|
БЕРЕЗИН И. Н. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДАГЕСТАНУ И ЗАКАВКАЗЬЮ VI. ОТ САЛЬЯНА ДО ЛЕНКОРАНА.
Подъезжая к Сальяну, видишь издали только высокие тонкие деревья на плоской равнине, и уже вблизи являются ничтожные хижины в садах, составляющие [79] местечко Сальян, расположенное близ разделения Куры на северо-восточный рукав или собственную Куру и на южный рукав или Акушу. Переехав на пароме через с. в. рукав, я очутился в Сальяне, грустный, чисто деревенский вид которого не обещал ничего приятного путешественнику. Единственный чиновник местечка, участковый заседатель, недавно переведенный из Бердянска, принял меня чрезвычайно радушно, но, не смотря на искреннее желание занять мое любопытство, он не мог отыскать в Сальяне ничего ни замечательного, ни исторического и кончил откровенным сознанием, что и сам он не надеется долго выдержать скуку одиночества между грубыми мусульманами, не имея в перспективе ничего, кроме ссор и тяжб за украденный арбуз или за потерянную лошаденку. — Вскоре явился помощник заседателя Персиянин, и напал на меня с огромным запасом персидских вежливостей, а я в отплату осадил его в исторических известиях о местечке Сальяне. Хитрый Перс сначала своротил на рассказ о «греческом городе» Шагри-юнан, слышанный мною еще в Дербенде, а потом ретировался в персидскую знаменитую географию «Наслаждение сердец» Нузгат-эль-кулюб и, опираясь на нее, утверждал, что близ Сальяна находился город Гуштасфа «Шагри-Гуштасфи», бренные остатки которого и доныне выкапывают недалеко от местечка под горою в виде ножей, тарелок, кальянов и проч. — Так как ничего лучшего в рассказах помощника заседателя не оказывалось, то я и предался покою раньше обыкновенного, приказав Карапету заготовить к утру верховых лошадей для поездки на Божий промысл, где находится центр Сальянских рыбных промыслов. (Короткое описание реки Куры находится и у Хамдуллы Казвини (*** ман. Библиот. Каз. Унив. С, fol. 255 r° — v°): «Река Курзан. Выходит из гор Каликайских, и, пройдя посреди города Тифлиса в стране Грузинской, достигает Аррана; один рукав ее впадает в морцо Шамкурское, а другой главный рукав ее, соединясь в Юрте Базар-Анбарчи с рекою Арасом (Араксом) и Кара-су, вливается в море Хазарское в пределах страны Гиштасфи. Длина этой реки будет 200 миль») На рассвете следующего дня я уже скакал по левому берегу северо-восточной Куры, переправясь через реку на пароме у самого Сальяна: такое раннее [80] путешествие было необходимо для избежания томительного дневного зноя. Не смотря на половину Сентября, термометр Реомюра показывал в полдень почти 22' тепла. Кура разделяется под самым Сальяном на два рукава: правый течет на юг и многими устьями впадает в Кизиль-агачский залив; этот рукав известен под именем Акуши и ветви его имеют каждая особенное название. Левый рукав течет на восток или ю. в. и впадает прямо в Каспийское море; этот рукав называется северо-восточною Курою или просто Курою, и по его-то левому берегу я стремился теперь к Божьему промыслу. Очень мутная и неширокая Кура течет в низких и ровных берегах, совершенно обнаженных: эта печальная картина бесплодности чем далее отходит от берегов реки, тем грознее является. Только около Божьего промысла находятся огромные камыши, называемые здешними мусульманами по дикости места Сибирью. В этой Сибири разгуливают свободно страшные кабаны, истребители «чалтыка» сарацинского пшена, неприкосновенные для здешних жителей, как животное оскверняющее. Мне говорили, что Кура изменяет течение, что назад тому лет сорок с. в. рукав ее шел выше, и доныне на прежнем течении остались лучшие сады. Вероятно, под этим изменившимся рукавом надобно разуметь просто высохший рукав, еще и теперь показываемый на картах. Но на этой грустной реке находятся богатейшие рыбные промыслы Каспийского моря, а в мутных струях ее водятся в изобилии осетры, белуги, севрюги, шемая, лосось и другая рыба, ищущая неги в пресной воде, а судаки, плотва, карпы, щуки и другие речные рыбы в Куре ни почем. Проводник мой, сальянский житель, указал мне близ дороги небольшое возвышение, величаемое горою; [81] при подошве его находятся остатки неизвестного города подозрительной древности, который, по словам вчерашнего моего знакомца Персиянина, несомненно назывался «Гуштасфовым городом». Г. Эйхвальд, ученый предшественник мой на этом пути, дает совершенно другое название городу — «Драу». Как бы то ни было, верно для меня только то, что в ямах и остатках строений, которые я видел, нет ничего древнего. После двухчасовой скачки по степи вдали от берегов Куры, я снова приблизился к реке, но передо мной находилась уже не Кура, а Божий промысел, цель моей поездки. Здесь принял меня с русским радушием управляющий Сальянскими рыбными промыслами подполковник Герич, и в течение суток, которые прошли для меня очень быстро, показал и сообщил все замечательное на промыслах. Его же благосклонной снисходительности я обязав прилагаемою здесь картою устьев Куры, составленною лейтенантом Юрьевым в 1824 г. и в последствии дополненною. Рыбная ловля в Куре, во время владычества Персиян, была очень незначительна. При Фетх Али Хане рыболовством мог заниматься всякий желающиё, только за пойманную рыбу платился хану налог, а именно: за белугу и осетра 5 коп., за севрюгу 2 1/2 коп., за три шемаи 5 коп., за лосося 25 коп. и т. д. Потом рыбные промыслы отданы были на откуп с весьма выгодными для откупщика условиями. Сначала Мустафа-Хан брал за них ежегодно 7,000 руб., а после возвысил до 10,000 руб. сер. Русское правительство отдало промыслы на откуп Индейцу Собре Могундасову за 57,000 руб. сер. в год и, не смотря на такое возвышение откупной суммы и огромные расходы по промыслам, откупщик был не в убытке. Собра Могундасов выстроил ва Божьем промысле обширное рыболовное заведение, также как и [82] на других, но набег Персиян и начавшаяся с Персией война опустошили этот край и лишили откупщика всех его заведений. По окончании войны Сальянские рыбные промыслы, по причине несостоятельности откупщика, поступали в ведение казенной опеки с 10-го Марта 1829 г. При поступлении Сальянских рыбных промыслов в казенное управление находилось 7 ватаг: Божий промысел, Акуша, Лопатинская, Топрак-каля, Арбатан, Абдульян и Менейман. В последствии прибавлены еще две: Перетманская в 1830 г. и Зубовская в 1834 г. Все девять промыслов существуют и ныне; к ним еще должно присоединить 6 Кизиль-агачских промыслов, морской промысел на Куре для белуги и вновь открытый Благодатный. Божий промысел, главный из сальянских промыслов, устроен на с. — в. рукаве Куры, в 27 верстах от Сальяна вниз по течению и в 15 верстах от взморья. Здесь находится опека сальянских промыслов, местопребывание членов управления, контора и запасные магазины, в которых хранятся рыболовные материалы и съестные припасы, нужные на годичное время для лова рыбы и для содержания рабочих людей на всех промыслах. Божий промысел составляет очень красивое и весьма чистое селение в одну широкую улицу, по бокам которой находятся дома промышленников и обывателей, числом до 40. Все строения расположены правильно по плану; селение обведено палисадником и место заставы занимает будка. Перед домами находятся кирпичные тротуары, необходимая предосторожность, потому что от сильных дождей мягкая почва превращается в топкую грязь. Почти средину селения занимает большая площадь, на которой находится церковь, выстроившаяся и содержащаяся своими доходами; служба отправляется только по праздникам. С колокольни церковной возвещается [83] звоном начало и окончание работ. Напротив церкви на берегу Куры стоит большой светлый деревянный дом в два этажа: внизу живет младший опекун, а вверху старший подполковник Герич. Наискось этого дома находится управление, имеющее до 16 писцов из купцов или мещан, большею частию астраханских; в присутственной комнате управления находятся портреты Государя Императора и Наследника Цесаревича работы тифлисских живописцев. Подле управления устроены два магазина, один для соли, другой для икры и соленой рыбы, между ними выстроен амбар для клею и сушится на площади вязига. Напротив магазинов находится плот для принятия привозимой рыбы и для очищения ее; подле плота по берегу Куры размещены котлы для смоления снастей. По другую сторону площади находится сад главного дома: бывший опекун Матяшевский устроил в нем оранжерею, театр, кегли, бильярд, но после Матяшевского огромный и красивый сад со всеми устройствами пришел в запустение. Театр имеет до 10 перемен кулис; музыкантами были писцы, актерами они же и их жены; играли водевили и драмы. Недавно вступивший в управление опекой подполковник Герич намерен все это возобновить в прежнем блеске. Подле сада находится русская баня, большая редкость в здешнем крае. Насупротив, по другую сторону улицы, помещается аптека, материалы для которой выписываются из Тифлиса. По обеим сторонам аптеки находится больница мужская и женская: при мне состояло в ней больных 60 человек, из числа которых промыслам принадлежали только 18 чел., а остальные были из посторонних. Иногда поступают сюда даже Мусульмане, небольшие охотники до неправоверных лекарств. Рабочие [84] подвергаются болезням большею частию от недостатка теплого платья осенью, когда здесь бывает очень сыро и падают обильные дожди. Господствующие болезни в этом крае лихорадки и горячки, но климат здешний не так вреден, как идет о нем молва в Закавказье. Подле Божьего промысла и на правом берегу Куры находятся соляные грязи, помогающие в ломотах и ревматизмах. Лов рыбы на Божьем промысле производится 50 лодками, так называемою самоловною снастью. Ширина Куры у Божьего промысла до 50 сажен, а глубина до 2 сажен. На Куре устраивается ежегодно при Божьем промысле забойка, перегораживающая реку от одного берега до другого, из толстых 7 и 8 саженных бревен, называемых чегенинами, которые вколачиваются в дно реки и связываются сверху такими же бревнами, а потом загораживаются решеткою, сплетенною из мелких и прямых кольев, называемых кошаком, связываемых сторожьями и башманником. Эта забойка устраивается для того, чтобы воспрепятствовать рыбе, во время сильного хода ее в реку, дальнейшее стремление вверх по течению и тем самым сделать лов снастями более удобным. Весною и осенью, кроме лова рыбы снастями, производится в ночное время обильный лов баграми по всему протяжению реки при забойке. К Божьему промыслу принадлежит небольшая ватажка почти при самом впадении Куры в море: здесь лова не производится, но в этом месте построены амбары, в которые осенью разгружаются материалы, привозимые на судах из Астрахани, а весною возится рыба, нагружаемая на суда для отправления в Астрахань. Акушинский промысел в 15 верстах ниже Сальяна на южном рукаве Куры, называемом Ак-куша, Ах-куша. [85] Здесь лов производится 40 лодками также самоловною снастью и бывает чрезвычайно изобилен, изобильнее чем на какой-нибудь другой ватаге, потому что Акуша впадает в Кизиль-агачский залив многими устьями, весьма удобными для входа рыбы. На Акуше делается здесь также забойка и производится багрение рыбы в ночное время. Лопатинский промысел на острове того же имени в Кизил-агачском заливе против впадения Акуши. Здесь лов производится 25 лодками отчасти самоловною снастью, отчасти большими ставными (стоящими на одном месте) сетями; осенью и зимой ловится преимущественно белуга. Лов рыбы здесь не очень значителен и весьма труден для рыболовов, потому что производится в открытом море, где при сильных ветрах пловцы подвергаются большой опасности; но незначительность лова в сравнении с Акушинским промыслом отчасти уравновешивается тем, что на Лопатинской ватаге рыба ловится вообще крупнее и потому доставляет более икры, клею и проч. Эти три промысла занимают первое место между Сальянскими рыбными промыслами: остальные служат им как бы вспомогательными. Арбатанский промысел расположен на Акуше в 8 верстах ниже Сальяна. Здесь самоловною снастью рыба не ловится, и Арбатанская ватага считается временною: во время половодья, от сильного напора воды, отворяются в забойке нарочно устроенные для провода судов ворота, через которые рыба уходит вверх, и только тогда в течение 40 дней сальянскими мусульманами производится на Арбатанском промысле лов плавными (подвижными) мелкими сетками. Ловцы обязуются к этой работе заблаговременно контрактом. [86] Топрак-калинский (Топрак-каля) промысел устроен против местечка Сальян, при разделении Куры на Южный и Северо-восточный рукава. Лов рыбы производится здесь также по контракту мусульманами весной в течении 40 дней и потом зимой; они же ловят шамаю особенными мелкими шелковыми сетками. Перетманский промысел выше предыдущего по Куре в 8 или 9 верстах. Здесь лов производится непостоянно, смотря по ходу рыбы, то весной и в жарковский лов, то осенью, нарочно отделяемыми с Божьего промысла 20 или 15 лодками с самоловною снастью. В 1838 г. по совершенно ничтожному улову, рыболовы переведены были на весеннее время к Акушинскому промыслу, а Перетманская ватага оставалась пустой. Зубовский промысел, от Сальяна в 60 верстах выше по Куре, устроен весною в 1838 г. во время управления промыслами, в отсутствие опекуна Матяшевского, майором (ныне подполковником и старшим опекуном) Геричем. Лов здесь постоянный самоловною снастью 10 лодками, которые никогда отсюда не сменяются, и кроме того зимою жители Рудбарского магала ловят шемаю сетями. Верстах в 6 от Зубовского промысла вниз по Куре устроен в 1834 году кирпичный завод, на котором выделывается нужное для промыслов количество кирпича, а прежде кирпич выписывали из Астрахани. Абдульянский и Менейманский промыслы в 80 и 90 верстах от Сальяна вверх по Куре. На первом лов производится постоянно, а на втором только весной сетками, и потом уже до весны работ не бывает. Благодатный промысел, только что устраиваемый нынешним опекуном Геричем в 50 верстах к ю. от Божьего промысла, обещает богатый улов рыбы. [87] На всех промыслах, кроме Божьего, Акушинского и Лопатинского, — о Благодатном еще нельзя сказать ничего решительного — рыба ловится гораздо мельче, особенно на Зубовском, Абдульянском и Менейманском, и лов может считаться значительным только весной и притом сетками, а в остальное время года он не важен. Сальянская рыбная промышленность не ограничивается исчисленными десятью промыслами: начиная от Абдульяна, последнего промысла на Куре, вверх по реке на расстоянии ста верст от селения Нарлыка до селения Зардоба (Шекинской провинции) воды принадлежат также Сальянской опеке, но по отдаленности мест отдаются на откуп желающим ловить рыбу своими средствами. Заведения, устроенные откупщиками, называются духанами, а самые откупщики духанщиками. Эти духанщики нанимают с своей стороны для лова рыбы прибрежных жителей, за откуп же платят условленную по контракту сумму, которая заключается не в годичном или месячном взносе, но берется за каждую арбу или телегу наловленной рыбы. Для счисления этих арб находится в каждом духане или временной ватажке надсмотрщик от опеки Сальянских рыбных промыслов. С арбы берется полпуда хорошо выделанного клея и известная сумма: в 1829 году за арбу балыков откупщики платили по 20 рубл. серебром, но цена с тех пор постоянно возвышалась и в 1839 году достигла слишком 30 рубл. серебром, Рыбный промысел, как и всякой другой, имеет своих артистов и даже своих героев: первых составляют икрянщики, а последних кормщики. Конечно, слава и тех и других не переходит за пределы сальянских рыбных промыслов, но это доказывает только всем известную неблагодарность рода человеческого: каждый из нас постится с большим наслаждением [88] при помощи различных сортов икры и разного вида пирогов с рыбой и вязигой, но увы! никто и не подумает о том, как выделана икра, как поймана рыба; никому не приходит в голову, что севрюга, которую он небрежно кладет на тарелку, едва не стоила жизни отважному ловцу. Я не хочу запятнать память о себе неблагодарностью и расскажу подробно во всеуслышание подвиги рыбных промышленников и все мучения, которые испытают рыбы, пока сделаются достойными желудка гастрономов. Употребляемая на большей части сальянских рыбных промыслов самоловная снасть довольно проста, и нельзя надивиться легкомыслию рыб чрезвычайно огромных, каждоминутно попадающихся на такой нехитрый обман. Обыкновенно втыкается в дно реки кол, к которому привязана веревка, а на этой веревке находятся веревочки с острыми железными крючками в вершок величиною и более. От каждого крючка висят кусочки из дерева, принимаемые рыбами за куски мяса или чего-нибудь в этом роде: обольщенная приманкою, рыба кидается на кусок дерева и между тем зацепляется телом за который-нибудь из вероломных крючков и чем более старается освободиться от него, тем глубже крючок входит в тело. Большею частию рыба попадается на крючок хвостом. Несчастная жертва излишней доверчивости остается в томительном неведении о своей участи до тех пор, пока приедет лодка для осмотра, что случается два раза в день — утром и вечером; на этой лодке находится гребец и злейший враг рыб — кормщик, с нетерпением ожидающий своей добычи: он осматривает все крючья, но пойманная жертва заранее дает знать о себе сильным движением. Неумолимый кормщик вытаскивает рыбу из воды, дает ей оглушительный удар в голову молотком, и ошеломленная, недвижимая рыба лежит в [89] лодке смирно. Белуга ведет себя благонравно; она почти сама входит в лодку и не предается никаким неистовствам, хотя попадается иногда такая огромная, что из одной рыбы достается до 5 пудов икры. Осмотрев все свои снасти, кормщик отправляется к приемному плоту. Я присутствовал, по приглашению Г. Герича, при одном из этих приемов рыбы и имел мужество лично видеть страдания, переносимые невинными обитательницами вод. Еще издали, по веселым или мрачным физиономиям кормщиков, можно было угадать груз каждой лодки: были и такие несчастливцы, которые ничего не привозили, но я нисколько о них не жалел, питая глубокое сострадание к бедным рыбам. Каждая лодка останавливается у плота, и кормщик счетом сдает свою добычу, которую гребец или весельщик передает на плот; на плоту находятся таблицы, в которых всякий раз отмечается кто сколько рыб поймал. При мне на Божьем промысле поймано 930 рыб; икры собрано до 16 кульков; счастливец, поймавший более всех других, привез 9 рыб. По сдаче рыбы, кормщики отправляются домой для починки снастей. Я очень сожалею, что я не родился Дантом: с каким воодушевлением я воспел бы невыносимые предсмертные мучения белуг, севрюг и осетров. Увы! в жалкой прозе я должен теперь рассказать все это любителям рыбного стола. Рыба привозится на плот большею частию живая; в отверстия плота, которых сделано несколько со стороны реки и у которых останавливаются лодки, рабочие крючьями поднимают рыбу и по отлогим скатам, устроенным в отверстиях, встаскивают ее на плот более длинными крючьями. Здесь на широком помосте находится несколько солельщиков с широкими и острыми ножами: одним ловким взмахом ножа разрезывают они рыбу вдоль по нижней части. [90] Еще несчастная жертва бьется в предсмертных конвульсиях, а уже рука солельщика вытаскивает из нее очень ловко икру, вырывает внутренности, отрезывает пузырь и наконец извлекает становую жилу, которую мы называем вязигой. После этой операции рыба, разумеется, уже умирает и по кончине своей удостаивается не равных почестей: мерная белуга (6 четвертей от глаза до красного пера) и осетр режутся в крупные балыки, а крупная севрюга в жирим или мелкие балыки; немерных же, то есть не крупных осетров и севрюг кладут в корень (солят). Извлеченные из рыб разные части получают различное назначение. Внутренности и головы бросают без употребления. Рыбий пузырь, из которого достается клей, тщательно вымывается, пока отстанет от него кожица, и потом высушивается в солнечный день на лубках. По окончательной просушке в амбаре и по снятии наружной плевы, отстающей очень легко, набивают клей в чувалы (мешки) и отправляют в Астрахань и другие места. Становые жилы или вязига вымываются в чанах и потом вывешиваются на солнце для просушки. По окончании работ свободные ловцы вьют их в пучки. Балыки также сушатся на солнце около двух недель. Остается последнее и самое важное производство в рыбной промышленности — приготовление икры, требующее от рабочих большого искусства и опытности. Икряные зерна промывают и в ушатах относят в соседний амбар, где икра складывается в большие сита [91] или грохоты, находящиеся над чанами: рабочие катают зерна по грохоту, отчего связывающая их плева отстает и выкидывается вон, а зерна сами падают в чан, налитый тузлуком, то есть водой с солью. Тогда рабочие мешают зерна в чане плоскими лопатками и прекращают свою работу только по приказанию икряника. Это самая важная статья в приготовлении икры: если икорщики перемешают долее надлежащего пятью минутами, то все зерна лопаются, если же не домешают столько же, то икра горкнет. Обыкновенно надлежащая пора узнается потому, что молочный сок зерен делается сероватым; впрочем этот признак определяется только опытным икряником. Потом икра вычерпывается из чанов небольшими ситами для того, чтоб вытекла из нее жидкость, и набивается в кульки, которые кладутся под пресс для выжатия воды. После этой операции икра окончательно складывается в огромные бочки и рассылается во все концы Российской Империи. Свежая икра приготовляется почти также, только она менее солится и не кладется под пресс. Что же касается до превосходного вкуса сальянской икры, то в этом может удостовериться каждый, кто посетит лично, подобно мне, Божий промысел, где ожидает его неутомимое гостеприимство старшого опекуна. В Сибири, которой быстрые реки так богаты вкусною рыбою, ни свежая, ни соленая икра далеко не может равняться с икрою Сальянских рыбных промыслов. При посещении Божьего промысла мне особенно нравилось то, что такое обширное производство рыболовных работ сосредоточивается ва небольшом пространстве на берегу Куры: один плот, где рабочие принимают рыбу, и близ этого плота находятся магазины для соли, икры и рыбы, амбар для клея и площадь для балыков и вязиги — вот и все! [92] Для соления рыбы и икры употребляется соль с здешних озер, находящихся в заведывании Бакинских минеральных промыслов: нельзя сказать, чтоб эта соль была хороша. Она черна, смешана с землей и не просевается, а только толкут ее в амбаре; однако в деле эта соль не хуже другой. Ежегодно выходит соли 4,000 хальваров: каждый хальвар, равняющийся 20 пудам, стоит с доставкою 3 руб. 20 коп. серебром. Но вот стало смеркаться: вечерние работы, при которых я присутствовал, кончены, и рабочие разошлись по домам. По всему Божьему промыслу и на берегах Куры замелькали огоньки: местечко оживилось. Народонаселение промыслов состоит из наемных рабочих разного рода: опека при найме обязывается, сверх уговорной платы за службу, содержать всех на своем иждивении, то есть продовольствовать пищею, а рабочие обязываются служить усердно, и надобно сказать, что условия с обеих сторон исполняются добросовестно. Опека вообще довольна нравственностию здешних рабочих, да и нет случаев к соблазну: пожалуй, рыбу украсть легко, но продать ее некому, потому что мусульмане едят только ту рыбу, которая имеет шелуху, а именно лосося и шамаю; поэтому ни частной ловли, ни тайной продажи здесь быть не может. Это нерасположение мусульман к рыбе, имеющее основанием религиозные уставы и общее всему востоку, служит верным ручательством за честность мусульманских рабочих на Сальянских рыбных промыслах. Опека нанимает рабочих промышленников обыкновенно в Астрахани, в осеннее время, на годичный срок, который считается со дня поступления в рабочие в Астрахани. Нанимаются как люди, знающие рыбный промысел, так и рабочие, необходимые для разных [93] производств на промыслах, и каждый из живущих на содержании опеки имеет свое ремесло, свои обязанности и сообразно трудности ремесла получает жалованье. Вся масса рабочих и промышленников разделяется на следующие классы, между которыми первое место занимают артисты рыбного промысла Икряники. Обязанность их состоит в приготовлении икры и в складке ее в бочки. Икряники или икрянщики получают от 75 до 175 руб. сер. жалованья, каким не пользуется ни один из других классов. Икряников нанимается на промыслы 12 человек. Кормщики, называемые здесь неправильно корщиками, устраивают снасть для лова, содержат ее в исправности и производят самый лов, ни в какие же другие работы не употребляются, тем более, что они два раза в день должны выезжать на переборку снастей и в оба раза являться к приемному плоту с хорошею или дурною вестью. При появлении нового кормщика на промыслах искусство его узнается по первому приему его за снасти. На морских ватагах кормщики не редко играют собственною жизнью, и здесь, во время сильных бурь, является ужасная поэзия рыболовного промысла: случается, что кормщик дня два борется с разъяренным морем и не всегда выходит из борьбы победителем, по крайней мере не редко он является на ватагу без лодки. Но эти отважные подвиги быстро предаются забвению, имена героев не записываются даже местными хрониками, и кормщики, по-видимому, должны навсегда отказаться от надежды попасть в аристократы рыболовного искусства, по крайней мере по жалованью: им платится в год от 65 до 75 руб. сер. Кроме жалованья дается премия с каждой рыбы по 3/4 коп. сер. На вновь устроенном Благодатном промысле Г-н Герич жалованье отменил, потому что промысел расположен [94] на море, и нашлись бы в числе кормщиков такие, которые не стали бы заниматься рыболовством в бури, бывающие здесь не редко: вместо жалованья платится за каждую пойманную белугу по 25 коп. сер., а за другие рыбы по 40 коп. асс. — Количество всех кормщиков на промыслах полагается от 150 до 170 человек. Солельщики употребляются для соленья рыбы в корень при складке ее в амбары, а также при погрузке ее на суда. На промыслах находится только до 10 солельщиков. Клеевщики занимаются выделкою клея и вязиги: всех клеевщиков полагается до 12 человек. Резальщики отправляют самую неприятную обязанность в рыбном промысле: они разрезывают пойманных рыб, очищают их и вынимают из них клей и вязигу. Число резальщиков значительнее предыдущих: их полагается на промыслах 25 человек. Эти три класса промышленников состоят на равном окладе — от 60 до 75 рубл. серебр. в год и образуют среднее сословие между рыболовами. Сборщики-мальчики, парии Сальянских промыслов, занимаются собиранием пузырей рыбных и вязиги при добывании их из рыбы. Жалованье сборщикам довольно ограниченное, от 15 до 20 рубл. сер. в год: по крайней мере это едва ли не самый меньший оклад, известный на промыслах. Число сборщиков до 15 человек. Чернорабочие употребляются для уборки рыбы, для складки ее в амбары и по другим промысловым работам; за это платится им от 30 до 48 рубл. серебр. в год. Число чернорабочих очень значительно в [95] сравнении с другими классами: на всех промыслах считается до 300 человек. Все эти промышленники занимаются собственно ловом и изготовлением рыбы на продажу, что составляет прямую цель существования Сальянских рыбных промыслов. Но для поддержания этих промыслов нужны следующие ремесленники: Плотники, занимающиеся постройкою и поправкою лодок, киржимов (каботажных судов) и строений на самых промыслах. Они получают от 65 до 100 руб. сер. в год; число их до 20 человек. Бондари делают бочки, в которые набивается икра. Жалованье им полагается такое же, какое и плотникам; бондарей считается ва промыслах 12 человек. Кузнецы занимаются приготовлением разных мелких железных вещей и оковки для лодок и киржимов. Оклад их приближается к жалованью икряников, именно от 75 до 120 руб. сер., но число их не превышает 4 человек. Расчет рабочих производится опекою 1 Июля, по окончании весеннего лова. В это время многие рабочие по собственному желанию остаются на промыслах на новый годичный срок с надбавкою жалованья, а остальные отправляются в Астрахань ва судах на иждивении опеки. Означенное здесь число всех промышленников и рабочих может считаться постоянным и необходимым, но сверх годовых рабочих нанимается в весеннее время помесячно для работ до 400 мусульман окрестных жителей: такое огромное количество составляет maximum [96] и допускается только во время сильного напора рыбы, при обширности необходимых работ. При малых работах нанимается только до 100 человек, а иногда и еще менее. Опека платит им от 4 до 5 руб. сер. в месяц и содержания им уже не дает. Эти мусульмане преимущественно служат гребцами, также на киржимах и барках употребляются при разгрузке материалов с судов и при нагрузке рыбы на судно. Но возвратимся к злополучным рыбам и посмотрим, когда они легче и чаще попадаются на приманку. Лов рыбы ва промыслах делится в году на три главные периода: Беляк или весенний, с Марта до Июня месяца, Жарковский (жаркий) или летний с 1 Июня до Сентября, и осенний с 1 Сентября до Декабря; с Декабря же по Март только на Лопатинской ватаге ловится белуга и на некоторых других промыслах ловится лишь для пищи рабочим красная рыба в небольшом количестве. Из этих периодов Беляк самый важный: он один составляет три четверти годового дохода. Рыба в это время большою частию икряная и крупная идет густыми массами в устье реки для метания икры в пресной воде. Жарковский и осенний лов очень незначительны: в Жарковский ловится рыба на обратном ходе ее в море, а в осенний ловится оставшаяся на зиму в реке. Первый лов едва покрывает употребляемые на него издержки, а последний представляет только четверть весеннего улова.— Вообще в Жарковский и осенний лов, при самых благоприятных обстоятельствах, выделывается икры никак не более 300 бочек, тогда как при таких же условиях Беляк один дает более 600 бочек.— На с.— в. рукаве Куры рыба ловится лучше при ветре с моря: это происходит от того, что перед устьем Куры [97] образовалась в море мель, заслоняющая вход рыбе и покрываемая большою водой только при напоре ветра с моря. Различие ветров отражается очень ярко на ежедневном количестве пойманной рыбы: при с. — в. ветре ловится в день до 12,000 рыб, а при неблагоприятном ветре не более 1,000 штук. Весной, когда природа обновляется, все течение Куры по протяжению промыслов оживлено непрерывным движением лодей: веселые крики кормщиков оглашают воздух и приветствуют вступающие с моря в реку беззащитные толпы рыб. Сначала шествуют густыми массами белуги: за ними следуют шипы (Ас. Schypa) и осетры (Ас. sturio), наконец начинают показываться, сначала в смеси с другими, а потом отдельными массами, севрюги (Accipenter stellatus), составляющие ариергард этой водяной процессии. Я должен сказать правду, к крайнему огорчению всех любителей рыбного стола, что с каждым годом рыбы на Сальянских промыслах ловится меньше и цены на нее возвышаются. Ни промыслы, ни промышленники не терпят от этого ни мало, но все бедствия падают на голову почтенных особ, уважающих икру, пироги с рыбой, балыки и вязигу. На всех промыслах в течение года ловится следующее количество красной рыбы: Белуги от 3,000 до 6,000 штук. Осетра — 35,000 — 45,000 — Севрюги — 400,000 — 600,000 — Цены на рыбу не постоянны и все поднимаются: крупная севрюга продавалась при мне по 16 коп. сер., а мелкая по 12 коп. сер.; балыки севрюжьи в последнее время продавались по 80 руб. сер. за арбу в 85 пуд., осетринные же балыки по 81 руб. 50 коп. сер. за арбу [98] из 184 балыков. Последние ценятся дороже, потому что вкуснее и жирнее. Ежегодно выделывается следующее количество разных продуктов из рыбы: икры от 850 до 1,000 бочек, или полагая, сообразно астраханским промыслам, в каждой бочке 27 пудов, до 27,000 пудов; клею красной рыбы от 450 до 650 пуд., вязиги от 550 до 950 пуд. Впрочем, это количество уменьшается по отношению с количеством пойманной рыбы: в последнее время получено икры в год около 700 бочек, клею до 500 пуд. и вязиги до 800 пуд. Цена на икру установлена самим Главнокомандующим постоянная — 6 руб. сер. за пуд на месте, и нельзя продавать ни дешевле, ни дороже. В Закавказье идет только до 2,000 пуд. икры: остальное все количество отсылается в Астрахань от 100 до 115 руб. асс. за пуд; вязиги идет туда же. В зимнее время, начиная с Января, ловится на промыслах сом так называемою громкою. Громка состоит из нескольких лодок, назначаемых по усмотрению, с особенными нарочно приготовляемыми сетями; она производится почти от самой с. — в. банки в до Божьего промысла по всему протяжению реки. Сома вообще ловится от 20,000 до 60,000 шт. и клею выделывается из него от 100 до 250 пуд. В то же время, как производится громка сома ниже забойки Божьего промысла, вверх по Куре ловится шамая (собственно шаг-маги, персидское слово, означающее «царская рыба»), начиная с Божьего промысла при Топрак-кале, Зубовской в Абдульянской ватагах. Ловом шамаи занимаются здешние мусульмане, ловят же шелковыми мелкими сетками: за каждую рыбу платится ловцам по 1 коп. сер., или отдают лов на откуп по 22 руб. асс. с тысячи. Всего шамаи ловится от [99] 60,000 до 200,000 шт. Шамая коптится на промыслах и потом рассылается всюду. В течение всей зимы ловится на промыслах лосось, отдаваемый на откуп за 3,800 руб. сереб. в год. Его ловится от 6,000 до 9,000 шт. Вместе с шамаей и лососем попадаются разные мелкие рыбы, более кутумы (cyprinus nasus) и судаки. Первые сушатся в большом количестве, потому что до них охотники мусульмане и Армяне, и идут в Закавказье. Обширная деятельность Сальянских рыбных промыслов и значительное количество содержимых опекою промышленников требуют и больших расходов. Все рыболовные материалы, съестные припасы, лес для забоек и проч. покупаются в Астрахани и перевозятся на промыслы на наемных судах; ежегодно покупается всего на сумму от 30,000 до 65,000 руб. сер. а именно:
В числе показанных здесь расходов находится и сумма, внесенная опекою в разные казначейства — 1,199,896 руб. 31 коп. сер. Следовательно промысловых расходов собственно должно считать в десятилетие только 1,501,018 руб. 86 1/2 коп. сереб. Из табели видно, что к 1-му Января 1839 года поступило наличных сумм за расходом 184,507 руб. 10 3/4 коп. [102] К этому должно прибавить остаток рыбных товаров к 1-му Января 1839 г. примерно на 26,773 р. 91 к. и остаток припасов и материалов на 87,690 р. 86 к. и еще строения, ценившиеся в 1839 г. в 33,858 86 к. и еще строения, ценившиеся в 1839 г. в 33,858 р. 73 к., всего приблизительно на 148,323 р. 50 к. сер. Таким образом составится к 1-му Января 1839 года оставшийся от всех расходов капитал в 332,830 руб. 60 3/4 коп. сер. Приложив сумму, внесенную опекою в казначейства, образуем капитал в 1,532,726 руб. 91 3/4 коп. сер. Вычитая забранные опекою в разное время в ширванском казначействе 66,000 руб. получим 1,466,726 руб. 91 3/4 коп. сер. чистой прибыли от Сальянских промыслов в течение десяти лет, с 1829 по 1839 год. Для продажи рыбы в Астрахани находится там особое отделение опеки, хотя собственно доставляющее опеке мало выгод, но необходимое для распродажи остающейся рыбы. Продажа производится с аукциона под надзором губернатора и советников и дешевле, чем на месте: в Сальяне пуд рыбы стоит 16 коп., а в Астрахани только 12 коп. сер. Не смотря на такую разницу в ценах и астраханская продажа не без выгоды для опеки. Вот все, что я узнал и видел на Божьем промысле; но дай Бог почаще встречать такие отрадные сведения, какие я собрал здесь, и почаще встречаться с такими людьми, как старший опекун Г. Герич. Утром 19-го Сентября я возвратился в Сальян. И зачем?... Затем, чтоб описывать местечко Сальян, то, что нет никакой возможности описать! [103] В самом деле, что можно сказать о кучке домов, раскинутой на равнине, в тени садов? Ничего, совершенно ничего! Но у Сальяна есть участок: сложив их вместе, выходит что-то удобоописательное, а именно выходит вот какое описание: Сальянский участок находится между двумя устьями Куры в Шамахинском уезде: он граничит к в. с Каспийским морем, к с. с Кабристанским участком, к з. с Талышинским уездом, а к ю. с Кабристанским и Барушатским участками. Длина этого острова до 140 верст, ширина же различна: между Джеватом и Карачали от 2 до 5 верст и между Карачали и Каспийским морем от 7 до 28 верст. Все пространство составляет около 700 квадр. верст: под местечком Сальяном находится 500 десятин. На этом пространстве живет всего 5,229 душ муж. пола и 3,878 жен. пола. Сальянский участок делится ва два магала: Сальянский, в котором находится 21 деревня, не считая Сальян, и Рудбарский, в котором 13 деревень. Местечко Сальян лежит над 39° 20' с. ш. и 66° 45' в. д. Почва земли большею частию солоноватого свойства, а изредка глинистого: солоноватое пространство бесплодно. Кроме реки Куры, которой вода к употреблению годится, попадаются соляные и нефтяные источники, а в семи верстах от местечка Сальяна находится горячий источник, где в Июне месяце жители участка и соседних мест лечатся купаньями от ревматизма и других болезней. Кроме того против Божьего промысла находится возвышенный курган, из которого течет серая грязь неисследованного свойства. В Сальянском участке находится одна небольшая гора, называемая Баби-Зенан. [104] Остров Сальян известен в Закавказьи своим нездоровым климатом: господствующая болезнь — желчные лихорадки, особенно свирепствующие в Июле и Августе месяцах. Проливные дожди падают в Ноябре; зимой Сальян покрывается иногда снегом и даже Кура замерзает, а вообще в Генваре и Феврале уже начинается весна. Нездоровости климата и удалению Сальяна от артериального пути Закавказья должно приписать незначительную населенность этого участка и слабую производительность его, не смотря на плодородие почвы во многих местах, на обилие пастбищ и садов. Лесов в Сальянском участке не находится. Из животных в Сальянском участке водятся буйволы и другой домашний скот, кабаны в камышах, зайцы, джейраны, шакалы, множество разной дичи, черепахи, а из гадов безвредные скорпионы, змеи и тарантулы. Жители Сальянского участка все мусульмане; между ими считается до 700 чел. кочующих только для надзора за скотом; Беков 5 чел. а чиновников только 2; здесь размещен Донский 47 казачий полк. В местечке Сальяне находится один казенный дом, в который собирается нефть и доходы с нее, и два магазина: хлебный и соляной; частных домов считается до 900, садов до 30, лавок до 200, мечетей 9, улиц 50, площадей 2, участковое и полицейское управление, почтовое отделение, таможенная застава и карантин. Жителей в местечке считается 2,280 муж. пола в 2,020 жен. пола, но некоторые из них приписаны по камеральному описанию к деревням: наприм. в селении Агнача Серра числится 50 семейств, из коих 20 сем. живут в Сальяне. Беков в местечке числится 85 муж. пола и 73 жен. пола, купцов мусульман 60 муж. [105] пола, 48 жен. пола, крестьян мусульман 2,135 муж. и 1,899 жен. дола, Армян 1 муж. и 2 жен. Земледелие в Сальянском участке посредственно: здешние жители сеют пшеницу, ячмень, чалтык, хлопчатую бумагу и табак; шелководство здесь очень ничтожно, а садоводство обширно, но вино не делается и жители не знают куда сбывать плоды. В местечке Сальяне находится до 20 ткацких заведений, в которых делается бязь для потребления участка; ремесла также ограничиваются домашним обиходом; шерстяные и другие материи привозятся из Персии. Ничтожная торговля производится с Ленкораном и Баку. Доходы Сальянского участка состоят в повинностях денежных — подать, почтовой сбор и сбор за казенные посевы, и натуральных — десятая часть посева хлеба, хлопчатой бумаги и сарацинского пшена; кроме того отдаются за 600 руб. сер. в год пять нефтяных колодцев и добывается из двух соляных озер соль. Доходы местечка Сальян составляют до 1170 руб. сер. а расходы до 1115 руб. сер. В числе расходов значится статья на иллюминование местечка в торжественные дни: так и здесь праздники России отправляется с честию! Для распространения мусульманской мудрости в Сальянском участке существует до двадцати медресэ. История Сальяна не представляет ничего назидательного для юношества: этот клочок земли, по видимому, разделял первоначально судьбы Ширвана. При падении Ширван-шахов в первой половине XVI столетия сын какого-то странствующего календера овладел Сальяном, выдав себя за сына Сультан-Мухаммед бен [106] Шейх-шаха, но вскоре был разбит и схвачен воинами Ширван-шаха Шахрока. От персидского владычества Сальян перешел к турецкому, при котором он составлял особенный санджак. Император Петр Великий, во время похода в Дагестан, имел намерение построить на устье Куры город, который бы служил средоточием торговли России с Востоком, и поэтому поручил Соймонову вымерять протоки Куры и по его назначению приказал Генералу Матюшкину, доносившему о взятии Сальянского острова в русское владение, строить крепость, для защиты который предписал отправить из Казани 5,000 Татар, Черемис и Чуваш. Между тем в Сальяне произошло совершенно противное событие: посланный из Баку подполковник Зимбулатов, для принятия Сальяна в русское владение, по четырехмесячном здесь пребывании был приглашен с своими офицерами на праздник к Сальянскому владетелю, и обнадеженный ласковостью и притворным смирением жителей в течение четырех месяцев дался в обман и был безжалостно зарезан на пиру с своими подчиненными. Это было в 1724 году. 20-го Мая в том же году издав указ, которым отменено строение крепости на Куре и отправление туда Татар из Казани. Однако в последствие времени заложено здесь укрепление на 200 человек гарнизона, отданное в 1730 году Генералом Левашевым вдове какого-то Хана. По заключении мира с Надиром в 1735 году Сальян возвращен Персии. В 1756 году Фетх Али Хан Кубинский, по поручению отца своего, отнял Сальян у Ибрагим Хана Дудбарского и спасся сюда после поражения кевдушанского. Императрица Екатерина имела намерение привлечь в Сальян торговлю и для этого перевела на Куру консула, находившегося прежде в Баку, но купцы не находили никакой выгоды приставать здесь. Стесненный Умма Ханом Аварским Фетх Али Хан отдал ему, в приданое за дочерью, местечко Сальян, а в 1788 году, по [107] приказанию Кубинского деспота, умерщвлен в Сальяне Мухаммед Сеид Хан с двумя сыновьями из фамилии Шамахинских Ханов. Потом Сальян составлял спорное место между Ширванскими и Кубинскими Ханами, а последний Хан Шамахинский Мустафа отнял, с помошию Русских, Сальян у Мир Бакир Бега, брата Мустафы Хана Талышинского, в чем ему способствовали сами Сальянцы, недовольные своим правителем. В русское владение Сальян поступил по гюлистанскому договору 1813 года. Карапету кто-то предлагал ехать из Сальяна морем на киржиме, но Карапет, однажды вытерпевший страшную бурю на Каспие, терпеть не может моря и решительно отказался от такого предложения; я нашел это вполне благоразумным, потому что при противном ветре можно проплыть из Сальяна в Ленкоран целую неделю. И так Карапет и я выехали из Сальяна опять, на почтовой тележке 19-го Сентября вечером. Переехав Акушу, которая шириной здесь около двадцати сажен, на пароме, я понесся по закраине Муганской степи. Чудесно гладкая дорога тянется около садов по берегу Акуши, а вправо расстилается необозримая степь Муганская. (Мухаммед Меджди в сочинении своем *** «Украшение бесед» так говорит о Мугане (ман. Биб. Каз. Унив. fol. 305 r°): «Страна Муган». Воздух ее очень тепел и наклонен к гниению. Границы ее сходятся с страной Армянской, Ширванской, Адербайджанской и морем Хазарским. Доходы ее во время Сельчукидов были сто девяносто пять тысяч тебрисских туманов, во время Монголов дошли до тридцати туманов трех тысяч динаров ханских, а теперь неизвестно о том. От горы Сенг-бер-Сенг, которая находится супротив округа Пешкина, до берега реки Араса (Аракса) лежит страна муганская: на этом пространстве, сколько не видна гора Себелян, трава ядовита и губит четвероногих; весной яд ее бывает менее, (но) голодной скотине причиняет более вреда. Когда же становится видима гора Себелян, зловредность та не существует более.» — Кажется, эту самую траву называют в здешнем крае «житовинник») Эта степь одна из самых поэтических в мире и смело может принять на свой счет все восторженные обращения к степи, столь изобильные в русских книгах всех сортов и названий: ровное, безлесное поле стелется на огромном протяжении между рекою Араксом и Каспийском морем, и по этому полю смотри не смотри ничего кроме травы не выглядишь, а в этой траве в глубине степи кишат бесчисленные гады, однако, с каждым годом уменьшающиеся. [108] Олеарий дает очень много пространства Муганской степи, определяя длину ее в шестьдесят миль, а ширину в двадцать: настоящая длина Мугана около тридцати миль, а ширина различна. Земля на этом пространстве глинисто-песчаная, проникнутая черноземом; летом в сильные жары здесь видны только полынь, терновник и каперцы, за то зимой растительность очень обильна, но необходимо орошение полей, которое соединено с большими трудностями, потому что воды на степи Муганской не имеется. В старое время здесь проходил большой канал, устройство которого жители приписывают Тамерлану; другой известный в Мугане канал принадлежал к числу работ Надира, если только Надир не возобновил канал Тамерлана. В самой середине степи находятся два древние колодца, а кроме того местами показывается из земли вода, только чем ближе к морю, тем труднее до нее докопаться, о чем, впрочем, жители не очень и хлопочут, довольствуясь какой попало водой. В некоторых местах находятся самосадочные соляные озера. Когда заселилась Муган — с точностью неизвестно; Помпеи, во время похода против Албанов, встретил на Муганской степи такое множество змей, что должен был поскорей выбраться с своим войском из этого края. Арабские писатели говорят уже о народонаселении и даже городах на Мугане: предание говорит, что здесь было до девяти городов. С нашествием Монголов, если еще не раньше, явились сюда на кочеванье Тюркмены, вытесненные потом Татарами: устрашенные нашествием Монголов, жители Мугана разбежались в горы. Следами прежнего народонаселения оставались сторожевые курганы, на которых, вероятно, находились укрепления: ряд этих курганов идет от Каспийского моря к Араксу немного к с. от пограничной черты между Персией и Россией. Вместе с этим — странная вещь! — [109] начала падать ядовитая слава Мугана: ныне вредных змей не водится ни на бесплодной и сухой степи, ни в жилых местах Курской долины. Змеи удалились внутрь степи, где между ними отличается своей ядовитостью очковатая змея; остается лишь ядовитая полынь, вредная для лошадей. По берегу Куры не далеко от станции водятся в камышах кабаны, а в степи виднеется аул. — На Джейранбергской станции я ночевал: шакалы всю ночь страшно выли и смертельно надоели. На утро я выбрался со станции очень рано; дорога идет между камышей, из-за которых ровно ничего не видно, лишь вдали темнеют Талышинские горы, мало-помалу приближающиеся ко мне, или пожалуй наоборот к которым я подъезжаю быстро. Какая благодатная страна: чуть не на каждом шагу из-под лошадиных ног стадами вылетают фазаны, стрепета, кулики, куропатки, журавли, зайцы... впрочем, зайцы не вылетают, а выбегают! Дичь пользуется здесь полными правами гражданства, потому что не кому за ней охотиться. Ястребиная охота была бы здесь очень прибыльна, потому что нет лесов, куда бы могла укрываться дичь от ястреба. За 15 верст до станции находится в стороне казачий пост, где сменил моего провожатого другой казак — я все еще путешествую с казаками. Гог-тепинскую станцию составляет малаканская деревня с 448 душами: недалеко от нее ближе к горам находится деревня Субботников с 800 душ, в которой помещается штаб казачьего 47 полка и живет сам полковник. Смертность в этих местах сильная, особенно между малаканами; причина этому заключается, по-видимому, в излишней сухости воздуха. В [110] окрестностях не редко случаются разбои: мусульмане грабят и бьют смирных малакан. Дорога из Гог-тепэ идет по степи, на которой зимуют гуси, утки и кулики, а достопочтенные журавли, чуждаясь этого неприличного общества, улетают дальше на юг. Без всякого приключения я переправился в брод чрез реку Кизиль-агач «Красное дерево» шириной в шесть-семь сажен, в которой один известный русский путешественник — позвольте умолчать фамилию — едва не погиб, переправляясь в полноводье на пустой тележке: стремлением воды тележку опрокинуло и унесло версты за полторы, две лошади погибли, а известного путешественника казаки едва успели вытащить из воды. Дорога от Кизиль-агача идет подле моря. Спустя десять верст я переправился на пароме через морской залив Кум-баши «Песчаная голова»: он шириною до полутораста сажен, глубиной около аршина, но переправа здесь необходима, потому что залив тянется чуть не до Ленкора. Паром устроен ва трех лодках и подвигается очень медленно, потому что переправляет всего один паромщик, лениво работающий шестом. Около залива бездна дичи; рядом с паромом стоят киржимы, заходящие с моря, а по другую сторону залива находится несколько казачьих домов для собиранья сена. — Вообще весь путь от Сальяна до Ленкорана представляет противоположность с пустынными окрестностями Баку: обильная и мощная растительность здешняя переносит воображение в иной благодатный край!... За десять верст до Ленкорана находится поворот на остров Сару, видимый с берега, от которого он отстоит на семь верст. Шевалье Гамба поставил Сару только в пятнадцати верстах от Баку, тогда как прямого расстояния между ними более 145 верст» Честь и слава французскому путешественнику! [111] Подъезжая к Ленкорану я видел по берегу множество черепах: накануне шел дождь, и они выбрались в лужи насладиться приятностями прогулки. Стоило только положить их всех на спину, чтоб они навечно остались на тех же местах, общеупотребительный способ ловли большей части черепах, но я занят был не черепахами, а Ленкораном. Уже вечерело... но позвольте начать последнюю главу. Текст воспроизведен по изданию: Путешествие по Дагестану и Закавказью. Издание 2-е. Казань. 1850
|
|