|
ТОРНАУ Ф. Ф.
ДОКЛАДЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ I
...Из того, что я досель мог узнать, оказалось, что некоторые абхазские фамилии не только что находятся в сношениях с джигетами, но между ними имеются и родственные связи, навещают друг друга часто и хранят свято между собой права гостеприимства, по обычаю существующие между всеми горцами. В особенности Нарчоу, сын его Ростом и Долт-Мирза (пожалованный прапорщиком), князья Инал-ипа, проживая на Бзыби, по близкому соседству с джигетами связаны с ними узами родства и более других абхазцев с ними сближены. Сильнейшие фамилии из соседственных Абхазии джигетов — Цанба, в с. Цандриш живущие, и братья Аредба, имеющие свое селение близ мыса Адлер... Они съезжаются с Ина-ипа и могут, если только захотят, меня провести до Геленджика. Остается склонить к сему кого-либо из них, надеюсь успеть в этом, познакомившись предварительно с ними, что я смогу сделать посредством одного из Инал-ипа и с помощью прапорщика Шакрыла, абхазского уроженца, который кроме природного языка своего знает и турецкий и, служа в одно время и переводчиком и проводником по Абхазии, много может способствовать... Считал бы я нужным также назначить прапорщику Шакрылу во время поездок его со мною... казенное содержание: бедность его семейства дает ему на сие право... 1. Описание части восточного берега Черного моря от р. Бзыби до р. Саше 25 ноября 1835 г., Тифлис Хребет Кавказских гор, которого последняя высота на западе, покрытая вечным снегом, есть гора Сагдан (Оштен), разделившись на две главные отрасли, одною из них уперся около Гагр круто в море, другою, поворотив на север, оканчивается не доходя Анапы распустив по всем направлениям отроги лесистых высот, примерно понижающихся по мере приближения их к морю и к Кубани. [100] Река Бзыбь, но более еще хребет гор, которого начало у горы Сагдан, а крайняя оконечность близ укр. Гагр, резко отделили от покорной нам Абхазии пространства земли, населенные садзами и сашою, живущими по берегу моря, медовеевцами и убыхами, прислонившимися к юго-западной покатости каменистого хребта Кавказских гор... Далее на север, не находя особенной преграды в лесистых горах, далеко уступающих в высоте и крутости хребтам, снеговому и каменистому, шапсуги распространились от Кубани к берегу моря, близ которого разделились на отдельные вольные общества, мало связанные с жителями гор и плоскости кубанской, им одноплеменными. Ближе к Анапе берег моря занят поколением черкес, или адыге, известным под названием натухайцы. Пространство земли и число народонаселения Полоса земли, заключающаяся между берегом Черного моря, хребтом Кавказских гор и реками Сочи и Бзыбом, представляет до 4000 кв. верст пространства, заселенного повсюду, где только местность представила малейшее угодье для жительства. Число народонаселения весьма трудно определить, видев даже места, ибо дома разбросаны по высотам и ущельям, следуя течению рек, на довольно значительное протяжение. С первого взгляда оно покажется значительнее, чем действительно есть, когда станешь заключать по количеству жительств о числе народонаселения, встречая повсюду купы домов, которые обыкновенно занимаются одним семейством. Узнать о народонаселении у туземцев также трудно, ибо они его сами не знают и никогда не заботились о числе его. Ни один из владельцев и князей не знает наверное, сколько ему повинуется народу. Приблизительно можно положить, что всего на сем пространстве поселено до 2300 семейств, но отнюдь не более; полагая в семье до 5-ти душ мужского и женского полу все народонаселение представит около 11 500 голов... это слишком мало; по пространству 4000 кв. верст... легко может быть и втрое более. Горы и долины От главного хребта проходят на юго-запад отроги лесистых гор, которыми покрыто все пространство земли между реками Сочи и Бзыбом. Ущелья, по которым протекают главные реки... представляют возможность селиться, но они вообще тесны, и скат их к морю стремителен, что делает здешние реки чрезвычайно быстрыми и причиною скорых изменений в состоянии вод. Горы, подходя к морю, приметно понижаются и каменистые в начале своем близ оного представляют почву глинистую и иловатую. Хребты более замечательные по высоте своей на сем пространстве, следующие. 1) Около укр. Гагр упирается в море и каменистою подошвою своею от укрепления на север на расстоянии 2-х верст в бурную погоду совершенно прерывает сообщение по берегу. 2) Между реками Сочи и Мца касается моря, не вредя сообщению по берегу. [101] 3) Между реками Мною и Худапсом, подходя к морю, оканчивается отдельною довольно значительною горою, по покатостям которой расположено сел. Хамышь. 4) Хребты гор по течению рек Мдзимта и Псоу, в начале своем представляющие ряды обнаженных скал, понижаясь мало-помалу, несколько не доходя моря, превращаются в лесистые холмы. Самая значительная плоскость по всему пространству от Сочи до Бзыба есть долина Лиешь, образующая близ истока Мдзимты мыс, известный у нас под названием Адлера. Пространство она может представить около 60 кв. в [ерст] , обнаженных от лесу только на Св. (Север.— Г. Д.) от Мдзимты на расстоянии 3-х в. в длину и с лишком 2-х с половиною в ширину. Долина по течению Сочи близ самого моря, после Лиешь, есть обширнейшая. Есть, кроме того, долины по течениям рек Мца, Худапс, Псоу и Хучупсу, но они весьма незначительны, находятся в недальнем расстоянии от моря и, протянувшись на 1, 2, много 3 версты, стесненные снова горами, превращаются в узкие ущелья, только достаточные для протока рек. Реки Кроме Бзыба, совершенно принадлежащего Абхазии, по сему пространству протекают еще три реки, в быстроте и глубине вод и широте ложа ему подобные, они суть: Сочи, Мдзимта и Псоу. Мца, Худапс, Хучупсу, Бегеуча, или Багрыпш, и Агис уступают в величине помянутым рекам, которых характер одинаковый с водами Абхазии: мелкие в течении своем во время маловодия, они в мае и июне месяцах, когда тает снег в горах, наполняются с неимоверной скоростию и тогда быстрые и глубокие... ворочают с ложа огромные камни. Кроме сих рек втекает в море еще множество притоков, заметных только во время полноводия; в другое же время устье их забито песком, или они, размыв оный узкою струею, обозначают исток свой. В мелководне все помянутые воды проходимы вброд как при самом истоке их в море, так и несколько выше. Во время прибоя с моря переправа около устья иногда делается опасною через реки Сочи, Мдзимту и Псоу, но всегда возможна. В полноводие броды выше предпочтительны бродам по устью сих рек, ибо они там, где ложе их состоит из наносного песку и мелкого хряща, быстротою течения часто вырывают ямы, и неожиданно находишь глубину в местах, где было мелко. Реки Сочи, Мдзимта и Псоу имеют начало свое в вершине Главного хребта Кавказских гор и текут на юго-запад, вливаясь в море одним устьем, соединяющим множество рукавов течения их. Сочи выходит из гор противу истока Белой речки... текущей на северо-запад по другую сторону хребта, и отделяет племя абадза, или абазин, от убых, жительства коих начинаются от правого берега сей реки. Мдзимта имеет начало свое противу истока Малой Лабы, течет верст на 15 в крутых обрывистых берегах, образуя множество водопадов, потом по лесистому ущелью и, наконец, перерезав долину Лиешь, по которой протекает тремя главными и множеством побочных рукавов, одним устьем впадает в море. [102] Псоу вытекает из острога высоты Сагдан, дающей начало Большой Лабе, и в течении своем подобна Мдзимте; трудно определить на глаз, которая из сих рек значительнее, особенно не видав их в полноводие, когда они собственно делаются достойными замечания в отношении препятствий... Леса и пастбищные места Вся юго-западная покатость Кавказских гор вплоть до самого моря покрыта густым лесом, представляющим весьма немного открытых мест для пастбищ и для полей. На пространстве от Сочи до Бзыба они все обозначены жилищами и находятся только по ущельям рек или по высотам Главного хребта... по расселинам обнаженных скал дают самую скудную пищу небольшим стадам коз, коих преимущественно водят жители сего края. Леса около Главного хребта сосновые, ниже - лиственные, близ моря же - фруктовые, перевитые колючкою, делающей их большей частью неудобопроходимыми. Обширных пастбищных мест, кроме [как] на долине Лиешь и по Сочи, не существует. Климат В горах воздух чист и здоров; по берегу моря летние жары совокупно с испарениями моря и сырых лесистых берегов производят лихорадки и другие губительные болезни. Места по устьям Сочи и Мдзимты, несколько обнаженные от лесу, более здоровы. Произведения Произведения — одинаковые с Абхазией. Из царства животных водятся здесь в небольшом количестве лошади, ослы, буйволы, порода малорослых коров, изредка бараны и козы. В горах немного диких зверей, по скалам Главного хребта есть туры и альпийские козы, [а] также медведи; ближе к морю водятся куницы и зайцы; леса наполнены шакалами. Из домашних птиц видны одни куры, диких же - только можно заметить голубей, а по берегу моря - гусей и других, рыболовных птиц. Из царства растительного находятся по лесам и около аулов произрастающие без всякого присмотру яблони, груши, орехи, волошские и простые, в большом количестве каштаны, персики и виноград, не уступающий в величине ягод и во вкусе садовому, произведением которого занимаются в Закавказском крае. Произрастают хорошо кукуруза, гоми 2 и пшеница. Из огородных овощей видны огурцы, тыква и редька. Строевого лесу множество пород: по высотам гор и по ущельям рек около Главного хребта-сосна и береза, ниже - дуб, клен, потом ясень, бук, орех, каштан и около моря - пальма. По берегу моря видны в разных местах небольшими купами и сосновые деревья, как то: между Гаграми и реками Хучупсу и близ реки Сочи. [103] Из царства ископаемого жителям здешнего края неизвестно никакое произведение. От реки Бзыба до р. Сочи обитают абазины - поколение, одноплеменное с абхазцами, говорящее с ним [одним и] тем же языком, без всякого приметного изменения. Называют они себя сами абадзою, иногда и садзами, под каким названием более известны соседям своим, ибо абадза - слишком общее название и принадлежит всему племени, колена которого находятся и на северо-восточной покатости Кавказских гор и распространились до самой Кубани. Оклад лица, одежда, вооружение, образ жизни, обычаи и понятия их ни в чем не отличаются от других горцев сего племени, разве только в том, что они далеко уступают в воинственности племенам, обитающим по Кубани... Места, занимаемые ими, горы и леса сделали из них пеших воинов и хороших стрелков; особенно отличаются цельною стрельбою медовеевцы, в чем им должно отдать полную справедливость, как и в неутомимости, с которою делают по горам пешие переходы. Конницы у них нет: недостаток в пастбищных местах не позволяет садзам иметь лошадей, и только князья и уздени обладают оными в небольшом количестве. Вообще садзы дерутся только по лесам и в враждах своих с черкесами стараются ставить засады, не смея с ними мериться в открытом бою. Добродетель садзов, общая... со всеми горцами,- гостеприимство, которое свято соблюдается. Религия Невзирая на частые сношения с турками и на пребывание сих последних по берегу моря, магометанская религия не распространилась между абазинами, одни только князья и уздени ее исповедуют, и те держатся весьма слабо предписываемых ею правил и обрядов. Народ же не имеет никакой религии, но полон суеверия и предрассудков, обнаруживающих смесь магометанства с идолослужением. Медовеевцы менее других имеют религиозные понятия. Промыслы и торговля Хлебопашество и скотоводство суть единственные отрасли промышленности, известные жителям здешнего края; садоводством они не занимаются, природа сама заботится о снабжении их плодами всякого рода. Пчел [раз] водят у медовеевцев и по берегу моря. Поселение в тесных местах, не представляющих возможность разводить стада, [и] необходимость пропитания заставили их обратить внимание на хлебопашество и заняться им с тщанием. Около селений все почти пространство, за лесом и камнем удобное к вспашке, засеяно, но оно обыкновенно столь невелико, что дает жатвы едва достаточно для собственного их прокормления. Сеют кукурузу, гоми и в небольшом количестве пшеницу; у медовеевцев есть и овес. В некоторых местах, по берегу моря, разводят с успехом табак. Медовеевцы и в хлебе терпят нужду, так что Маршания каждую осень выходят на линию, выпрашивая там у родичей своих и знакомых пшеницы и проса для пополнения зимнего запаса. [104] Рогатого скота весьма немного, как и баранов, так что зажиточные даже люди между садзами и медовеевцами обладают не более как 10-ю или 20-ю коровами и 30-ю или 50-ю баранами. Стада коз, пасущихся по горам, значительнее. В лошадях совершенный недостаток, родящиеся здесь - малорослы и слабосильны в сравнении с лошадьми Кавказской линии, но отличаются искусством ходьбы по трудным горным тропам. Садзам и медовеевцам неизвестны даже промыслы, которыми занимаются горцы северной покатости хребта. Сукна для одежды, здесь приготовляемые, чрезвычайно грубы и непрочны; полотно из конопли, делаемое у медовеевцев, дурно. В оправе оружия и в приготовлении одежды они совершенно отстали от других горцев. Торговля их ограничивается меною между собою и с турками, которые их снабжают необходимым для одежды - бумажным, шерстяным и шелковым товаром самого низкого разбору, [а также] оружием, порохом, свинцом и солью, в которых они терпят совершенную нужду. Променивают туркам пальмовое дерево, мед, воск и чаще всего женщин и мальчиков. Порох делают в некоторых селениях, между прочим и в Ахчипсу, за свинцом ходят в Абхазию, к Гумисте 3. Гражданский быт Народ мало повинуется князьям и дворянам, которым обычай, некоторый достаток и личная храбрость дают право на уважение своих соотечественников, не предоставляя между тем никакой власти. В совете, когда князь известен храбростию, когда умеет увлечь толпу и согласовать намерения свои с желаниями народа, то может ожидать некоторого повиновения, и то только временного. Непостоянство характера и легкомыслие заставляют здешний народ бесправно разделяться, имея в виду одни частные выгоды. Садзы числом хотя и не слабее убых и медовеевцев, но совершенно находятся под влиянием первых и часто переносят обиды от последних, причиною тому: согласие между собою убых, которым нетрудно управляться с садзами через разделение свое на отдельные общества и неприступность мест, занимаемых медовеевцами, которым для хищничества легче спускаться к морю, чем садзам для отомщения им идти в горы. Разделение на общества Абадза, населяющая восточный берег Черного моря от Бзыба до Сочи 4, разделяется на множество обществ, независимых одно от другого, вольных, неповинующихся никакой власти. В каждом обществе есть одна или две фамилии, которые по древности рода, по достатку и по многочисленности пользуются общим уважением и неприкосновенностью, основанною на числе кровомстителей, которых они могут выставить в случае обиды, нанесенной одному из членов ее. Народной вражды между сими обществами не [105] существует, что не мешает отдельным семействам предаваться распрям, часто нарушающим общее согласие. Обществ столько же, сколько селений, они следующие. 1) Ахчипсу, у верховья реки Мдзимты... расположено по покатостям и на небольших полянах при подошве гор, образующих ущелья помянутых рек. Дома (которых всего до 200), отстоящие один от другого на довольно значительное расстояние, разбросаны на протяжении 5-ти верст почти, и каждое семейство имеет около жилища своего сад и небольшое поле, засеянное кукурузою и гоми. Сообщение в самом селении чрезвычайно затруднительно и представляет узкую каменистую тропинку, часто заваленную огромными массами камня... круто теряющуюся над обрывистым берегом Мдзимты, через которую существуют 2 висячих моста, подле коих есть и броды для переправы лошадей. Господствующая здесь фамилия Маршания чрезвычайно многочисленна, старший и более уважаемый в народе есть Дударуква Багаркан-ипа Маршания. 2) Аибга, у верховья р. Псоу, несколько менее Ахчипсу и вмещает до 180 семейств, также заселено Маршаниями; кроме [н] их в сем селении есть еще уздени Вахох, Тлабог и Кота, имеющие некоторый вес в народе. 3) Чужгуча, на р. Чужипсы, впадающей в Мдзимту; население его простирается до 100 семейств, построивших жилища свои по лесистым высотам около течения сей реки. Они беднее жителей Ахчипсу и Аибга, чему причиною теснота мест, не представляющая угодий, коими пользуется население помянутых деревень. И здесь Маршами имеют первенство в народе, старшим и более зажиточным в сем селении считается Каздатук Дударуква Маршания. Селения Ахчипсу, Аибга и Чужгуча, находясь в недальнем расстоянии одно от другого, в местах, равно укрепленных природою, через фамилию Маршаниев, их населяющих, тесно связаны между собою, и в соединении известно соседям своим под названием медовеевцев. Одноплеменные абхазцам, они говорят одним с ними языком и ни в образе жизни, ни в обычаях не отличаются от первых. Медовеевцы между горцами отличаются хищничеством, в котором им много способствует неприступность собственных жилищ, огражденных горами от набегов соседей, которые бы захотели им воздать за равное. 4) Чужи, на р. Худапс, около 100 семейств, которых жилища разбросаны по высотам, открытым более предыдущих; здесь произрастает виноград, которого нет у медовеевцев, и хлебопашество в лучшем состоянии. Общество Чужи признает над собою власть кн. Джимир-ипа Ислам Бага. 5) Чуа, на р. Мце, семейств... считается в сем селении до 150, живут растянуто, на расстоянии 3-х верст и признают над собою власть кн. Безишь Ачу. Жители обществ Чужи и Чуа, живущие между собою дружелюбно, называют себя абадзою, не принимая названия садзов, принадлежащего собственно жителям прибрежным из племени абадзы. 6) Сел. Сочипсы, или Облагукуадж 5, расположено по [106] обеим сторонам р. Сочи, на довольно обширной долине, близ устья ее; в нем считают до 450 семейств, частию абазин, частию убых и небольшого числа турок, соединенных под названием саше. Турки в сем селении имеют одно из главных пристанищ своих и отсюда производят торг с горцами; влияние их на жителей заметно по ревности сих последних в исполнении обрядов магометанской религии, чего нельзя видеть в других селениях. Князь Али Ахмет Облагу, происхождение которого... от племени адыга, сам ревностный мусульманин и окружен турками. Племя саше ему повинуется, хотя и не во всех случаях; особенно влияние его упало с того времени, как туземцы, неизвестно по какой причине, его стали подозревать в тайных сношениях с русскими, но при всем том он из всех князей и владельцев от р. Шахе до р. Бзыба сильнейший и пользуется хорошим достатком. Дом кн. Облагу построен в одной версте от с. Сочипсы и на таком же расстоянии от моря, на берегу которого сделан небольшой завал из деревьев и земли для прикрытия дороги, ведущей в селение. В с. Сочипсы в употреблении три языка: черкесский, абазинский и убыхский. 7) Халцис, на правом берегу Мцы, близ устья ее; до 60 семейств; придерживается общества Хамышь. 8) Хамышь, на покатости горы, над самым морем по речке того же имени, признает князем своим Джембулата Хамышь, малосильного даже в собственном владении своем, хотя и считается по роду старшим из абхазских князей. Полагают в селении около 80-ти семей. 9) Общество Эсхорипш, или Арткуадж, считает до 200 семейств, поселенных по р. Худапс, в двух верстах от устья ее; не повинуется никому; в нем проживают уздени фамилии Арта. 10) Общество Аредба, поселенное на долине Лиешь, считает около 430 семейств, пользующихся выгодами равнины, которых лишены другие селения. Хлебопашество и скотоводство здесь в лучшем состоянии, чем где-либо из других мест, есть и небольшой табун лошадей. Зажиточность жителей долины Лиешь известна между садзами. Братья Аредба - Беслан, Соусран и Чигуа - старшие в роде, не имея никакой власти над народом, у него в уважении. Влияние свое они утратили с того времени, как вступили в сношение с русскими, и должны выдерживать за сие частые упреки. Поселение общества Аредба, обнимающее долину Лиешь полумесяцем, разделено на следующие аулы: Керека, Абаха, Банширипш, Учуга и Хышхорипш, лежащие по покатостям холмов, ограничивающих с востока долину Лиешь, Ката и Джанхота... По дороге, ведущей от берега моря через небольшой промежуток к помянутым селениям, в 2-х или 3-х верстах от устья Мдзимты на север устроен жителями над самым береговым песком обширный, но слабый для защиты завал. 11) Гечькуадж, на правой стороне р. Псоу, вмещает до 80 семейств и занято фамилиею Гечь, из которых Едырбей более других имеет значение. 12) Цандрыпш, или Цанкуадж, по р. Хучупсу; в нем считают до 120 домов, занятых большею частию узденями фамилии Цонбай, из которых старший хаджи Салама. [107] 13) Хысха, на горе, местожительство фамилии Анчабадзе, считает не более 40 семейств. 14) Бегеуча, или Багрыпшь, ближайшее к Гаграм селение, вмещает в себе около 100 семейств. Сообщения Вообще, по всей юго-западной покатости гор, прилегающих к морю, сообщения чрезвычайно трудны; положение местности, представляющей узкие хребты и тесные ущелья, занятые течением быстрых рек, делает их таковыми. В Абхазии до сего времени не было повозочных дорог, далее на север по местам, занимаемым садзами, находим их еще менее; только за [р.] Тагапс, у сапсуг, начинаются арбяные дороги. Путь по береговому песку при всем неудобстве служит главным сообщением прибрежных жителей, пользующихся им для переезда на арбах. Выше в горах видны одни вьючные тропинки, весьма неудобные для проезда во время дождей и зимою, но по нужде проходимые во всякое время. Жители там не имеют арб, всегда ездят верхом, а для перевоза тяжестей употребляют ослов. От каждого селения идут дороги к берегу моря, пролегающие по ущельям рек и по хребтам гор. Последние предпочитаются жителями для переездов, невзирая на частые подъемы и спуски, которые не встречаются по ущельям; причиною тому, что обыкновенно на высотах хребтов лес реже и всегда можно найти объезд трудного места, чего не всегда можно сделать в тесном ущелье, поросшем густым лесом и заваленном... камнями, которых жители никогда и не думают скидывать с дороги. Для прохода по сим дорогам войскам с одною горною артиллериею нет необходимости их разрабатывать; кроме того, одни дороги к медовеевцам, живущим близ Главного хребта, особенно трудны; пути же к селениям, лежащим ближе к морю, не представляют особенных препятствий к проходу. Дорога через хребет Кавказских гор Дорога через хребет Кавказских гор, от Шегирея к с.Ахчипсу и оттуда к берегу моря... хотя и с большими трудами и издержками, но может быть разработана и, раз проложенная, будет служить прочным и твердым сообщением. Вечные снега, кончившись на высоте Сагдан, на 6 месяцев в году оставляют перевал через хребет свободным, и в зимнее время на нем не может быть снежных завалов. Проходит дорога, поднимаясь по широкому ущелью Малой Лабы, суженному и каменистому, близ горы Диц и невдалеке от впадения в Лабу р. Псизипс, по течению которой, поворотив, доходит широким ущельем, не требуя даже в настоящем виде никакой разработки, к верховью реки Мдзимты; от него - к истоку р. Зикуой, где, обогнув каменистую гору, по лесистой покатости круто спускается в с. Ахчипсу, от которого по каменистому грунту узким ущельем над обрывистым берегом Мдзимты пролегает до долины Лиешь, не доходя которой версты на две, расширившись, снова делается удобною для повозок. Дабы миновать каменистые и тесные места по Лабе, около горы [108] Диц, горцы проезжают от Шегирея хребтом до горы Ашишбог, oт которой поворачивают снова к Лабе; здесь дорога хотя и представляет множество крутых подъемов и спусков, но менее камениста, не столько портит некованных лошадей, что служит главною причиною предпочтения ее. От Шегирея, к которому проходит с линии весьма удобная арбяная дорога от ст. Прочноокопской через Вознесенское укрепление на Чаплыке и оттуда через Лабу по Калашскому броду, до долины Лиешь не более 130 верст. Дорога по берегу моря Дорога по берегу моря от Сочи до Бзыба прерывается скалами, вдавшимися в море, около которых проезд во время прибоя делается чрезвычайно опасным и иногда и совершенно невозможным, между реками Багрыпшь и Бзыбом в трех местах: 1) в 7 верстах от укр. Гагр на север, на расстоянии 1 1/2 верст, здесь существует объезд над самыми скалами, удобный к разработке; 2) не доходя Гагр верст четырех, на расстоянии сажений 20-ти, не более, где объезд так не может быть устроен; 3) подле самых Гагр на 2 версты; разработка объезда здесь будет стоить больших трудов, но, раз сделанная, даст дорогу прочную и довольно удобную. От р. Бегеучи до р. Сочи идет по береговому песку широкая дорога, в настоящем виде чрезвычайно неудобная и затруднительная к провозу тяжестей, но может быть продолжена другая дорога по берегу от Сочи через с. Хамышь до р. Худапс горами и оттуда ровным местом до р. Бегеучи, от которой к Гаграм горы подходят к самому морю. Реки, затрудняющие во время полноводия свое сообщение: Псоу и Мдзимта. Наполняются они обыкновенно в конце апреля и в мае месяцах, когда в горах тают снега, и во время осенних дождей в октябре месяце. Ог Гагр ведет дорога через хутор Саандааршиха, выходящая на Бегеучу в объезд скал; говорят, что она для конного неудобопроходима. От Бзыба через Гагринский перевал от с. Аджепхуны к селению Хысха пролегает тропинка, по которой можно провести лошадей. Дорога к селениям от берега моря От берега моря к с. Сочипсы проходит дорога, при самом незначительном исправлении удобная для провоза артиллерии и тяжестей. Вверх по Мце есть дорога к с. Чуа, проходящая большею частию... по ущелью сей реки; в настоящем положении она неудобна к провозу тяжестей и артиллерии, но легко может быть расчищена. От с. Чуа в Чужи дорога идет хребтом горы, крутых спусков и подъемов по ней нет, но есть тонкие места; во всяком случае, она проходима для войск с горной артиллериею. От Чужи до с. Чужгуча дорога идет каменистым хребтом, представляя два крутых и продолжительных подъема около [109] помянутых селений; по ней множество тонких мест: по нужде дорога эта проходима для войск с горной артиллериею. От с. Чужгуча в с. Ахчипсу дорога более удобная. От Ахчипсу в с. Аибга ведет через каменистый хребет горы конная тропинка. Ог с. Аибга в с. Псоу и оттуда в Абхазию к селениям Аджепхуны и Ачандара ведут тропинки, проходимые для конного. К с. Эсхорипш идет от берега моря по довольно трудной переправе через небольшую гору, которой почва - вязкая глина, дорога, удобная к проезду легкой артиллерии. Через помянутую же гору без исправления дороги нельзя оной провести. К долине Лиешь идет дорога через небольшой пролесок на расстоянии 1 1/2 версты, ровная и сухая; оно проходима для легкой артиллерии. Такая же дорога, от берега моря к долине Лиешь, проходит лесом от устья Мдзимты, через которую брод, по крайней мере, в мелководие весьма удобный. В с. Течь и Пондрыпшь идут дороги по довольно ровному месту, за расчисткою леса удобные к провозу тяжестей и артиллерии. В селения на Багрыпшь и Хысха ведут дороги, проходимые только конному. Штабс-капитан барон Турнау 6.
Основываясь на различии языков, которыми говорят горцы, населяющие Закубанье и берег Черного моря от устья Кубани вниз до Ингура, их можно разделить на три племени: I. Племя абазин, имеющее собственный, коренной язык свой, ничем не сходный с языком черкесским, занимает берег Черного моря от Ингура до р. Саше, прилегающую к сему пространству юго-западную покатость хребта Кавказских гор и некоторые ущелья на северном склоне их, между Урупом и Белой речкой. II. Племя черкес[ов] , говорящее несколькими наречиями коренного черкесского (кабардинского) языка, заселяет берег Черного моря от р. Саше вверх до Анапы и все пространство земли между Кубанью и Главным хребтом Кавказских гор. III. Ногайские татары, живущие вдоль по Кубани, одноплеменные им карачаевцы... занимают верховья рек Кубани и Теберды, впадающей в первую; говорят они наречием языка татарского. Кроме этих трех племен находится еще в горах народ, имеющий собственный язык свой; это убыхи, они занимают юго-западную покатость хребта Кавказских гор, между реками Саше и Шахе. Племена эти, различаясь языком, отчасти и верою, сходны между собою характером, обычаями, образом жизни, одеждою и [110] вооружением. Соседство турок или русских, степень самостоятельности, выгоды и невыгоды заселяемых ими земель и другие обстоятельства хотя и имели некоторое влияние на быт и на понятия разных горских племен, но не лишили их помянутого общего сходства. Вера, господствующая между горцами, живущими за Кубанью и по берегу моря, магометанская. В Абхазии много новообращенных христиан, следы христианства видны и у сапсуг. Часть же сапсуг, абазех и абазин - идолопоклонники или не имеют никаких религиозных понятий. Абазины и черкесы разделились на множество отдельных владений и обществ, частью связанных между собою узами родства и обоюдностью выгод, частью разделенных враждою. I. Племена абазинские 7 а) Абхазцы повинуются владетелю из древнего рода Ачь (Шарвашидзе). Занимают они берег Черного моря от р. Ингура до р. Бзыби. Самурзакань, присоединенная ныне к Мингрелии, составляла прежде один из четырех округов Абхазии, от которой отделяется р. Гализгою. В 1808 г. (1810 г.- Г, Д.) еще Сефер-бей Шарвашидзе, сын Келеш-бея, с принятием христианской веры отдал себя в подданство русского правительства; потом абхазцы несколько раз буйствовали и были укрощены. Жителей в Абхазии, не исключая Самурзакани, считают около 45 000 душ мужского полу. б) Садзы занимают берег Черного моря от укрепления Гагры до р. Саше. Разделены они на несколько обществ, по семьям князей и дворян, не владеющих округами, в которых живут и которые носят название фамилий их, но только первенствующих между согражданами своими. Округов этих семь: Гечь, Цандрыпшь, Аредба, Арткуадж (или Эсхорипш), Хамышь, Чужи и Чуа. в) Саша, на реке Саше, или Сочи, одно общество по всему берегу Черного моря, за исключением Абхазии, признающее над собою власть князя. Настоящий владетель Саше - Али Ахмет. Саше не суть чистые абазины, они представляют трех сопредельных племен - абхазского, убыхского и черкесского, языками которых и говорят. Садзы вместе с сашою полагают до 12 000 душ мужского пола. г) Цебельда, называемая черкесами Херпыскуадж (аул Херпыс) по имени родоначальника цебельдинцев Херпыса Маршания, иногда и Цымпар. Живут цебельдинцы в местах неприступных, на юго-западной покатости хребта Кавказских гор, по верховью Кодора. Часть их вследствие семейного раздора между князьями Маршаниями переселилась в место, известное под названием Дал, невдалеке от прежнего жилья своего. В 1837 году они изъявили покорность русскому правительству и приняли приставство. Владетели Абхазии считают цебельдинцев своими подданными, между тем ими никогда настоящим образом не владели, напротив, цебельдинцы [111] часто вторгались в Абхазию и производили в ней грабежи. Общей вражды между абхазцами и цебельдинцами не существует, многие из них связаны родством. Жителей в Цебельде до 4000 душ мужского полу. На юго-западной покатости хребта находятся еще: д) Псоу - между истоками Бзыба и Апста, Аибга - у верховья р. Псоу, Ахчипсу - у верховья р. Мдзимты, Чужгуча - у верховья р. Мды. Четыре общества эти, известные у черкес, живущих на северной стороне гор, под общим именем медовеевцев, суть абхазцы, удалившиеся по разным причинам в неприступные скалы, сопредельные вечным снегам. Занимая места неудобовозделываемые, бедные пастбищами и произведениями земли, они нуждаются в хлебе, в скоте и в одежде. В селениях только Ахчипсу и Чужгуча растут фруктовые деревья, которые находим по берегу моря, в Абхазии и у убыхов. Неприступность жилищ и крайняя бедность сделали медовеевцев хищниками, страшными своим соседям. С одноплеменными им абхазцами и садзами медовеевцы вступают в родство, иногда находятся с ними в дружеских сношениях, а иногда во вражде. С черкесами медовеевцы ведут открытую вражду: переходя хребет Кавказских гор, они спускаются в лесистые ущелья Урупа, Лабы, Ходза и Белой речки, убивают там черкес и захватывают у них людей и скот. Почти ежегодно жители Чужгучи и Ахчипсу угоняют у абазех баранов; только раз удалось абазехам, собравшимся в большом количестве, ограбить несколько крайних домов в Ахчипсу. Медовеевцы не имеют никаких религиозных понятий; некоторые только из дворян исполняют обряды, предписываемые магометанскою верою, не заботясь, впрочем, о догмах ее. Во всех четырех медовеевских селениях первенствует фамилия Маршания, разделившаяся на две линии - на Мас-ипов и на Багаркан-ипов; первые живут в селении Псоу, последние - в Аибге, в Ахчипсу и в Чужгуче. Медовеевцев, судя по местам, ими занимаемым, нельзя полагать более 5000 душ мужского полу. Абазинские общества, поселенные на северо-восточной покатости хребта: е) Башилбаевцы живут у верховья Урупа; до 1834 года они враждовали с русскими, но в том году вследствие набега, сделанного на них г. Зассом, изъявили покорность русскому правительству. Башилбаевцы признают над собою власть первостепенных узденей Маршаниев... прежде плативших дань бесленеевским князьям Кануковым, что ныне прекратилось. Жителей в Башилбае - 860 душ мужского полу. ж) Там, у верховья Большой Лабы; жители сего в 1834 году, после набега, сделанного на них г. Зассом, покорились; после того несколько раз отлагались и вновь были приводимы в повиновение. Врожденная страсть к хищничеству и бедность, побуждающая их к воровству, делают весьма ненадежными обещания, даваемые ими насчет верности и преданности после каждого наказания. В Таме первенствуют уздени Заурумовы; они магометанского вероисповедания, прочие же жители Тама дурно выполняют и наружные обряды, предписанные Кораном. Тамовцы прежде платили [112] подати кабардинским князьям, от чего теперь отказываются; жителей в Таме - 270 душ мужского полу. з) Кызылбеков аул, названный так по имени родоначальника жителей его, Кызылбека Маршания, находится за горою Ахмет, у верховья реки Андрюк. В 1834 году кызылбековцы покорились, но после того несколько раз отлагались. Сказанное насчет покорности о тамовцах можно применить и к ним. В Кызылбековом ауле проживают три султана - Кабардинский, Сапсугский и Султан-Ханш, взимающие подать с жителей сего. Жителей в Кызылбековом ауле - 220 душ мужского полу. и) Шегирей, лежит у подошвы хребта Кавказских гор, над крутым и обрывистым берегом Малой Лабы. Жители Шегирея дики и бедны; находясь в связи с медовеевцами, они много им помогают в неприязненных действиях против черкес, от хищничества которых сами много терпят. В 1835 году шегиреевцы добровольно изъявили покорность, потом отказались от повиновения и после набега, сделанного на них г. Зассом в 1837 году, покорились вновь. Шегиреевцы едва ли преданы Корану, хотя некоторые из дворян их и исполняют обряды, им предписанные. Дворянская фамилия Шиокюш, равно как и другие жители Шегирея, платят дань бесленеевским князьям Шалоховым и Кануковым. Жителей в Шегирее - 330 душ мужского полу. к) Баговцы живут в трех небольших селениях, расположенных над р. Ходзою, у лесистой подошвы горы Ашишбог; они беднее еще шегиреевцев и, не имея лошадей, никогда не беспокоили Кубанскую кордонную линию. Первенствующие в Баге уздени Багданники бесленеевских князей Шалохов. Баговцы - без положительных религиозных понятий; их считают не более 300 душ мужского полу. л) Баракаевцы занимают в трех селениях утесистые берега Губса, близ подошвы главного хребта Кавказских гор; они богаче трех предыдущих обществ; между ними есть смельчаки, которые нередко ездят на воровство в наши пределы. Покорившись в 1835 году, в 1837 году они отложились, и поныне они непокорны. Трудная дорога и неприступность местоположения их ограждают от должного наказания за измену. Баракаевцы считаются данниками бесленеевских князей Шалохов, которым и платят подать. Признавая над собою власть первостепенных узденей Лях и Анчок, вступивших в родство с Лаурами, одной из сильных абазинских фамилий, баракаевцы пользуются покровительством абазех. Часть жителей в Баракае исповедует магометанскую веру; число всех их полагают в 620 душ мужского полу. По несогласиям с соотечественниками три княжеские фамилии Лоовы, Дударуковы и Биберды с подвластными им дворянами и узденями выселялись из Абхазии на северную сторону Кавказских гор и образовали три отдельных общества, от которых теперь остаются только два селения: м) Лоовов аул - на р. Куме, по правую сторону Кубани. Общество это было многочисленно и богато, особенно табунами лошадей, но чума в 1814 году, опустошившая Кавказ, и русское оружие значительно уменьшили народонаселение его и богатство. Теперь в Лоовом ауле считают до 980 душ мужского полу, совершенно покорных. [113] н) Дударуков аул, также утративший прежнюю силу, поселен на левом берегу Кубани, против станицы Баталпашинской. Жители его, которых считают 870 душ мужского полу, повинуются князьям Дударуковым, совершенно покорным русскому правительству. Жители аулов Лоовов и Дударуковых - ревностные магометане. Бибердов аул существовал до 1829 года, когда в наказание за измену [был] разорен русскими войсками. Часть жителей его отведена в плен, остальные погибли. Между языком абхазским, которым говорят все абазины, живущие на южной стороне Кавказских гор, и наречием, употребляемым абазинами, занимающими северный склон их, есть небольшое различие. II. Племена черкесские Племя черкес разделилось на два поколения, не сходных между собою как в отношении политического быта, так и в отношении наречий, которыми говорят. Корень же языка один, что и служит ясным доказательством одноплеменности их. 1) Поколение черкес, сохранившее коренной (кабардинский) язык свой во всей его чистоте, признающее над собою власть родовых князей, преимущественно присваивает себе название адыге. Оно распалось на несколько феодальных владений, которые, невзирая на размножение потомства своих родоначальников, остаются в прежнем составе, признавая обыкновенно главою старшего князя в роде, имеющего влияние на умы своих соотечественников, но не пользующегося никакою властью над другими князьями. Владений этих шесть, они следующие: а) Бесленей, повинуются князьям Кануковым и Шалоховым. До 1834-го года бесленеевцы непокорные занимали левый берег Большой и Малой Лабы; изъявив покорность русскому правительству, они в том же году [были] переселены на правый берег Большой Лабы и на Большой и Малый Тегени, впадающие в Уруп. Число народонаселения у бесленеевцев простирается до 3750 душ мужского полу. б) Келиоргой и в) Егерукай, достояние двух линий князей Балатуковых, соединены ныне под управлением князя Шерлетука. Два владения эти во время малолетства настоящего владетеля повиновались князю Джембулату Балатукову, который в 1830 году добровольно явился к князю Варшавскому (И. Ф. Паскевичу.— Г. Д.) с изъявлением покорности. Прежнее место жительства келиоргоевцев и егерукаевцев было между Лабою и Белой речкой; в 1835 г. Засс вместе с мохошевцами выселил их и а Лабу, где они и находятся поныне, занимая левый берег низовья этой реки. В Келиоргое и Егерукае считают 4580 душ мужского полу... г) Мохошь, повинуется князьям Богорсук. Селения мохошевские расположены на левом берегу Лабы, выше егерукаевских жителей. У мохошевцев 1270 душ мужского полу. д) Гатюкой, расположен частью на Лабе и частью на правом берегу Белой речки, между устьями ее и впадением в нее реки [114] Пшахи. Гатюкаевцы, которых считают 2390 душ мужского полу, повинуются князьям из роду Гатюк, покорных русскому правительству. е) Бжедухи, живут по низовьям рек Пшукупса и Пшиши, частью и над самой Кубанью, признавая над собою власть многих князей, друг от друга совершенно не зависимых, ведущих происхождение свое от двух родов - Черчиней и Камышей. Бжедухи покорны русскому правительству, число их полагают в 3000 душ мужского полу... ж) За Кубанью, на Тегенях, между бесленеевцами и отдельно по Урупу и на Большом и на Малом Зеленчуках, поселены кабардинцы, с позволения правительства возвратившиеся из бегов. Число их простирается до 1950 душ мужского полу; каждое селение кабардинское повинуется проживающему в нем старшему князю или дворянину. Черкесы, адыге, отличаются перед другими горцами религиозным фанатизмом и молодечеством на войне и в хищничестве - две отличительные черты характера их, бывшие долгое время причиною непокорности и упорства, с которыми они держались против натиска русских войск. Занимая между Белой речкой и Кубанью места ровные малолесные, не представляющие особенных препятствий к быстрому движению войск, они в последнее время подверглись набегам наших отрядов. Необходимость самосохранения заставила их покориться, и один страх удерживает их в повиновении. Ревностные последователи Корана покорные черкесы едва ли могут быть откровенно преданными русскому правительству; ни удобства жизни, ни спокойствие, ни подарки, которыми они пользуются, по крайней мере до сего времени, не уничтожили в них скрытого чувства ненависти к русским, разноверцам и завоевателям их... преданности [черкесов] купить нельзя, ибо фанатизм религиозный часто заставляет их искупать грех услуги, оказанной неверным русским... преступлением, тайным или явным, клонящимся ко вреду русского же правительства. Нельзя сказать, чтобы между черкес не было, как и в каждом другом народе, людей, пользующихся здравым смыслом и благородными понятиями, но число их незначительно... Многие молодые люди из числа покорных черкес в обретение блаженства будущей жизни, в удовлетворение страсти к хищничеству и иногда для того только, чтобы сделаться известным своим молодечеством, бросая семью и имущество, уходят в абреки... прощение за [их] преступления есть одна из мер, столько же, сколько и хищничество их, вредящая спокойствию Кавказской линии. Пока воровство и разбои абреков будут прощаемы, до того будут абреки и Кавказская линия не успокоится. Утвердительно можно сказать, что две трети абреков, в настоящее время обеспокоивающие своими набегами Кавказскую линию, никогда бы не решились оставить семью и имущество, когда бы ни имели надежду по изъявлении покорности получить полное прощение. Сверх того, местное начальство на линии привыкло ласкать возвращающихся абреков более черкес, живущих спокойно, выставляя необходимость этой меры, якобы полезной для спокойствия линии. [115] Действительно, с возвращением нескольких абреков число разбойников уменьшится, но вместо [н] их прибывают другие, не видя особенной выгоды жить спокойно. В 1835 году более 40 абреков прощены и получили дозволение возвратиться на прежнее место жительства; последовали ли за ними остальные, которые у абазех терпят недостаток во всем? Нет, некоторые из числа прощенных успели снова бежать в горы и, высмотрев места на линии, служат проводниками хищническим партиям. Удовлетворение просьб покоряющихся абреков [является] причиною и того, что покорный черкес, имея надобность какую-нибудь или делая требование к начальнику, часто самое бесмысленное, в случае неудовлетворения его уходит в абреки и начинает грабить и разбойничать, полагая этим достичь цели своих желаний или, по крайней мере, причинить убыток русскому правительству. Делает он это в надежде рано или поздно получить прощение и не лишиться навсегда тех выгод, которые он теряет от ухода в горы. 2) Черкесы, живущие по лесам и ущельям хребта Кавказских гор, на пространстве земли, ограниченном Белою речкою, Кубанью и берегом Черного моря, от Анапы до устья р. Саше, носят между горцами общее название абадза; они разделены на две породы вольных, неповинующихся князьям - на сапсуг и на абазех. Убыхи хотя по происхождению своему и не принадлежат к имени черкесскому, но, слившись с соседями своими, которых язык предпочитают собственному, могут также быть причислены к абадза название, которое присвоили им турки, общее с другими горцами. Черкесы, адыге, имея родовых князей, для отличия от себя называют абадзою всех горцев, не признающих над собою власти княжеской. Абазехи и сапсуги говорят двумя наречиями черкесского языка, довольно сходными между собою; разница же между этими наречиями и языком кабардинцев довольно значительна. а) Сапсуги, народ воинственный и смелый, занимает северную покатость хребта гор - от источника р. Пшукупс до Кубани и берег Черного моря - от Анапы до р. Шахе. Сапсуг сами горцы делят на больших и на малых, называя большими сапсугами тех, которые живут на северной покатости гор, против Кубани, малыми - сапсуг, занимающих берег Черного моря. Так называемые натухайцы, также сапсуги, получили... название это от земли, называемой Наткуадж (Натов аул). Между сапсугами нет князей, есть одни дворяне (уорк) и люди вольные (азат), которые имеют, как и первые, рабов... Дворянских фамилий у сапсуг три: Абаты, Немиры и Шерлетуки; пользуясь полным уважением своих соотечественников, по обычаю, ведущемуся издавна, они между тем не имеют никакой власти над ними. Большие сапсуги составляют одно общество; малые разделены на множество отдельных селений, тесно связавшихся только в последнее время для отражения русских войск, действующих наступательно на восточном берегу Черного моря. Между приморскими сапсугскими обществами примечательно тагапса - на вершине речки того же имени. Общество это, состоящее не более как из 100 или 120 семейств, подобно медовеевцам, поселилось в неприступных скалах, враждуя со всеми горскими племенами, за исключением сапсуг. Тагапсы занимают дороги, [116] ведущие близ поселения их к берегу моря, и без пощады убивают и грабят каждого встречного. Ни увещевания сапсуг, ни неприязненные действия убых и абазех, неоднократно ополчавшихся против тагапсы, не могли их принудить к перемене образа жизни. Некоторые из черкес полагают, что тагапсы поклоняются кресту, другие считают их идолопоклонниками. Частые сношения с турками развили понятия у сапсуг несколько более, чем у соседей их - абазех, но не имели такого влияния на религиозные чувства сего народа, которого бы можно было ожидать от этой связи. Только большие сапсуги и часть натухайцев последовали ревностно учению Корана и строго исполняют предписываемые им обряды, остальная же часть сапсуг держит ненавистное магометанам животное - свинью, не запирают женщин и продолжают чтить леса, животных и тому подобное. Есть несколько сапсугских обществ, которые хотя и утратили совершенно учение христианской веры, но продолжают уважать крест и ему поклоняться, сохранив память некоторых христианских праздников. Сапсуг считают до 150 000 душ мужского полу. б) Абазехи, отделенные от сапсуг р. Пшукупс, занимали прежде северную покатость хребта Кавказских гор вплоть до Белой речки; страх, наведенный в последнее время набегами русских отрядов, заставил их удалиться с открытых и привольных мест по Белой речке и по низовьям р [ек] Пшахи и Пшиши; они стеснились в лесах и по ущельям, где терпят недостаток в пастбищных местах, в пахотной земле, часто и в воде, ибо летом большая часть ручьев пересыхает. Абазехи не повинуются своим дворянам, но страшатся их, ибо они, размножившись, составляют ныне значительную часть народонаселения; дворянство абазехское вообще бедно и поэтому более воинственно, чем народ. Между вольными абазехами есть люди, пользующиеся некоторым достатком, которого предел есть 1000 баранов, несколько сот лошадей и рогатого скота и душ 20 или 30 крестьян. Дворянские фамилии у абазех - Инемуква, Эдыге, Даур, Джангята, Амфок и Берзеки; немногие из членов их пользуются достатком, который стараются дополнить грабежом в русских пределах, часто и у соотечественников своих. Дабы иметь проводников в русских границах и по окрестностям Кубани, абазехи охотно принимают к себе кабардинских и других черкесских абреков и даже беглых казаков. Абреки эти по недостатку земли и по бедности угодий ее никогда бы не смогли существовать у абазех, когда бы ни были снабжены припасами всякого роду от покорных черкес, которые им помогают и в воровстве, передавая известия, скрывая их и снабжая провиантом. Абазехи вообще дурные мусульмане, не уважают эфендиев, не платят им десятины, как другие черкесы, и редко судятся по шариату, который есть единственный доход духовенства у абазех, ибо за каждое определение по шариату платится эфендию 1 боз (кусок толстой бумажной материи, имеющий ценность одного рубля серебром). Много абазех не следуют учению Корана; они удержали привычки идолослужения, жертвуют ветрам, чтут священные леса и в распрях предпочитают шариату суд по обычаям. [117] Обычаи, заменяющие у абазех закон, налагают пени за убийство, за покражу, за бесчестие женщины и за обиду, нанесенную словом или делом. По обычаям дворяне пользуются перед вольными абазехами преимуществом в цене, платимой за убийство или за покражу; по шариату все мусульмане равны и обида, нанесенная дворянину или вольному, изыскивается одинаково. По обычаю платится: за убийство дворянина - 240 штук рогатого скота, за убийство вольного абазеха - 200 штук, за убийство раба - 160 штук. За покражу у дворянина лошади, быка, коровы, барана или козы, - когда похищенная скотина отыщется и возвратится, - то каждый из похитителей платит вдвое, так что если б пять человек похитили 1 корову, то истец получает свою корову и еще 10 коров пени. Когда украденный предмет утрачен, то каждый из похитителей платит истцу втрое. Вольному абазеху при возвращении покражи похитители платят по одной скотине; когда украденный предмет не может быть возвращен, то они платят вольному вдвое. За украденную вещь из дому, самую бесценную даже, как то: ножик, плеть и так далее, платят два быка пени. За бесчестие, нанесенное женщине или девушке, отплачивается обыкновенно смертию или взыскивается кровавая пеня по званию, равняющаяся пене за убийство. За рану шариат допускает примирение и плату, определенную обществом мусульман. Жена, нарушившая обет верности, по суду предается смерти или делается рабою мужа, который вправе ее продать. Бесчестие, нанесенное девушке, может быть искуплено женитьбою, когда того захотят родители ее. За обиду, как то: угроза убить или когда кто возьмется за оружие, при примирении делается подарок; когда это случится в гостинном доме дворянина, то обидчик ему платит пени 7 штук рогатого скота. Кров дома у абазех священен, и силою из дому ничего не может быть взято; нарушитель права этого навлекает на себя мщение всего народа. Когда абазех, навлекший на себя взыскание, несостоятелен, то за него должны платить ближайшие родственники или он и семейство его делаются рабами истца. Взыскание делается всем обществом. Обычаи у сапсуг и убых [одни и] те же, вся разница в плате. Невзирая на неумеренное взыскание за покражу, абазехи беспрерывно похищают друг у друга скотину, часто и людей. Крайняя бедность, недостаток в одежде и в пище их доводят до того, и после, когда покража открыта, они часто предпочитают взысканию суда вражду и мщение истца, имеющую обыкновенным последствием убиение похитителя. Абазех, по достатку и по понятиям общежития, можно разделить на абазех, живущих по течению рек, и на абазех лесных и горных; первые живут селениями, более достаточны и не так дики и хищны, как последние; абазехи лесные и горные живут в обществе двух или трех семейств и иногда по семьям отдельно. Земля абазех покрыта непроходимыми, вековыми лесами, занимающими две трети всего пространства ими населенного. Бедная произведениями, она снабжает абазех количеством дурного проса и ржи, едва достаточным... По течению рек, в местах более [118] привольных, абазехи сеют пшеницу, ячмень и овес, там находятся и сенокосные и пастбищные места. Из фруктовых деревьев у абазех по лесам раскинуты небольшие яблони, груши, кизил и орехи. В горах, прилегающих к убыхам, в округе, называемой Мезмей (Земля лесов), находят в большом количестве железо. На р. Пшахе есть горячий серный источник, а на Пшукупсе - нефтяные колодцы. Реки, протекающие по земле абазех: река Белая (Сагуаш), принимающая в себя справа Вентхуве, слева Курджипсе... Пшиша и Пшукупс текут в Кубань. Реки эти, удобопроходимые во время мелководия, делают переправу весьма опасною в полную воду. Когда в Кубани и в Лабе наступает полноводие, то вода в них убывает, и обратно, когда Кубань и Лаба мелкие, то абазехские речки наполняются. Явление это объясняется характером гор, из которых вытекают помянутые реки: Кубань и Лаба берут начало свое из Главного хребта Кавказских гор, покрытого вечным снегом, пределом которого есть высота Сагдан (Оштен). Снега там начинают таять в мае месяце, когда горы на северо-западе от Гагр, дающие начало абазехским рекам, почти обнажены от снега, начинающего сходить в марте. У абазех повсюду пролегают арбяные дороги по причине твердой глинистой и песчаной почвы, удобопроходимые во всякое время года. Только в нагорной части земли, населенной абазехами, дороги трудные. Через хребет Кавказских гор ведут от абазех две дороги: одна - к убыхам, другая - к сапсугам. Первая из сих дорог проходима только для конных, и зимою по причине крутизн и глубокого снега не посещается. Вторая от Белой речки, разрезав землю абазех на две равные части, выходит на Пшукупс, глубоким ущельем поднимается по течению его и потом уже вдоль р. Тугапши спускается к берегу Черного моря против места, занятого нашими войсками в 1838 году; по дороге этой абазехи летом и зимой ездят на арбах. Народонаселение абазех можно положить не более как в 80 000 душ мужского полу. в) Убыхи - народ, между черкесами славившийся своим молодечеством и неустрашимостью, занимают юго-восточную покатость хребта Кавказских гор, между р [еками] Саше и Шахе. По берегу моря, между устьями сих рек, убыхи живут мешано с сапсугами, составляя несколько отдельных обществ - Хизе, Уордане, Шлисткуадж - и селения Зюешь, известные у соседей их под названием Ардона. Дворянских фамилий у убыхов две - Дещен и Берзеки; все они ревностные магометане, между тем как часть народа продолжает поклоняться кресту. Убыхи говорят собственным языком, не похожим ни на одно из наречий языков абазинского или черкесского. Народонаселение у убых не простирается за 5 [000] или за 6000 душ мужского полу. Близкие соседи между собою — абазехи, сапсуги и убыхи положили противиться русским донельзя; невзирая на это, они не оказывают друг другу никакой помощи, ограничиваясь каждый защитой собственной земли. Причины упорства их: религиозный фанатизм, дикость и страсть к хищничеству... Средства к защите - лес и горы; надежда - на помощь Турции... а в последнее время - и.., Англии... [все эти [119] посулы о помощи] пустые слухи, которыми турецкие контрабандисты, хаджи, возвращающиеся из Мекки, и английские путешественники стараются в горцах поддержать падающий дух. III. Племя татарское а) Ногайские татары поселены вдоль Кубани от ст. Баталпашинской вниз до устья Лабы. Говорят они собственным языком, совершенно покорны, несут некоторые повинности кордонной службы и более других горцев сжились с русскими. Между ногайцами есть люди, действительно преданные правительству, невзирая на приверженность свою к магометанству. Немногие только из них находятся в абреках. У ногайцев нет дворян, а есть вольные люди, признающие над собой власть родовых князей, разделенных на пять поколений, как то: на Келембетей, на Мангит, на Кипчак, на Карамурзиных и на Наврузов. Ногайцев считают 5760 душ мужского полу. в) Карачаевцы, говорящие языком татарским же, занимают скалистые ущелья по верховью Кубани и р. Теберды; народ это не воинственный, занимается более скотоводством и выделыванием сукон и бурок, которыми торгуют. Карачаевцы в 1834 году добровольно покорились правительству и приняли приставство. У карачаевцев одна дворянская фамилия - Крым-Шакал, которая, как и народ, платит дань кабардинским князьям Атажукиным. Число народонаселения в Карачае простирается до 4000 душ мужского полу. Штабс-капитан барон Турнау 8. Обычаи абхазского народа и разделение его на состояния 1835 г. Абхазия, разумея под сим названием пространство земли по берегу Черного моря, разделяющееся между реками Гализгою... и Бзыбом, разделенное на три округа: Абживский, Сухумский и Бзыбский, населена народом, называемым черкесами бзыбь от реки этого имени, как и называют себя сами, принимая также название абсуа. Под словом «бзыбь» понимается обыкновенно вся Абхазия или весь абхазский народ; абсуа - более честно и служит ответом абхазца при вопросе ему, какого он происхождения. Самурзакань, составлявшая прежде отдельное владение, но причислившаяся к Абхазии во время управления его князем из рода Шарвашидзевых, присоединена ныне к Мингрелии. Трудно определить, какого именно происхождения народ, ее населяющий. Говоря частью абхазским, частью мингрельским языком, черты лица его не отличают резко ни кого из двух ему соседних народов. Подобное слияние племен заметно и в Бзыбском округе, особенно между абхазцами, над самою рекою Бзыбом живущими, которых оклад лица более правилен и ближе подходит к черкесскому. Говорят они языком абхазским, понимая вместе с тем и наречие своих соседей - джигетов (асадзкуа). [120] Цебельдинский округ, или, вернее, земля цебельдинцев (Цебель), принадлежала собственно по положению своему к Абхазии, [но] никогда не повиновалась в полном смысле слова владетелю оной. Народ, ее населяющий, занимая подошву снегового хребта Кавказских гор, по верховью реки Кодора, защищенной горами, более или менее неприступными, всегда сохранял свою независимость и не переставал грабить ближайших соседей своих - абхазцев, переходя для сего же [через] снеговые горы в Карачай и Кабарду. Происхождения он абхазского, говорит одним с ним языком и имеет те же обычаи, но черты лица и одежды его ставят ближе к карачаевцам. Можно сказать, что он состоит из одной фамилии Маршаниев, чрезвычайно многочисленной, члены которой правят каждый своим участком, не повинуясь другому. Народ абхазский, управляемый владетельным князем (ах) из рода Шарвашидзевых, утвержденным русским правительством со времен Сефер-бея в 1808 году (1810 г.— Г. Д.), добровольно отдавшегося в подданство России, делится на пять состояний: на князей (тавад), дворян (амиста), среднее состояние между дворянами и крестьянами (ашнакума), крестьян (анхаю) и рабов (агыруа). Права и обязанности каждого из пяти состояний, на которые делится абхазский народ, обозначены обычаем, хранимым в Абхазии с незапамятных времен. Влияние Порты на край мало его изменило. Приняв вместе с верою от турок некоторые из их привычек, освоившись с понятиями их, жители Абхазии между тем не изменили обычаю предков, заменяющему им закон. Даже в магометанстве они удержали многие обыкновения христианской религии, продолжают праздновать св. Христово Воскресенье, меняются в сей день окрашенными яйцами, празднуют Рождество Христово и Троицын день и не перестают есть свинину и пить вино. Многоженство у жителей из магометан не в обыкновении. Существуют между абхазцами и следы язычества, как, например, уважение их к священным деревьям близ сел. Матригелас (Мтыргелаз.— Г. Д.) и совершение тризны по умершему, состоящей из пиршества, конской скачки, стрельбы в цель и т. д. Власть владетеля весьма ограничена; не имея ни силы, ни средств, ни доходов, кроме собственно ему принадлежащего имения, он - в зависимости от сильных князей и дворян, которых ему весьма трудно заставить себе повиноваться. Наказать кого-либо из них за неисполнение воли его он не может иначе, как через посредство же князей и дворян, которых должен прежде на то согласить, что ему почти всегда стоит больших трудов и издержек. Имеет он право раз или два в год посетить дом каждого из них, который тогда по обычаю обязан его угостить и сделать ему подарок. Платится ему также за убийство, воровство или всякий другой беспорядок, совершенные близ дому его (ахтыны) или на земле, ему принадлежащей, по мере преступления. Князья обязаны повиноваться одному владетелю; не платят никакой подати и не подлежат другому наказанию, кроме пени. Они вправе владеть землею и иметь крестьян и рабов. Обязаны они собираться для защиты владетеля и в посещение дома их его угощать и ему делать подарок по состоянию. Угощение, делаемое владетелю, не есть прямая к нему обязанность; существующее здесь, как и между другими горцами, гостеприимство ее сделало таковою. Обычай делать подарки введен тщеславием принимающих его хозяев, [121] и они ценою его хвалятся друг перед другом, впрочем, то же соблюдается и в отношении других гостей, которые обыкновенно привозят подарок и хозяину. Гостеприимство есть самый разорительный для абхазцев обычай; чтобы принять достойно почетного гостя и не уронить себя в глазах своих соотечественников, он должен убить быка или козла и, изготовив всего, подать на стол; что остается - принадлежит прислуге, что при бедности скотоводства в Абхазии делает хозяину чувствительный ущерб. Княжеских фамилий в собственно Абхазии немного, они следующие: в Бзыбском округе - Инал-ипа, Чабалурхуа и Шарвашидзе, есть и Анчабадзе; в Сухумском - Дзапш-ипа и Маршании; в Абживском - Эмха, Шарвашидзе и Анчабадзе. Фамилия Шарвашидзе, которая одного происхождения с владетельскою, по сему обстоятельству занимает в Абхазии первое место; она расселена по всем округам, не исключая и Самурзакани, и крайне бедна. Дзапш-ипы после нее считаются старшими. Анчабадзе и Чабалурхуа - древнейшие фамилии Абхазии; отрасли первой находятся в Самурзакани, в Псху, Ахчипсу и между джигетами. Инал-ипы богаче других. Дворяне пользуются правами князей и несут с ними одинаковые обязанности; также должны владетеля, их посещающего, угощать и одаривать. Важнейшие дворянские фамилии в Абхазии: Лакербаевы, Маргании, Микамбаи и Зумбаи (Званбай, Званба. — Г. Д.). Из которых Хыбр-ипы Маргании, предки Каца Маргания, всегда славились приверженностью владетельскому роду. Кроме того, есть в Абхазии фамилии незначительных дворян, называемых лесными (акуаца амисцуа): Цимбаи, Багба и Акыртаа. Ашнакума - собственно телохранители владетеля, который один вправе их иметь, - пользуются правами дворян, могут иметь крестьян, рабов и обладать землею. Вместо подати они обязаны находиться при владетеле во время его поездок и служить ему на посылках. Состояние это составилось частью из крестьян владетеля абхазцев, получивших за оказанные ими услуги разные льготы, частью из выходцев черкес или других горцев. Крестьяне вправе владеть землею и иметь рабов, но вместе с тем составляют сами собственность своего господина. Они обязаны платить владельцу своему летом арбу кукурузы или гоми и козленка, барана или рогатую скотину, в зимнее время - также рогатую скотину или барана и кувшин вина и помогать ему в полевых работах. В случае недостатка каких-либо припасов у господина крестьянин сверх установленного обычаем, по просьбе же оного, снабжает его таковыми. Побои не в обычае, обыкновенное его наказание - заключение в цепи. За нанесенную ему обиду крестьянин вправе судиться с владельцем своим и часто переходит под защиту другого какого-либо сильного князя или дворянина, который его селит на своей земле. В случае, если прежний господин захочет потребовать крестьянина своего обратно, приютивший его обязан возвратить по приговору суда, который заботится уже об обеспечении обиженного от беззаконного мщения господина. Рабы бывают... коренные агыруа, абхазцы и люди, приобретенные грабежом или на войне. Раб, составляя неотъемлемую [122] собственность господина своего и находясь в полной его власти, по обычаю работает на него только три дня в неделю, остальные же три дня - на себя, кроме того, исполняет и все домашние его работы и после этого не платит более никакой подати. Дочери раба, сколько бы он таковых ни имел, находятся все в доме господина, который вправе их отдать или променять... а обязанность жен из сего сословия есть поочередно варить гоми своему господину и за столом раздавать оный. Бедные дворяне, крестьяне и рабы в Абхазии нашли хороший способ ограждать себя от притеснения сильных обычаем, существующим у князей и богатых дворян, - воспитывать детей своих вдали от родительского дома. Принимая на себя эту обязанность, они вступают как бы в родство с родителями воспитываемых ими детей и пользуются их покровительством. Рабы новоприобретенные продаются; на продажу же или отдачу коренных агыруа из абхазцев один владетель имеет право. Они подлежат телесному наказанию. Власть родительская в Абхазии неограниченна; одно природное чувство любви к детям, сильное в здешнем народе, служит порукою ненарушимости их прав. Имение, оставшееся после смерти родителя, движимое и недвижимое, делится на равные части между детьми мужского пола, в выборе которых они имеют право по старшинству. Дети женского пола не имеют участия в сем разделе, но до замужества должны быть содержимы братьями и по состоянию получают приданое из рабов и движимого имения. Вдова, когда ей покойным мужем ничего не было отказано, не имеет участия в наследстве, но по смерть должна иметь пропитание у детей своих. Часто, когда братья живут согласно, имение остается неразделенным, но каждый из них вправе потребовать такового. В случае бездетства имение умершего делится на равные части между ближайшими его родственниками мужского полу... В фамилию же жены имение не переходит. Когда бы ни нашелся никто из родственников мужского полу, то владетель Абхазии делается наследником умершего; когда бы остались одни дочери, он обязан их содержать до замужества и им дать приданое. Спорные дела всякого рода с согласия владетеля решаются шариатом, носящим в Абхазии только одно название - духовного суда, ибо при собрании оного судят не по Корану, а по обычаю. Шариат обыкновенно составляется из почетных князей и дворян, сильных и уважаемых в народе; избираются они каждою из тяжущихся сторон в равном числе. Собравшись в важном случае близ стен монастыря или под тенью священных деревьев, судьи после данной им клятвы разбирают дело по праву, выслушивают тяжущихся, их удаляют и совещаются наедине. Согласившись между собою, они до оглашения еще приговора берут поруку в исполнении его, потом уже объявляют оный. Обязанность судей есть пещись о приведении в действие решения суда. Зовут к шариату: по спорным делам об имении и [за] неисполнение всякого рода договоров; по подозрению или по уликам в [123] воровстве; по подозрению прав супружества; по делам об убийстве и кровомщении. Смертная казнь не в обычае в Абхазии; единственное наказание преступника, особенно когда он князь или дворянин, есть денежная пеня или плата людьми. Когда осужденный не в состоянии уплатить возложенной на него пени, то по оценке отнимаются у него дом, земля или даже имущество; когда он крестьянин или раб я не имеет ничего, то сам делается собственностью обиженного, который тогда вправе его продать. За воровство, когда оно учинено на земле владетеля, ему платит укравший двумя мальчиками.., и, кроме того, возвращает украденное вдвойне. За убийство зовут обыкновенно на суд, когда родственники убитого слабые и не в состоянии отомстить убийце или когда кровомщение делается бесконечным. Судьи налагают на виновного пеню по званию убитого, что и служит главным различием состояний и точною оценкою силы и звания фамилий кровомстителей. За доказанное нарушение прав супружеских во всяком случае метится смертью, как и вообще за обесчещение девушки; женщину обличенную муж или ближайший родственник вправе продать. Случаи эти весьма редки в Абхазии, и их помнят здесь только два. Кровомщение, служащее, по-видимому, к всегдашнему нарушению порядка, в народе необразованном, в котором нет закона и силы, его поддерживающей, которые бы могли остановить преступника, здесь, кажется, есть необходимость; особенно в Абхазии, в которой народ не столь пылок и не столь воинствен, как в других местах, заселенных горскими племенами; страх кровомщения частью удерживает убийцу и грабителя в его покушениях или по совершении преступления заставляет скрываться, чем избавляет край от вредного его присутствия. В характере абхазцев мало оригинального, он принадлежит всем горским племенам западной части Кавказского хребта. Менее храбры и воинственны, чем кабардинцы и черкесы, они более склонны к домашней жизни; хищничество обнаруживается в них только тогда, когда приобретение этим способом не сопряжено с большою опасностью. Положение края, средства его, которые он представляет, влияние на него соседних народов и владычества турок [ - все это] образовало их характер и понятия. При хороших умственных способностях, которыми обладают абхазцы, они любопытны и склонны к нововведениям 9. Хозяйственная деятельность абхазов в 30-х годах XIX в. 10 Восточный берег Черного моря населен двумя совершенно различными племенами: от Анапы до реки Саше живут натухайцы и шапсуги, принадлежащие к племени, известному у нас под именем черкесского, или адыге, как они сами себя называют; от Саше до [124] устья Ингура морской берег занят абазинами, называющими себя «абсасца». Последние делятся на джигетов, или садзов, живущих между реками Саше и Бзыбь, и на абхазцев, составляющих отдельное владение. Черкесы и абазины говорят на двух различных языках, не имеющих между собою никакого сходства. Трудно определить число абхазского народонаселения: в мое время нам не удавалось еще нигде пересчитать горцев точным образом. Все цифры того времени, которыми означали кавказское население, брались приблизительно, можно сказать, на глаз. По понятиям горцев, считать людей было не только совершенно бесполезно, но даже грешно; почему они, где можно было, сопротивлялись народной переписи или обманывали, не имея возможности сопротивляться. В мое время, то есть в тридцать пятом году, считали в Абхазии около сорока тысяч мужского пола - цифра, которую я повторяю, не позволяя себе ручаться за ее точность... Все абазинское племя воинственно несколько менее черкесов. Занимая весьма лесистую и гористую местность, абазины дерутся преимущественно пешком и пользуются славою отличных стрелков. В домашней жизни, в одежде и вооружении они совершенно сходны с черкесами и отличаются от них в этом отношении только двумя особенностями, весьма приметными для горца. Кафтан с патронами на груди, составляющий общую горскую одежду на всей северной стороне Кавказа, они носят гораздо короче черкесов и, кроме того, имеют привычку обвивать башлык чалмою около шапки, когда концы его не распущены по плечам против дождя, чего не делают черкесы. Прибрежные абхазцы занимаются рыбной ловлей. Устья горных речек, впадающих в море, изобилуют лососиною, которая составляет весьма лакомую пищу и по здешнему обычаю жарится обыкновенно на вергеле. Берега посещаются летом несчетным количеством дельфинов, которых абхазцы ловят для вытапливания из них жира, закупаемого турками и греками. Ловля дельфинов весьма любопытна. В хорошую погоду они имеют привычку держаться на поверхности моря, подпрыгивая беспрестанно колесом. Тогда абхазцы выезжают на самых маленьких каюках, выдолбленных из дерева, обхватывают довольно большое водное пространство длинною сетью, имеющею футов шесть ширины, с поплавками наверху и с тяжестью внизу, заставляющими ее принять в воде вертикальное положение. Две или три каюки въезжают во внутренность обхваченного сетью пространства, и ловцы начинают бить баграми находящихся в нем дельфинов. Этот способ ловли небезопасен, потому что каюки иногда тонут под тяжестью убитой рыбы и [иногда] опрокидываются, когда дельфины ударяют в них, кружась в воде, но абхазцы не боятся этого, плавая не хуже дикарей островов Южного океана. Хлебопашество находится в Абхазии, как и во всех горах, в самом первобытном состоянии и ограничивается небольшим посевом гоми, кукурузы, ячменя, фасоли и табаку. Пшеницы сеют очень мало. Русские научили абхазцев разводить капусту, картофель и некоторые другие овощи. Абхазия чрезвычайно богата виноградом и разными фруктами, в особенности грушами, сливами и персиками, растущими без всякого ухода. В лесах господствуют дуб, бук, чинар, чиндар, орех, каштан и шелковица. Около Сухума встречается в больших размерах буксовое дерево (самшит.- Г. Д.) и растет лавр. Скотом [125] абхазцы беднее прочих горцев. Лошади их небольшого роста и не отличаются силою; ослы в большом употреблении. Дичи так много в горах и в абхазских лесах, что хлебопашцы не знают, как уберечь от нее свои поля. Чаще всего встречаются дикие козы, серны и кабаны. Последние производят весьма убыточные опустошения в полях, засеянных просом, почему абхазцы истребляют их без пощады и продают в Сухуме их головы и окорока за несколько зарядов пороха. Из диких зверей водятся медведи, волки, лесные кошки, лисицы, куницы и шакалы в несметном количестве. Иногда случается охотникам ловить барсов, но это бывает нечасто. Комментарии 1. ЦГВИА (Центральный государственный военно-исторический архив СССР (Москва)), ф. 548, oп. 3, д. 21, лл. 4-5. 2. Вид проса (в Приложении все примечания даны автором настоящей монографии). 3. В ущелье p. Гумисты издавна существовал свинцово-серебряный рудник. 4. Правильно — до р. Хосты. 5. Куадж — по-черкесски «селение». 6. ЦГВИА, ф. ВУА (Военно-ученый архив), д. 18 510, лл. 1-8 об. 7. Речь идет об абхазско-абазинских племенах. 8. ЦГВИА, ф. 38, он. 30/286, св. 839, д. 192. 9. ЦГВИА, ф. 482, д. 57, лл. 7-11 об. 10. Из кн.: Т., Воспоминания кавказского офицера, ч. I, стр. 56, 61-62. Текст воспроизведен по изданию: Ф. Ф. Торнау и его кавказские материалы XIX века. М. Наука. 1976 |
|