Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КСАВЬЕ ХОММЕР ДЕ ХЕЛЛЬ

СТЕПИ КАСПИЙСКОГО МОРЯ,

КАВКАЗ, КРЫМ И ЮГ РОССИИ

Ксавье Хоммер де Хелль

Париж, 1845.

Том III

Глава 8

Во время царствования Елизаветы в странах, которыми мы интересуемся, произошло лишь одно событие, достойное упоминания; это — религиозная миссия, направленная к осетинам, населяющим прославленные ущелья Дарьяла. Обращение их в христианство не дало почти никаких результатов, но осетины признали до некоторой степени превосходство России; этим была достигнута истинная цель миссии — стремление заложить первую ступень на линии, которую предполагалось сделать основной дорогой между Россией и ее азиатскими областями.

Заключив мир (с Турцией в 1774 г.), Екатерина II направила мирное посольство к осетинам. Были не только возобновлены с ними прежние торговые связи, но удалось даже добиться от них свободного проезда через ущелья Кавказа...

К западу от военной дороги из Моздока в Тифлис [282] живет значительное количество племен; у одних из них существует система, несколько напоминающая феодальную, другие образуют настоящие маленькие республики. Племена, живущие на западе и подвластные Черкесии и Абхазии, находятся в постоянной войне с империей, в то время как ногайцы и племена Большой Кабарды признают власть царя. Однако на подчинение этих последних очень трудно полагаться, и оно не внушает доверия России. В центре, у подножья Эльбруса, живут сваны, также непокоренные, а по соседству, занимая оба склона Дарьяльского ущелья, обитают ингуши и осетины, племена, представляющие исключение и существенно отличающиеся от местных народностей...

Трудно иметь точное представление о религиозных принципах различных наций на Кавказе. Некоторых из них обвиняли в идолопоклонстве, но мы считаем этот упрек совершенно необоснованным. Многобожие, христианство и магометанство — все по очереди оказывали влияние на эти народности; в результате среди них возник культ без наименования, без точной доктрины, в котором на каждом шагу проскальзывают самые суеверные привычки, оставшиеся от их примитивных верований. Только лезгины и восточные племена являются действительно магометанами. Что же касается осетин, черкесов, кабардинцев и остальных западных племен, то они, по-видимому, исповедуют чистый деизм, к которому присоединились некоторые христианские и мусульманские понятия.

Полагают, что христианство среди этих народов было введено знаменитой Тамарой, царицей Грузии, царствовавшей в конце XII века; но гораздо вероятнее, что христианство было распространено по Кавказу греческими колониями Византии, а позднее колониями Генуэзской республики в Крыму; черкесы до сих пор глубоко чтут крест и древние церкви, встречающиеся в их стране... Греческая мифология также оставила многочисленные следы в Черкесии... религия черкесов и западных племен ярко характеризуется полным отсутствием фанатизма...

(пер. И. С. Зевакиной)
Текст воспроизведен по изданию: Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII - XIX вв.) Орджоникидзе. Северо-осетинское книжное издательство. 1967

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.