Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СТАЛЬ К. Ф.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЧЕРКЕССКОГО НАРОДА

Современная жизнь горских народов крайне поучительна для всякого наблюдательного ума. Горские народы Кавказа переживают в настоящее время трудную эпоху политического и религиозного преобразования, сопряженного, как всегда и везде, с внутренними смутами, внешнею войною и упадком старых преданий и обычаев. Мюридизм и ожесточенная борьба горцев с нами, имеют огромные последствия для внутренней жизни горцев. Взаимные междоусобные войны и наследственные вражды между отдельными народами видимо ослабевают. Время, день ото дня, уносит резкие различия в нравах и народности. События последних 20-ти лет уничтожили безвозвратно много старых обыкновений, вместо прежней раздельности, является однообразие в формах общежития, некоторое моральное единство, является общий горский обычай и общая горская народность.

Этот политический переворот в обществе горском, остававшемся с незапамятных времен в состоянии совершенной неподвижности, переворот усиленный и сопряженный с религиозным фанатизмом, сделал войну горцев против нас гораздо важнее и кровопролитнее, породил для нас большие трудности и отсрочил успокоение края на довольно продолжительное время. Но в этой более напряженной борьбе, есть явные признаки, что война должна кончиться торжеством нашего оружия и нашей цивилизации. [60]

Рассмотрим некоторые из этих признаков, обещающих нам много в будущем.

Мюридизм уничтожает вековые вражды между горскими обществами — этим он приучает горные общины к внутреннему миру и спокойствию - а где же, если не в ежедневных внутренних борьбах образовался воинственный дух общин и лучшие предводители партий.

Мюридизм старается уничтожить в горских народах привычки воровства и хищничества. До сих пор воровство и хищничество были почетным занятием, ныне они наказываются штрафом. Где же, если не на взаимных домашних воровствах и на хищничестве у соседей, развивались те неподражаемые военные качества горца, его осторожность, смелость, ловкость и хитрость.

Уничтожая в обычаях хищничество и воровство, мюридизм уничтожает в корне единственную непреодолимую силу горцев, против которой мы боремся так долго. Горец, как воин, для нас не опасен, но хищник везде проникающий, неизбежный, незнающий усталости, умеющий терпеливо сидеть в засаде, выждать свое время, чтобы совершить убийство или похищение и почти всегда уходящий безвредно, — этот хищник для нас весьма тягостен. Он заставляет нас усиливать кордоны, держать секреты, иметь везде резервы, и все это не всегда нас предохраняет от мелких партий, который в общей сложности вреднее для нас, чем большие горские сборища.

Мюридизм повел горцев к учреждению верховной центральной власти в лице имама. Власть эта враждебна нам и вызвала народы кавказские к большим усилиям и пожертвованиям. Но что для нас особенно важно — власть эта вместе с тем приучает к повиновению умы, доселе необузданные, покоряет своей воле общества, доселе никогда не знавшие над собою власти. При спокойной с [61] нашей стороны настойчивости, при повторенных ударах наносимых горцам беспрерывными военными действиями, мы утомляем горцев и можем довести их до того, что они станут сомневаться в самих себе и в могуществе своего имама. Тогда горские общества, привыкшие повиноваться центральной власти и убедившись, что эта власть не в состоянии защитить их от нашего оружия, что не смотря на все усилия, линии наши теснее и теснее опоясывают горы, более и более отнимают навсегда земли, что война приносит только одни утраты, горские общества неминуемо убедятся в бесполезности борьбы и будут искать в покорности нам того мира, которого не могла им доставить власть имама.

Нельзя назначить времени, но можно утвердительно сказать, что мюридизм, уничтожая у горцев хищничество, междоусобные войны, уничтожая частную независимость горских обществ, и подчиняя оную верховной власти, со временем облегчит нам усмирение гор (Взгляд оригинальный, но опровергаемый историей нашей борьбы с кавказскими горцами. В Дагестане и Чечне борьба эта потребовала с нашей стороны величайших усилий именно потому, что мюридизм успел сплотить разрозненные до тех пор племена и направить их к одной цели. Среди черкессов никогда не имел значительного успеха, и потому покорение западного Кавказа было совершено в несколько лет. Мюридизм, уничтожая у горцев хищничество и междоусобия, усиливал за то хищничество черкесов в наших пределах. Е.В.).

Видимо на глазах наших совершается преобразованиe горских народов. Я решился сделать очерк закубанского черкесского общества в настоящее время его переходного состояния. Из этого очерка можно видеть, сколько древних обычаев и старых постановлений падает и выходит из обыкновения. Едва прошло 10 лет, как Гаджи-Магомет, первый закубанский наиб Шамиля, появился у черкес: он был встречен гордо князьями и черкесским дворянством. Не без сопротивления смирил он князей во имя веры и наложил свою власть над ними. Теперь моральное влияние [62] дворянства (уорк) ослаблено, а черкесы, видевшие как наиб ни во что ставит их власть, не имеют уже прежнего повиновения к своим князьям и дворянам. Прежде князья были сильны своим богатством, теперь война и переселения их обеднили, а с объединением князей и уважение к ним народа уменьшилось.

Возбужденные фанатическими проповедями духовенства, многие племена оставили свои привольные земли и бежали за р. Белую в горы. Им обещаны были победы, а они понесли одни только потери. Оставленные ими земли заняли мы без большого сопротивления, построили свои укрепления и станицы; воротившиеся к нам народы, обедневшие и раззоренные, раскаиваются в своем легковерии и гораздо охотнее, чем прежде, повинуются нам. Знают они теперь по опыту, что значит переселение в горы из привольных равнин. С 1849 по 1850 год до 25-ти тыс. черкес обоего пола бежало в горы к абадзехам, которые и сами не имеют с избытком земли и стесняются этими многочисленными пришельцами. Год за годом бежавшие народы, волею не волею, должны будут вернуться и просить у нас прощения и участка земли; и мы водворим их, но не на прежних местах их жительства, а дадим им участки сообразно с нашими видами, имея главною целью yспокоение края и отвращение на будущее время подобного рода пoбегов.

Заметки свои я составил в 1849 году после трехлетнего пребывания моего за Кубанью. Ныне я решился привести их в порядок и дополнить при помощи подпоручика Омара Берсеева, абадзехского уроженца. Не совсем полно это описание, трудно одному все видеть и что нибудь не упустить из виду. Но если эти заметки послужат другому для составления более полного описания, то я сочту мой труд не напрасным. Впоследствии я постараюсь изложить [63] подробно события за Кубанью с 1-го января 1840 по октябрь месяц 1848 года, которые будут служить как бы дополнением к этим этнографическим заметкам.

___________

Три различных народа обитают по подножии сверного склона Кавказа: черкесы, осетины и чеченцы. Каждый из этих трех народов имеет свой особый язык, свои обычаи и свои особые предания.

Осетинский народ или ироны занимают срединное пространство Кавказа, вершины Терека и часть хребта, между pp. Тереком и Урухом. Избыток их народонаселения живет на плоскости, по обоим берегам Терека. Главные общества этого народа, живущие по северному склону Кавказа суть: 1) тагаур, 2) аллагир, 3) куртати и 4) дигор. Народы эти покорны нам.

К востоку от осетин живет чеченский народ (нахче) и занимает все подгорие между верхним Тереком, Аргуном и Сулаком, у выхода этой реки из гор на плоскость. Главные отрасли этого народа суть: 1) ингуши, 2) назраны, 3) карабулаки, 4) кистинцы, 5) малочеченцы, 6) великочеченцы, 7) нагорные чеченцы, живущие по Аргуну и разделяющиеся на множество малых обществ, 8) ичкеринцы и 9) ауховцы. Часть ингушей, карабулаков, кистинцев и назрановцев покорны нам, все же остальные отрасли чеченского народа ведут с нами упорную войну и признают над собою вместе с лезгинами власть имама Шамиля.

Черкесы или адыге живут к западу от осетин. Народ этот занимает на северном склоне Кавказа, самую наибольшую его часть. Малая Кабарда, большая половина кабардинской плоскости между рр. Череком и Малкой, подгорные пространства между pp. Тебердою, Кубанью, Лабою, Белою [64] (Шаугуаши), левый берег нижней Кубани, наконец Восточный берег Черного моря, от впадения Кубани в Черное мoрe до р. Бзыба, занят черкесским народом, разделенным на небольшие общества, частью покорные, частью враждебные, как это увидим ниже.

Община есть первая ступень политического быта каждого народа. Община является первоначально самобытной единицей, в которой семейства или роды все одного происхождения и имеют одни и те же интересы. Община, по мере увеличения своего, раздроблялась на большее или меньшее число общин, которые тотчас отделялись друг от друга и образовали каждая самостоятельное целое. Устройство общины или колена, — есть первое политическое устройство человека. На равнинах общий интерес, единоплеменность, взаимная безопасность, а чаще всего завоеваниe, соединили общины в государства, и независимость общин исчезла в государственном единстве. В горах напротив: общины, по мере своего размножения, делились все более и более, и чем неприступнее горы, тем более раздробления, тем на большее число самостоятельных общин делился одноплеменный народ. В этом то первобытном коленном устройстве остались с незапамятных времен кавказские горские народы, и каждый из них разделен на маленькие независимые общества.

Перейдем теперь к черкесам. По преданиям туземным, кабардинцы и бесленеевцы (Капартай и Беслан-ай) считаются древнейшими черкесскими народами, поселившимися на северной покатости Кавказа. По преданиям залабинских черкес, бесленеевцы и кабардинцы жили по подгорью между рр. Белою, Лабою и Урупом и постепенно были потесняемы к востоку народами черкесскими, выселявшимися через горные перевалы с восточного берега Черного моря. Трудно объяснить происхождение слова черкес, [65] принятого как общее наименование черкесского народа. Происходит ли оно от татарского слона чер-кес (пресекающий дороги, грабитель) или от р. Черека, где черкесский народ в своих переселениях впервые столкнулся с осетинами и сделался изветным сим последним (Объяснения эти совершено произвольны и ни на чем не основаны. Чер-кес вовсе не значит по-татарси "пресекающий дорогу". Вероятнее всего итальянские купцы (венецианцы и генуезцы), основавшись на Кавказском побережье Черного моря, возобновили классическое название керкат, в фopме circassi , откуда и возникло черкес, распространившееся но всей Европе. Е.В.). Черкесы скорее, соглашаются на это последнее объяснение. Названия черкесских обществ все происходят от имени владельцев, с прибавлением на конце частички ай или ой, обозначающей владение, напр. Капартай-кабардинцы, Беслан-ай-бесленеевцы, Темиргой — темиргоевцы, Гатюкой, Егорукай и проч.

После кабардинцев и бесленеевцев, по преданиям, выселились с прибрежья Черного моря темиргоевцы и гатукаевцы и, потеснив бесленеевцев, поселились в горах, где живут ныне абадзехи. После темиргоевцев перевалились через хребет и заняли подгорие по нижней Кубани шапсуги, бжедухи и натхокуадж, после них махошевцы. Cии последние, потеснив темиргоевцев на плоскость (кях   —  нижняя земля), поселились на р. Белой, в майкопском ущельи. Махошевцев вытеснили на pp. Псефир и Фарз абадзехи фамилии Бешуко и заняли их место в уроч. Майкоп. Затем появились на северной покатости гор, между pp. Белой и Псекупсом, егерукаевцы (Егор-огг-ай), и, в свою очередь, из гор были потеснены на плоскость абадзехами едиковскими, Джангет-хабль и Даур-хабль. Наконец последними по времени переселенцами считаются абазинцы, постепенно переходившие из Абхазии в течении столетий через горные перевалы, на пространстве между pp. Тебердой и Белою и явившиеся впоследствии, как самостоятельные общества: Там, Башильбай, Барак-ай, Баго, Кизиль-бек, [66] Шагирей и при-кубанских и кумских абазинцев. Постепенное выселение абазы из Абхазии продолжается и доныне. Так рассказывают черкесы про свое постепенное расселение с прибрежья Черного моря. Трудно проверить истину этого придания, можно сказать только, что эти все адигские народы в физиологическом отношении принадлежат одному племени, имеют один общий язык. Везде вы встречаете одно и тоже очертание лица, сложение черепа, ту же телесную красоту, силу и умственные способности.

Родоначальником черкесских князей считается Инал-кес. Откуда взялся этот Инал, предание говорит неясно. Черкесы считают Инала происходящим от аравийских эмиров.Но это мне кажется выдумкой новейших эфендиев, желавших дать аравийское начало черкесским князьям, принявшим магометанство. У Инала, первого черкесского князя, по преданиям было четыре сына: Темрюко, Беслан, Заноко и Капарт (Академик Паллас в своем Vojage dans, les gouvernements meridionaux, I, 428, сообщает другое родословие потомков Инала. Подробная генеалогия некоторых родов кабардинских и черкесских мурз была составлена еще в 16-м столетии по случаю брака царя Ивана Грозного с черкесскою княжной. Родословия эти напечатаны С. А. Белокуровым в книге "Сношения России с Кавказом". Выпуск l (Москва, 1889). Барон Сталь справедливо считает выдумкою происхождение черкесских князей от аравийских эмиров. Легенда эта явилась во время распространения ислама среди горцев, когда понадобилось оправдать власть князей, незаконную с точки зрения шариата, если она не основана на преемстве от потомков калифа). Инал властвовал над черкесами нераздельно и при жизни раздал сыновьям в управление народы, которые от имен этих сыновей получили свои названия. Темиргоевцы получили название от Темрюка, бесленеевцы от Беслана, кабардинцы от Капарта, одни только шапсуги не взяли названия от управлявшего ими Заноко, четвертого сына Инала. Сам же Инал жил среди темиргоевцев. Темрюко, управлявший сими последними, быле человек честолюбивый и "железного сердца". Не довольствуясь уделом, он пожелал быть князем над всеми черкесcкими владениями, чего и достиг, лишив власти отца своего [67] Инала. Но братья не признали власти Темрюка и сделавшись сами самостоятельными, поочереди пропитывали престарелого и изгнанного отца. Инал смирился перед судьбою; не искал получить утраченную власть, но потребовал от сыновей своих, чтобы они всегда признавали князей темиргоевских старшими, в память того, что он, властвуя над черкесами, имел пребывание у темиргоевцев. Таким образом, все князья черкесские считаются происходящими от одного предка. Князья Болотоко, потомки Темрюко, владеют темиргоевцами, потомки Капарта: 1) Бек-Мурза, 2) Кайтука. 3) Мисост и 4) Атажук — владеют Большою Кабардою: Каноко и Шалохо-бесленеевцами, Сидоко и Егебоко — башильбаевцами, Багорсуко — махошевцами, Керкеноко — гатюкаевцами. Власть Заноко над шапсугами прекратилась, но фамилия эта существует доныне и глубоко уважается шапсугами.

Владетельные дворяне (уорк-тлехотль, тляко-тляж) в Большой Кабарде считаются происходящими от грузинского князя Генартука. Потомки Генартука были главными военачальниками и советниками кабардинских князей, во всех завоеваниях и войнах с монголами. В прочих черкесских народах, дворянство ведет свой род, по преданиям от двух братьев Аче и Чаче, первый был женат на владетельной княжне, а второй на простой вольной женщине. Потомки Аче образовали класс влияетельных дворян (тляко-тляж), потомки Чаче образовали нижние два класса дворян (тльфюкотль и уоркша-отлехуса). Я собрал предание, а каждый может судить сколько в нем смысла и веса.

О заселении Малой Кабарды существует следующее предание. Бecлeнeeвcкий князь Гиляхсен (О князьях из рода Гиляхсен и их владениях в Малой Кабарде см. Klаproth, Voyage аu Mont Саuсаsе, I. 314, 392, 429, 434. Е. В.) из фамилии Исканоко (вероятно Каноко) бежал из-за Кубани по [68] кровомщению, переходил с аулом своим через Большую и Малую Большую и Малую Кабарду и Чечню и, дойдя с кочевьями до р. Яман-су (в кумыкском владении), умер.

Его сыновья Жамурза и Каншау возвратились но р. Сунже на р. Кимбиле и оттуда, перейдя через кабардинский хребет, поселились на р. Пседахе. От Каншау происходит фамилия Ахло, от Жамурзы фамилия Мудapo. Теперь считается 9-е поколение от князя Гиляхсена. Каншау и Жамурза, поселясь на р. Пседахе, заняли землю никому не принадлежавшую. Подвластные платили князьям ясак по кабардинскому обычаю. фамилия Ахло существует и доныне, фамилия Мударо пресеклась в 1810 году. Права этой фамилии перешли в дом князей Бековичей, по женитьбе Бековича на княжне Кончоко, последней из дома Мударо.

У черкес, также как и у осетин и чеченцев, существует предание о франках (френг). Каждая древняя развалина, церковь или гробница, которой начала горцы себе обяснить не могут, считается построенною франками. франк в понятиях народа, имеет какое-то баснословно рыцарское значение. По понятиям горцев, франки были христиане, первые рыцари в миpе и гиганты (нарт). франки делали лучшее холодное opyжиe, и до ныншнего времени европейский клинок высоко ценится горцами. Страннее всего, что отдаленные кистины и галгаевцы постройку своих башен приписывают франкам. Кроме франков горцы знают по преданиям о венецианцах (венедик) и генуезцах (дженове, дженуз), с которыми в прежнее время торговали. Очень мало воспоминаний осталось о византийских греках (руми). Кабардинцы приписывают им постpoeниe Боргосанта (Под именем Боргосанта или Бургуссана известен продоловатый и плосковершинный холм при слиянии р. Подкумка с р.Эшкаконом, в 15-ти в. к с.-з. от Кисловодска. Местные смутные предания сообщают, что на горе находилось франкское укрепление. Более употребительные названия этого холма Рим-гора или Рум-кале (греческая крепость) указывают скорее на византийскую эпоху. Были попытки объяснения названия Боргосант итальянским Borgo santo, т.е святой городок, но для этого нет достаточных оснований. В печати первые сведения даны академиком Палласом в 1799 г. Е. В.) [69] (вблизи Боргустанской станицы). Татары называют боргустанские развалины Рум-кале, приписывая Тамерлану раззорение этой крепости. Ближайшие соседи черкес на плоскости были ногайские народы, остатки некогда грозных орд Тамерлана, Тахтамыша и Темир-Кутлука (Впоследствии большая часть этих ногайцев переселилась в Турцию. Е. В.). Часть их, как напр. Калаус-Саблинские и Бештавокумские ногайцы, в числе 12,500 душ обоего пола, в настоящее время отделены от черкес нашими линиями. В прежнее время этот народ терпел много от черкес, которые постоянно у них живились пленом, лошадьми и скотом. Кубанские ногайцы, в числе 17-ти тыс. душ обоего пола, живя по Кубани, находятся в прямом соприкосновении с черкесами и сохранили свою воинственность. Ногайцы карачаевские, малкарские и уруспиевские, 16,250 душ обоего пола, были покорены кабардинцами, о чем подробно будет сказано ниже. Всего же ногайцев, ближайших к черкесам, 45,750 душ. Черкесы, как завоеватели, пренебрегают ими и считают свою породу выше ногайской. Все черкесское народонаселение простирается до 325,000 душ обоего пола. Народ этот частью покорен нам, частью продолжает упорную войну.

Черкесские народы покорные, в числе 56.417 душ обоего пола. Bсе эти народы имеют своих князей и дворянство, но над властью князей поставлена власть приставов, назначенных начальниками края. Эти народы суть: 1) черкесы Большой Кабарды 27096 душ обоего пола, 2) черкесы Малой Кабарды 12756, 3) кумские абазинцы 2550, 4) кубанские абазинцы 3900, 5) бесленеевцы 5115, 6) махошевцы 4000 и 7) часть покорившихся темиргоевцев и гатукаевцев до 1500 душ обоего пола.

Непокорные черкеские народы 267 т. душ обоего пола. Непокорные черкесы разделяются на множество обществ [70] самостоятельных. В недавнее время они были враждебны между собою. В настоящее время распространение нового учения (мюридизма) породило в этих народах попытки соединиться тесным союзом, которые впрочем далеки еще до предположенной цели.

Общества черкесские неравной величины по народонаселению, наибольшие общества имеют до 12-ти тыс. душ обоего пола, наименьшая от 2-х до 3-х т.душ. Наибольшая часть непокорных черкес управляется своими старшинами из дворянского сословия и народными собраниями (за-уча). Эти народы суть: 1) абадзехи 40000 душ обоего пола, 2) Большой Шапсуг 23 т. семейств, до 100 т. душ обоего пола, 3) Малый-Шапсуг 15 т. семейств, до 60-ти т. душ обоего пола, 4) натухайцы (натхо-куадж) 5 т. семейств, до 20-ти т. душ обоего пола, 5) убых до 10-ти т. душ обоего пола, 6) кизиль-бек 3 тыс. душ обоего пола, 7) шагирай, 8) баго, 9) баракай и 10) там (во всех четырех обществах 6 т. душ обоего пола). Шесть непокорных черкесских народов имеют своих князей: 1) темиргой (кемгой) 8168, 2) гатюкой 6521, 3) мамхир 2420, 4) бжедухо до 4000, 5) беглые кабардинцы 4407 и 6) башильбай 2677 душ обоего пола. Для постепенного покорения черкес, охранения наших границ и содержания в повиновении покорившихся народов, край, пограничный с непокорными черкесами, разделяется на четыре главные начальства: 1) центр кавказской линии, 2) правый фланг кавказской линии, 3) черноморская кордонная линия и 4) черноморская береговая линия. Каждое из этих главных начальств имеет свои кордонные линии, свое управление, свои подвижные резервы, свое подразделение на участки.

Центр кавказской линии. Начальник центра кавказской линии заведывает Большою и Малою Кабардою. Жители черкесского происхождения в числе 40 т. душ обоего пола, [71] покорны нам со времени мятежей 1804 и 1822 годов. Вместе с кабардинцами покорились нам народы татарского происхождения и дигорцы (осетинского происхождения), признававшие власть кабардинских князей, а также и кумские абазинцы; так что в настоящее время число мирного народонаселения центра кавказской линии простирается до 65-ти т. д. обоего пола. О народах этих будет сказано подробно ниже. Главная забота наша в центре кавказской линии состоит в том, чтобы сохранить спокойствие края и оградить жителей с одной стороны от возмутительных вызовов Шамиля, а с другой от вызовов непокорных черкес, живущихе в paйоне правого фланга кавказской линии.

Черноморская кордонная линия. По правому берегу нижней Кубани и по берегу Черного моря, от устья Кубани до границ земли Донского войска, поселено Черноморское линейное казачье войско. Народонаселение его простирается до 70-ти тыс. душ. Черномория выставляет 12 конных полков, 9 пеших батальонов и 3 конных батареи. Война против непокорных шапсугов и натухайцев ограничивается охранением кордона по Кубани, содержанием гарнизонов в укреплениях Абинском и Афипском, построенных в земле шапсугов, и когда обстоятельства этого потребуют, то набегами к непокорным.

Черноморская береговая линия. Она состоит из укреплений, построенных по берегу Черного моря. Назначение этих укреплений есть препятствовать тайной контрабандной торговле черкес с турками. Для споспешествования этому, начальник черноморской береговой линии имеет в своем распоряжении флотилию, которая крейсирует по берегам и истребляет контрабандные суда. По мере надобности делаются набеги в земли непокорных шапсугов, натухайцев и убыхов. Самая деятельная наступательная война против непокорных черкес производится на правом фланге кавказской линии, [72] и потому рассмотрим состав правого фланга, его силы, народы мирные и непокорные, живущие в его районе.

Правый фланг кавказской линии простирается от границ Черноморского войска до вершин Кубани и впадения в оную р. Теберды. В управление его включены в кордонном отношении земли: 1-й (Кавказской), 2-й (Лабинской), 3-й (Кубанской), 4-й (Ставропольской) и 5-й (Хоперской) бригад линейного казачьего войска. С юга границу его образует прямая линия от укрепления Каменной башни, на верхней Кубани, до укрепления Ахметовского на р. Лабе. Наконец к правому флангу принадлежит пространство между pp. Лабою, Белою и Пшиш. Правый фланг кавказской линии подразделяется на 4 главный части: 1) кубанская линия, 2) лабинская линия, 3) зеленчукская линия и 4) вновь начатая линия на р. Белой и состоящая доселе из одного укрепления.

Кубанская линия подразделяется на четыре участка: 1) усть-лабинский, 2) прочноокопский, 3) ставропольский и 4) баталпашинский. Каждый из этих участков заключает в себе по одной бригаде линейного казачьего войска, часть которой содержит кордон по Кубани. Кроме того кубанскую линию усиливают укрепления: 1) Каменная башня на Кубани, 2) Хумара, 3) Прочный Окоп и 4) Усть-Лаба. Они нам служат как опорные пункты и как места склада запасов.

Лабинская линия начата с 1841 года; она прикрывает часть Кубани от укр. Прочного Окопа до укр. Усть-Лабы.

Лабинская линия заселена 13-ю укрепленными станицами 2-ой бригады линейного казачьего войска и усилена укреплениями и постами: укр. Ахметовским, Шалоховским (постом), Подольским (постом), укр. Зассовским, Курганным, Родниковским (пост), Егерукаевским, Анзоровским и другими меньшими постами.

Кроме того на Лабе предложено в 1852 и 1853 годах поселить еще две станицы: одну у [73] Курганного укрепления, другую против бывшего Зассовского укрепления на самой Лабе.

Зеленчукская линия состоит из укр. Надежинского, которое имеет соообщение с кубанской линией через пост Большерский и укр. Каменного моста на Большом Зеленчуке. Зеленчукская линия в настоящем ее положении не образует сплошной кордонной линии; укр. Надежинское есть передовой пункт в подгорном пространстве между Кубанью и Лабою, весьма важный в отношении обладания нашего этим краем. В будущем году предполагается устроить линию между укр. Ахметовским на Лабе и Надежинским, построить укрепление на p. Mapyx и открыть дорогу из Надежинского укрепления в ст. Баталпашинскую.

Кордон правого фланга кавказской линии чрезвычайно обширен, слишком 620 верст, должен быть обеспечен конными и пешими постами и резервами. Так например, линия по Кубани от укр. Каменного моста до Усть-Лабы и поста на Изрядном источнике (на границе Черномории) 365 верст длиною; кордон по Лабе от укр. Ахметовского до кр. Усть-Лабы 180 верст длиною; линия от кр. Прочноокопской до укр. Зассовского 72 версты, всего 619 верст. С учреждением лабинской линии, часть кордона по Кубани от кр. Прочного Окопа до кр. Усть-Лабы, оставаясь внутри линии и прикрытою лабинским кордоном, могла быть ослаблена и число казаков на вышесказанном протяжении линии с 1850 года уменьшено. Наружная кордонная линия на правом фланге осталась все таки значительной и заключает в себе 421 версты, а именно: от башни на Кубани до кр. Прочного Окопа 180 верст, от кр. Прочного Окопа до укр. Зассовского 74 версты, от укр. Ахметовского по Лабе до кр. Усть-Лабы 180 верст. Сверх того заняты гарнизоном передовые пункты: укр. Надежинское, Каменный мост на Зеленчуке и укрепление на р. Белой. [74]

Для охранения столь обширного кордона и противодействия неприятелю, начальник правого фланга кавказской линии имеет в своем распоряжении:

Пехоты: 13 батальонов, а именно: 5 батальонов Ставропольского полка, 3 кубанские батальона, батальон Тенгинского пехотного полка, 3 линейные кавказские и один пеший казачий батальоны. Из всего этого числа можно взять в отряд до 5-ти батальонов пехоты, впрочем, на короткое время; остальная пехота должна оставаться по укреплениям и станицам для содержания караулов и для прикрытия полевых работе.

Кавалерии. 5 бригад линейного казачьего войска (1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я), всего 17151 служащих казаков двух очередей, из которых половина состоит на льготе и два донских полка, всего 18300 казаков. Из этого числа можно двинуть в отряд на непродолжительное время до 3500 казаков, остальные распределены по кордону.

Артиллерии: 2 пеших батареи (2-я и 3-я легкие), 6 гарнизонных подвижных орудий, линейная казачья конная № 13-я батарея и 4 орудия легкой казачей конной № 14-й батареи, всего 34 полевых орудия, из этого числа могут быть взяты в отряд 10 пеших и 8 конных орудий. Укрепления и станицы вооружены 113-ю чугунными орудиями. Таким образом, начальник правого фланга может без ослабления кордона располагать 20-ю ротами пехоты, 3500 казаков и 18-ю орудиями. Сверх того можно собрать обыкновенно на короткое время 1000 милиционеров из мирных ногайцев.

Число это достаточно для противодействия сборам черкес и для кратковременного набега в земли непокорных, но при этих силах мы с трудом и то постепенно можем приводить в исполнение предприятия, которые имеют наибольшее влияние на успокоение края, т. е. довершение [75] лабинской линии и устройство линии на р. Белой. Окончание этих предприятий не только упрочит за нами покорность черкесских, абазинских и ногайских народов, в числе до 50-ти тыс. душ обоего пола, но даст нам наступательную позицию к народам, живущим за р. Белою.

Составляя этот этнографический очерк черкесского народа, его нравов и быта, я не буду входить в топографические подробности края; но считаю необходимым сделать краткое статистическое описание народов, обитающих в районе правого фланга, черкес, живущих в центре кавказской линии и по восточному берегу Черного моря. К сожалению, статистические сведения о шапсугах, натухайцах и убыхах весьма недостаточны.

Народы, обитающие в районе правого фланга кавказской линии, принадлежат двум различным поколениям: А) ногайскому- татарского или тюркского происхождения и Б) черкесскому кавказско-горского происхождения.

А. Ногайцы (наайтса) татарско-тюркского происхождения разделяются на пять фамилий: 1) ногайцы тахтамышевские, 2) ногайцы мансуровские, 3) кипчаковские, 4) карамурзинские и 5) наврузовские.

Б. Черкесского происхождения: 1) абазинцы (алты-кисек или басхаги) выходцы из Aбхазии; они подразделяются на семь отдельных частей или обществ:а)кубанские абазинцы, б) башильбаевцы, в) тамовцы, г) шагиреевцы, д) кизильбековцы, е) баговцы, ж) баракаевцы, (Автор ошибочно считает абазинцев черкесским народом: они принадлежат к абхазскому племени и сохранили абхазский язык. В неизвестную эпоху часть абхазцев, перейдя на северный склон Кавказского хребта, водворилась в верховьях Большой и Малой Лабы, Зеленчуков, Урупа и других притоков Кубани. Е. В.), 2) беглые кабардинцы, 3) бесленеевцы, 4) махошевцы, 5) темиргоевцы (кемгой), 6) егерукаевцы, 7) мамхирцы, 8) бжедухи или гатюкаевцы, 9) абадзехи подразделяющиеся на семь известных нам обществе или народов: а) туба, б) теме-даши, в) джангет-хабль, [76] г) даур-хабль, д) нежуко-хабль, с) гатюко-хабль, ж) тфишебс; остальные общества этого народа нам неизвестны. На Кубани собраны в один аул закубанские армяне, жившие прежде между черкесами. Относительно зависимости к нам, народы разделяются на мирных или покорных и на непокорных.

К покорным принадлежат: 1) ногайцы всех 5-ти фамилий, 2) кубанские абазинцы, 3) бесленеевцы, 4) махошевцы, 5) небольшая часть беглых кабардинцев, гатюкаевцев и темиргоевцев, воротившихся к нам из бегства за р. Белую. К непокорным: 1) семь абадзехских обществ, 2) гатюкаевцы, 3) темиргоевцы, 4) егерукаевцы, 5) мамхирцы, 6) беглые кабардинцы, 7) башильбаевцы, 8) кизильбековцы, 9) шагиреевцы, 10) баговцы, 11) баракаевцы и 12) тамовцы. Рассмотрим эти народы подробно.

Ногайцы. Общее число дворов 2482, душ мужского пола 8017, женского 7312, а всего 16439 душ. Народ мирный, исполняющий все требования приставов. Податей и повинностей не несут никаких. В случае больших сборов черкес, ногайцы выставляют до 1000 человек милиции. Народ занимается преимущественно скотоводством и коневодством. Магометанское вероисповедание и связи с черкесами поддерживают в них склонность к хищничеству и воровству. У ногайцев есть своя аристократия. Она состоит из султанов (потомков крымских ханов), мурз или князей и дворян или узденей. Ногайцы обозначают высшие свободные классы народа, словом "белая кость". Весь же несвободный класс, или черная кость, есть собственность свободных классов. Шариат, постененно входящий в понятия народа, ограничил права князей и дворяне мирскою сходкою, характер которой и устройство тоже что и у черкес. Ногайцы подразделяются, как мы выше сказали, на пять фамилий, а именно: 1) тахтамышевские, 2) мансуровские, 3) кипчаковские, 4) карамурзинские и 5) наврузовские. [77]

1)Тахтамышевские ногайцы живут на левом берегу Кубани между укр. Хумарою и Джигутою. Народ мирный, занимающийся с успехом скотоводством, коннозаводством. В 1847 году, приехавшие из Казани шейхи, породили там большое волнение, проповедуя покаяние и шариат; но шейхи были схвачены и волнение утихло. Связи их с черкесами весьма неважны. Число дворов тахтамышевских ногайцев 636, душ мужского пола 2081, душ женского пола 1937, а всего 4021 д. обоего пола. Важнейшие фамилии: 1) Султан-Азамат-Гирей, 2) Тугановы, 3) Карамурзины и Ахловы.

2) Мансуровские ногайцы. Власть князей значительно у них упала. В 1846 году в мансуровском народе было волнение, произведенное Аджи-Аги Ефендием и узденем Дженбулук Кутановым. Волнение имело целью уничтожениe прав князей. "Князья, говорили народные волнователи, нужны были нам для защиты против неприятеля. Но теперь, когда мы покорились Poccии и нам защищаться не от кого, то нам князей не нужно и платить им ясака не следует". Разумеется ногайцы поговорили, потолковали и принуждены были замолкнуть. Мансуровцы самый кроткий и мирный народ. Милиция их плоха, внутреннее управление по обычаям предоставлено им. Народонаселение все живет на левом берегу Кубани и по обоим берегам Малого Зеленчука. Число дворов 395, мужского пола 1066 душ, женского пола 1248, а всего 2314 душ. Важнейшие фамилии: 1) князья Мансуровы, 2) Сунжевы, 3) Бадриковы, 4) Салангереевы и 5) Ураковы.

3) Карамурзинские ногайцы. Живут по левому берегу Кубани, дворов 321, душ мужского пола 975, женского пола 980, обоего пола 1955 душ. Важнейшие фамилии суть Камурзины и Тулатовы.

4) Кипчаковские ногайцы. Живут на левом берегу Кубани, смежно с карамурзинскими, на пространстве между [78] станицами Барсуковской и Николаевской. Число дворов 395, душ мужского пола 1367, женского пола 1283, а всего 2650 душ. Важнейшие фамилии: султаны Девлет-Гирей, Мамай, Алчагировы и Абуловы.

5) Наврузовские ногайцы живут по левому берегу Кубани, между станицами Убежинской и Тифлисской. Самые воинственные между всеми ногайцами. Князья уважаются народом. В 1822 году они убежали за Лабу и воевали против нас. Это заставило нас в 1823 году сделать набег за Лабу и вывести их оттуда обратно на Кубань. Милиция их очень хороша. Князья отличные наездники. Наврузовские ногайцы дают нам лучших вожаков и лазутчиков, потому что имеют большие связи с черкесами. Число дворов наврузовских ногайцев 765, мужского пола 2555 душ, женского — 2864, а всего 5419 душ обоего пола. Важнейшие фамилии: 1) султаны Магомет и Селим-Гирей, 2) Довлицеевы, 3) Бибердовы, 4) Беймурзины, 5) Джетиш-Куловы, 6) Каплан-Нечевы и 7) Уруссовы.

Кроме этих ногайцев был еще один аул ногайский на р. Уруп, так называемый султановский; это было пристанище воров, которые занимались кражею скота и лошадей в ногайских аулах и станицах и передачею в горы и получали обратно из гор, уворованный там скот и лошадей. Этот род меновой торговли вероятно очень шел успешно, потому что в несколько лет число дворов этого аула возрасло до 200. Этот аул теперь не существует. За р. Белою есть тоже ногайский аул довольно значительный. Часть ногайцев, не желавшая в 1823 году вернуться на Кубань, осталась там. Туда отправляются поодиночке ногайцы из всех фамилий, живущих на Кубани, в случае если попались в воровстве и боятся за это ответа, или те которые по обету для своего душеспасения считают необходимым пойти на несколько лет в [79] Хаджиреты. Так как помешать этому одиночному бегству очень трудно, то нам остается только стараться извлечь из этого пользу, чего мы и делаем. Сношения кубанских ногайцев с одноплеменным аулом за р. Белой дает нам лучших и надежных вожаков в случае движения наших отрядов в горы.

Армяне. Против Прочноокопской крепости, на левом берегу Кубани, находится армянский аул (Ныне это обширное, богатое и торговое селение Армавир, на линии ростово-владикавказской железной дороги. Е. В.) Гияур-хабль, водворенный генералом Зассом, из всех армян живших рассянно в горах. Число дворов аула 520, мужского пола 2367 душ, женского 2633 душ, а всего до 5000 душ обоего пола. Армяне народ торговый и совсем не воинственный. Торговлей они приобрели в горах лучших лошадей и оружие, но это не сделало их храбрее. Обычаи их сходны с черкесскими. Торговля их с черкесами очень рискована. Нередко бывало, что на возвращающегося домой армянина, нападают абадзехи и обдирают до чиста: но этот пример не удерживает ни пострадавшего, ни других армян от новой попытки. Настойчивый (когда дело идет о барыше) армянин, оправившись от побоев, опять отправляется на торговлю в горы. Видно, что торговля при всей своей рискованности очень прибыльна. Армяне имеют у себя много крестьян, вымененных у черкес. Эти крестьяне часто делают побеги в горы.

Народы черкесского происхождения.

Абазинцы (алты-киссек, шестиродные), всего 14045 душ обоего пола. Абазинцы происхождения цебельдинского, выселившиеся постепенно из Абхазии по недостатку земли, по кровомщениям и другим причинам. Они занимают самую высшую полосу по северной покатости хребта, на пространстве между вершинами Кумы, Подкумка, на левом берегу Кубани и в вершинах [80] рек Кефира, Бежгона, Лабы, Ходза и Губса. Они подразделяются на: 1) кумских абазинцев, подчиненных начальнику центра, 2) кубанских абазинцев, 3) башильбаевцев, 4) тамовцев, 5) кизильбековцев, 6) баракаевцев и 7) баговцев.

Абазинцы верхне-кумские вели упорную войну во время восстания большой Кабарды в 1822 году. Предводителем их был Нартуко. Испытав поражения и значительно уменьшенные народонаселением, абазинцы наконец успокоились и вместе с предводителем своим Нартуковым покорились генералу Ермолову, который их водворил на том месте, на котором живут ныне. Кумские абазинцы живут на верхней Куме и Подкумке в 4-х аулах; душ обоего пола 2550. Они занимаются земледелием и скотоводством, имеют 4400 лошадей, 34 тыс. овец и 2060 штук скота. Подчиняются через карачаевского пристава начальнику центра кавказской линии. Важнейшие фамилии этого рода: 1) Абуко, 2) Жантемир, 3) Трам и 4) Лоов.

Кубанские абазинцы подчинялись прежде князьям Большой Кабарды, а с 1822 года покорны нам. Народ мирный и трудолюбивый, отличается особенною физическою красотою. Число дворов 536, душ мужского пола 1949, душ женского пола 1951, а обоего пола 3900. Скотоводство и конские заводы у них прекрасные. Важнейшие фамилии суть: Лоов, Дударуко, Клычч, Биберд, Исмаил и Трам. Дударуко и Лоовы считают себя происходящими от арабских эмиров, что впрочем невероятно.

Башильбаевцы абазинского происхождения до 1849 года жили мирно. Народонаселение их жило в 327 дворах и состояло из 1297 душ мужского и 1380 женского, а всего 2677 душ обоего пола. Важнейшие фамилии: князья Сидоко и Егибоко и дворяне: Тлохо, Исмаиловы и Камордо. Земледелием мало занимались. Князь Магомет-Гирей Сидоко был [81] очень уважаем народом за храбрость, доказанную им в прежних хищничествах; скотоводство было их важнейшим занятием. Башильбаевцы склонны к хищничеству; в 1850 году, возмущенные Магомет-Амином, они ушли за Лабу и Белую,

Народонаселение остальных абазинских народов в подробности неизвестно, но приближенно считается тамовцев 511, кизильбековцев 375, шагиреевцев 402, баговцев 205 и баракаевцев 180 дворов. Тамовцы управляются старшинами из дома Лаховых, кизильбековцы и остальные маленькие народы управляются также своими старшинами; но признают своим главою султана Ярика единственно потому, что он хороший наездник. Они живут в ущельях и неприступных местах, занимаются скотоводством и весьма мало земледелием. Все эти народы враждебны нам и потому там сборище: место всех хищников. Кизильбековский султан Ярик известен как один из первых наездников за Кубанью. Трудные пути, а в особенности неприступные трущобы, в которых живут эти непокорные деревни, надолго еще будут обеспечивать их от наших наказаний.

Беглые кабардинцы. Народонаселение их состоит из 664 дворов, 2440 душ мужского пола и 2267 душ женского пола, а всего 4707 душ. Важнейшие по происхождению и по влиянию своему фамилии суть: Атажук, Навруз, Карамурза (Докшуко), Ахандуко, Маргуш, Кубат, Касай, Кайтука, Бабуко, Чижоко, Кондоро, Уважука, Трам, Анзауруко, Джаноко, Беслан, Джансид, Куденет, Докшуко и Абат (последний шапсуг по происхождению). До 1804 года беглые кабардинцы жили в Кабарде. Когда вспыхнул там мятеж, впоследствии потушенный нами, то часть князей и дворянства, не желая быть под нашею властью, бежали в закубанский край, бывший тогда под покровительством турецкого султана. Народ воинственный, отличные наездники, [82] имеют князей и сильное дворянство, князья и дворяне соблюдают строго старшинство и иepapxию между собою. У кабардинцев и темиргоевцев более нежели у других черкес сохранилось аристократическое начало. Князья беглых кабардинцев родственники владельцам Большой Кабарды и считаются потомками Инала, сына Кеса или Касая, родоначальника кабардинских князей. В новейшее время радикальное учение магометанства, известное под названием мюридизма, проникло также и к беглым кабардинцам, и потому князья с дворянством поделились управлением над обществом. Когда кабардинцы жили на верхнем Урупе, Марухе, Аксауте и Куве, то народное coбpaниe их постоянно было на Марухе. В 1846 году беглые кабардинцы учредили у себя верховное судилище (мегкеме), состоящее из председателя (валия Магомета Атажукина) и членов из почетных старшин и эфендиев. В 1849 году кабардинцы бежали за р. Белую, увлеченные проповедями Магомет-Амина (Магомет-Амин был наибом Шамиля среди черкесских племен. Биографические сведения об этом замечательном человеке имеются в статьях профессора Казем-Бека (журнал "Русское Слово", 1860 г., июнь) и Н. И. Карлгофа (Кавказский календарь на 1861 г.) Е. В.). Пока жили в своих привольных местах по pp. Урупу и Аксауту, они занимались мало земледелием, но скотоводство и коневодство было у них в хорошем положении. Лучшие табуны были Атажукина, Кайтукина и Трама. Беглые кабардинцы никогда искренне не были покорны. Они открыто не воевали с нами, но помня мятежи 1804 и 1822 годов, вследствие которых лишились земель в Большой Кабарде, они скрытно ненавидели нас, и как тонкие дипломаты тайными интригами старались везде возбудить против нас врагов. Их соотечественники, поселившиеся между абадзехами, были всегда во главе всех предприятий и набегов. Щегольством наряда и модами они служили примером всем черкесам, живущим за Кубанью. Трудно [83] верить, чтобы этот народ не вернулся очень скоро к нам, и не просил позволения поселиться на прежних местах, где им было жить так хорошо и привольно.

Бесленеевцы. 610 дворов, 2535 душ мужского пола и 2580 душ женского пола, а всего обоего пола 5115 душ. Народ живет в 11-ти аулах, имеет князей и дворянство; старшие князья у них Каноковы и Шалоховы, потомки Беслана, сына Инала Касая, родоначальника кабардинских князей. В 1843 году они по наущению Хаджи-Магомета бежали было за Лабу и поселились по р. Ходз; но со смертью старшего князя Айтека Канокова (известного наездника и хищника) они в 1844 году вернулись и покорились нам. До 1849 года они жили на pp. Урупе, Больших и Малых Тегенях и Окарту. Часть их жила за Лабою в 4-х аулах, из коих значительнейшие были Каспот Канокова и Асланокова. Приволье мест по Тегеням и Окарту и плодородие почвы привязывало бесленеевцев к земли. У них было отличное скотоводство и коневодство и лучшее чем у других черкес земледелие. Бесленеевцы говорят лучшим и изящнейшим черкесским языком, такие же тонкие дипломаты и отличные наездники как и кабардинцы. Лучшие фамилии суть княжеские: Каноко и Шалохо, дворянские: Тазартуко, Маршако, Тляходуко, Кельмурза, Дахоко, Докшуко, Асланоко и Биж. В 1848 году, возвратившийся из Мекки Канамат Тляходуко, бесленеевец, беспрерывно вызывал их к восстанию и бегству за Лабу и Белую; он успел было уговорить князей Каноковых, но народ не пошел за князьями и остался на Тегенях. Ныне, по распоряжению начальства, бесленеевцы переселены из Тегеней на Уруп, где они будут подальше и безопаснее от непокорных, которые всеми силами стараются их поднять и увлечь в горы.

Махошевцы. 5,000 душ обоего пола. Живут по pp. Фарсу и Псефиру. Старшие князья у них Багарсуковы, [84] кабардинского происхождения. Народ воинственный и склонный к хищничеству. Могут без труда выставить до 500 конных и живут хуторами. Самый важнейший аул их есть Тлабугай. В недавнее время князь махошевский Магомет Багарсуко за преданность нам расстрелян Магомет-Амином.

Темиргоевйы, егерукаевцы и мамхирцы. Все эти три народа соединены вместе под одною владельческою фамилию Болотоковых. Один из этих князей Джембулат, сын Айтека Болотова, имел огромное влияние на весь закубанский край. Он был славен своею храбростью, сильным характером и крутою волей. Это был последний представитель рыцарского поколения прежних черкесских князей. Род Болотоко высоко уважается за Кубанью, ни одна фамилия княжеская не имеет такого веса и значения. В настоящее время владелец темиргоевцев, егерукаевцев и мамхирцев есть князь Карабек Болотоков. Темиргоевцы народ воинственный, имеют сильное дворянство. Тляхотляжи темиргоевские (владетельные дворяне) высоко уважаются за Кубанью. Важнейшие из этих дворянских фамилий, постоянно имевших большое влияние в своем народе, суть Догужиевы и Тлекечуковы. В 1849 году, по наущению Магомет-Амина, все эти три народа бежали за Белую. Сестра Карабека Болотова выдана замуж за Магомет-Амина, присланного Шамилем наиба. Это был первый пример неравного брака черкесской княжны с неизвестным пришельцем. Все эти три народа лучшие наездники и ни в чем не уступают кабардинцам. Мамхирцы отделились от абадзехов и уже давно признают власть Болотоковых. Так как они не имели у себя владетельных дворян (тляхотляжей), то они считаемы были темиргоевцами как народ завоеванный.

Народонаселение мамхирцев состоит из 550-ти дворов, 1900 душ мужского пола и 1520 душ женского пола, а всего 3420 душ; состоит из трех родов или фамилий: [85] Петукаевых, Хуратлиевых и Силахметов.

Народонаселение темиргоевцев и егерукаевцев 4322 душ мужского пола и 3846 душ женского пола, всего обоего пола 8168 душ. Таким образом вместе с мамхирцами подчиняется Болотоковым 11,588 душ. Важнейшии фамилии суть: 1) князья Болотоко; дворяне: 2) Каноко, 3) Тлекечуко, 4) Пшиз, 5) Догужи, 6) Мамгет, 7) Куевы, 8) Бзакумуко, 9) Алхаз, 10) Дауш, 11) Четаржако, 12) Хочемизо и 13) Анчок. В 1851 году князь Карабек возвратился и покорился нам с частью своего народа, но большее число осталось за Лабою.

Гатюкаевцы живут в низовьях Лабы. В недавнее время часть этого народа и князья их Керкеновы возвратились к нам из побега за Белую. Народонаселение гатюкаевцев 3450 душ мужского пола и 3071 душ женского пола, а всего 6521 душ. Важнейшие фамилии: 1) Керкеноко (старшие князья). 2) Педисо, 3) Зурум, 4) Субиг, 5) Балабан, 6) Доброко, 7) Шаган-Гирей (султаны), 8) Батоко, 9) Шумануко, 10) Кодз, 11) Кабахо, 12) Хавмуко, 13) Тамуко и 14) Медянуко.

Бжедухи или Хамышеевцы. Народонаселение около 4-х тыс. душ, живут по нижней Кубани. Старшие князья у них Керкеноковы, одной фамилии с гатюкаевскими князьями, фамилии дворянские теже что и у гатюкаевцев. Бжедухи в тесных связях с абадзехами.

Абадзехи. Самый многочисленный и воинственный из черкесских народов. В настоящее время их земли граничат с востока р. Белой, к югу главным хребтом, за которым живут их соседи убыхи и малые шапсуги, к западу р. Афипс отделяет их земли от земель больших шапсугов, к северу они граничат с бжедухами, живущими по низовьям pp. Пшачи (Пчас), Псекупса и Афипса. Абадзехи разделяются на нагорных или дальних и на равнинных или ближних. Весь народ не столько хищен, сколько воинственен. Равнинные абадзехи лучше сражаются верхом [86] нагорные преимущественно сражаются пешими. Вся страна покрыта лесом, в котором по долинам речек прочищены поляны, где они живут сплошными аулами и хуторами.

Главное население абадзехов по рекам Вундуку, Курджипсу, Пшаче, Пшишу и Псекупсу. Абадзехи разделяются на семь известных нам обществ: 1) туба, 2) темдаши, 3) даур-хабль, 4) дженгет-хабль, 5) гатюко-хабль, б) нежуко-хабль и 7) тфишебс. Общества дальных абадзехов нам неизвестны. Каждое общество (хабль) разделяется на общины (псухо), независимые друг от друга, но не враждебные между собою, а тесно связанные союзом (блягага). Каждое псухо управляется своею народною сходкою, на которой важную роль играют старшины. Каждое общество (хабль) имеет свое народное собраниe. Наконец в важных случаях весь абадзехский народ (абадзехе чиллаго), в лице своих старшин, собирается на общее собрание (за-уча или ибар), где обсуживаются вопросы, касающиеся войны и мира. Народонаселение абадзехов положительно неизвестно,но можно считать, что оно не свыше 50-ти тыс, душ и не менее 40-ка тыс. душ обоего пола. Абадзехи не имели никогда князей, но имели владетельных дворян (уорк-тляхотляж). По предложению турецкого султана, во время его покровительства над черкесами с 1825 по 1829 год, они приняли шариат, вследствие чего права владетельного дворянства остались только как историческое воспоминание. Мюридизм, постепенно проникающий в понятия народа, еще более укоренил шapиат между абадзехами. В 1841 году на народном собрании на Пшехе учреждены в 5-ти абадзехских обществах народные суды (мегкеме). Остальные общества, преимущественно нагорных абадзехов, отказались от этого, схранив прежний суд по адату (обычаю). В 1848 году все эти пять народных судов слиты в одно общее мегкеме. Абадзехи всегда были враждебны нам. В 1846 году четыре их [87] общества, а именно: туба, темдаши, джангет-хабль и даур-хабль помирились с нами. Остальные общества абадзехов не принимали участия в договоре, также как не принимают никакого участия в войне. Ве течении 1846 и 1847 годов дальние абадзехи старались возбудить помирившихся к нарушению заключенного с нами договора, в чем и успели. В конце 1848 г. помирившиеся четыре общества абадзехов отложились. Главные старшинские фамилии суть: Джауботыр, Аджи-Кляж, Унароко, Хатко, Аджимоко, Жандаур, Баго Бейзруко, Берзек, Хатхакумуко, Азамет, Атухо и прочие. Абадзехи могут выставить в поле до 4-х т. конных без труда. Они до сих пор признают турецкого султана своим калифом, т. е. главою веры и родственником, что искони турецкие султаны и весь двор их брали жен в черкесских землях, приобретая их покупкою в портах Черного моря. Абадзехи живут мирно и в дружбе с шапсугами, натухайцами и убыхами. Все эти три народа имеют с абадзехами сходство в своем гражданском устройстве.

Земледелие и скотоводство. Не входя здесь в подробности топографические, скажем вообще, что закубанский край представляет огромную равнину, окаймленную с юга кавказским хребтом и орошаемую тремя главными реками Кубанью, Лабою и Белою, множеством речек и источников. Почва везде плодоносная, пастбищные места превосходны. Черкесы и ногайцы небольшие охотники до земледелия, и потому оно у них не важно. Небольшие посевы кукурузы, проса и пшеницы окружают аулы. Напротив того, скотоводство, коневодство, овцеводство и пчеловодство в хорошем положении и составляют главное занятие народа. В прежнее время закубанский край отличался большим богатством в лошадях и рогатом скоте прекрасной породы; но продолжительная война с 1829 года и барантование (Барантованием назывался хищнический угон лошадей и скота) [88] значительно уменьшили количество скота, а в особенности табуны; многие заводы исчезли, другие сделались ничтожными. По сведениям, довольно достоверным, в закубанском крае на 53138 душ ногайцев и черкес покорных или бывших покорными нам до 1849 года, находилось 35000 лошадей, 60000 крупного рогатого скота и 260 тыс. овец. Состояниe скотоводства у абадзехов и непокорных абазинцев нам совершенно неизвестно.

По богатству ночвы и огромности занимаемых ими земель, закубанцы могли бы быть совершенно обеспечены хлебом. Но занимаясь мало земледелием, они иногда нуждаются в хлебе, который покупают украдкой у мирных черкес. За Лабою бывают изредка голодные годы; в 1829 году был большой голод; за Лабою в 1845 и 1846 годах был тоже неурожай, который предвидя, абадзехские старшины старались сблизиться с нами, чтобы, пользуясь миром, беспрепятственно запастись хлебом в мирных аулах. В 1847 году был урожай, что сделало покорившихся нам абадзехов более самонадеянными. В 1846 году были на Лабе меновые дворы в ст. Лабннской, укр. Темиргоевском и кр. Усть-Лабе. Предметы меновой торговли были скот, лошади, мед, лес, бурки. У нас же они брали хлеб, соль и другие мелкие произведения.

Для управления мирными народами ногайского и черкеского происхождения, начальник правого фланга имеет пять приставов: 1) главный пристав закубанских народов заведует ногайскими народами — мансуровским, кипчаковским, карамурзинским и абазинцами дудароковскими. Пристав живет в Невинномысском тет-де-поне. 2) Пристав тахтамышевский и заведует тахтамышевскими ногайцами и кубанскими абазинцами Лоова. Ему были подчинены в прежнее время и беглые кабардинцы. Местоприбывание пристава в укр. Усть- Джегуте. 3) Приставство при начальнике [89] зеленчукской линии учреждено в 1848 году и заведывало беглыми кабардинцами и башильбаевцами. Местопребывание пристава в укр. Наджинском. 4) Пристав бесленеевский и закубанских армян заведывает наврузовскими ногайцами, частью султановского племени, бесленеевцами и закубанскими армянами. 5) Пристав залабинских народов заведует темиргоевцами и гатюкаевцами, которых часть только вернулась к нам. Пристав живет в станице Темиргоевской.

Доверенность мирных народов к приставам зависит от личности самих приставов и выборе людей для этих мест крайне затруднителен. Должность эта требует опыта, умеренности, твердости воли, знания обычаев народа и бескорыстия.

Новый человек, поступающий на это место, долго бесполезен начальнику, пока не познакомится с обычаями народа и с мелочными, но весьма важными условиями управления.

Черкесские народы, обитающие в центре кавказской линии.

В ведомстве центра кавказской линии находится 43097 душ черкесского происхождения. Народы эти покорны нам и распределяются следующим образом: а) Большая Кабарда 27791, б) Малая Кабарда 12756 и в) кумские абазинцы 2550 душ обоего пола. Последние описаны мною выше в связи с прочими абазинцами.

Большая Кабарда. Черкесы, здесь живущие, разделяются между четырьмя фамилиями князей, происходящих от Инала Кеса или Касая, ведущего свой род от аравийских эмиров.

Народ разделен следующим образом: фамилии, князей Бекмурзиных 24 деревни, 7737 душ об. п., Кайтукиных 19 деревень, 3210 душ об. п., Мисостовых 17 деревень, [90] 6306 душ об. п., и Атажукиных 22 деревни, 7029 душ обоего пола; кроме того вольный аул беглых крестьян 814 душ.

Эти четыре касаевские фамилии, всегда союзные между собою, завоеваниями своими сделали некогда Кабарду могущественнейшей игемонией на северной покатости Кавказа. По преданиям это владение имело до 100 тыс. душ данников и союзников. Князьям Большой Кабарды непосредственно покорялись и платили дань татарские народы: карачаевцы, уруспиевцы, малкарцы (общества Балкар, Чегем, Хулам и Безенгии), дигорцы (осетинского происхождения), абазинцы кумские и дударуковские. Кроме того, князья Большой Кабарды владели землями в Малой Кабарде по рр. Золке, Этоке, Подкумку, землями, окружающими Пятигopиe (Беш-тау) и всею кабардинскою плоскостью. Выселявшиеся из гор на плоскость аллагирцы и куртатинцы (осетинского народа) платили кабардинцам дань. Князья Большой Кабарды поставляли князей из своего рода в башильбаевском народе. По преданиям видно, что кабардинские князья хотели утвердиться и поставить своих князей у бесленеевцев в закубанском крае, но общее сопротивление закубанских черкес, при помощи крымских ханов и неудачная война, заставили кабардинцев от этого отказаться. Не без упорной войны кабардинские князья покорились нашей власти; мятежи 1804 и 1822 годов были кровопролитными, упорными сопротивлениями князей и дворянства, не могшего забыть своего прежнего могущества. Вследствие этих двух восстаний, часть кабардинских князей и дворянства бежала за Кубань, в страну тогда еще независимую. В настоящее время Кабарда совершенно покорна, владение ее разложено на первоначальные составные части. Общества татарские и дигорское освобождены от дани, которую они платили завоевателям и, отделенные от Большой Кабарды, каждое особо принесло нам покорность. [91]

Большая Кабарда имела огромное моральное влияние не только на все черкесские народы, но и на соседних осетин и чеченцев. Военная слава, могущество и сила всегда внушают уважение в соседях и возбуждают в них желаниe подражать. Князья и дворянство кабардинское славились своим наездничеством, храбростью, щегольством в наряде, вежливостью в обхождении и были для прочих черкесский народов образцом подражения и соревнования. Дворянский обычай кабардинцев (уорк-хабзе) сделался обычаем для всех черкес. Черкесы характеризуют кабардинское дворянство прежних времен двумя словами  —  намазыра зауеныра, т. е. благочестивое и рыцарское. В настоящее время качества эти изменились: черкесы говорят, что в последнее время и закубанские черкесы, по примеру кабардинцев, сделались безнравственными и тха хабц, т. е. Богообманывателями. Беглые кабардинцы за Кубанью служат теперь примером мод и обычая. После беглых кабардинцев первые наездники и щеголи считаются темиргоевцы, и они в настоящее время едва ли не есть первенствующий народ у черкес.

Большая Кабарда есть и доныне самый аристократический народ на кавказской линии. Князья и дворянство высоко уважаются. О четырех фамилиях князей сказано выше. Дворянство (уорк) разделяется на 3 класса; первый класс, владетельные дворяне (тлахотль или тляхотляж), но об этом будет изложено подробно ниже. В настоящее время кабардинцы из завоевателей сделались земледельцами и коневодами. Земледелие неважно, но удовлетворяет потребности страны. В Большой Кабарде считается 49 т. лошадей, 59 т. рогатого скота и 550 т. овец.

Малая Кабарда. Состоит из трех обществ: 1) бековичевского, 2) ахловского и 3) таусултановского. Народонаселение ее 12756 душ обоего пола, живет в 26-ти аулах. [92] Кабардинцы составляют главное народонаселение — 11406 душ обоего пола. Кроме того в Малой Кабарде поселились чеченцы (в ауле Псидахе) 166 дворов, 664 душ об. п., кумыки 61 двора, 266 душ об. п. (аул Турлов), назрановцы 104 двора, 416 душ обоего пола (Гайтиев и Ельджеруков аулы), осетины Ельхотова и Козрева. Главнейшие фамилии: князья Бековичи-Черкасские по происхождению кумыки и князья Ахловы. Дворянские дома: 1) Инароко, 2) Бештой, 3) Азапшевы, 4) Ендаровы, 5) Абаевы, 6) Безруковы, 7) Турмовы, 8) Хапцовы, 9) Булатовы, 10) Исламовы, 11) Астемировы, 12) Батрасовы, 13) Ельхотовы и 14) Козревы. Жители Малой Кабарды покорны и воинственны также как и кабардинцы. Чеченские малые партии иногда тревожат этот край. В Малой Кабарде 7 т. лошадей, 21 т. рогатого скота и 35 тыс. овец.

Теперь рассмотрим вкратце народы, состоящие в ведомстве начальника центра кавказской линии и бывшиеe некогда под властью Кабарды. Народы эти суть: 1) карачаевцы, 2) малкарцы, 3) уруспиевцы (все эти три народа ногайского происхождения) и 4) дигорцы (осетинского происхождения).

1) Карачаевцы. Карачаевцы ногайского происхождения живут в самой вершине Кубани, в долинах pp. Учь-Кулана и Даута, притоков верхней Кубани. Время поселения этих монголов в вершинах Кубани неизвестно. Карачаевцы по праву завоевания принадлежали нераздельно всем князьям Большой Кабарды; с 1822 года покорились нам непосредственно и имеют нашего пристава. Они довольно преданы нам и берегут все проходы из Кабарды в закубанский край, находящееся в вершинах Кубани. Главное народонаселение живет в 3-х аулах: Карч-юрте, Хурзуке и Учь-Кулане. Главный промысел скотоводстно. Часть карачаевцев живет в отдельных пещерах, находящихся в [93] вершинах речек, вытекающих из подошвы Эльборуса. Этих жителей карачаевцы называют казаками (т. е. одинокими, бессемейными). Число душ карачаевцев 7380. Оно имеют 6200 лошадей, 12300 рогатого скота и 34 тыс. овец. В зимнее время карачаевцы пасут свой скот в Кавказской области, нанимая для этого земли у соседних казаков. Это обстоятельство делает карачаевцев еще более покорными. По настоящим обстоятельствам края и стремлению Шамиля подчинить своей власти всю закубанскую Черкесию, Карачай, как единственный пункт сообщения между левым и правым флангами, играет важную роль в военном отношении. Карачаевцы управляются своими старшинами.

Малкарцы и уруспиевцы. Малкарцы разделяются на четыре общества: 1) Балкар, 2) Хулам, 3) Безенгии и 4) Чегем. Уруспиевцы же образуют одно общество. Происхождения монголо-татарского, покорялись князьям Большой Кабарды и платили им дань. Живут по верховьям pp. Черека, Чегема и Баксана. С 1822 года они отделены от зависимости кабардинцам и повинуются прямо нам. Народ воинственный, но не хищный; малкарцы всех четырех обществ, а также и уруспиевцы имеют своих старшин, которые управляют ими на мирскиx сходках. Народонаселение всех пяти обществ простирается до 8870 душ; скотоводство и овцеводство составляют главный предмет их промышленности.

Дигорцы. Осетинского происхождения; живут по вершинам р. Уруха, и вес народонаселение простирается до 5800 душ обоего пола. С 1822 года отделены от зависимости князьям Большой Кабарды и повинуются прямо нам. Дигорцы имеют аристократию, так называемых Бадилатов, происходящих по преданиям от Мадиярина Бадели. Простонародие Дигории в постоянной борьбе со старшинами. Главное занятие дигорцев есть скотоводство и земледелие. Они имеют 1500 лошадей, 5500 рогатого скота и 50 тыс. овец. [94]

Народы Черкеccкие, живущие по нижней Кубани и по восточному берегу Черного моря.

А. Шапсуги (шапсухо). 40 тыс. семейств, до 160-ти тыс. душ обоего пола. Народ этот разделяется на две части, из которых одна называется Большой Шапсуг, а другая Малый Шапсуг. Шапсуги живут на двух чересполосных участках. Большой участок находится на нижней Кубани и граничит с юга главным хребтом, с запада р. Шебс, которая составляет границу шапсугов с натухайцами, с востока р. Псекупс отделяет шапсугов от абадзехов, северную же границу шапсугских земель образует нижняя Кубань. На этом участке живет, так называемый Большой Шапсуг, в числе 25-ти т. семейств, до 100 т. душ обоего пола. Народонаселение живет по речкам и разделяется на самоетоятельные псухо. Вот приближенно распределение народонаселения по рекам: Шебс 2500 дворов, Афипс 5000, Убин 500, Антхыр 800, Бугундыр 500, Хабль 800, Абин 4000, Каафу 400, Шефик 400, Адагум 1000, Гешебек 300, Кудахо 500, Псыф 600, всего 22,100 дворов. Участок, на котором живет малошапсугский народ, в числе 15-ти тыс. семейств, до 60-ти т. душ обоего пола, прилегает к восточному берегу Черного моря и ограничивается с севера главным хребтом и р. Джубгой (граница с натухайцами), а с юга р. Шахе, за которой живут убыхи. Шапсуги народ воинственный. Язык его и обычаи совершенно схожи с прочими черкесскими. Шапсуги, живущие по нижней Кубани, хотя враждебны с пограничными им черноморскими казаками, но не очень тревожат соседей, а хищничают преимущественно около Анапы и около укрепления черноморской береговой линии. Взаимно малые шапсуги, живущие, по берегу Черного моря, не очень тревожат укрепления черноморской береговой линии, а делают набеги в землю Черноморского [95] войска. Хищничества эти, хотя тревожат край, но особенного вреда нам не причиняют. У больших шапсугов обыкновенное местопребывание наиба, присылаемого Шамилем, чтобы волновать и возмущать против нас черкес. Там жил Хаджи-Магомет, Солиман-эфенди, там теперь живет шейх Магомет-Амин. Страна по подгорью вся покрыта лесами и болотистыми речками, что крайне затрудняет нас делать набеги в земли шапсугов. На земле больших шапсугов построены два укрепления: 1) Абинское на р. Абин и 2) Афипское на р. Афипс. В обоих этих укреплениях Черноморское войско содержит свои гарнизоны. На земле малых шапсугов построены нами по берегу Черного моря укрепления: 1) Тенгинское на р. Шапсухо, 2) Вельяминовское на р. Туапсе, 3) форт Лазарев на р. Псезуапе и 4) форт Головинский на pp. Субаши и Шахе.

Шапсуги имеют своих тляхотляжей, которые в прежнее время без различия именовались князьями (пши), а также и дворянство (уорк) разных степеней. Права тляхотляжей не так резко отделяются от общих прав дворянства, как у закубанских черкес. Мирская сходка, составленная из всех вольных людей, управляет независимыми шапсугскими обществами. Важнейшие шапсугские фамилии: 1) Абат, 2) Немера и 3) Шеретлуко. Эти три фамилии считаются главными и происходящими от Кабарда, сына Инала, прочие дворянские фамилии: Горказ, Чуху, Удлегей, Быги, Заноко, Шесхако, Бастоко и другие.

Б. Натухайцы (натхо-куадж). 5 тыс. семейств, до 20-ти тыс душ обоего пола. Народ этот занимает западную оконечность, понижающегося к Черному морю кавказского хребта. Земли его простираются по восточному берегу Черного моря, от р. Джубги до кр. Анапы и граничат к северу моря нижней Кубанью, р. Шебш и главным хребтом.

Натухайцы народ воинственный; нравы их и обычаи [96] теже, что и у шапсугов. На земле натухайцев мы имеем укрепления: 1) Гастагай на р. Непсыхе, 2) форт Раевский на р. Мескагуа, 3) кр. Анапа, 4) кр. Новороссийск, 5) укр. Кабардинское, 6) укр. Геленджик с прекрасною гаванью, 7) укр. Новотроицкое на р. Пшад. Главнейшие натухайские фамилии суть: 1) Шунако, 2) Корзек и 3) Куцуко.

В. Убыхи. 2 т. семейств, до 10-ти т. душ обоего пола, живут по берегу Черного моря по pp. Шахе, Вардане и Сочи. Они разделяются на общества: 1) Убых, 2) Вардане, 3) Сочи. 4) Адзах и 5) Ахучипси. Все эти общества вступили в союз в 1841 году. Убыхи воинственны и известны всем черкесам своею энергией и храбростью. Дворянство черкесского происхождения, а чернь отчасти черкесы, отчасти абхазцы-убыхи и отличаются дерзким хищничеством. Пробравшись небольшими наречиями через главный хребет, они хищничают у махошевцев и верхних абадзех. У убыхов существует особый род хищников, называемых унару (доморазрушители). Партия унару в 5 или 6 человек, ночью врывается в аул, бревном выбивает двери сакли, режет сонных жителей, забирает плен, грабит имущество, и пока остальные соседи проснутся, уже унару исчезли с пленом и добычей. Главнейшие дворянские фамилии убыхов суть Берзеки и Зейсы.

Убыхи с южной стороны граничат с медовеевцами, жителями долины р. Бзыб, и джигетами. В стране убыхов и джигетов мы имеем три укрепления на берегу Черного моря: 1) укр. Навагинское на р. Сочи, 2) укр. св. Духа на р. Мзымта и 3) укр. Гагры на р. Жеу-адже (Жуаквара).

Шапсуги, натухайцы и убыхи в постоянной войне с нами. Главная цель их войны есть стремление восстановить контрабандную торговлю с турками, которой мешают наши укрепления, построенные по черноморскому берегу и черноморская флотилия. Не смотря на все препятствия [97] контрабандным судам удается иногда пробраться в бухты черноморского берега, и в таком случае весь груз судна прибрежными жителями мгновенно разбирается по домам. При этом хозяин судна ничего не теряет; редкий пример добросовестности в хищном народе. Шапсуги, натухайцы и убыхи очень бедны, земледелие и скотоводство их ничтожны. Независимые общества этих трех народов в постоянной внутренней борьбе, чернь и несвободные классы борются против дворян. Вот что рассказывают черкесы о начале этой борьбы. Турки постоянно стремились утвердить свое влияние над черкесами. В конце прошедшего столетия, турки, явившись на черноморском берегу как гости и купцы, просили у натухайцев и шапсугов уступить им небольшой участок земли, чтобы построить небольшое укрепление, единственно для обеспечения магазинов, в которых складывались бы товары. Подарками и обещаниями турки сумели склонить в свою пользу некоторых шапсугских и натухайских дворян, которые отвели участок земли, и турки начали строить кр. Анапу. Все натухайское и шапсугское дворянство единодушно восстало против водворения турок. На многочисленных народных собраниях партия, противная туркам, выразила свои опасения. "Конечно, говорили черкесы, участок земли, просимый турками, ничтожен и не стоит за него спорить, но когда будет построена крепость, то при первой войне турок с Poccией, русские возьмут Анапу, утвердятся в ней и это будет началом водворения их на нашей земле; а кто может ручаться за последствия". После многих споров, туркам удалось наконец продолжать свои работы. Партия, враждебная туркам, неоднократно разрушала работы, при этом один шапсугский дворянин оказал такое усердие, что получил в народе прозвание кале-убат (крепости разрушитель). Наконец кр. Анапа была окончена, турки посадили там пашу и [98] постоянно стремились утвердить свое влияние над черкесами. Черкесское дворянство постоянно боролось против этого влияния, успело внушить недоверчивость против турок и воспрепятствовать им занять другие пункты в черкесских землях на черноморском берегу. Турки с своей стороны не оставались праздными, и под предлогом распространения шариата, тайно возбуждали чернь против черкесского дворянства, враждебного их целям. С этого времени завязалась упорная борьба черни против дворянства у шапсугов, натухайцев и убыхов и продолжается доныне. С 1840 года мюридизм, проникающий в этот край из Чечни, дал новую опору этой борьбе.

Текст воспроизведен по изданию: Этнографический очерк черкесского народа. Составил генерального штаба подполковник барон Сталь в 1852 году // Кавказский сборник, Том 21. 1900

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.