|
ГАКСТГАУЗЕН, АВГУСТ ФОН ЗАКАВКАЗСКИЙ КРАЙ TRANSKAUKASIA: ANDEUTUNGEN UEBER DAS FAMILIEN- UND GEMEINDELEBEN UND DIE SOCIALEN VERHAELTNISSE EINIGER VOELKER ZWISCHEN DEM SCHWARZEN UND KASPISCHEN MEERE; REISEERINNERUNGEN UND GESAMMELTE NOTIZEN ЧАСТЬ II. ГЛАВА IX. Поездка в Эчмиадзин, сведения о деревне Эчмиадзин. — Персияне и Армянские церкви.— Собор, патриаршие кресла из Рима. — Жилище Патриархов. — Европейская мебель. — Мой разговор с Патриархом Нарсесом в Петербурге.— Его письмо ко мне; известия о его жизни.— Об избрании Католикосов в Эчмиадзине и в особенности об избрании Нарсеса. — Устройство Армянских церквей, их отношения к Греческим и Латинским, разность их учения. — Отношения к Папе. — Члены иерархии. — Доходы Католикоса, Архиепископы, учреждение приходов. — Положение и обязанности приходских священников. — Духовное судопроизводство. После обеда, 7 Августа, отправились мы с Абовианом и Петром Неем в лежавший оттуда в 17 верстах Эчмиадзин, знаменитый монастырь,— местопребывание Патриарха и средоточие Армянской Церкви. Он лежит в пространной равнине между Араратскими и Аллагёзскими горами. По Армянскому преданию, здесь находился земной рай и огнедышащий Арарат был тот пламенный меч ангела, который возбранял Адаму и его потомству вход в рай. Всемирный потоп потушил огненный меч Арарата и разрушил сад Эдема, но именно поэтому Ной должен был пристать к горе Арарат и человеческий род должен был вторично произойти от этого пункта. Здесь увидел Ной радугу примирения, здесь нашел он остаток благородных плодов райских, [2] виноградник и рассадил его на нашей земле. Поэтому-то Святой Григорий дал вновь построенной церкви имя «сошествия Искупителя», что означает Эчмиадзин. Дорога шла через богато обстроенную, перерезанную каналами, равнину и около вечера мы достигли монастыря 1, но не были помещены в нем, как это вообще принято с отрекомендованными путешественниками, а должны были сами сыскать себе квартиру, которую однако, благодаря гостеприимству Армян, мы весьма легко нашли недалеко от монастыря, в деревне. Так как было уже слишком поздно, чтоб идти осматривать самый монастырь, то я удовольствовался собиранием некоторых подробностей, относительно деревни. Она состоит из 360 дворов; дома и сады составляют собственность жителей, но они обязаны платить за них большие проценты монастырю. Плата с каждого двора, с принадлежащими к нему садами, от 2 до 7 рублей серебром, всего же 1,320 руб. сер., за исправность которой должна ответствовать община. Кажется подать эта собирается за снабжение водою; монастырь провел каналы и предоставил их для пользования деревне, которая с своей стороны поддерживает их, и для этого установлены, подобно тому, как в Эривани, смотрители за каналами. Поля составляют собственность монастыря и отдаются жителям в аренду. За это платится из всех произрастений пшеницы, ячменя, рису, хлопчатой бумаги, пятая часть, но только после жатвы, когда они уже вымолочены. Жители деревень до этого времени ничего не платят в казну; со времени персидского [3] владычества, они, как монастырские крестьяне, были свободны от платежа податей и это остается так по сие время. Персияне всегда уважают собственность Армянских церквей, в особенности монастырей, которых можно почесть их средоточием 2. Монастырю принадлежат еще 4 другие деревни, где существуют те же самые отношения. Но деревни не велики и бедны, так что чистого дохода с каждой получается от 2 до 300 рублей серебром. Главные доходы монастыря состоят в щедрых пожертвованиях и подарках, стекающихся от Армян, рассеянных по всей Азии, и частию по Европе и Африке. Из этого производятся издержки на содержание духовенства, ремонт монастырских зданий и расходы церковные и на церковных служителей; остальное поступает в казну Патриарха, который обращает на пользу церкви эти неистощимые доходы, стекающиеся и нему из Персии, Индии, Турции и других мест. Наконец на другое утро я посетил знаменитый монастырь. Он лежит за высокими стенали с 8-ю башнями и [4] почитался прежде хорошо укрепленным. Углубленные, сводчатые ворота ведут на наружный двор. В воротах, и потом на этом дворе, расположены лавки купцов и ремесленников разного рода. Здесь находится также восковой завод. Вторые ворота ведут во внутренний двор, посреди которого стоит знаменитый собор. Очевидно, что он построен не разом и не в одном стиле, но части его возведены в весьма различные времена. Пристройки эти весьма разнообразных архитектур; здесь вы найдете некоторые части и украшения в древнем, Византийском, готическом, мавританском, новоиталиянском стилях. Из архитектуры новейшего времени находится около больших главных ворот каменный памятник умершего здесь Англичанина, то был Английский посланник при Персидском дворе — Макдональд, супруга которого поставила ему этот памятник. На нем находятся Английская, Персидская и Греческая надписи. Это доказывает большую веротерпимость и снисходительность, что Патриарх и духовенство не только дозволили похоронить его там, но и поставить такой памятник в их главной церкви, которым чтится память человека, бывшего по их понятию еретиком. Во внутренности церкви, даже в светлые дни царствует сумрак, чрез что церковь выигрывает, потому что она вовсе не величественных и не колоссальных размеров. Длина церкви составляет 50, ширина 48, а вышина 35 аршин. Во внутренности, в архитектурном отношении, господствует Византийский стиль и его символика. Повсюду встречается множество надписей, которые Армяне весьма любят. Там находится даже Тибетский колокол с мистическою Тибетскою молитвою: «ommani и проч. Расположение и форма алтаря и вообще церковное устройство различествует от устройства церквей Греческих, как [5] о том было сказано выше. Алтарь, по преданию, стоит на том же самом месте, где, во времена язычества, стоял жертвенник и статуя Артемиды. Там много богатств в золоте, серебре, жемчуге и драгоценных камнях, но должно предполагать, что их еще более хранится под спудом. Подле главного алтаря стоит чрезвычайно красивое, искусно сделанное кресло, очевидно Европейской работы, в стиле рококо, или скорей возрождения, такой превосходной работы, какой мне редко случалось видеть. Мне сказали, что это был подарок одного из прежних Римских Пап тогдашнему Эчмиадзинскому Патриарху. Впрочем, положительно не знали, по какому поводу и в какое время они были подарены, но полагали, что это было в XVI или XVII столетии. Между иконами я не заметил ни одной достойной внимания по живописи. Стены расписаны каким-то Армянским живописцем в 1736 г. в Персидском, пестро-цветочном, стиле. Я нашел здесь образ Спасителя на полотне, как и во многих Армянских церквах. Об этом образе в западных в восточных церквах существуют различные предания. В западной легенде рассказывают, что когда Иисус Христос, идя на распятие, пал от усталости, одна Иудейка отерла лицо его платком и священное изображение Его осталось на платке. Это называется образом Святой Вероники (Verum. icon, обратившееся постепенно в самое имя этой Иудейки). У Армян существует другое предание. Во времена Христа-Спасителя жил Армянский царь Авгарь, он слышал о Иисусе Христе и веровал в Него, был прокаженный и послал к Нему с просьбою исцелить его; когда же узнал, что Иудеи преследуют Христа, то приглашал Его в Армению, с тем, что он и весь народ его будут принадлежать Ему, если же нельзя Еву придти, то, чтоб прислал, по крайней мере, свое изображение. Господь отвечал, что призвание Его [6] умереть в Иудее, взял кусок полотна, приложил к Своему лику и Божественные черты тотчас же отпечатлелись на нем. Полотно это вручил Он посланному, чтобы отдать царю. Место в писании где Христос говорит: «блаженны верующие не видя», относят Армяне к царю Авгарю. Мы взошли на плоскую кровлю одной части церкви, откуда можно было сделать прекрасный обзор целого. Прочие строения, кроме церкви, не имеют достоинств в архитектурном отношении. Мы осмотрели потом жилище Патриарха, не слишком отличающееся своею наружностью. Передняя, служившая и приемной залой, вела в большую летнюю комнату, примыкавшую к саду, от которого она отделяется прекрасною решеткою. Если отнять решетку, то все это представит открытую галерею. Рядом находится зимняя комната и я не мало удивился, найдя в вей совершенно Европейское устройство: два большие зеркала, софу, стулья и столы, разумеется, безвкусной работы. Таким образом, даже добрые престарелые Армянские Патриархи должны уступать проникающему к ним духу времени и образования, и усваивать себе Европейские вкусы. Но Папы не делают так: в занимаемых ими покоях всегда господствует простота и совершенное отсутствие украшений, как в монашеской келье. Об нас собственно никто не заботился, никто не сопровождал, только после долгого сопротивления отворили нам покои. Я пожелал осмотреть библиотеку, но нам сказали, что не могли найти ключа от нее. Впрочем, она не велика. В 1836 году был составлен ее каталог, который был издан на французском языке Русским Академиком Броссе. В ней считалось почти 500 Армянских сочинений, в том числе 91 исторического содержания. Вообще Эчмиадзин и Патриаршество имеют огромное [7] влияние на национальность и единство Армянского народа. Эчмиадзин составляет средоточие, куда стекаются путешествующие, которые, прибыв сюда с берегов Ганга и Инда, Евфрата и Нила, Волги и Невы, братски протягивают друг другу руку, знакомятся и вступают в союз. Из всех сих стран обязаны священники присылать сюда за священным миром, которое имеет право освящать один только Патриарх. Таким образом постоянно признается и упрочивается единство национальной церкви. На том месте, где в настоящее время стоит Эчмиадзин, находился за 600 лет до Р, X. сильный город Ардимет-Кагах (город Артемиды) Армянского царя Варча. Там, где теперь стоит монастырь, находился языческий храм Кулота, смешанного из Персидских и Греческих мифов. Анахид или Артямед (Греческая Артемида) и Арамаз (Персидский Ормузд) и Мир (Персидская митра) имели здесь свои святыни. По всей стране были рассеяны их жертвенники, обращенные во времена христианства в христианские церкви, подобно тому, как это произошло и в Европе. Основатель династии Арсакидов, Вагаршак, один из величайших Царей Армении, возвел город на степень столицы. Царь Вагаршак окружил его во II-м столетии новыми стенами и назвал Норхахом. Один из Сассанидов Сапор II, разрушил его в 354 г., в то время, по уверению Фауста Византийца, в нем находилось 19,000 домов. Город не был возобновлен, но деревня и поныне называется Вагаршабад. На пустом месте, где прежде стоял языческий храм, Тиридат Великий и Св. Григорий, построили первую христианскую церковь в 309 году и назвали ее Эчмиадзин, т. е. «снисшедший Единородный». От 529 до 618 года, церковь была в развалинах. Патриарх Гомидас снова отстроил ее; им построен и каменный купол. Во все последующие времена делались к ней пристройки. Она сильно [8] была разорена Шах-Аббасом; в 1629 году была она совершенно отстроена, в таком виде, в каком находится ныне. С 1446 г. Эчмиадзин составляет постоянное местопребывание Патриархов. Монашество в Армянских церквах разделяется на два рода, одни из монахов ввели в монастыри мистическо-аскетический характер, внутреннее отчуждение от света и его соблазнов, благочестивое стремление совершенно погрузиться в созерцание божества. Большею частию они поступают в бедные отдаленные монастыри, как на прим. Севин. Они ведут тихую, созерцательную, уединенную жизнь и весьма уважаемы и почитаемы народом. Другие готовятся к достижению высших духовных степеней, которые могут занять только монашествующие. В недавнем времени Архиепископ Нарсес избран в Патриархи. Но в то время, когда я там находился, его не было в Эчмиадзине; он по приглашению, уехал в Петербург: Государь пожелал узнать его лично, чтобы потом признать и утвердить в новом достоинстве. Вскоре Государь убедился в деятельности, энергии и праводушии этого замечательного человека, признал его Патриархом и отпустил, осыпав почестями. Я, как сказано было выше, не застал Патриарха в Эчмиадзине, но зимой, с 1843 на 1844 г., был в Петербурге и имел благоприятный случай с ним познакомиться. Генерал В...., имевший случай оказать Нарсесу услуги, во время войны между Россиею и Персиею, ввел меня к нему. Патриарх жил в доме гг. Лазаревых, которые, происходя от Армянской фамилии, никому не хотели уступить чести принять к себе духовного главу всего Армянского народа. Однажды вечером мы оба представлены были ему г-м Лазаревым. К нам вышел навстречу небольшой, [9] худощавый 70-ти летний старец, с длинною, белою как снег, бородою, блестящими черными глазами, с резкой, умной физиономией, кротким и добродушным выражением; он был в черной монашеской рясе, только величественно блистал бриллиантовый крест на его клобуке. Патриарх понимал только по-русски, поэтому нам возможен был разговор на этом языке при помощи переводчика, которым весьма радушно взялся быть Г. В. После первых условных приветствий, я до того овладел разговором, что сделал Патриарху множество вопросов. Так как я бывал в Армении, то мог основывать их на тамошних отношениях или заводить об них речь. Патриарх понял из этого, что я занимался без предубеждения, и с любовью, изучением внутреннего состояния Армянского народа. Он выразил свое удовольствие и был со мною очень откровенен. Я в тот же вечер записал все содержание разговора и привожу его здесь в таком же отрывочном виде, в каком мы вели его, без последовательности, часто переходя от одного предмета к другому. Выражения Патриарха приведены мною большею частию буквально, тогда как собственные мои вопросы, которые я предложил, большею частию выкинул, как излишние. «Монастырь Эчмиадзинский основан в 305 году. Императором Римским был тогда Диоклитиан, а царем Армении Тигран 3. Наружная стена церкви есть еще остаток того времени, также как и подземный рыбный пруд, находящийся частию под церковью. Есть еще большой красный камень, вделанный в одном из сводов церкви, который прежде [10] находился в разрушившемся своде. Прежняя церковь имела свод, подобный гусиной груди или обороченной лодки. Когда этот свод был разрушен, его восстановили не в том виде, как он был, но надстроили над ним византийский купол. Должно быть архитекторы были вызваны из Константинополя. Это, вероятно, случилось лет тысячу тому назад. «Кресла, находящиеся в церкви влево от алтаря, присланы Палою Иннокентием II, 1697-1699 годах и подарены тогдашнему Патриарху. В это время Армянское духовенство и Патриарх, вследствие происков Латинских миссионеров, были в неприязненных отношениях с Папою, для прекращения которых Патриарх просил о присылке из Рима доверенного лица, чтобы чрез его посредство разъяснить возникшие недоразумения. Папа избрал патера Христофора, из ордена капуцинов и с ним послал к Патриарху подарки, в числе которых находились и кресла. Патер Христофор успел восстановить доброе согласие между Патриархом и Римом, и с того времени кресла, присланные Папою, чтятся как воспоминание о сем событии. Армянские Патриархи в Иерусалиме и Константинополе пользуются только одним титулом, но не имеют ни значения, ни прав Патриархов; они не более, как Патриархи в Лиссабоне и Венеции. Армянские Патриархи в Иерусалиме и Константинополе могут быть низведены Католикосом или даже народом, но Католикос никогда, как помазанный миром 4. [11] «Армянская Церковь самая веротерпимая; она признает христианином всякого кто только крещен и дает ему, если он потребует, благословение и причастие, не требуя, чтоб он принадлежал к Армянской Церкви или чтоб присоединился к ней. Я сам причащал в Эривани двух умиравших Римских католиков, пожелавших причащения. «Армения в течении многих веков была театром кровопролитных и страшных войн: бедный народ и его церкви были постоянно преследуемы Персиянами и Турками. Уже 200 лет, как мы обращали наши взоры к России и вздыхали, ожидая от нее спасения. До Персидской войны, когда я был еще Викарием и доверенным лицом Патриарха Ефрема и находился в Баязете, Английские миссионеры, бывшие в Индии, предложили мне присоединиться к ним: они хотели учредить Армянские училища, которые были бы приняты под покровительство Англичан и Северо-Американцев и чрез это весь Армянский народ был бы под защитой этих держав. Но я не захотел этого, — боялся за мою Церковь, и мог видеть спасение только в соединении с Россиею. «Мой народ необразован, но у него прекрасные способности. Весьма рано научился он видеть, что нам всего необходимее было учреждение школ к распространению познаний. Я имел план основать в Тифлисе училище на 800 учеников. Мысль моя нашла величайшую опору в моем народе; школа была учреждена и в скором времени в ней находилось уже 400 учеников. В Эчмиадзине, средоточии моей Церкви, задумал я основать большой пансион для всех [12] рассеянных по целому свету Армян, и при нем академию для высшего духовного и светского образования». «Армянский народ распространен далеко и весьма многочислен; он уподобляется большим водам! Говорят, что Армян считается до 15 миллионов душ; мне кажется это преувеличенным, но существование более 8 миллионов могу я утверждать с достоверностию. Армян непосредственно признающих власть Рима в Кавказских провинциях находится до 18,000. Сколько таковых находится в Европе, т. е. в Турции, Польше, Австрии, Италии знают о том только в Риме. Я спросил его также о Эчмиадзинской библиотеке, он рассказал мне следующее: «В древние времена библиотека была чрезвычайно богата, но при частых опустошениях монастыря и по случаю упадка в нем учености, большая часть книг погибла, и теперь находится там до 30 рукописей исторического содержания, которыми еще никто не пользовался. Кроме того находят многие любопытные сочинения о церковных преданиях. Когда в 1809 г. Персияне разграбили монастырь, то похитили с собою все книги, которые были получше переплетены. Оставляя достопочтенного старца, я попросил у него несколько строчек собственной его руки, чтоб иметь и хранить его рукописание. Он охотно обещал прислать мне это на другой же день; в самом деле, на другой день, в полдень, я получил посылку, заключавшую в себе гравированный вид Эчмиадзинского Собора, потом хорошо сделанный и весьма схожий портрет Патриарха и при этом грамоту совершенно в формах и стиле Патриаршей канцелярии, на Армянском языке; вступление и заглавие были отпечатаны красными буквами, за тем письмо, написанное и подписанное рукою самого Патриарха; тут же приложен был перевод на [13] Немецкий язык, сделанный молодым Лазаревым. Я привожу здесь это письмо вполне, потому что оно составит любопытное дополнение к характеристике этого замечательного человека, «Нарсес, раб Иисуса Христа и Божиею милостию Католикос всей Армении и Патриарх священного Эчмиадзинского монастыря, добрейшему и ученому лицу барону фон-Гакстгаузену». «Следуя заповеди Спасителя нашего, повелевшего при встрече с каким-либо человеком, в знак любви, пожелать ему мира, должен я сперва пожелать тебе мир и благоволение, потом выразить тебе мою величайшую благодарность за прекрасные и верные известия, которые ты сообщил о Кавказских провинциях и их обитателях, а также и об Армянском народе. Я сам родился в этих странах, многое видал, иное слыхал и часто весьма удивлялся путевым описаниям некоторых Европейцев, которые, не имея никаких положительных познаний, говорили обо всем и этими вымыслами приводили в изумление одних, другим давали совершенно ложное понятие о всех этих странах. Ты же, баров, во всех твоих изысканиях старался дойти до истины, хотел узнать все подробно и основательно, и выказал во всех твоих речах об этих народах такую сильную, истинно Христианскую любовь, что я считаю священною обязанностию душевно благодарить тебя, в этих немногих строках, за твою любовь к человечеству, справедливость и готовность помогать, где только придется, моим соотечественникам». подписано: Нынешний Католикос и Патриарх Армении, Нарсес Шахазисианц, родился в 1760 г. в Аштораке, некогда знаменитом торговом селении у подошвы Арарата, недалеко от истока Евфрата. Он происходит из древней, благородной фамилии Шахазисов. Восемнадцати лет прибыл он и Эчмиадзин, где образовался у своего крестного отца, Архиепископа Калуста, который послал его впоследствии в Константинополь, чтоб дать его большим способностям случай быстрее развиться. По возвращении его в Эчмиадзин, Патриарх Лука приблизил его к себе. Точно также и преемник его, Даниил, узнал в нем отличного человека, назначил Архимандритом и вскоре потом посвятил в Епископы. Его постоянное до того времени учение и монастырские занятия, открыли ему пространное поприще для деятельности, когда Патриарх послал его в 1802 году в Грузию. Здесь выказал он необычайную деятельность, мужество и самоотвержение для блага своего народа, во время войны Русских с Персиянами. По заключении мира, возвратился он в Эчмиадзин, где сделался правою рукою Католикоса, когда сей последний вознамерился устранить беспорядки, вкравшиеся в Патриаршем управлении. Патриарх послал его тогда с весьма важными поручениями в Турцию и в Константинополь к Султану и Великому Визирю. Возвращение его оттуда имело весьма важные последствия, между прочим он привез Патриарху подтвердительный фирман. Во время войны между Россиею и Турциею в 1809 г., Нарсес занимал в Эчмиадзине место Патриарха, в то время как Католикос находился в Эривани, и при том с усердием, геройскою решимостию и самопожертвованием. Когда Ефрем вступил на Патриарший престол, послал он в 1811 г. Нарсеса как Епархиального Архиепископа в Грузию. Он ввел строгий порядок и благоустройство в своей новой Епархии и из доходов ее начал [15] собирать капитал для основания училищ. В 1819 г. начал он строить в Тифлисе огромное здание школы, совершенно оконченное в 1823 г. Тогда открыто было элементарное училище, в котором в 1828 г. считалось уже до 400 учеников. Нарсес вызвал из всех стран учителей, пригласил даже знаменитого Армянина Шаган-Чербека из Парижа. Тогда составилось новое отделение школы, рядом с элементарным училищем, высшее училище для изучения богословия и церковной истории. Но училище было предназначено не только для духовных, но и для светских; поэтому одно отделение составляло семинарию, другое гимназию. Он не удовольствовался этим и составил план обширной академии в которой должны были преподаваться все науки в самом полном их объеме. Рядом с училищем устроена была типография. Известный путешественник Гамба застал Архиепископа в 1824 г. в Тифлисе посреди огромных работ и еще больших планов, в которых он видел счастливую зарю блестящей будущности для всех Кавказских стран. Кроме религиозного, нравственного и умственного образования, этот неутомимый пастырь, обнимавший взором всю общественную жизнь, совершенно особенно возвысил торговые сношения в кругу своей деятельности; так как народ его, Армяне, имеют преимущественно склонность к торговле, с этою целию, в 1819 г. он устроил в Тифлисе, на левом берегу Куры, пакгауз и каменный каравансерай. Известный путешественник, кавалер Гамба, говорит в своем путешествии по полуденной России (Voyage dans la Russie meridionale (Paris, 1826. T. II pag. 157.) o Нарсесе в этом отношении следующее: «Parmi les fondateurs des grands travaux, il n'en est pas de plus recommendable que Narses, archeveque armenien, a Tiflis. Cet illustre prelat a fait batir dans la Ville-Neuve un immense caravanserail, qui semble prophetiser [16] la grandeur commerciale de cette ville. II y a joint une ecole, dans laquelle il se propose d'avoir des professeurs pour les principales langues de 1'Asie et de l'Europe, afin de donner a ses compatriotes une instruction, dont jusqu'ici ils avaient generalement ete prives. Considerant une nation autrefois grande et honoree, aujourd'hui dependante, dispersed et avilie, non seulement comme archeveque, mais encore comme le chef d’un peuple, il a cru devoir joindre a l’instruction religieuse l’instruction civile, et peutetre jetant sur l’avenir le coupd'oeil du genie, conserrant l'esperance, que Dieu n'abandonnera pas toujours les descendans des anciens patriarches, il a voulu du mois les preparer d'avance a devenir a la fois des hommes vertueux, eclaires et dignes d'etre comptes parmi les plus estimables sujets de l'Empereur de Russie 5. — Этот деятельный муж, входивший во все подробности народной жизни, устроил даже стеклянный завод в [17] окрестностях Тифлиса. Кремень из Куры дает фиолетовое стекло. Вследствие многих преследований со стороны Персии Католикос Ефрем должен был удалиться из Эчмиадзина. Нарсес принял вместо него управление Патриаршеством, которое продолжалось во все время войны между Россиею и Персиею, и распоряжался с большим благоразумием и энергиею. Вместе с тем он был членом временного правления, учрежденного для установления отношений вновь завоеванной страны. В 1828 году он был назначен Архиепископом Бессарабии; главное местопребывание его было в Кишиневе. Здесь он прожил ряд годов в глубоком отчуждении, занимаясь только благосостоянием своей эпархии; но народ не забывал его; взоры всех Армян постоянно следили за ним. Едва только распространилось известие о смерти старого Католикоса, и только что зашла речь о избрании Патриарха, как на всех устах, повсюду, от берегов Ганга до берегов Невы, от Карпатских Гор до Имануса, раздавалось имя Нарсеса. Все Армяне единогласно повторяли, что пока Нарсес жив, никто другой не может вступить на Патриарший престол Св. Григория. Избрание Нарсеса в Католикосы и Патриархи Армении дает нам здесь случай сообщить некоторые сведения о избрании Патриархов вообще 6. Армянское предание передает, что вскоре после Вознесения Христа на небо, один из семидесяти Апостолов, Фаддей, пришел в Эдессу и крестил тамошнего Царя Авгаря и многих его подданных. Но последующие Цари снова отпали [18] от веры и христианство едва держалось, до тех пор, пока Св. Григорий, просветитель страны, происходивший из царской фамилии Арсакидов, пришел в Армению, сначала проповедывал народу Евангелие, потом, после происшедших гонений и мучений, обратил в христианство самого Царя Дертада Великого. С того времени Св. Григорий почитается народом Армянским Апостолом и есть собственно основатель Армянской Церкви. Сначала он был Архиепископом, потом Папа Сильвестр посвятил его, в начале IV столетия, в независимые Патриархи Армении 7. Патриархи священного Эчмиадзинского престола утверждают, что от него-то идет их достоинство и права в непрерывном порядке чрез все столетия. Поэтому-то они до сего времени дорожат нетленною рукою Св. Григория, которая хранится в Эчмиадзинском соборе. Патриарх Католикос Эчмиадзинского престола признан главою Армянской Церкви. Он один имеет право освящать миро, употребляемое при таинстве Миропомазания и один он назначает Епископов всех Армянских Епархий. Он имеет попечение о делах Церкви, религии и нравственности, посылает уполномоченных в эпархии, для исполнения распоряжений и решения в возникших спорах; он один может разрешить отступление от церковных правил; и при всех церковных службах упоминается его имя. Книги религиозного содержания на Армянском языке печатаются лишь с его дозволения. [19] Патриарх признает над собою власть Вселенских Соборов и Соборов отдельной Армянской Церкви. Как в настоящее время почти невозможно созывать такой Собор, то в Эчмиадзине учрежден Синод, разрешающий, под председательством Патриарха, все распоряжения и споры в делах церковных. Число членов в различные времена было неодинаково 8. Патриарх получает звание свое только законным выбором. В прежние времена, когда Армения имела еще своих Царей, сии последние, для выбора нового Патриарха созывали весь народ, людей духовных и светских, и все они участвовали в этом выборе. Часто избирали per acclamationem; впоследствии участие светских ослабело, выбор предоставлен духовным, часто даже только монахам; однако светские никогда не исключались, и в новейшие времена стали принимать участие более решительное. Светское правительство всегда имело право признания и утверждения. Это было справедливо, пока Армения имела своих Царей; как в выборе участвовали все, то нельзя было исключать Царя, и как он защищал Патриаршество, то следовало предоставить ему и право признания. Иначе стало когда Армения подчинялась магометанским владыкам: тогда право это сделалось поводом к величайшим злоупотреблениям. Эчмиадзинский престол превратился в предмет купли, продаваемой Персиянами с публичного торга. Уложение христианского Патриархата державшееся сперва светскою, потом магометанскою властью продолжалось до половины XVIII столетия. [20] Ho мало-помалу, при выборе Патриарха, возникает и Русское влияние, и надобно сознаться, ко благу Армянской Церкви, которая с тех пор сделалась более и более самостоятельною. Русскою защитою она укрывалась от магометанского владычества Персиян и Турок. Патриарх Лука, при выборе своем, первый искал утверждения России и получил его 30 июня 1765 г. Преемник его, Католикос Лука, утвержден 26 февраля 1798 года. После него влияние России так усилилось, что живший в С. Петербурге Армянский Епископ князь Иосиф Аргутинский-Долгорукий получил звание Патриарха и утвержден Императором Павлом 30 Октября 1800 г. После России следовало признание Персии и Турции. Патриархи Даниил (1802-1809) и Ефрем (1809-1831) избраны под исключительным влиянием России. Армяне смотрели на преобладание Русских не как на завоевание, но как на желанное освобождение. Это народ истинно и верно привязанный к России, которая имеет большие заслуги в отношении Церкви тем, что поставила патриархат ее под свое христианское покровительство и, на этом основании, защищает всех Армян в магометанских владениях против явных притеснений. Сверх сего, она по возможности законами устранила злоупотребления, существовавшие многие столетия при выборе Католикоса, как со стороны духовенства, так и со стороны Персидского и Турецкого правительств. 11 Марта 1836 г. вышел указ об управлении делами Армянской Церкви в России, которым с похвальною умеренностью собраны все старые обряды, обычаи и важнейшие постановления церковных законов; сверх сего внешние отношения приведены в порядок и введено несколько новых, собранных с целью постановлений. Этим указом вновь утвержден порядок выбора Католикоса [21] по древним обычаям и церковным правилам, вышедшим из употребления. Указ впервые приведен в действие при избрании в Католикосы Нарсеса V, и я, вместо сухого извлечения, расскажу как произошел выбор, согласно помянутому повелению. При смерти Католикоса Иоганесса VIII, Синод, согласно указу 1836 г., состоял из четырех Архиепископов и четырех Архимандритов или вартабадов (доктор канонического права). Патриарх умер в Эчмиадзине 7 Марта 1842 г. Синод, приняв в свое распоряжение архив, управление патриаршеством и церковным имуществом, донес о случившемся министерству в С. Петербурге и просил о распоряжении, относительно нового избрания, которое немедленно и последовало. Потом Синод сообщил известие о смерти Католикоса всем Армянским эпархиям России, Персии, Индии, Турции и просил о высылке депутатов, для участия в новом выборе. Каждая эпархия имеет право посылать двух депутатов — духовного и светского; духовный всегда Архиерей или временный начальник эпархий, который вместо себя может послать другое духовное лицо; светский депутат избирается всеми меликами, юзбашами и другими знатными светскими людьми, имеющими, по древнему обычаю, на то право. День выбора назначается в день годовщины по смерти. Место выбора, если это возможно, в Эчмиадзине. Выбранные депутаты, не имеющие возможности явиться лично, могут письменно представить мнение свое Синоду. Кроме депутатов, в выборе участвуют также члены Синода и шесть старших Епископов, находящихся в Эчмиадзине. Вышеупомянутая статья в журнале Министерства В.Д. заключает в себе подробности письма Синода Патриархам Константинопольскому и Иерусалимскому, другим независимым эпархиям и светским обществам, имеющим право на выбор. [22] Письма эти очень любопытны в отношении к слогу, форме и содержанию, но слишком пространны для повторения. Я приведу только некоторые обстоятельства, относящиеся до приготовлений к выбору. В начале письма к Армянскому Патриарху в Константинополе следующее приветствие: «Высокопочитаемый Армянский Патриарх, великого, Богом с сохраненного града Константинополя, святейший Архиепископ Оствацатур, верный сын Армянской Церкви и Эчмиадзинского престола, да возрадуется во Христе.» По объявлении смерти Католикоса и предстоящем новом выборе, его просят сделать распоряжение, чтобы везде отслужена была панихида по представившемся Католикосе и чтоб он пригласил все эпархии выслать депутатов. Светские, a именно высокопочитаемые амиры 9, почитаемые аснарбаши 10, почитаемые церковные старосты, благочестивые и трудолюбивые юзбаши 11 и рейсы 12 и проч. знатные члены Армяно-Грегорианской Церкви, имеющие, по древнему обычаю нашей церкви, это право, должны выбрать из среды своей депутата, который вместе с Епископом иди Наместником должны прибыть к Марту 1843 г. в Эчмиадзин, на выбор и проч. Письмо к Патриарху Иерусалимскому той же формы и содержания, также как и в Персидские и Индийские эпархии. Светская община в Константинополе, самая значительная, получила особенное письмо. Константинопольский Патриарх немедленно созвал собрание [23] духовных и светских членов своей эпархии и представил им письмо Синода. Они объявили единогласно, что отправят депутатов на выборы, а избранного в Эчмиадзине признают Патриархом и Католикосом всего Армянского народа. Постановление это Константинопольский Патриарх сообщил Синоду, от 25 Декабря 1842 года. Подобные извещения получены и из других эпархий. Выбор начался 15 Апреля 1843 г. на четвертой недели Пасхи и продолжался три дня: 15, 16 и 17 Апреля. Лично участвовало 26 духовных и светских депутатов, а именно: 6 Архиепископов, 8 Епископов, 7 Архимандритов, в 5 светских особ. Все собрались в зале Патриарха и, в половине 10-го, в определенном порядке, отправились в церковь, где отслушали обедню и молебен с молитвами за Государя Императора и его Царственный Дом. Потом председатель Синода, Архиепископ Василий, произнес поздравительную речь лицам духовным, напомнил им об исполнении их обязанности, а светских по сему делу привел к присяге. На другой день, в половине 10-го, опять собрались в соборе, для действительного выбора. Перед главным алтарем лежали крест и Св. Евангелие; с правой стороны сидели духовные, а с левой светские. Архиепископ Василий опять произнес речь, которою пригласил их, по совестя и долгу присяги, иметь в виду благо Церкви и народа, и давать голоса свои достойнейшему. Прокурор Синода, сидевший за особым столом, изложил предмет собрания. Архиепископ Василий прочел список всех живущих Армянских Епископов и предоставил избирающим давать голоса свои четырем из них, которых сочтут достойными. Эти четыре подлежат вторичному выбору, и тогда уже из них выбираются два кандидата, из которых Государь утверждает будущего Католикоса. [24] По собрании голосов оказался выбор следующих четырех кандидатов: I) Нарсес Шанасизианц, Архиепископ Нахичеванский и Бессарабский. Он имел все голоса, как присутствующих, так и письменные. II) Захарий, Патриарх Иерусалимский, 17 голосов. III) Пагас, прежний Патриарх Константинопольский, 3 голоса. Прочие голоса рассеялись между другими. На третий день был окончательный выбор, на котором из четырех выбрали двух кандидатов. У Нарсеса опять были все голоса, a у Захария 17. Надобно заметить, что Нарсес в Эчмиадзине не присутствовал. Выборный лист в двух экземплярах подписан всеми присутствовавшими и чрез депутацию представлен Военному Генерал-Губернатору, с просьбою, поднести его, чрез Министра Внутренних Дел на благоусмотрение Государя Императора. Государь избрал Нарсеса и утвердил его Патриархом и Католикосом Армянской Церкви. ____________________________ За исключением народов Римской Империи, Армяне, имея в главе Царя своего, первые целым народом восприяли христианскую веру. Устройство Армянской Церкви в делах существенных тождественно с устройством Церквей Латинской и Греческой, в несущественных, оно держит средину между ними. Первое основание свое получило оно от Греков, но впоследствии держалось иногда более Рима, нежели Константинополя, потому что самостоятельности ее угрожали более опасности со [25] стороны последнего 13. Учение Евтихия, отрицающего двоякое естество Спасителя, конечно, распространилось и между Армянами, и принято отдельными монахами и даже Архиереями 14, но никогда не было принято всею Церковью или Католикосом; напротив, они многократно открыто осуждали его 15. Господство монархической власти Папы над Армянскою Церковью конечно, никогда не было признано; по изречению Армянских богословов, такая власть следует Папе только в его Патриархате западном, как Католикосу в Армянском Патриархате, восточном. Духовенство Армянской Церкви, как и духовенство прочих двух Церквей, образует сословие совершенно отдельное от светского, разделенное на девять степеней, сообразно теологическому понятию о 9 хорах ангелов перед престолом Господним. Высшую степень занимают Патриархи и в главе их Католикос, потом Архиепископы и Епископы, между которыми различие существует лишь в титуле и священники; [26] эти три степени составляют одну главную степень духовенства; последующую степени образуют три разделения: архидиаконы, диаконы и светильники и, наконец, на низшей степени стоят псаломщики, дьячки и привратники. О достоинстве и правах Католикоса и Патриарха Эчмиадзинского мы выше сообщили все нужное. Патриархи Константинопольский и Иерусалимский собственно только наместники его. Вообще только Архиепископы имеют свои эпархии; епископы употребляются только для церковной службы, как викарии Епископа Римско-Католической Церкви. Архиепископы, для содействия при управлении эпархиею, имеют при себе несколько вартибадов (докторов богословия и канонического права) ученых монахов. Патриархи, Архиепископы и Епископы всегда избираются из монахов и постоянно живут в монастырях. Священники обыкновенно выбираются приходами и посвящаются Епископами; до посвящения они должны быть женатыми и могут вступить в брак только однажды. Доходы Католикоса состоят из приношений богомольцев, из сборов всех Армянских монастырей, из сборов, установленных каждые три года во всех Армянских приходах, из оставшегося имущества после Архиепископов, из больших сумм платимых Архиепископами, священниками и приходами за миро, им только приготовляемое, из сумм вносимых Патриархами и Архиепископами за посвящение и при вступлении в должность и, наконец, из годового сбора с некоторых селений, принадлежащих Патриаршеству, из которых наибольшее Вахаршабад. Архиепископы пользуются доходами часто богатых монастырей, в которых живут. При ежегодных их объездах, для них установляются сборы. За посвящение и введение в приход они получают от кандидатов довольно значительные [27] суммы, что прежде давало повод к злоупотреблениям. Они наследуют после бездетных священников и вообще всеми выморочными имениями. Все Армяне Русской Империи распределены по пятя эпархиям. Священники не везде имеют определенные приходы; в некоторых деревнях до трех и четырех священников. Если в одной деревне их двое или более, то дворы (цуг — дым, когда семья вымирает, говорят: дым исчез) между ними распределены — но всегда один из них имеет не только первенство, но в некотором роде даже господство. В каждом приходе определенные дворы назначены для священников, по числу их, как это было заведено искони. К содержанию церкви и священников отведены сады, земля, луга, виноградники, обыкновенно той же величины, как и у других дворов; но главный их доход состоит в десятине. В этом отношении весь доход с деревни в сложности, разделяется между священниками, причем главный из них получает гораздо значительнейшую часть; за исполнение духовных треб, крестин, венчаний, похорон, молебнов, панихид и пл. должно платить (причем нет определенной таксы). При всех этих случаях должно жертвовать и в пользу церкви. При смерти, напр., полная одежда умершего принадлежит церкви. Священники, почти без исключения, не имеют образования. В молодые дета они большею частью ремесленники или лавочники, потом изъявляют желание сделаться священниками и приходами представляются на посвящение Архиепископу; испытание их состоит только в том, знают ли они и могут ли исполнять обряды церковнослужения. После этого их посвящают и, после 40-двевного приготовления постом и молитвами, они вступают в должность. В собственной Армении, Архиепископы назначают священников, а Синод утверждает их и вправе [28] отрешать от должности и лишать священнического сана. Два раза в день, утром и вечером, совершается служба и для каждого дня определены известные молитвы и пение. По воскресным и праздничным дням служат обедню, по будничным — только когда ее заказывают за условленную плату. Много раз предписано было, чтоб по воскресным и праздничным дням говорились проповеди, но это никогда не исполнялось, по весьма ясной причине, что священники неспособны к тому. Так же скудно обучение Закону Божию и катехизису. В Эривани напечатан род катехизиса по образцу Русского, написанного Митрополитом Платоном, но он считается не совсем правоверным, да и большая часть священников едва ли в состоянии читать его. В Великий Четверток совершается священниками умовение ног у прихожан своих. Исповедь делается священнику; но если такового нет, то можно исповедываться и светскому лицу, даже в случае нужды, если б напр., кто был в опасности жизни, среди степи, деревни и пр., тогда, вместо причастия, кладут в рот ком земли. Священникам дается титул тер (господин); приветствуя его говорят: охня тер! (благослови, господин); он отвечает: Аствац охне! (да благословит Господь)! монахи приветствуют: Аствац огнакан (да благословит, или да поможет вам Господь); он отвечает: аствац пагапан (сохрани Господи). Приветствие на Св. Неделе подобно Греческому; Христос воскресе! в ответ: да будет благословенно воскресение Христово! В разговоре говорят монаху: святой отец,— а священнику тер гайр! (господин отец)! Духовная судебная власть в Армении в руках Архиереев, которые для своей эпархии учредили духовное правление или Консисторию. Гогеворокан или карана-рутиан, состоящее обыкновенно из двух старших и двух младших [29] священников, апелляция на решения их поступает к Патриарху или в Синод. Рассмотрению суда этого подлежат: споры священников между собою, жалобы светских на духовных (если духовные жалуются на светских, то, по представлению их, духовное ведомство заступается за них перед светскими судами); далее, споры между супругами: развод очень труден и почти невозможен. Консистория имеет надзор за церковным имуществом и представляет отчет о каждом из них особо. В настоящее время, впрочем, в Армянские церковные присутственные места введены формы и контроль Русского государства. Священники о множестве дел постоянно обязаны доносить Архиереям, которые в свою очередь докладывают Синоду. Еще слово о так называемых Армянах-Униатах, т. е. соединенных с Римом. Мы говорили уже выше, что Армянская Церковь никогда не отделялась от Римской публичным актом, что она многократно признавала, если не владычество. Рима, то, по крайней мере, Папство, как средоточие церковного единства; но связь между ними была, однако, так слаба, что не удивительно, если отчасти из среды Армянской Церкви, отчасти со стороны миссионеров Латинской Церкви, сделаны были попытки для более тесной связи с Римским престолом. Самые Папы только поставили началом и более ничего не требовали как единства догматов и признания Папства, как Centrum unitatis, предоставляя, с другой стороны, Католикосу все права Патриаршества и признавая независимость его Церкви во внутреннем ее управлении. Попытки к сближению с Римом шли по двум направлениям: одна партия совершенно хотела разрушить национальную Армянскую Церковь, заменить Армянский церковный язык Латинским, как в прочих западных католических странах, Армянскую обедню Римскою, уничтожить также Патриархат и [30] Католикоса превратить в Примаса народа, в Патриарха по титуле, одним словом, в Архиепископа. Другая партия хотела сохранить все национальные частности Церкви, старо-Армянский язык в литургии, старые обычаи и обряды, одним словом, ничего не изменять, a подчинить Армянскую Церковь, в целом составе, Папе; об удержании Патриархата, с более или менее обширными правами, мнения были различны. Первое направление очень старо. Уже в 1317 г. Латинский Епископ Варфоломей и ученик его Иоганн I Гернский, имели много последователей на южном Кавказе, в Тифлисе, Нахичеване и в Крыму. Они учредили Армянский монашеский орден, Униторов, преследовавший эту цель. Униторы исчезли, основанные ими церкви отчасти может быть сохранились. Иезуиты и другие Латинские миссионеры действовали в том же смысле, хотя Папы собственно запретили им все покушения, клонящиеся к уничтожению признанных ими частностей Армянской Церкви в литургии. Рим благоприятствует другому направлению:— живущие в Польше Армяне с Патриархом своим уже в 1616 году подчинились Риму; во важнейший факт по этому направлению — основание ордена мехитаристов, сначала в Морее, а потом и Сант-Лазаро, близь Венеции. Мехитар, Армянский монах, род., в 1676 г. в Себасте, в Малой Азия, исполненный страсти к познаниям и пламенной любви к своему народу, возбуждением духовных и религиозных нравственных чувств и распространением Европейской образованности, хотел поднять свой угнетенный народ и, для достижения этой цели, совершенно пожертвовал собою. Он подчинился Папе и, с его разрешения, учредил орден и монастырь, в который принимались только Армяне по рождению. Он учредил Армянскую типографию. Он, товарищи его и преемники перевели со всех языков на Армянский (напр. Томаса и Кемписа); эти Армянские книги пересылают [31] с караванами в Персию и Индию и, таким посредством, образуют первую ступень к дальнейшему просвещению народа. Мехитар в характере своем, очевидно, имеет много сходства с Нарсесом. В Грузии много Римско-Католических Армян, имеющих большое отвращение к прочим; они не называются Армянами, а Католиками, как будто это название народа. Сношения их с Римом преимущественно поддерживаются Италиянскими монахами. В Тифлисе долгое время жил патер Иосиф, всеми любимый и уважаемый. Он умер осемнадцать лет тому назад. Патера Филиппа тоже очень любили. Дюбуа де-Монперер, протестант, говорит Ч. I, стр. 247, что Армяно-Католические купцы в Кутаисе отличаются честностью и благонадежностью. Кроме того было много тщетных попыток к соединению Армянской Церкви с Греческою. Впрочем, на западном берегу Евфрата, на севере от Аракира и в 30 часах езды от Диарбекира, находятся шесть Армянских деревень, наибольшая из них Ага или Агунтс, которые присоединились к греческой. И протестанты делали попытки, Базельская миссия учредила Армянскую школу в Шуше, но она закрыта no приказанию Патриарха, считавшего ее вредною. В Калькутте, Англичане учредили Армянский коллегиум и типографию. Россия здесь никогда не старалась склонять Армян к принятию православия. Комментарии 1. Относительно каналов должно заметить, что их многие сотни проведены вокруг Эривани и что вся довольно порядочная река Карсяк или Абаран, поглощается ими. В 1703 году они были совершенно возобновлены и распространены Патриархом Негапитом. 2. Персияне питают уважение к Христианскому, именно Армянскому, высшему духовенству. Когда Аббас-Мурза, во время войны с Турками, прибыл в Эчмиадзин, то просил Патриарха благословить и освятить его меч. Если бы это была война против Русских, то можно было бы подумать, что он имел при этом в виду политические причины, но в войне с другими магометанами, могли заставить его сделать это только религиозные или суеверные побуждения. Вообще Турки и Курды уважают Армянские святыни. Магометане в Баязете полагают, что от чумы, которая по преданию возобновляется через каждые 7 лет, избавляют только священные остатки копья, хранящегося в Эчмиадзине. В прежнее время его носили в торжественных процессиях в Баязет и оно всякий раз уничтожало силу чумы. 3. Тигран? вероятно Патриарх перемешал имена. В то время в Армении царствовал Дертад или Тиридат III, великий, он принял христианскую веру в 303 году. 4. Одвакож история свидетельствует, что высшее достоинство Католикосов не было всегда и одинаково признаваемо Армянами. Иерусалимские Патриархи с 1655 по 1680 г. и Константинопольские делались иногда независимыми. В Сисе, в Киликии, по настоящее время существует Патриарх, который равным образом называет себя Католикосом и совершенно независим от Эчмиадзинского Патриарха. Он опирается на то, что первоначальное местопребывание Католикосов до 1441 года было в Сисе. Патриарх Ахтамарский также независим. Обоих их считают раскольниками. 5. Из числа зиждителей великих зданий, никто более не заслужил этого названия как Армянский Патриарх Нарсес, в Тифлисе. Этот знаменитый муж велел построить в новой части города огромный каравансерай, как будто предрекающий о величии торговли этого города. К нему присоединил он школу, в которой намерен иметь преподавателей главнейших Азиатских и Европейских языков, дабы дать соотчичам своим образование, которого они до сих пор лишены были. Представляя себе эту нацию, некогда великую и уважаемую, ныне зависимую, рассеянную и униженную, он не только как Архипастырь, но еще как глава народа, долгом счел присоединить к просвещению духовному, образование светское, и обняв, быть может, проницательным умом гения и уповая на Господа, что не навсегда, оставил Он потомков великих Патриархов, стремился по крайней мере заранее приготовить их к тому, чтоб хотя для будущих времен сделать из них людей добродетельных, просвещенных и достойных названия самых уважаемых и верных подданных Российского Императора. 6. Эти сведения, равно как и предыдущие жизни Нарсеса, взятые большею частию из весьма поучительного сочинения об этом предмете, помещены в жур. Мин. В. Д. за Сентябрь 1843 г., час. VI. стр. 331. 7. Грузины также почитают Св. Григория за своего Апостола, как мы видели в IV главе, но у них совершенно другие предания о его пришествии. Они, кажется, по этому оспаривают его у Армян. Между Грузинами и Армянами много соотношений; напр. различные линии одного и того же царского рода, как Багратиды (Багратионы) царствовали и в Армении, и в Грузии. 8. Патриарх Лука в 1733 г. определил, чтоб Синод состоял не менее как из семи членов; в 1802 г. их было девять. 9. Или эмиры — князья, высшее дворянство. 10. Аснарбаши — главы или старшины-мастера различных ремесленных цехов. 11. Юзбаши — сотники. 12. Рейс — предводитель, но в здешнем смысле, может быть, первые мастеровые разных ремесел. 13. Греки нередко жестоко преследовали Армян и Церковь их, особенно в конце IX и XII столетий. 14. Константинопольский Армянский Патриарх и некоторые из Архиепископов в Турции преимущественно противятся Риму. Недостойный имени Патриарха Ефрем Адрианопольский, присвоивший себе в XVII ст. противозаконно Патриарший престол в Константинополе, причинил даже кровавое преследование неверующих во единство природы во Христе. Эчмиадзинский Католикос и большая часть Армянского духовенства всегда удалялись от этого. Впрочем, латинские миссионеры сами виноваты в раздоре с Римом. Они старались, в противность Папских предписаний, ввести у Армян Латинское богослужение, вместо национально-Армянского, признанного самим Папою. 15. Известнейший законоучитель Армян, Нарсес Ламсронский и Католикос Нарсес Шеноргали явно и остроумно опровергали это учение. Текст воспроизведен по изданию: Август фон Гакстгаузен. Закавказский край. Заметки о семейной и общественной жизни и отношениях народов, обитающих между Черным и Каспийским морями. Часть 2. СПб. 1857
|
|