Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЗУБОВ П. П.

КАРТИНА КАВКАЗСКОГО КРАЯ

XV.

ИМЕРЕТИЯ.

Сведения Исторические.

Основание собственно Имеретинского Царства относится к эпохе владычества Грузинской Царицы Русудан, т. е. к первой половине XIII века по Р. X., когда сия Царица разделила свое владение на две части, из коих Имеретию отдала своему сыну Давиду Нарину. Важнейшими историческими эпохами Имеретии, бывшей вместе с Грузией театром междоусобий и нападений разных народов, могут назваться следующие: в 1424 году новое разделение Грузии на части, и вступление на Имеретинский [230] престол Царя Вахтанга, родоначальника, династии, продолжавшейся до нашего времени; в 1576 году покорение Имеретии Турецким Султаном Амуратом III; в 1651 Сентября 14, принятие Имеретинским Царем Александром с Царевичами Багратом и Мамукою и со всеми духовными и светскими сановниками присяги на верноподданство России, в присутствии Российского посла. После смерти сего Царя, жена его, Дариджана, выжгла глаза своему пасынку Баграту, и вышла замуж за Грузинского сановника Вахтанга, надеясь сделаться обладательницею Имеретии. Но владетель Рачинского округа, с помощию Турецких войск, восстановил Баграта на царство в 1660, а Царицу с мужем, взяв в плен отослал в Турцию. В 1674 сей Государь захвачен Персиянами в свою власть, а Имеретия вошла в общий состав Грузинских областей, [231] управляемых Царем Вахтангом IV, из Мухранских Князей. После смерти Вахтанга, Имеретия опять отделилась, и в 1683 вступил на престол Царь Александр. Кахетинский Царь Арчил, с помощию Осетин, в 1691 г. успел изгнать Царя Александра и завладеть Имеретией, но не надолго; ибо был изгнан Турками. Царь Симон, наследовавший Александру в 1695, имел преемником Царя Георгия в 1707. Под зависимостию Турок, владычествовавших в Имеретии, царствовали: с 1720 по 1725 Царь Александр; с 1725 по 1729 Царь Георгий; с 1729 по 1745 Царь Теймураз. Царь Соломон I, вступивший на престол в 1745, считается в числе лучших Государей Имеретии: он удачно противостоял Туркам; разбил их в 1762 при д. Хрезели; приобрел даже независимость, поддерживаемый Русскими войсками, в 1770 г. [232] вступившими, под начальством Генерала Тотлебена, в Имеретию; в 1769 покорил Рачинский округ, бывший дотоле под властию особого Эристава, за то что этот Князь держал сторону врагов Соломона. В 1774, мирным договором между Россиею и Турциею, признана совершенная независимость от последней Царя Соломона, оставшегося под покровительством России. Его наследник, Царь Давид, вступивший на престол в 1783 году, удачно действовал против врагов, и даже взял Дербент. Портрет сего Царя находится в Гелатском монастыре. Царь Соломон II, или Давид, принявший престол в 1794 году, вступил в Российское подданство в 1804, а в 1810 напал изменнически на Русские войска, в Имеретин расположенные; но будучи разбит, бежал в Турцию, а Имеретия присоединена на вечные времена к Российской Державе. [233]

Положение границы и пространство.

Имеретия лежит между 41° 45’ и 42° 40' северной широты и 59° 50' и 61° 20' восточной долготы. Граничит к Северу с главным кряжем Кавказа; к Востоку отрогом оного отделена от Осетии и Карталинии; к Югу горами отделена от Ахалцихской провинции; на Западе: рекою Цхенисхале, отрогом Кавказских гор, и небольшою речкою отделяется от Мингрелии, а рекою Квапитон и Сахвавитскими горами от Гурии. Самая большая длина от Запада к Востоку — по прямой линии от реки Цхенисхале до границ Осетии — около 80 верст; а самая большая широта, от сел. Орпири до Кавказских гор, с Юга до Севера — около 120 верст. Посему все пространство, занимаемое Имеретией, [234] приблизительно полагается до 9200 квадратных верст.

Горы.

Один из главнейших Кавказских отрогов идет в виде полукруга с Севера на Юг, и служит границею Имеретии от Осетии, Карталинии и Ахалцихской провинции. Оный носит различные наименования: у Осетии — Двалетских гор, у Карталинии — Лихийских, на Ахалцихской границе — Ваханских. Южная покатость главного Кавказского кряжа простирается далее Кутаиса на Юг. Горы эти своими покатостями покрывают Имеретию, а в середине оной образуют долину.

Леса.

Обширные леса, по большой части фруктовых деревьев, покрывают почти всю Имеретию; но главнейшие простираются на южной оконечности, и [235] простираются в Мингрелию и в Карталинию, особенно в окрестности Сурама.

Реки.

Главнейшие реки в Имеретии: Рион, подробно описанный в первой части. Течение его по Имеретии простирается от самого истока до селения Самтреди. Берега оного против Кутаиса имеют обыкновенно ширины до 25 сажен, состоят в верховьях из камней и песку, а пониже из глины, сметанной с песком, а еще ниже — иловаты; до соединения с Квириллою ужасно быстра, и похожа на водопад. Течение по Имеретии простирается слишком на 160 верст, не считая кривизн. В Рион втекают с правой и левой стороны 17 рек, из коих главнейшие:

Квирилла, имеет свой исток на границе Осетинской, из сланцевых гор [236] хребта Кавказского; течет на Запад мимо замка Шарапана и поста Квирильского, близ коего перерезывает главную дорогу из Грузии, и немного севернее редута Варцихе впадает в Рион. Вода в опой нездорова, ибо содержит металлические частицы. Все течение примерно полагается до 16 верст. В Квириллу втекают с обеих сторон 13 небольших ручьев.

Цхсенисхале (лошадиная вода) вытекает тремя истоками из Сванетских гор, потом течет прямо на Юг, и у поста, одного с нею названия, впадает в Рион. Вершина сей реки имеет крутые и утесистые берега, а нижние части множество бродов, что соединено с быстрым ее течением, делает вовсе неспособной для судоходства, хотя часто имеет до 3 футов глубины. Река сия течет по граничной [237] черте между Имеретией и Мингрелией берега возвышенны.

Редзула, небольшая речка, впадающая в Рион, достойна замечания, что, при быстром своем течении с гор, влачит с собою гранит, мрамор и порфир.

Климат и почва земли.

По своему географическому положению, Имеретия, огражденная от северных ветров высочайшим кряжем Кавказа, не смотря на свое возвышенное положение — заметное даже в середине оной, представляющей долину образованную покатостями гор, была бы подвержена сильнейшим и продолжительным жарам, если бы воздух не освежался часто проливными дождями. Ветры, дующие с моря, приносят дождевые облака, которые, удерживаемые горами и лесами, сосредоточиваются над Имеретией. [238] Сильные дожди и грозы продолжаются по нескольку дней сряду, а потому, хотя и бывают сильнейшие жары в Имеретии, но редко и только в те годы, когда летом наименее дуют западные ветры. Таковые причины, при огромности лесов, не пропускающих лучей солнечных, произвели множество болот, заражающих воздух, и грунт долины сделался топким, как состоящий по большой части из глины, и мало способным к возделыванию; но за то в тех местах, куда не проникают морские ветры, деревья два раза в год одеваются зеленью и дают плоды; в Ноябре месяце видна на всех деревьях новая зелень. Нездоровый климат и вредные испарения, производимые согнивающими на корне высокими болотными растениями, есть главная причина свирепствующих болезней, которые поражают в особенности [239] новоприбывающих и не соглашающихся с принятыми правилами туземцами в одежде, пище и распределении занятий сообразно с годовыми временами. Отвратить таковые неудобства может только увеличение народонаселения, истребление ненужных лесов, осушением болот, обработкою земель, лежащих ныне втуне, и обращением напрасно и со вредом пропадающих растений в поташ, который, обойдясь почти за бесценок, дает важную отрасль для торговли.

Произведения природы, важные в хозяйственном отношении.

По части Минералогии. Замечателен железный кровавик, на горе Квицителе, который разрабатывается жителями ближайшего селения Цедеки в округе Рачинском; в горах, прилегающих к Ахалцихской провинции, есть кварц и мрамор, и, по преданиям, золотые и [240] серебряные руды, остающиеся неисследованными. Вышеупомянутая железная руда бедна, и не прежде троекратной плавки дает железо, из коего жители делают котлы, подковы, топоры и прочее. В Северо-восточной оконечности Имеретии, близ устья речки Усшеры, есть минеральные ключи, из коих один алкалический, а другой марциельный, содержащие много эфиру, и полезные от хронических болезней.

По части Ботаники. Заслуживают особенное внимание всякого рода фруктовые деревья, свойственные жаркому климату, и произрастающие, почти без пособия человека, и виноград. Из лесных деревьев: лавровое дерево, растущее на высотах, красное дерево или негной, каштановое, ореховое, вяз широколиственной, тополь, дуб. Из полевых произрастений: пшеница, овес [241] в малом количестве, сарачинское пшено, кукуруза, просо двух родов. Что же касается до льна и конопли, то они сеются очень в малом количестве. Из огородных овощей: дыни, арбузы, тыквы, огурцы, и всякого рода зелень. Из красильных растений: крокус и бальзамины.

По части Зоологии. Дикие звери: медведи, волки, лисицы, чакалы, горностаи, дикие кошки, малое число тигров и леопардов, наиболее: куницы, рыси, кабаны, олени, серны, дикие козлы и туры. Из домашних: лошади, хотя малорослые, но весьма сильные и привычные ходить почти по недоступным крутизнам. Крупного рогатого скота немного, также незначительное количество овец и коз, а еще менее ослов и буйволов, но очень много свиней. Из птиц диких достопримечательны одни только фазаны; из домашних же птиц Имеретины держат однех кур. [242]

Пути сообщения.

Главнейший путь сообщения с Гурией, Мингрелией и Грузией называемый: военно-Имеретинскою дорогою — проходит через Кутаис. Оный начинается со стороны Грузии близ Боржомского ущелия, от Малинского поста, и проходит через деревни Сакаракеди, пост Квирильский и дер. Годовани на Кутаис, расстояние коего от Малинского поста 75 верст. Главнейшее затруднение этого пути составляют горы и переправы через реки: Шуру, Квирилу и Челобуру, которые весьма быстры, особенно во время полноводия. От Кутаиса эта дорога идет на Табисцкальский пост, и селение Чекети, до поста Цхеницкали, составляя 42 версты. — Горы довольно большие, и переправа через быстрые реки затруднительна. От поста Цхеницкале воеино-Имеретинская дорога входит в [243] Мингрелию, а идущая в Грузию пролегает на Юг к посту Левано-Савинскому.

Дорога из Кутаиса в Ахалцих идет мимо ред. Цихедарбази, ред. Варцихе, крепостцы Багдаш и с. Аликимерети, составляя до границ Ахалцихской провинции не с большим 100 верст. Дорога эта идет по большей части ущелием гор. Через главный кряж Кавказа, пролегают дороги из Имеретии: от Квирильского поста через Шарапан в Кабарду; из Кутаиса через Они в землю Балкарцев и Чегемов. От р. Варцихе есть ближайшая дорога в Ахалцих через д. Персати, но затруднительна, ибо проложена горами.

Народонаселение и разделение народа по классам и по происхождению.

Народонаселение Имеретии состоит из 100,400 душ обоего пола в [244] следующем порядке: округ Кутайский 29,500 душ; округ Вакинский 31,600 душ; Шоропанский 15,800 душ; Рачинский 23,500 душ.

Главнейшая часть жителей состоит собственно из Имеретин, большого количества Армян и малого числа Осетин и Евреев.

Имеретины разделяются:

На Князей; дворян; казенных, церковных и крепостных крестьян. Крепостные крестьяне принадлежат двум первым сословиям, на тех же правах как и в России. Церковные крестьяне есть также крепостные тех церквей и монастырей, к коим принадлежат.

Армяне по большей части торговцы.

Вера.

Имеретины исповедуют Греко-Грузинскую Христианскую веру. Имеют своего Архиепископа, зависящего от [245] Экзарха Грузии. Армяне, исповедующие Армянскую веру, зависят от Эчмеадзинского Патриарха, а Католики состоят под непосредственным духовным управлением Капуцинов, основавшихся в Кутаисе с 1625 года, которые, при Царях желая доставить себе большую важность, исправляли обязанности медиков, и безвозмездно лечили больных. Евреи имеют свою синагогу в Кутаисе.

Язык.

Имеретины говорят Грузинским языком, но их произношение не много отлично, и даже названия многих вещей так изменились, что теперь Имеретинский язык можно почесть только Грузинским наречием. Для письма употребляют Грузинские буквы.

Подробности этнографические.

Имеретины имеют одинаковый облик с Грузинами, как народы, [246] происходящие от одного корня, но жители долин не так крепки телом, и не имеют той свежести в лице, которая отличает жителей гористой части, особенно округа Рачинского. Испорченность нравов царствует в Имеретии в высшей степени; пристрастие к пьянству есть главнейший порок; роскошь увеличивается час от часу, но находится в странном положении. Так например, женщины одеваются в богатейшие парчовые платья, а ходят босиком; комнаты устилаются великолепными коврами, а стены кое-как выбелены. Одежда Имеретин одинаковая с Грузинами, с тою разницею, что, вместо шапки, носят на голове кусок сукна, которое подвязывается под бороду ремнем. Богатые любят щеголять множеством серебряного и золотого галуна на платье, и водить за собою толпу слуг. Любят весьма охоту [247] и дорожат исправным оружием. Пища одинаковая с Грузинами; со времени поступления Имеретии в Российское подданство, жители сделались пристрастны к чаю. Древний обычай: когда господин дает праздник, то приглашает всех своих крестьян той деревни; если же господин посетит кого-нибудь из своих крестьян, то последний обязан угощать всю его свиту, которая часто бывает многочисленна, до тех пор, пока он у него пробудет — еще существует в полном виде. В старину Цари с огромною свитою разъезжали по нескольку месяцев сряду по своим владениям и пировали со всем двором на счет своих подданных, что приносило важную выгоду, и поставлялось в счет Государственных доходов. Жилища бедные, и сходствуют с описанными уже неоднократно жилищами Горцев. Селения расположены по большей [248] части близ рек. В каждой находится одна или несколько каменных башен для обороны.

Имеретины находятся в самом невежественном состоянии, но за то чрезвычайно сильны. Для перенесения тяжестей во всем Закавказском Крае преимущественно употребляют Имеретин. Часто с изумлением видишь огромную тяжесть, которую едва бы в пору положить на спину лошади, взваленную на спину Имеретина, который не только не утомляется от оной, но готов, тотчас по снятии, взвалить другую таковую же, а это случается раз двадцать и более в сутки.

Нынешнее управление.

Главный начальник провинции — Генерал, командующий Русскими войсками в Имеретии, Абхазии, Гурии и Мингрелии расположенными. Он носит звание [249] Управляющего Имеретией, и заведывал исполнительной частию, есть и Председатель временного Правления, состоящего из трех Советников (из Русских гражданских чиновников), и двух Диван-беков, (из туземцев). Временное Правление заведывает делами тяжебными, казенными доходами и расходами. Для дел уголовных существует в Кутаисе военно-судная Комиссия. Гражданские дела производятся на основании уложения Грузинского Царя Вахтанга VI, а в тех случаях, где оное недостаточно, руководствуются Русскими законами, которые исключительно употребляются в делах уголовных. В каждом округе находится особенный начальник, заведывающий полицейскою частию, внутренним устройством округов и сбором податей. При окружном начальнике состоят два помощника из туземцев. Он в гражданских делах [250] решает окончательно до 50 руб., а значительнейшие, и уголовные вообще с своим мнением представляет Управляющему провинциею.

Разделение на округи с означением достопамятностей:

Имеретия разделяется на 4 округа: Кутаиский, Вакинский, Шорапанский и Рачинский.

I. Округ Кутаиский.

Занимает западную часть Имеретии; в оном достойны замечания:

Кутаис, главный и единственный город Имеретии, и местопребывание Управляющего и временного Управления, лежит на обоих берегах реки Риона, и кажется как будто прислоненным к горе, составляющей часть Кавказа. Можно полагать до 60 сажен возвышенность местоположения города, над [251] поверхностию Риона. Мост соединяет старый город с новым, или, лучше сказать, с предместием. По словам Географа Данвиля, Кутаис построен Пелазгами за XII веков до Р. X. Старый город лежит на правом, а новый на левом берегу реки. Последний расположен на ровном месте, построен правильно; улицы обсажены деревьями ореховыми, фиговыми и другими, дающими тень, необходимую вовремя сильных жаров; базар обширен; лавки деревянные. Казенные здания: казармы, гошпиталь и другие строения для Русских войск в городе пребывающих, выстроенные во время управления Имеретиею К. Горчакова. Старый город, по своему местоположению, способен для обороны, и стены оного прочны и толсты. Церковь, в старом городе находящаяся, достойна особого замечания по роскошному зодчеству времен Иустиниана. [252] Скульптура на камнях изображает зверей, птиц и другие странные фигуры. Жителей в Кутаисе, кроме Русского гарнизона, полагается до 2000 душ обоего пола, из числа коих большая часть Армян и Евреев, а гораздо менее Имеретин. Армяне занимаются торговлею внутреннею и внешнею; Евреи продажею съестных припасов. Вид из старого города великолепен: можно обозреть всю южную и юго-западную часть, до самых отдаленных Ахалцихских гор.

Крепостца Багдат, на правом берегу Ханицкали — находясь на пункте, у коего сосредоточиваются дороги, идущие в Мингрелию, Грузию и восточную часть Имеретии; до завоевания Ахалциха, служила важною пограничною точкою от Турецких владений.

Местечко Варцихе, в 15 верстах от Кутаиса к Югу, находится на прекрасной долине, образуемой в виде [253] треугольника слиянием рек Риона, Квирилы и одного горного ручья. Долина эта защищена от западных ветров лесами, а от южных горами Ахалцихскими, на оной почти никогда не бывает зимы, и лес, как бы искусственно разбросанный в разных красивых положениях, два раза в год одевается зеленью. Местечко это служило прежде летним местопребыванием Царей Имеретинских. От рыбных ловлей и водяной мельницы, принадлежащих казне, получается дохода 100 руб. сереб.

Монастырь Гелатский, в 9 верстах от Кутаиса, примечателен тем, что в окружающих оный горах находятся серные и нефтяные ключи и отыскивается черный янтарь.

II. Округ Вакинский.

Изобилует лесом. От Хопи до р. Риона продолжается равнина, [254] остальное покрыто горами. Составляет западную часть Имеретии.

Главное место округа и пребывания окружного начальника:

Местечко Хопи, заключающее в себе до 250 домов, замечательно по еженедельной ярмарке, бывающей по Пятницам, и которая есть единственная для внутренней торговли края. Базар обсажен красивыми ореховыми, грушевыми, тополевыми и другими деревьями, из которых некоторые толщины чрезвычайной.

III. Округ Шарапанский.

Составляет восточную оконечность Имеретии. В оном достоин замечания Замок Шарапан, местопребывание окружного Начальника и воинский пост. Находится у впадения р. Дзирулы в Квирилу. Построение оного относят ко временам Фарнаваза, Царя Грузинского. Прежде Шарапан служил складочным [255] местом богатой Фазской торговли (смотри I часть); обширные развалины оного показывают прежнюю величину и знаменитость. В нынешнем положении Шарапан есть только полуразрушенный, небольшой параллелограмный замок.

IV. Округ Рачинский.

Составляет северную оконечность Имеретии; вообще горист, а от того имеет здоровый климат. Жители оного считаются за самых трудолюбивых. Достойные замечания места:

Селение Хотев, только потому, что служит местопребыванием окружному Начальнику.

Мест. Они, важно своими торговыми сношениями с Горскими народами.

В сем округе находится множество разрушенных замков, в развалинах коих, без сомнения, хранятся драгоценные остатки древностей: медали, [256] монеты, вазы и тому подобное. Мнение это подкрепляется прежнею важностию Колхиды. —Беспрестанные междоусобия и хищнические нападения могли погубить жителей и оставить в безвестности сокровища, зарываемые в землю, по тогдашнему обыкновению.

Народное богатство*

Земледелие, садоводство, скотоводство, заводы, мануфактуры, торговля и прочее.

Жители селений, расположенных по возвышенному кряжу северной части, живут весьма бедно; ибо, кроме ячменя, пшеницы и малого количества овса, не могут ничего сеять. Но для жителей долин, на коих плодоносие почвы, вспомоществуемое дождями и реками, дает прозябению силу, с которою не могут сравниться плодоноснейшие страны, природа очень щедро и с малым пособием [257] производит всякого рода фруктовые деревья, зерновый хлеб и все произрастения; но недостаток в обрабатываемых землях, леность туземцев и недостаток в сбыте — причиною бедного их состояния. Климат и почва весьма способны для произрастения тутовых деревьев, но шелководством вовсе не занимаются в Имеретии. В Кутаисском, Вакинском и Шоропанском округах обрабатывают хлопчатую бумагу, но в малом количестве. Главнейшие посевы, состоящие из сарачинского пшена, пшеницы, ячменя, проса, конопли, льну, простого табаку и хмелю едва достаточно для нужд жителей. Виноделие и разведение винограда в жалком положении; виноград по большей части находится в диком состоянии. Выделываемое вино, ежегодно до полумиллиона ведр, довольно дурно, и хотя в деревне Сапосниево разводимый на медовой [258] почве виноград может дать вина, не уступающие шампанским, при хорошей обработке, но теперь вина, из оного делаемые, также водяны и невкусны. Скотоводство вовсе незначительно, и состоит по большей части в стадах свиней, которые, бродя во всякое время, без присмотра, по лесам, питаются кореньями, и от того бывают вкусны и жирны. В округе Вакка, на плоскостях, табак произрастает так удачно, что, при хорошей обработке, может принести большую пользу; там же с успехом развести можно дуб, дающий чернильные орехи, и индиго. Главное затруднение в земледелии и других хозяйственных занятиях — недостаток разных хозяйственных орудий, общеупотребительных в России; которое отвратить очень можно, выписав железо из Таганрога, а дерево обойдется за бесценок. Жители округа Вакинского [259] делают сукна, довольно хорошие шелковые материи блестящих красок и узоров, не уступающих Иездским и Испаганским; умеют извлекать краску из дикой марёны и укреплять оную на материях. Каменный мед составляет важную ветвь торговли в руках Армян, которые продают оный в Ахалцих и Константинополь. Внешняя торговля производится только жителями двух округов, Вакинского и Шарапанского. Отпускные предметы состоят из меда, воска, вина, кукурузы, орехов Воложских и простых; меха и табак, ореховое дерево, бычачьи и буйволиные кожи и шелк есть предметы транзитные, получаемые из Грузии. Сношения производятся с Ахалцихом, Абхазией, Грузией, Крымом и Таганрогом: равномерно и с Закубанскими Черкесами. Главнейшие предметы привоза, кроме вещей, нужных для Русских войск, [260] соль, железо, медь, сукно, парчи, разные шелковые и бумажные товары. В сей торговле преимущественно участвуют Армяне Кутаисские и отчасти Евреи. Внутренняя торговля преимущественно сосредоточивается в местечке Хопи; а в мест. Они производится исключительно торговая с Горцами, от коих получаются войлочные епанчи и суконные кафтаны, серого и черного цвета. Для употребления туземцев, преимущественно из Грузин привозятся тамошнего изделия: бязи красного и белого цвета, набивные бумажные материи, кацаус, покромки от Европейских сукон, серые шапки, веревки, деревянная посуда и тому подобное.

XVI.

ГУРИЯ.

Сведения Исторические.

История Гурии тесно связана с Историей Мингрелии, с которой долго составляла одно целое; но со времени раздробления Грузинского Царств на уделы, при Царе Александре, в 1424 году, отдельное колено Багратидской династии Имеретинских Царей начало управлять Гурией с титулом Мама (отец). Владельцы эти зависели от Имеретинских Царей, и вместе с ними состояли в последствии под верховным владычеством Турок, которые произвольно переменяли владельцев, похищали людей и скот, и делали возможные неистовства и опустошения. Следствием таковых насильств было [264] совершенное разорение Гурии, уничтожение Багратидской династии и назначение Турками, в половине XVII столетия, владетелем Гурии одного из Княжеской Грузинской фамилии. Поддерживая оного против Соломона, Царя Имеретинского, они отняли у первого большую часть Гурии, которая, под именем Аджарского и Кобулетского Санджаков, вошла в состав Ахалцихского Пашалыка. Наследник этого владельца в 1810 году вступил в подданство России. После смерти его утвержден в звании владельца, одиннадцатилетний сын его, под опекою своей матери, Княгини Софьи, и Совета, составленного из знатнейших Гурийских Князей. Княгиня Софья вступила в тайные сношения с Турками, дабы, посредством оных, самой захватить в руки всю власть. Честолюбивые ее замыслы открылись, и она, опасаясь последствий, бежала с [265] сыном к Туркам. После чего, по Высочайшей воле, помянутый Совет остался управлять Гурией, под зависимостию Правителя Имеретии.

Положение, границы и пространство.

Гурия лежит между 59° 40’ и 60° восточной долготы, 41° 40’ и 420 5' северной широты. Граничит к Северу с Мингрелией; к Западу омывается Черным морем, к Востоку сопредельна Имеретии, от коей отделяется сухою чертою и частию течения реки Риона, между Цхенискальским постом и селением Самтреди; к Югу с Санджаками: Аджарским и Кобулетским. Самая большая длина с Юга на Север по прямой линии, т. е. от границы Кобулетского округа до границы Мингрельской — 30 верст; а самая большая широта от кр. Св. Николая до границы [266] Имеретинской 58 верст. Посему все пространство, занимаемое Гуриею, приблизительно полагается до 1800 квадратных верст.

 

Горы.

Вся юго-восточная часть Гурии занята горами, составляющими восточное протяжение хребта Чельдирского. Вершины сих гор принадлежат к первозданным горам, и состоят из гранита, на отлогостях замешен мрамор, а предгория состоят из глины и извести. Высочайшая гора есть: Сакивари — на пограничной точке обоих моуравств, составляющих Гурию.

Леса.

Большая часть Гурии покрыта лесами, заключающими в себе деревья, годные для кораблестроения; преимущественно же покрыта дремучим лесом цепь гор, отделяющих Гурию от [267] Санджака Аджарского, составляющего часть Турецкой Гурии.

Реки.

Р. Пичорья, выходит из гор Челдирских, и орошая Нагомарское моуравство, впадает в озеро Балгастон, отделяя от себя рукав на север, впадающий в р. Рион.

Р. Джимити, выходит из горы Сакивари и впадает в Черное море.

Р. Натакеби, орошающая южную часть Гурии, выходит из гор верст 10 южнее м. Аскала, и впадает в Черное море у кр. Св. Николая.

Все эти реки изобилуют рыбою.

Речка Молтаква истекает из озера Балгастон в Черное море, соединяя оные.

Озеро

Балгастон, лежит на границе Мингрелии и Гурии; имеет в окружности [268] около 30 верст. Принимая в себя речку Пичорью, рекою Молтаквою соединяется с Каспийским морем. Весьма изобилует рыбою. Продолжительная тяжба владельца Мингрелии с Советом Гурийским, о правах обладания сим озером, решена в 1831 году Высочайшим поведением, по коему озеро это осталось во владении Князя Мингрельского.

Климат и почва земли.

Гурия особенно заметна необыкновенным плодородием своей земли, коей почва, преимущественно в северной части, чрезвычайно способна к хлебопашеству, ибо состоит наиболее из чернозема, смешанного у предгорий с глиною, а на местах возвышеннейших с мергелем и песчаником. Вся же приморская часть рыхла и болотиста. Климат самый благорастворенный, а потому и болезней, свирепствующих в [269] Мингрелии, Абхазии и Имеретии, в Гурии почти не бывает.

Произведения природы, важные в хозяйственном отношении.

Естественные произведения всех трех царств природы совершенно одинаковые с Мингрелией; только по части Ботаники заслуживают быть упомянуты, разведенные по морскому берегу: лимонные, апельсинные и масличные деревья, которых, кроме Гурии, нет ни в одной области Кавказского Края.

Пути сообщения.

Первый почтовый тракт проходит поперек Гурии, от Левано-Саванского поста до кр. Св. Николая, через Озургеши, а другой берегом Черного моря в Поти. Из вьючных дорог, достойны замечания идущие от Озургеши, через горы, в Ахалцих и Аджары [270] и через кр. Св. Николая, берегом моря, в Батум.

 

Народонаселение и разделение народа по правам и происхождению.

В Гурии считается всех жителей вообще 36,700 душ обоего пола, и почти по ровному числу в обоих моуравствах. Народонаселение состоит из Гурийцев собственно, Армян, Турок и Евреев.

Разделение народа по классам одинаково с Имеретией.

Вера.

Грузино-Греческая, которую исповедуют Гурийцы, имеющие двух Епископов и Архиепископа, состоящих под управлением Экзарха Грузии. Армяне — исповедания Грегорианского; Турки — Суниты.

Язык.

Гурийцы говорят испорченным [271] Грузинским языком, с примесью многих Татарских слов.

Подробности этнографические.

Гурийцы имеют совершенное сходство с Имеретинами, Мингрельцами и Грузинами в отношении к жилищам, одежде, нравам, образе жизни и тому подобном; но в отношении к красоте наружной — Гурийки берут безусловное преимущество перед своими соплеменницами, Грузинского происхождения.

Нынешнее управление.

Гурия управляется Советом своих Князей, под председательством Российского Штаб-Офицера, и зависимостию Правителя Имеретии. Порядок судопроизводства одинаковый с Мингрелией.

Разделение Гурии, с означением достопамятностей.

Гурия разделяется на два моуравства, [272] отделенные между собою рекою Джимити и горою Сакивари.

1. Озургетское, занимает южную часть. В нем достойны примечания:

Мест. Озургети, бывшее главное местопребывание владельца, а ныне место собрания Совета, управляющего Гурией. Народонаселение оного едва ли составляет и 300 душ.

Кр. Св. Николая, на берегу Черного моря, особенно замечательна нездоровым климатом, понудившим оставить оную в 1820 году.

2. Нагомарское, заключает в себе всю западную и северную часть. Достопримечательнейшие в оном места:

Мест. Нагомари, замечательно по возвышенному местоположению и здоровому климату; а потому и было летним местопребыванием владельца.

Кр. Поти, древний Фаза,— по-Турецки и до сего времени называется Фаш. [273] Город и крепость на левом берегу Риона у самого устья. Он расположен на острове, который образуют: р. Рион и Молтаква, Черное море и озеро Балгастон, и хотя облитый со всех сторон водою, но имеет пристань, не совсем удобную, потому что множество островов и отмелей закрывают вход в устье Риона, и большие купеческие суда не могут подходить ближе к городу, как за две версты. Достопримечательными фактами в Истории кр. Поти могут назваться следующие: безуспешная осада оной, в 554 по Р. X. Персидским полководцем Нахораганом, принужденным отступить, по причине отважного сопротивления гарнизона, состоявшего из Римских войск; осада оной в 1770 Российскими войсками; взятие оной в 1809 Ноября 14 Российскими же войсками; возвращение в 1812 году Туркам; взятие вновь Г. М. Гессе в [274] последнюю Турецкую войну и присоединение на вечные времена к России по Адрианопольскому договору. Жителей в Поти полагается до 4000 душ обоего пола.

Дмилити, селение, имеющее до 600 душ. Близ оного находится монастырь, в коем живет Архиепископ.

XVII. Провинция Ахалцихская.

Сведения Исторические.

В древние времена Ахалцихская область составляла часть Армянской провинции Даикх, (одной из пятнадцати, на которые было разделено Армянское Государство Царем Вагаршаком, во II-м столетии до Р.Х.). Название это вероятно означало землю Даков, народа кочевого, занимавшего, во времена Александра Македонского, значительную часть Ахалцихской области, Гурии, Абхазии и Мингрелии. С уничтожением Армянского Царства, Императоры Константинопольские простерли свое влияние и на эту область, но никогда не могли утвердить там власть свою на [278] прочном основании, потому что Армянские Князья Мамигонеанской фамилии, имевшие в оной наследственные обширные поместья, противопоставляли им важные преграды. Грузинские Цари, усилившиеся в конце XI века, подвергли своей зависимости область Ахалцихскую, и дали оной сначала название Семо-Картли (верхняя Карталиния или Грузия). Ослабление могущества Грузии, происшедшее от междоусобий и нападений Персиян и Турок, отторгло от прямой зависимости Царям Грузинским Ахалцихскую область, которая, быв принуждена сопротивляться угасающему могуществу Грузии, избирала особенных правителей, которые, для удачных действий и для обороны, вынуждены были нанимать Лезгин и других Горцев. Таковые наемные воины, довольные позволением беспрепятственно грабить соседственные области, и прельщенные [279] обилием страны, оставались навсегда в оной и увеличивали беспрестанно воинственные племена Ахалцихской области. Удальцы целого Кавказа, находя в оной защиту против кровомщения и все выгоды, стекались толпами, и составили наконец страшную для окрестных народов воинственную область, из коей беспрестанно рассыпались во все стороны хищнические партии и ознаменовывали свои набеги всеми жестокостями. Грузия наиболее страдала от их набегов. В 1580 г. Менушегер, сын Газеха, владелец Ахалцихский, побежденный Турками при Амурате III, принял Магометанскую веру, назван Атта-беем, и получил достоинство Ахалцихского Паши. Он имел постоянное пребывание в местечке Олти, где и до сего времени существует великолепный памятник, сооруженный ему Турками. Преемники его перенесли свое местопребывание в Ахалцихе [280] (по-Грузински: Новая крепость), не задолго до того построенный, увеличили и укрепили оный. В последствии Персияне овладели Ахалцихом; но Амурат IV велел, в 1637 году, Паше Гассану настоятельно взять оный обратно, во что бы ни стало. Гассан, покорив Ахалцих после 23 дневной осады, наименован Пашею Ахалцихским, и передал это достоинство своим потомкам. Владычествуя над Ахалцихскою областию, Порта старалась употреблять все средства к сосредоточению в оной всех беспокойных и отважных удальцов Кавказа, давая им все преимущества и льготы, дабы иметь на границе оплот своих Малоазийских владений. Буйные обитателя Ахалцихской области, содействуя намерениям и видам Порты, как скоро находили в том свою пользу, не дозволяли Султанам Турецким посягать па свою независимость, и даже отвергали [281] их повеления, как скоро находили таковые несогласными с своими видами. Султан Ахмет III раздосадованный непокорностию Ахалцихцев, послал против них знаменитого Пеглеван-Пашу с 25,000 отборного войска. Но совершенное разбитие сего военачальника показало Ахмету III, что его власть ничтожна перед могуществом Ахалциха.

После таковой неудачи, Султаны Турецкие довольствовались добровольной покорностию храбрых жителей Ахалциха, предоставя им совершенную независимость в действиях; всякой преступник, убежавший в Ахалцих, делался недоступным мечу правосудия; жители не платили никаких повинностей в казну, а только маловажные проценты за ввозимые произведения роскоши; повиновались тому Паше, которому сами желали повиноваться, а отсылали того, которого не находили достойным, хотя [282] бы он назначен был от самого Султана. Константинопольский Двор терпел это по необходимости, ибо не был в силах принудить Ахалцихцев к неограниченной покорности, а довольствовался тем, что получал от них лучших воинов, обеспечивал границу, и, посредством фанатических проповедников, часто посылаемых из Ахалциха в горы, возбуждал Кавказские народы против России. Доказательством независимости Ахалцихцев служит то, что и нынешний Султан не решился в Ахалцихе публиковать ферман о уничтожении Янычар, и сии последние жили в Ахалцихе совершенно свободно.

Блистательный штурм Ахалциха, 15 Августа 1828 в последнюю войну России с Турцией, доказал, что вся отчаянная храбрость гарнизона и содействие вспомогательного Турецкого 30 корпуса, не в силах были противоборствовать [283] храбрости войск Кавказского корпуса. По Адрианопольскому трактату, вся северо-западная часть Ахалцихского Пашалыка, сопредельная Имеретин и Карталинии, состоящая из 10 санджаков, со включением главной крепости Ахалциха и других довольно важных: Ацхура, Ахалхалак и Хартвиса, присоединена на вечные времена к России, под названием Ахалцихской провинции; прочие же 10 санджаков остались под зависимостью Порты.

Покорение этой твердыни и население в оной Армян переселенцев из Азрума — есть важный залог будущего спокойствия мятежного Кавказа.

Положение, границы, пространство.

Ахалцихская провинция лежит между 20° 50' и 41° северной широты и между 60° и 61° 20' восточной долготы. [284] Граничит к Северу с Имеретией, от коей отделяется горами, составляющими южную отрасль Кавказа; к Северо-востоку с Карталинией; к Юго-востоку с Борчалинской дистанцией; к Югу с Карским Пашалыком; к Юго-западу с санджаками Ахалцихского Пашалыка, оставшимися во владении Турок. Самая большая длина с Севера на Юг, по прямой линии от соединенной точки границ Карталинии, Имеретии и Ахалцихской провинции до границы Карского Пашалыка — 100 верст; а самая большая широта от Востока на Запад, от озера Бусхури до крайней пограничной точки у санджака Аджарского — 120 верст. Все же пространство, Ахалцихскою провинциею занимаемое, приблизительно полагается до 7800 верст.

Горы.

Ахалцихская провинция во всех направлениях покрыта горами, из коих [285] самые возвышенные горы есть Абульские в Ахалхалахском санджаке; отрасль Кавказа, которая отделяет Имеретию от Ахалцихской провинции, и образует Боржомское ущелие, по коему струится р. Кура, соединяясь с южною отраслию Арарата, которой ветвь, под именем Акатольских и Челдырских гор, ограждает Ахалцихскую провинцию от Карского и Арзрумского Пашалыков. Западный хребет отделяет оную от санджака Аджарского, а восточный от Борчалинской дистанции. Возвышеннейшие из сих гор всегда покрыты снегом, и все вообще носят крайне разнообразные и многочисленные названия, которые при том изменяются по обстоятельствам. Вообще же называются: Ахалцихскими.

Леса.

Находятся только в юго-восточной части, т. е. в санджаках: [286] Ацхверском, Ахалцихском, Поцховском, Аспинджинском, Абастуманском и Ковблианском. Значительные же леса, исключительно в санджаке Ацхверском. Прочие же санджаки терпят столь значительный недостаток в лесе, что даже должны употреблять для отапливания кизяк (сушеный навоз). В санджаке Ковблианском лес служит отраслию народной промышленности, по имеющейся возможности сплавлять бревна в Ахалцих рекою Поцховкою.

Реки.

Кура, втекает в Ахалцихскую провинцию глубоким и скалистым ущелием из санджака Ардаганского; протекши кр. Хертвис, делает дугообразный поворот к Северу, и орошая санджаки: Аспинджинской и часть Джаджаракского, приближается к Ахалциху, от коего принимая северо-восточное направление, рассекает Ацхверский санджак, и [287] Боржомским ущелием входит в Карталинию. Все течение оной по Ахалцихской провинции простирается на 60 верст с небольшим. У Хертвиса, и немного далее по течению, она узка и глубока, потом постепенно делается шире, но за то мельче, и изобилует бродами; впрочем во всем своем течении по Ахалцихской провинции не имеет той быстроты, каковая замечается в ее течении по Карталинии. Последнее обстоятельство очевидно происходит от того, что от самого истока до границ Карталинии Кура течет ущелиями между гор, а от Борджомского ущелия принимает наклонное стремление. Вода в этой реке, как и вообще в горных реках, увеличивается три раза в год: весною в Мае, при таянии снегов, лежащих на скатах, а в Июле на вершинах гор; осенью же во время сильных дождей. [288]

Реки, впадающие в Куру в Ахалцихской провинции:

С правой: под самым Хертвисом Топараван-чай, быстрая и глубокая река, соединяющаяся с Гендерь-чаем, пониже Ахалхалак. Первая вытекает из озера Тапаравань, а другая из озера Ханшлагель.

С левой: река Поцховка, иначе: Далка, вытекающая из гор на пограничной черте Поцховского и Ардаганского санджаков, протекает весь первый санджак, и втекает в Куру, 9 верст ниже Ахалциха. Небольшая, но быстрая и мелкая река Цакубинка, замечательна ловимой в оной форелью.

Озеро.

Чильдир, в санджаке того же имени. В иных местах довольно глубокое, простирается в длину на 30, а в ширину на 15 верст. Изобилует рыбою, [289] между которой особенно замечательна: лакс-форель. В окрестностях этого озера водится множество дичи.

Климат и почва земли.

Гористая часть, по причине неровного местоположения, глинистого и известковатого грунта земли, заключает в себе большую часть ненаселенных земель. Почва не очень плодоносна, и без искусственной поливки, посредством каналов, не дает хороших урожаев, но за то равнины, изобилующие черноземом, весьма хлебородны. Воздух во всей провинции чистый и здоровый, не смотря на значительную разницу температуры, в одно и то же время различествующую 20 и более градусами теплоты. Климат вообще умеренный; лето никогда не бывает знойное, но за то зимы нередко суровые и продолжительные, особенно на хребтах гор. [290] Ветры бывают очень сильные, особенно в горах Чилдирских и Абульских. Самые покатости гор не редко сохраняют снег до Мая. Воды во всех реках вообще не вредные, для здоровья, что весьма важно, особенно за Кавказом. Можно решительно сказать, что климат Ахалцихской провинции есть из лучших во всем Закавказском Крае.

Произведения природы, важные в хозяйственном отношении.

По части Минералогии: множество минеральных источников, между коими значительнейшие Абастуманские горячие (в санджаке того же имени) и кислые Уравельские (в Джаджарахском санджаке) одинакового свойства с Кавказскими, в отношении составных частей; в Боржомском ущелии источник железного свойства. [291]

По части Зоологии особенно замечательны соболи.

Пути сообщения.

Вообще очень затруднительны. Главнейшая дорога из Ахалциха в Тифлис, старанием Корпуса Путей Сообщения Подполковника Эспехо в 1828 году, менее чем в три недели приведена в очень хорошее состояние, как только позволяла возможность; ибо, исключая некоторых подъемов и теснин, трудных для разъезда, может даже назваться удобною: по оной свободно проезжают огромные обозы, нагруженные тяжестями; прочие же пути сообщения есть ничто иное, как вьючные тропинки, пролегающие по ущелиям и по берегам рек.

Народонаселение и разделение народа по происхождению.

Народонаселение Ахалцихской провинции состоит из 70,000 душ обоего [292] пола. Оное составляют: Грузины, Армяне, Кюрды, Греки, Карапапахцы, Турки, Евреи и Цыгане.

Вера.

Греко-Грузинскую исповедует небольшая часть Грузин; Магометанскую Суннитского толка: остальная часть Грузин, присоединяющая и прежние обряды, обручение с невестами, неедение мяса в посты, и тому подобные; Куртины первоначальные обитатели провинции. Армянскую веру исповедуют Армяне и Кюрды, переселенцы из Арзрумского пашалыка, составляющие значительнейшую часть народонаселения. Армяне, старожилы — Римско-Католики.

Язык.

В особенном употреблении чистое Грузинское наречие; Армяне старожилы преимущественно употребляют Грузинский и Татарский язык. Переселенцы [293] Армяне и Кюрды говорят испорченным Армянским языком с примесью слов Турецких, а Кюрды старожилы говорят чистым Кюрдским языком.

Подробности этнографические.

Грузины сохранили воинственный дух предков, храбры, неустрашимы и могут быть хорошими воинами. Значительная часть оных, руководимая частными выгодами, а более по принуждению, приняли при Турецком правительстве Магометанскую веру.

Армяне старожилы ведут жизнь мирную; занимаются исключительно сельским хозяйством, промышленностию и торговлею. Они все Католики, и обижаются названием Армянина. Постоянное водворение между ними Католической веры считается с 1625 г., когда во всей западной части Закавказского Края явились Капуцины. [294]

Армяне переселенцы были самые полезные жители Азрумского пашалыка. Все мастерства, рукоделья, сельское хозяйство, промышленность и торговля процветали в их руках. Нет сомнения, что, водворенные попечением благодетельного правительства в Ахалцихской провинции, они не замедлят своим трудолюбием раскрыть все источники богатства этого края для своей и Государственной пользы.

Кюрды старожилы, народ кочующий, храбрый, привычный к грабежам и независимости; скотоводство есть единственная ветвь сельского хозяйства, которою оный занимается.

Кюрды переселенцы начинают водворятся по распоряжению правительства, и, кажется, надо ожидать от них большой пользы, судя по мере занятий сельской промышленностию, которою они [295] с успехом занимались на прежнем жительстве в Арзрумском пашалыке.

Карапапахцы состоят из двух поколений: Емирасати или давнишние выходцы Борчалинской и Шамшадильской дистанций; ведут жизнь кочевую, и занимаются особенно скотоводством. Просто Карапапахцы, переселившиеся в конце XVIII, и в начале XIX столетий из тех же дистанций, большею частию оседлые полезные поселяне.

Евреи и Цыгане Ахалцихского пашалыка отличаются добрыми качествами и трудолюбием.

Нынешнее управление.

Ахалцихская провинция управляется временным правлением. Штаб-Офицер, командующий войсками, в провинции расположенными, есть Председатель Правления.

Правление, руководствуясь общими [296] Российскими законами, по судной части придерживается несколько порядка и обыкновении, существовавших при Турецком правительстве и древним обычаям туземцев, обратившимся для них почти в законы. Некоторые санджаки управляются Русскими комендантами крепостей, а другие Санджак-Беками. Селения: у Армян и Грузин старожилов — Мама сахлисами (отец дома); у Турок, Карапапахцев и Куртин старожилов — Ахсакалами (седобородый или почтенный старец); у Армян и Куртин переселенцев — Юзбашами (сотниками); помощники называются Чаушь (десятник). Они все вообще избираются поселянами, не платят податей и избавлены от повинностей. Должность их: соблюдать порядок, тишину, разрешать маловажные споры между поселянами, наряжать подводы и исполнять повеления начальства. [297]

Разделение провинции, с означением достопамятностей.

Ахалцихская провинция разделяется на 10 санджаков: 1) Ахалцихский, 2) Хертвиский, 3) Ахалхалакский, 4) Джаджарахский, 5) Чильдирский, 6) Поцховский, 7) Ковблианский, 8) Абастуманский, 9) Ацхверский и 10) Аспинджинский.

I. Ахалцихский.

Весь санджак, за исключением самого города, находится в управлении Санджак-Бека, занимающего должность земского исправника, которого обязанность, как и всех Санджак-Беков, состоит: наблюдать за порядком, тишиною и спокойствием округа, и исполнять предписанию начальства. Вместо жалованья, они получают доходы с некоторых селений, по прежним обычаям, от землепашцев из 60 частей [298] собранного хлеба — 16 часть, и за каждого барана 2 пары (2 копейки).

Ахалцих главный город, состоит из трех частей: крепости, старого и нового города. Первая расположена на крутой и частию неприступной скале. Быстрая и глубокая река Поцховка или Далка омывает оную. Устроенная в виде неправильного пятиугольника, крепость сия сильно защищена природою, независимо от искусства — с трех сторон. Остальные же, слабейшие, прикрыты толстою стеною из цельных камней на деревянных связях, гласисом и покрытым путем: расположенная амфитеатром, довольно хорошо укрепленная Цитадель есть высочайший пункт оной. Старый город лежит на одной, а новый на другой стороне реки, через которую устроен на каменных быках мост, для сообщения обеих частей города. Местоположение нового города [299] ровное и красивое. Будучи преимущественно населяем переселенцами Армянами, он сделается со временем одним из замечательнейших в Закавказском Крае. В городе находятся церкви: Греко-Грузинская, Католическая, 3 Армянских, Еврейская синагога и мечеть; домов казенных, частных и церковных около 700; два караван-сарая; лавок и разного рода заведений 484. Жителей 10,500 душ обоего пола. История Ахалциха сообщена выше при сведениях Исторических о провинции вообще. Город управляется градскою полициею, на основании общих постановлений.

II. Хертвиский.

Управляется Комендантом кр. Хертвис, которая есть единственное достопримечательное место оного. Крепость эта расположена на скале при устье Топораван-чая. Цитадель [300] занимает высочайший пункт, а крепость обхватывает только южный и восточный фасы первой, и состоит из довольно толстой стены с башнями. Предание относит построение Хертвиса к эпохе владычества Греков в Малой Азин. При взятии Турками Ахалциха, Хертвис покорился добровольно. Персидский Шах Тахмас Кулыхан безуспешно осаждал оную. Взят Русскими войсками в последнюю Турецкую войну. Жителей в Хертвисе считается до 600 душ обоего пола; которые состоят из Турок, Армян и Евреев. В 30 верстах от оного, по течению Куры, находится, так называемый дворец Тамары, и есть не иное что, как пещеры, высеченные в скале, и имеющие по середине церковь. Отверстия, на подобие дверей, соединяют оные, а бассейн ключевой воды, в одной из пещер, удовлетворял потребности жителей, которые в сих [301] огромных пещерах вероятно укрывались во время междоусобий и нападений враждебных соседственных племен.

III. Ахалкалакский.

Управляется Хертвисским Комендантом. Кр. Ахалхалак достопримечательнейшее место санджака. Оная есть неправильный четвероугольник с бойницами, над которой высоко возвышается сильно укрепленная цитадель, имеющая башни в два яруса. Крепость сию омывают две реки: Топораван-чай и Гендерь-чай; берега обеих скалисты и высоки; необозримые равнины окружают оную. Построение кр. Ахалхалак весьма древне; ибо в 1064 году оная была взята Арп-Арсланом Сельджукидским. Покорена Русскими войсками в последнюю Турецкую войну. Ахалхалак по Грузински значит новый город. Армяне зовут оный Акхал, а у Турок и [302] Персиян известен под названием Себуд-Шегер (белый город). Жителей около 1000 душ обоего пола.

IV. Джаджарахский.

Управляется Санджак-Беком. Главное место: деревня Уравель, в коей жителей до 200 душ.

V. Чильдирский.

Состоит также под управлением Санджак-Бека. Главное место селение Корзах.

VI. Поцховский.

Управляется Санджак-Беком. Главное место: деревня Дугур.

VII. Ковблианский.

Также управляется Санджак-Беком. Главное место: селение Мохе. [303]

VIII. Абаситуманский.

Иначе называемый Оцхе; управляется Санджак-Беком. Главное место: селение Абаситумани, в коем жителей до 500 душ.

IX. Ацхверский.

Управляется Комендантом кр. Ацхвер, которая есть главное место санджака. Крепость эта с цитаделью и городом находится на обоих берегах Куры, при входе в Боржомское ущелие. Первая расположена на крутой скале, командующей всею дорогою по ущелию. Построение Ацхвера древнее, что доказывает взятие оного в X веке Ашотом II, Арменским Государем, который перерезал весь гарнизон. В 1770 году, Царь Грузинский Ираклий II разбил Турок под стенами сего города. Ахцвери есть название Грузинское. [304] Армяне называют оный Сагурст, а Турки Ацхур.

X. Аспинджинский.

Управляется Хертвисским Комендантом, и ничего достопримечательного не заключает.

Народное богатство.

Земледелие, садоводство, скотоводство, мануфактуры и торговля.

Ахалцихская провинция считается в числе плодороднейших. Урожай самый обыкновенный сам-двенадцать, а очень часто сам-двадцать. Хертвисский и Ацхверский санджаки принадлежать к числу плодороднейших вместе с Ахалцихским: всякого рода зерновой хлеб может разводится в оных с успехом. Скотоводством преимущественно занимаются кочевые народы, и хотя оное еще не находится в надлежащем виде, по причине недавно минувшей [305] войны, но можно надеяться, что при теперешних благоприятных обстоятельствах, будет час от часу приходишь в лучшее состояние. В Ахалцихской провинции вообще скот отличается величиною, а козы имеют густую и длинную, однако жесткую шерсть. Карапапахцы прилагают особое попечение о разведении и улучшении конских заводов; но со всем тем, лошади, в Ахалцихской провинции находящиеся, малы ростом; но за то рысисты, крепки и довольно красивы. В отношении к садоводству Ахалцихская провинция бедна: в Ахалцихском, Поцховском, Ковблианском, Хертвисском, Ацхверском и Аспинджинском хотя и есть сады, но вовсе незначительны. Тутовое дерево отличается величиною ягод, но жители им вовсе не занимаются; виноград в пренебрежении и вино очень дурно. Пчеловодством занимаются в немногих [306] селениях; получаемый мед довольно чист, вкусен и ароматен.

Со времени водворения Арзрумских Армян, мануфактурная промышленность в Ахалцихе сделала важные усовершенствования: завелись оружейные мастера, славящиеся красивою и добротною отделкою своих произведений; устроен кожевенный завод, красильни, шелкомотальни и другие заведения, подающие надежду на усовершенствование по этой части.

Ахалцих есть единственное место во всей провинции, которое производит внешнюю торговлю с Арзрумом, Тифлисом, Эриванью, Константинополем, Трапизонтом, Гурией и Мингрелией. Получая из первого разные шелковые и шерстяные изделия Азиятских фабрик, пушной товар, лучший курительный табак и принадлежности к оному, как-то: янтарные мундштуки, чубуки, кальяны и трубки; из Ливанского санджака: [307] лимоны, деревянное масло, плоды всякого рода, простой табак, и кожи; из Константинополя и Трапизонта: розовое масло, пряные коренья, мундштуки и прочее. Все это отвозят в Тифлис и продают на деньги или променивают на сахар, чай, вина, сукна и всякого рода Европейские изделия. Из Эривани получаются: хлопчатая бумага, шелк и сарачинское пшено; из Имеретии: фрукты, водка и вино; из Гурии: кукуруза, мед и воск. Из сего и видно, что торговля Ахалцихская не весьма значительна.

Мелочные торговцы из Армян и преимущественно из Евреев, закупая у городских жителей грубые материи, простой холст, старую медную посуду, подковы, гвозди, сапоги, табак и другие тому подобные вещи, употребляемые деревенскими жителями, развозят по деревням, променивая на земные произведения; а сии последние продают в городе — эта мелочная торговля доставляет важнейшие выгоды. Часто торговец в один год учетверяет свой капитал, а потом начинает раздавать по деревням в долг, и тогда еще более наживается: ибо беспечные поселяне ни мало с ним не торгуются и набирают более нежели им нужно, надеясь на будущий урожай зернового хлеба и прочих сельских продуктов, которых таким образом большая часть за бесценок достается этим мелочным торгашам.

Конец четвертой части.

Текст воспроизведен по изданию: Картина кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель; в историческом, статистическом, и этнографическом, финансовом и торговом отношениях, Часть 4. СПб. 1835

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.