Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Я отправился в крепость Владикавказ, как центр предстоящей мне деятельности. Здесь, пока собиралась команда казаков, имевшая следовать за мною в горы, обитаемые полумирным, вооруженным населением, я приискивал себе переводчиков и готовился в горный путь. До меня дошло, предание будто в 1842 году, когда проезжал тут военный министр князь Чернышев, ему были поданы разными Осетинскими племенами поголовные прошения, заключающиеся в следующем: одним и тем же лицам при первом крещении были выданы крест, снурок, рубашка и полтинник; при втором крещении крест, снурок и рубашка; при третьем крещении крест и снурок. Просители ходатайствовали о выдаче следующих им по одной рубашке и по два полтинника.

Выехал я в горы на Страстной неделе, и первое поразившее меня обстоятельство было то, что Осетины, из язычников обращенные в Православие, совращались в Магометанство преимущественно муллами, тайно приходящими из земель Назрановцев и Галгашевцев, покорных Шамилю. Церкви в горах представляли самый беднейший вид. Вместо богатых иконостасов наших православных храмов, встречались, в виду прежних благовидных языческих капищ, християнские церкви самой невзрачной наружности, в которых иконостасы топорно сколочены из голых, грубо отделанных досок с висячими, крошечными иконами. Царских дверей не было, занавес состоял из бедной бумажной ткани, ризы священников в заплатах. Впрочем все это порождало своеобразное чувство и убеждало в высоком значении Християнства: и при этой, столь скудной обстановке, совершаются те же великие таинства, исполняемые среди роскоши и пышности в православных храмах России.

Одно здание, мною посещенное, очень замечательно. Над ледниками, на самом рубеже вечных свегов, в урочище "Рекоме", [267] которое считается святым местом у объязычившихся Християн, заменивших священнослушателей своими "Деканозами", стоит низенький сруб, к которому все без исключения не иначе подходят как разувшись сажень за двести. Никто не решался открыть дверь строения в отсутствии местного "Деканоза", вероятно не успевшего приготовиться к этому: для того целую неделю он должен питаться одним молоком, которым также обязан ежедневно омывать все свое тело. С трудом бывшие со мной священники и я ухитрились открыть дверь этого святилища. Что же мы нашли? В сенях стояла жестяная купель для крещения, и лежал колокол в аршин вышины, с Грузинской надписью "хуцури", — доказательство, что Християнство исповедывалось здесь еще во времена Грузинских царей. В срубе в одной стороне сложены были доски, обитые листовым железом с горельефами, изображающая Де-Иисуса и другие иконы. Ясно, что эти доски прежде составляли иконостас. В другом углу лежала огромная куча по полам изломанных стрел. Сопровождавшие меня старики Осетины пояснили мне, что в давние времена был здесь воинский обычай брататься следующим образом: два воина отправлялись в Рекому, из каждого колчана вынимали по стреле, перемешивали их, одну переламывали по полам и оба куска оставляли в стенах Рекома. Это обязывало с самоотвержением оборонять друг друга в бою, а в случае гибели одного побратима, другой должен вынести тело из сражения и похоронить его.

Християнство в Осетии находилось в самом печальном виде. Приходские священники из Грузин, с начала своего определения, в продолжении многих лет, не узнавали ни слова поосетински, а прихожане никакого языка не знали кроме своего природного и Черкеского. Церковная служба отправлялась на языке Грузинском. Был сделан опыт печатать Осетинский перевод Грузинскими буквами, но вышли звуки никому не понятные (азбуки собственно Осетинской не было). Я нашел Осетинское духовенство в ужасном положении; скудного содержания решительно не доставало ему, и она с семействами, не в состоянии будучи даже изъясняться с прихожанами, действительно голодало. Сверх того приходов было очень мало, и те перемешаны с язычниками и враждебными Християнам Магометанами. Можно сказать, что духовенство совершенно изводилось вследствие трудных пеших переходов по исполинским горам, в которых круглый год свирепствовали ужасные непогоды, обыкновенный в горных странах. Хотя Осетины охотно крестились, но так как не было и помину об утверждении новоокрещенных, то они также легко впадали в отступничество.

Князь М. С. Воронцов вникнул во все эти подробности, сделал что от него зависило и с энергией настоял, чтобы, во первых во Владикавказском училище преподавалась Осетинская письменность по азбуке, составленной академиком Броссе и вполне приспособленной к звукам Осетинского языка, и во вторых, чтобы немедленно было приступлено к постепенному переводу на Осетинский язык всего богослужебного круга книг, начиная с четырех Евангелий. [268]

Bсe мною здесь описанное относительно Християнского просвещения Осетинского народа подтверждается делом гражданской канцелярии Наместника Кавказского и доказывает, что основание духовной проповеди посреди Осетин следует отнести не к 1745-му году, а ко времени основательных и практических распоряжений князя М. С. Воронцова.

Припоминая эту мою поездку в северную Осетию и Дагорию, естественно не могу я не сожалеть, что по окончании трудных военных событий, тогда все дело поглощавших время и внимание Кавказского начальства, не приступается к изучению того края, что без сомнения обогатило бы науку. Край этот изобилует народными легендами, былинами, преданиями, памятниками. Здесь, как и в Грузии, гигантские развалины, драгоценные археологам, приписываются царице Тамаре; например циклопическая стена, поставленная поперек целого ущелья, перекинутая через бешеный поток и кончающаяся башнею на самой вершине исполинской горы. Там капища языческая, развалины крепостей, и пр. и пр. Каки богатства открылись бы для геологии, минералогии, фауны, ботаники в этой неисследованной горной стране! Наконец, образ, каким люди сливались в общества, в Осетии не имеет гадательного характера ипотезы: в этой каменной стране видно воочию, по сохранившимся древним жилищам родоначальников, постепенное размножение семейств, в последствии переходящих в племена, из которых наконец сложился и сам народ. Не перечтешь всего что разные отрасли науки нашли бы себе нового, пояснительного в Oceтии. Я мог только верхоглядно заметить это; но мне не предстояло возможности что либо исследовать, по неимению надлежащих специальных познаний и времени: слишком месяц, проведенный мною в горной Осетии, был весь посвящен исполнению служебной обязанности, возложенной на меня и требовавшей значительных трудов, в том числе и физических, так что ежедневно, при наступлении ночи, в полном смысле я изнемогал от изнурения. К тому же и военные обстоятельства того времени очень стесняли всякую попытку какого либо научного исследования, когда всюду фланкеры тщательно рассматривали личность, и само военное прикрытие во все стороны смотрело в оба. Теперь же в стране, о которой идет речь, чуть ли не спокойнее, чем в иных местах самой России. По прекращении побед военных, кажется, пора бы и очень пора бы приступить к завоеваниям науки. Время уходит, поколение изчезает, и без сомнения скоро многие следы скроются, а это в будущем значительно усугубит труд изыскания: что теперь видно воочию, со временем даст повод только к гадательным предположешям.

Понадеемся, что и для наших Кавказских гор своевременно найдется личность, подобная господину Миклухо-Маклаю, неутомимо исследующему дальнюю чужбину.

27-го Марта 1875.
Бараново.

Текст воспроизведен по изданию: Из служебных воспоминаний В. С. Толстого. Поездка в Осетию в 1847 году // Русский архив, № 7. 1875

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.