Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

РЕДКИЙ СЛУЧАЙ ТРАВЛИ ТИГРА В КАРАБАХСКОМ УЕЗДЕ.

Кроме Тальинского Уезда, в прочих местах Закавказского края тигров нет. Случается впрочем, что они переплывают Аракс и заходят из Персии в недальние от сей реки, и преимущественно гористые, места. — Так, например, не задолго пред сим тигр сам один 1 зашел в ущелье Ванк, отстоящее на 45 верст от Худоферинского моста на Аракс (по направлению к замку Ах-Оглань и Шуше), и где находится штаб-квартира расположенного в Карабахе Донского N 21 козачьего полка.

Ванк, в буквальном переводе с Армянского значит монастырь. Имя это дано Русскими ущелью Одруты, где на некотором возвышении виднеется со всех сторон небольшая Армянская церковь, когда-то бывшая монастырем; — Ущелье это идет на восток от высот Карабахского хребта, почти против самой возвышеннейшей его части, известной под именем Зиарат-горы. В глубине, по разрезу ущелья, змеится небольшая речка, принимающая во время таяния снегов вид бурного потока, увлекающего стремлением своим все, что ни попадет на встречу. С обеих сторон, широкою покатостию, идут с гор поселянские пашни и пастбищные места, а вдоль речки тянутся густые тутовые и фруктовые сады, в которых речка эта, в летнее время, почти совсем скрывается. Гирлянды цветов и ежевики густо обрамливают берега [34] ее, а ветви кустарников и мелких дерев полощутся в ее кристальных водах, до того прозрачных, что можно перечесть все рыбки, играющие на песчаном дне. — По отлогости, там и здесь, выше и выше, разбросаны небольшие рощицы, над которыми возвышаются развесистые, широкие, столетние чинары, ветвями своими, словно распростертыми объятиями, осочняющие животворные источники, выходящие из-под их корней. У каждой такой рощицы, наверное, лепится по крутизнам и обрывам деревушка с плоскокрышими саклями, так что, проезжая их, вы всякую минуту готовы взъехать на земляную, поросшую газоном, крышу, лежащую на одном горизонте с узкою, для одного только всадника, тропинкою. — Вдоль реки множество деревень; всего их в этом ущельи считают до 16, и в том числе мусульманских 4, Армянских 12, из которых самая большая — Одруты, давшая свое имя всему ущелью и самой речке.

В это-то живописное ущелье забрался тигр огромной величины, за два дни перед масляницей этого 1846 года. Подробности об нем так интересны и оригинальны, что мы передадим их вполне нашим читателям.

По пути от Аракса до этого ущелья нигде его не заметили, — и не удивительно: населения на этом пространстве весьма редки 2. Проголодавшись после дальнего пути, он не замедлил распорядиться у одной из возвышенных деревень ущелья Одруты. Корова не пикнула в его лапах, и он в тишине и безопасности уплел уже все лучшие мясистые ее части. Но наконец собаки пронюхали о незваном госте и подняли тревогу.

Скоро ближайшие поселяне поняли, в чем дело, и начали гнать бедного тигра. Между тем народа со [35] всех окрестных деревень, по зову первых завидевших зверя, набралось здесь сотни две или три, кто с чем попало, — но ружья ни у кого не было (в силу совершенной безопасности в этих местах, и следовательно ненадобности здесь для поселянина в огнестрельном оружии). Хотя тигр наш ясно видел враждебные противу себя покушения, однако ж нимало не струсил и отправился вдоль полугорья и чрез полянки, шагом, самым тихим, мерным, словно как бы маршировал на плац-параде.

Видя равнодушие зверя, народ охрабрился, и к нему поближе; тигр только поглядывал по сторонам, да облизывался после вкусного завтрака, а между тем очень заметно было, что с голода он порядком попринакушался. — Некоторые смельчаки не раз задевали его и дубиной сзади, но тот оглянется, ревнет — и дальше тем же тихим шагом, как бы желая дать случай почтеннейшей, его окружавшей, публике подолее налюбоваться собою. А если и прибавлял шагу, то не очень и не надолго.

Уже многие огревали его рогатинами и он бросался на них; но, вероятно, еще его за живое не задирали, потому что, бросавшись на людей, он как будто хотел только постращать их.

Наконец один из Армян уже слишком был не осторожен, и тигр так царапнул его лапой, что сорвал с него, сколько захватил когтями, всё тело, а вместе и нос до самой кости, т. е. снял всю маску лица.

Но это все-таки не устрашало преследовавших, и тигр, озлобленный наносимыми ему со всех сторон ударами, начал бросаться на людей во все стороны и у одного захватил пастью кисть руки, которую потом выпустил каким-то безобразным куском мяса. Но в это время и ему больно досталось: удары в голову посыпались градом, и ему перебили нижнюю челюсть. После этого он еще защищался, больно помял [36] под собою еще одного Армянина и когтями оборвал ему мясо с ноги до самой кости. Но этим все и кончилось, потому что здесь же его и доколотили рогатинами и каменьями; всего же гнали его до трех верст.

Три израненные человека взяты были в полковую козачью больницу, и, в бытность мою в Ванке, сказывали мне, что последние два выздоравливают, но первого ждет верная смерть.

Поселяне содрали с тигра кожу, которую потом участковый заседатель представил уездному начальнику, при донесении об этом редком здесь происшествии; а тело его, как триумф победы, повесили на одном из больших ореховых дерев в садах своих. Дерево это мне указывали издали, и остов тигра, без сомнения, долго еще будет висеть на нем.

Рассказывавший нам это происшествие на самом месте, недели три спустя, почтенный хозяин, давший нам радушный и самый хлебосольный приют, который тем более ценим в этих пустых местах, — добавил: «ведь эдакие шалопаи, проклятые мужики, не дали знать нам, казакам: мы бы его и посмотрели живого, и скоро бы уходили пиками да из ружей, — и, уж конечно, не было бы такого изъяна людям».

Равно не дешево обошлась и охота на тигра козачьего Полковника близ Геок-Тане, в Тальши, описанная в N 13 «Кавказа«. В статью ему вкралась ошибка. Добавим здесь (со слов, сказанных мне в Геок-Тапе), что когда тигру нанесена была последняя смертельная рана и он бросился на выстрел, то, видя, что не достанет стрелка на дереве, он вцепился в самое дерево и так встряхнул его, что стрелок не удержался на суке: нога его поскользнулась, и он опустился до того, что сел верхом на суке, на котором стоял прежде. Тигр вспрыгнул, вцепился когтями в его ногу, которая была поближе, и так рванул, что в одно мгновение сорвал от колена вниз [37] все мясо. Другая нога стрелка не могла противостать этой силе и вывихнулась из тазового состава. Стрелок чрез день или два умер.

Другой стрелок, бросившийся на выручку товарища, хотя также пострадал, но далеко менее: тигр царапнул его лапой и вырвал кусок мяса.

Всех стрелков на 8 деревьях было 16.

Убитого тигра до штаб-квартиры, на расстоянии от 2 до 3 верст, едва доволокли 15-ю лошадьми. — Всего же всадили в него 16 пуль.

Но снова повторяю: не задевай тигра, и он тебя не тронет. Кроме множества случавшихся и часто повторяемых в Тальше примеров, рассказывал мне бывший там разъездный таможенный надзиратель, Г. Л., что, подстерегая однажды контрабанду, он заночевал в лесу, недалеко от границы. — Было довольно холодно и сыро, и он развел костер. Не успел он согреться, как послышался шум и треск в лесу, и вскоре показался тигр огромной величины. Шагах в 50 от костра он остановился, присел на задние лапы и сидел минут с пять или десять, как бы любуясь на огонь. — «Что будем, братцы, делать?» сказал наш разъездной бывшим с ним козакам, поглядывая на свою винтовку и прочее оружие. — «Будем молчать и не тронемся с места, В. Б.; — авось посидит, посидит, да и уйдет, он, говорят, боится человека». — И действительно, — тигр ближе к ним не подходил. Поднявшись, он пошел в сторону и, как бы от досады, что мешают ему греться у огня, так ревкнул, что, казалось, земля задрожала. — Лошади, привязанные в кустах, с самого появления тигра притаили дух, поджали хвосты, перестали есть ячмень и стояли как бы вкопанные в землю, до тех пор, пока опасность совсем не миновалась.

А. У-ц.


Комментарии

1. Так называют там тигра, который ходит один.

2. Бывши потом на горе Дерадаге у самого Худоферинского моста, вместе с спутниками моими, находил я самый свежий след другого тигра, — и долго мы по нему шли до последних вершин этой горы.

Текст воспроизведен по изданию: Редкий случай травли тигра в Карабахском уезе // Москвитянин, № 11-12. 1846

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.