|
№ 39 Письмо неизвестного лица неизвестному адресату (не позднее июня 1852 г.) 1 Размеры документа: 14,5x12,8 см. Перевод ... (лист оборван) у нашего покойного брата Ильяса она поселилась на берегу реки Гехи 2, а я не хотел, чтобы она остановилась там... (лист надорван) ... потому что мы знаем, что лицемер Мисост 3 и его сын Инал все время стараются украсть одного из ... (лист надорван) ... вместо (в счет) возвращения ему сына, который остался у нас после его бегства (переселения), будучи взятым в аманаты. А семья Ильяса жила в бедности, а он (Инал) был его (Ильяса) кунаком. И в этом селении был сын тетки Инала по имени Байрак, известный [своим] бродяжничеством в подозрительных местах. И было много пересудов [о том], что Инал остановился в его доме. И между прочим, мы узнали также, что его (Байрака) служанка хотела бежать в Ах 4 обманным путем с хитростью Инала. [70] Мы задержали ее, а она, глупая, раскрыла все свои тайны всем людям, повторяя: “Клянусь Аллахом, я убегу в крепость”. И убежала. Мы занялись расследованием ее дела и с подозрением расспрашивали людей: “Где [тот] несчастный, который украл в селении служанку?” И мы заключили в тюрьму вместе с Аукой 5: Байрака — сына тетки Инала, Ибрахима из Нуреки и Асланбека — родственника Саадуллы. Аука свидетельствовал о том, что вор — Асланбек, и он клялся [в этом] на Коране в присутствии мулл. А Ибрахим свидетельствовал о том, что лошадь Иналу привел слуга Асланбека в тот день, когда на закате тот украл девушку, и что ее украл Инал с его (Асланбека) помощью. И было правильным решение суда о штрафе с Асланбека в присутствии всех жителей [сел. ] Гехи. А он потом сделал подкоп из тюрьмы. И дело до сего дня оставалось без внимания. И свидетели... 6. (Текст на этом обрывается) РО СПбФ ИВ РАН. ДФ. А 298. Инв. № 1717. Л. 50а. Подлинник. Комментарии 1 Датировано по аналогии с док. № 35, 36, 37.2 Река Гехи (Чечня).3 Имя *** (Мисост) см. док. № 12, 41; встречаются также другие имена лиц кабардинского происхождения (Инал, Асланбек), находящихся в различных отношениях родства и куначества.4 Ах (***) — так, видимо, передано название акинского общества (Ако), жители которого населяли земли в верховьях р. Гехи, см. [Берже, 1859, с. 13, 82].5 Аука — чеченское имя. Лицо с таким именем упомянуто в сб. [Дв. г., 1959, с. 72-74], однако там оно имеет отношение к событиям другого, более раннего времени.6 Незаконченность текста и его повреждение в нескольких местах мешают полному пониманию содержания. Похоже, что речь идет о попытках похищения человека взамен удерживаемого в заложниках чьего-то сына. |
|