|
№ 58 Письмо (Хаджи)-Яхьи к обществу Цудахар (не позднее 1840 г.)
Перевод (выполнен составителем сборника) От Яхьи 1, просящего милости у Аллаха и совершившего хадж к обеим святыням, от кадиев, сподвижников, почетных людей и всех жителей Аварии от Хунзаха до Хиндалала 2 к вашим братьям по вере из числа могущественных, ревностных и храбрых, ко всему вилайату — жителям Цудахара 3 и среди них особо к кадию Аслану 4 и остальным их кадиям. Салам вам. А затем — мы и вы испокон веку как братья одних родителей, [которые] помогают друг другу, как это в обычае двух братьев. Будем и впредь такими, если будет угодно Аллаху всевышнему, пусть и случится между нами то, что произошло из-за злых намерений этих людей, Гамзата 5. А это предопределено [волею] Единого Могущественного (Аллаха). И вы знаете, о благородные, что во времена Гамзата, с тех пор как он пришел, то, что исходило от нас, было не иначе как из ненависти к [нему]. Мы благодарим [Аллаха] за милости, но претерпеваем трудности так же, как и вы. И сейчас всем единоверцам необходимо дать отпор их вредоносным действиям и воспрепятствовать их злодеяниям; истинно, это приходит вслед за [разжиганием] ими смуты среди людей. Мы хотим, чтобы вы вышли удержать их и изгнали бы их, да поможет нам Аллах. И знайте, что мы будем брать штраф в двадцать туманов с тех, кто говорил о вашем мужчине (мужчинах. — Р. Ш.) что-либо неприятное; убьем [104] того и уничтожим огнем его жилище. И это подписано на собрании всех наших мужчин. А вам [надлежит] поспешить после получения этого [письма], если вы хотите затушить огонь смуты в населенных местностях, ориентирующихся на киблу (мусульман. — Р. Ш.). ОР РНБ. Ф. 907. А. н. с. 664. Комментарии 1 Яхья (Хаджи-Яхья Казикумухский) — наиб Шамиля, назначенный им в 1843г. над Казикумухским ханством [Карахи, 1941, с. 141; Дв. г., 1959, с. 338, 341, 343, 360]. Однако в данном документе Хаджи-Яхья выступает до октября 1836 г. в роли управляющего Аварией, которую возложил на него, своего племянника, в 1834 г. Аслан-хан Казикумухский и Кюринский, получив власть над Аварией после истребления имамом Гамзатом аварского ханского рода. В эти годы Хаджи-Яхья занимал враждебную по отношению к Гамзату позицию, солидаризируясь в этом с цудахарцами. И в этот короткий период (видимо, в 1835-1836 гг.) Хаджи-Яхья направил свое воззвание к цудахарцам. О нем см. [ССКГ. 1869, вып. 2, с. 29-38 (5-я паг.); КС. 1877, т. 2, с. 61; 1885, т. 9, с. 230, т. 10, с. 11; 1887, т. 11, с. 134-135; АКАК. 1884, т. 9, с. 361, 369-371, док. № 327, 331-334; Карахи, ар., 1946, с. 102; Дв. г., 1959, с. 338, 341, 343, 360; Народно-осв. дв„ 1944, с. 229-230; Рус. старина. 1876, т. 15, № 1, с. 150-152, 156, 157. См. также [Sarafutdinova, 2000, с. 523-527].2 Хиндалал — общество (соответствовало большей части территории современного Гунибского округа).3 Цудахар — даргинское селение и общество (совр. Левашинский район), управлялось кадием Асланом.4 Аслан-кадий — главный кадий селения Цудахар, впоследствии член Совета Шамиля [Дв. г., 1959, с. 359, 428, 450, 471, 477]. У общества Цудахар неоднократно были столкновения с восставшими горцами. В 1833 г. цудахарцы вместе с акушинцами присоединились к выступлениям гергебильцев против Гамзата, см. [Дв. г., 1959, с. 130-131, док. № 80; АКАК. 1881, т. 8, с. 573-574, док. №457-458; КС. 1899, т. 20, с. 125-129; Рус. старина. 1875, т. 14, № 3, с. 546]. В августе 1834г. цудахарцы нанесли поражение Гамзату [Дв. г., 1959, с. 136, док. 87; Материалы..., 1941, с. 350, док. 135; КС. 1896, т. 17, с. 350]. Осенний поход Шамиля 1834 г. на Цудахар окончился его поражением [АКАК. 1881, т. 8, с. 587, док. №475; Материалы..., 1941, с. 335, док. № 133, с. 350, док. № 134, с. 355, док. № 136]. |
|