост; Пятница — Нарашмшко, т. е. большой пост.
Посему видно, что воскресный день в древности у
них был посвящен Господу, а Среда и Пятница —
были постные. В горах, во многих местах
сохранились Христианские храмы и в некоторых,
говорят, есть церковные утвари и книги. Предание
повествует, что шестдесят лет тому, Шапсугские
Черкесы, видя в Анапе, на степях Ногайских и в
Кабарде, распространение Магометанства, и сами
решились принять закон Мединского пророка. Они
построили мечети и стали молиться на Юг, а
Натухуайцы оставались при прежней религии,
продолжая поклоняться распятию и молиться на
Восток. Шапсуги в большом числе напали на них,
собрали все кресты и сожгли их. Натухуайцы не
замедлили [106] отплатить им
разрушением и сожжением их мечетей, и таким
образом возникшее междоусобие продолжалось 20
лет. При перемириях, Натухуайцы брали всегда верх
над Шапсугами: «вы — говорили они последним —
наши братья, изменили закону предков, приняли
новый, но мы не можем согласиться, чтобы мы
последовали Магомету и требуем: возвратитесь к
старому закону». Те и другие неоднократно
обращались с жалобами к Анапским Пашам, одни
требуя удовлетворения за истребление крестов,
другие за разрушение мечетей. Напрасно Паши
старались преклонить Натухуайцев к принятию
Магометанства; они были непреклонны и
утверждали, что поклонение Распятию старее было
по времени Магометанству, что все Горцы
нераздельно исповедывали Христа, и Шапсуги,
отложившись от закона предков, первые подали
повод к неприязненным действиям осквернением
святыни. Паши, по долгом рассмотрении
обстоятельств междоусобной их распри, отдали
справедливость Натухуайцам и с большим усилием
примирили оба клана. Шапсугская мечеть,
раззоренная тому 40 лет, находилась в Абине, где
теперь Русское Абинское укрепление и
Православная церковь. В первое десятилетие,
нынешнего столетия, Гасан Паша, приняв в
управление Анапу, с многочисленным войском
вступил в земли Черкесов и, то угрозами, то [107] богатыми подарками, склонил
их согласиться принять Магометанство. Горцы
принуждены были дать присягу в верном соблюдении
правил Корана и принять наставников в новой вере.
Таким образом водворилось Магометанство во всей
Черкесии.
Текст воспроизведен по
изданию: Остатки христанства между закубанскими
племенами // Журнал для чтения воспитанникам
военно-учебных заведений, Том 67. № 265. 1846
|