Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИЗВЕСТИЯ С КАВКАЗА

Июня 10-го дня 1846 года

Потерпев неудачу в Кабарде, Шамиль, для восстановления своего влияния, решился снова собрать скопища в Чечне и Ауховском Обществе и, действуя большими партиями на Сунже, в Кумыкском владении и на Тереке, надеялся приобрести успехи над частями войск наших и возмутить покорные нам племена.

По последним сведениям эти попытки нарушителя общественного спокойствия не только остались без ожидаемых им результатов, но Горцы снова поплатились дорого за свою дерзость.

24-го Мая, утром, к Командиру Гребенского Казачьего полка, Подполковнику Суслову, прискакал нарочный из ст. Шелкозаводской с известием, что большая конная неприятельская [176] партия стоит под Акбулат-Юртом. Вследствие чего, Подполковник Суслов отправился из Червленной в Амир-Аджи-Юрт, и рассчитывая, что, согласно с распоряжением Генерал-Лейтенанта Фрейтага, колонна, под начальством Полковника Барона Миллера-Закомельского, может в скором времени придти к нему на помощь, переправился через Терек, с частью своих казаков и, не ожидая, чтобы они все были на правом берегу, с 7-ю офицерами и 82-мя казаками помчался на встречу неприятеля.

Проскакав верст 8-мь он открыл на курганах неприятельские пикеты, и вскоре многочисленные партии Горцев окружили со всех сторон горсть казаков. Между постыдным бегством и славной смертью, выбор не затруднителен. Казаки спешились и, зарезав кинжалами своих лошадей, сделали из оных около себя бруствер. 1,500 Чеченцев окружили их; но не смотря на стремительные и частые атаки Чеченцев, по принуждению своих наибов, Гребенцы держались упорно и метким огнем поражали передних смельчаков. В этом жарком и достопамятном бое продолжавшемся целые 2 часа, казаков убито 5, ранено 49 и все офицеры, за исключением Подполковника Суслова и Войскового Старшины Комкова, который был контужен два раза.

При этом находился и остался без вреда [177] отставной Гвардии Капитан Хастатов, живущий в своем поместье близ ст. Шелкозаводской. (Казаки называют его авангардным Русским помещиком.) Он поскакал на тревогу по известию по появлении неприятеля и не переставал ободрять казаков и шутить с ними в продолжение всего боя. Между тем в продолжительной перестрелке, почти все ружейные патроны были уже выпущены. Для последней защиты прежде славной смерти, подполковник Суслов приказал приготовить пистолеты и кинжалы; выстрелы казаков начали редеть; атаки Чеченцев беспрерывно усиливались, но помощь подоспела вовремя.

После двух часового боя, толпы Горцев расступились к стороне Амир-Аджи-Юрта, откуда прискакал зауряд-хорунжий Груняшин с небольшим числом казаков. Вслед за сим показался отряд со стороны укрепления Куринского, в числе трех рот пехоты при двух орудиях и 60-ти казаков, под начальством Подполковника Майделя, который с боя заставил Чеченцев очистить себе дорогу; наконец Полковник Барон Миллер-Закомельский, двигаясь от Умахан-Юрта к месту дела, был уже недалеко. Горцы, видя, что горсть Гребенцев удерживает все их усилия и, что со всех сторон Русские войска спешат на их истребление — рассеялись и поспешно ушли в горы. [178]

Славное это дело останется надолго в памяти Чеченцев, а внуки теперешних Гребенских казаков с гордостью будут указывать своим детям то место, где храбрый Подполковник Суслов, с 80-ю молодцами выдержал с успехом упорный бой, против силы в двадцать раз их превосходящую (За этот подвиг Подполковник Суслов Всемилостивейше произведен в чин Полковника.).

Три дня спустя, большое скопище Чеченцев, при двух орудиях, вероятно в отмщение за значительный урон, ими претерпенный, и исполняя приказание Шамиля и его Наибов сделали нападение около Алхан-Юрта на 5-й батальон Дагестанского пехотного полка, следовавший с одним орудием из места его прежнего расположения укр., Казак-Кичу в укр. Темир-Хан-Шуру. Но Дагестанцы, одушевляемые примером храброго Подполковника Костырки (из прямых Кавказских ветеранов), хладнокровно отразили все нападения неприятеля. Пять раз Чеченцы бросались в шашки; но везде пехота встречала их штыками, а орудие картечью.

Потеряв много убитыми и ранеными, неприятель наконец ограничил свои действия одним только дальним артиллерийским огнем; но заметив, что из Грозной несутся казаки, а за ними следует пехота, бежал за Сунжу. [179]

Кроме этих двух нападений на отряды наши, партии Горцев покушались, на нескольких пунктах прорваться чрез кордон, и беспокоили как отряд, расположенный в настоящее время на р. Ярык-Су, для возведения там укрепления, так и войска, высланные из кр. Внезапной, для прикрытия фуражиров. Но, при всех этих попытках, неприятель был отражен и претерпел более или менее значительный урон.

Между тем как Шамиль, без всякого успеха, употребил все усилия, чтобы загладить на Левом Фланге Кавказской Линии неудачи свои в Кабарде, Генерал-Майор Нестеров спокойно приступил к сооружению третьей новой Сунжинской станицы близ Казах-Кичу, и на всем пространстве от Сунжи до берегов Черного Моря не только все оставалось покойно, но еще два племени из Закубанских народов поспешили покориться Правительству.

Временно-Командующий войсками на Кавказской Линии, Генерал-Лейтенант Завадовский, принял во время последней своей поездки на Лабу, в конце Мая месяца, изъявление покорности Баракаевского народа, а Джегет-Гибельские Абадзехи, составляющий население до 74 т. душ, присоединились к сильному племени, зимой еще покорившемуся, и также принесли присягу. На восточном берегу, Генерал-Адъютант Будберг также получает просьбы о свидании для [180] изъявления покорности и вступления в мирные сношения от разных племен и сильных фамилий, и вообще можно надеяться, что неудачная экспедиция Шамиля в Кабарду упрочит для нас спокойствие на Кубани до берега Черного Моря до степени, прежде в тех местах неизвестной.

Г. Главнокомандующий, по выезде из Темир-Хан-Шуры, вместе с Генерал-Лейтенантом Князем Аргутинским, объехал главную часть Южного Дагестана: Акушу, Цудахар, Казыкумух, Курах и потом проехав чрез Ахты в Кубу и Баку, воротился 1-го Июня, чрез Шемаху и Нуху, в Тифлис и завтрашнего числа отправляется вновь во Владикавказ.

Текст воспроизведен по изданию: Известия с Кавказа // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 61. № 242. 1846

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.