|
НОВЫЙ ГОД У ОСЕТИН ВЛАДИКАВКАЗСКОГО ОКРУГА. 1 (Из газеты Кавказ) Праздник нового года известен у Осетин под именем Ног Бон, что в переводе слово в слово значит новый день. Задолго до него уже начинаются у них приготовления к празднику. Хозяйка каждого дома, оставив все обыкновенные свои занятия, с семейством гонит араку — водку из проса или ячменя, [199] приготовляет бузу 2, варит пиво 3 и, что особенно замечательно, печет из пшеничной муки фигуры на подобие барана, коровы, лошади, курицы и тому подобных животных и птиц и для прикрасы в тесто втыкает по нескольку зерен фасоли и кукурузы: эти фигуры называются Басила — Василий. Замечу мимоходом, что этот случай может служить яснейшим доказательством, что Осетия некогда исповедывала христианство, ныне же Осетины держатся магометанской религии, секты Сунни. Историки и предания относят время просвещения Осетин верою Христовою к царствованию Тамары, Грузинской царицы; но не один этот обычай подтверждает их свидетельство, а также и памятники древности: в ущельях Осетии — Оллагирском и Дигорском — поныне существует бесчисленное множество развалин церквей, отчасти уцелевших от разрушения, и многие обычаи, которые очевидно обличают процветавшее у них христианство. Самые названия некоторых праздников, имена святых — чисто христианские. Но об этих развалинах, обычаях и праздниках, мы поговорим в другой раз. [200] Между тем как хозяйки занимаются подобным праздничным приготовлением, хозяева прекращают домашние работы и, храня глубочайшее молчание, принимаются за чистку винтовок и шашек — в полном убеждении, что если какая либо нечистота минувшего года останется на их оружии, то оно уже не годится ни к какому употреблению и с ним нельзя отправиться на охоту без опасности жизни. Наконец настает канун нового года и вдруг начинается стрельба из ружей и пистолетов заряженных пулями, поднимается в каждом ауле такая общая суматоха, такой крик и шум, что незнакомый с причиной оного, сочтет это за тревогу произведенную неприятелем; вся ночь под новый год проходит в подобной стрельбе без умолку. Обычай стрелять в это время, существует и у Грузин, но основан совсем на другом предрассудке. Осетины стреляют вверх, в воздух, прицеливаясь в луну, с убеждением, что в эту ночь, раз в году, луна находится в крайней опасности от какого то дракона (арви калм, небесный змей), угрожающего ей совершенною гибелью. Сознавая бедствия, которые могут постигнуть свет, если дракон уничтожит луну. Осетины принимаются защищать ее общими силами и при каждом выстреле мужчин, женщины и ребятишки восклицают: Табу, хуцау! (Помилуй, избави Боже!) [201] Как ни очевидна такая нелепость, но Осетины твердо убеждены, что луна их помощью избавляется, дракон ранен, чуть не умерщвлен, и хоть и не убит, но, все равно — в эту ночь они отстояли луну от власти чудовища, а в остальные в году, дракон не может ратовать против царицы ночных светил. К рассвету нового года все мальчишки и парни, собравшись в одну толпу, вооружась палками и дубинами, надев свои рубища и лохмотья на изнанку — обходят аул, начиная с первого ряда улиц, входят на двор каждого дома и приветствуют хозяев следующею песнью, исполненною таких благожеланий, какие у Осетин считаются за главнейшие и первейшие: Хазаровта, хазаровта! вот буквальный перевод ее: «Домашние, домашние! желаем, чтоб хозяин ваш убивал оленя; чтобы хозяйка рожала сына; рука вашего Василия, да будет нашею!» В последнем стихе намекается на фигуру из муки, называемую Басила, которую они просят; об этой фигуре сказано выше — она составляет главную принадлежность праздника. В этой песне соединены почти все желания, [202] о исполнении которых Осетины постоянно молят Бога и почти ни о чем другом. Охоту они считают за самое священное и молодеческое занятие, в котором главным образом действует счастие; тот кто проворен и удачен на охоте, почитается у них самым счастливым и уважаемым человеком: убить оленя, по их мнению, удается только наперсникам и любимцам фортуны. Окажите Осетину какое угодно благодеяние, он, в знак благодарности, непременно пожелает вам, между прочим — убить оленя — саг амар, т. е. быть всегда счастливым на охоте и никогда не возвращаться с поля с пустыми руками. Точно так, как у мужчин предметом желаний бывает отвага и расторопность на охоте, у женщин главную роль играет — рождение сына. Это основание их надежд и радостей. Презренна и несчастна та женщина, у которой нет, по-крайней-мере одного, сына между дочерьми. Лаппу дин райгурад — да родится тебе сын... приветствуют женщины при встрече с благородною и знаменитою особою, и вообще с кем бы то ни было. Однажды я спросил: для чего они всегда, всем и каждому, желают рождения сына, а не дочери? Мне отвечали, что «женщина проклята Богом, и что она никакой пользы не приносит, как ни к чему негодная. Мужчина, напротив, есть краса природы: он, сильное и [203] свободное существо, все может произвесть все приобресть, все сделать». И так, я сказал, что ребятишки приветствуют каждый дом песнью, пропев ее несколько раз с визгом и криком они получают от хозяев дома гостинцы — именно: несколько фигур Басила, сыру, бутылку араки и т. п. Причем они приговаривают: «да исполнится над этим домом сердечное желание наше, да приведется оно в действие: милость Бога и милость Пацаха — Государя над вами. Обойдя с таким церемониалом весь аул, довольно запасшись хлебом и аракою — выходят в окрестность, вне аула, и там расположившись на удобном месте, начинают пировать; тогда-то начинается у них веселье и пиршество — пиршество в особенности для желудка Осетинского! Новый год есть единственный день, в который Осетин насыщается так, как душе угодно. Это потому, что Осетины вообще терпят крайною скудость в хлебе. По их мнению, проклятая бедность тому виною, а мне кажется, не одна бедность, но леность их к земледелию и неохота к трудам сопряженным с этим тяжким промыслом в местах гористых. Наевшись с изумительною жадностью до сыта; напившись до пьяна, славильщики расходятся по домам, кто с разбитым лицом, кто с окровавленною головой и вывихнутою ногой, а иной [204] с поврежденным носом, с опухлым глазом. Непременно каждому достается в следствие пьянства, особенно употребительного между этим народом, диким и мстительным. Начиная весельем, оканчивают плачем. Комментарии 1. Нужным считаю предуведомить читателей, что Осетины Владикавказского-Округа во многом отличаются от Осетин живущих в Царском и Джавском ущельях и около Малой-Лиахвы. Язык первых плавнее, мягче и чище; тогда как у последних он неблагозвучен, и почти каждое слово состоит у них из букв шипящих и по большей части безгласных. Кроме того, они отличаются между собою и в обычаях, нравах, поверьях и проч. Владикавказские Осетины тоже подразделяются на Оллагирцев и Дигорцев: язык этих двух отдельных племен также разнообразен. 2. Общеупотребительный и повсеместный напиток Осетин; он делается из дрождей и называется брагою. 3. Баган добывается из растения хумаллах (хмель) и варится в медных котлах гигантской величины; каждый из этих котлов может в себе вмещать слишком 200 ведр; они имеются только у почетных и зажиточных людей. Форма котла подобна церковному куполу. Текст воспроизведен по изданию: Новый год у осетин Владикавказского округа // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 84. № 334. 1850 |
|