Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 68

Письмо Шамиля Идрису-эфенди (не датировано)

Перевод 1

От эмира правоверных Шамиля к своему брату Идрису-эфенди 2, ученому от Бога. Салам тебе искренний.

А затем — поистине, я не расположен дружески ни к одному из тех, кто рассказывает о тебе, даже если они из числа великих ученых и благородных правителей. Я не забыл о тех договорах и обещаниях, которые состоялись между нами. И если того желает Аллах всевышний, я буду считать тебя [в числе] остальных моих сыновей и буду смотреть на тебя так, как смотрю на них, без различия. Если будет угодно Аллаху, все дела определятся во время встречи. А ты знаешь, что мы не помышляли и не думали о Шамхале 3. Однако потом назначили [его] на управление в интересах твоих, твоих товарищей и мазунов, поскольку он твой друг и ученик. И да будут все дела таковы, как ты того желаешь, помимо [пожеланий] тебе здоровья. И мир.

ОПИ ГИМ. Ф. 437. Док. № 1. Л. Заб. Подлинник.


Комментарии

1 Перевод выполнен по копии, хранящейся в РО СПбФ ИВ (шифр А 67, док. №41).

2 Идрис-эфенди (из Эндирея), наиб Ауха, автором книги “Тазкират” (“Книга воспоминаний”) назван среди тех, у кого, “кроме красноречия, при беседе с имамом ничего не было, особенно когда они оставались без имама. В отношении их распорядительности управления и „смелости" взяточничества я ничего не скажу, так как среди нас они прославились подлостью” [Книга..., 1997, с. 77].

А.Б.Закс относит Идриса-эфенди к тем наибам, которые, используя трудности в имамате, поддерживали возмущение людей против Шамиля [Закс, Экспедиция, 1941, с. 155].

Характеризует Идриса в этом плане и док. № 46, в котором Абакар извещает Шамиля о действиях наиба по возмущению людей, что вызвано завистью его и других.

В письме идет речь, видимо, о назначении наибом Шамхала, который заменит Идриса-эфенди на его посту (ввиду его болезни) в марте 1859 г., см. [Бадерхан Ф. Письма имама Шамиля. — Наш Дагестан. 1992, № 1, с. 27-28].

Однако Абдурахман пишет, что Идрис-эфенди был заменен мухаджиром Раджабом из Цубутля [Книга..., 1997, с. 74].

В литературе упоминается также Идрис сухивский [Смирнов, 1963, с. 126], который сочинял стихи, высмеивая слабые стороны Шамиля и его сыновей.

3 Шамхал [из Аргвани] — наиб Ауха. Был женат на дочери Абакара Гумбетов-ского [Книга..., 1997, с. 201, примеч. 123]. См. коммент. 2 к этому письму.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.